Научная статья на тему '3. 12. Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в России'

3. 12. Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL SCALE BUSINESS / SECTORS OF SMALL SCALE BUSINESS / NATIONAL POLITICS IN THE AREA OF SMALL SCALE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брылева Марина Петровна

статья посвящена актуальным вопросам, связанным с правовым регулированием малого предпринимательства в современной России, становлением и развитием соответствующего российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law on Development of Various Sectors of Small Scale Business

An article is devoted to topical questions connected with the law regulation of small scale business in a present-day Russia, with the law on development of various sectors of small scale business in Russia.

Текст научной работы на тему «3. 12. Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в России»

3.12. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Брылева Марина Петровна, соискатель. Место учебы: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации, кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]

Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам, связанным с правовым регулированием малого предпринимательства в современной России, становлением и развитием соответствующего российского законодательства.

Ключевые слова: малый бизнес, субъекты малого предпринимательства, государственная политика в области развития малого предпринимательства.

LAW ON DEVELOPMENT OF VARIOUS SECTORS OF SMALL SCALE BUSINESS

Bryleva Marina Petrovna, competitor. Place of study: All-Russian state tax academy of Ministry of finance of Russian Federation, civil law chair. E-mail: [email protected]

Annotation: An article is devoted to topical questions connected with the law regulation of small scale business in a present-day Russia, with the law on development of various sectors of small scale business in Russia. Keywords: small scale business, sectors of small scale business, national politics in the area of small scale development.

За годы реформирования национальной экономики и социальной сферы России в относительно самостоятельное направление деятельности органов публичной власти выделились меры по становлению, поддержке и развитию малого бизнеса. При этом особое внимание было уделено созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы малого предпринимательства (прежде всего, специального законодательства), где четко прослеживаются несколько этапов. На

1-м этапе (до конца 1994 г.) правовое регулирование малого предпринимательства осуществлялось сохраняющими юридическую силу нормативно-правовыми актами СССР, указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации1.

1См., в частности: Постановление Совета Министров Союза ССР от 8 августа 1990 г. №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» //СП СССР. - 1990. - №19. - Ст.101; Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. №1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» //Ведомости Съезда и Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации). - 1992. - №49. - Ст.2934; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» //Российская газета. - 1993. - 27 мая; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65 «О Фонде содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере» //САПП. - 1994. - №6. - Ст.447; Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. №1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №33. - Ст.3442.

2-й этап условно завершился принятием в 1995 г. Федерального закона №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»2. В развитие этого специального законодательного акта был принят и с начала 1996 г. стал действовать Федеральный закон №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»3. А Правительство России 4 декабря 1995 г. приняло Постановление №1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»4.

Федеральный закон №88-ФЗ определял, какие хозяйствующие субъекты могли обладать статусом малого предпринимателя. К ним относились физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Что касается предпринимательских организаций, они обладали указанным статусом только при одновременном наличии следующих трех условий:

1) они должны были быть коммерческими организациями;

2) в уставном капитале такой коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25%, а доля, принадлежавшая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25%;

3) средняя численность работников в такой коммерческой организации за отчетный период не должна была превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научнотехнической сфере - 60 человек; в оптовой торговле -50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относились к таковым на основании того вида деятельности, доля которого являлась доминирующей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определялась с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности оно лишалось льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в тече-

2Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в редакции федерального закона от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ //СЗ РФ. - 1995. - №25. -Ст.2343; 2002. - №12. - Ст.1093.

^Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» в редакции федерального закона от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ //СЗ РФ. - 1996. - №1. - Ст.15; 1998. - №31. - Ст.3826. См. также: Кирилина В.Е. Упрощенная система налогообложения: прошлое, настоящее и будущее //Вестник РУДН. Серия «Юридические науки» - 2000. - №2. - С.5-24.

4СЗ РФ. - 1995. - №50. - Ст.4924; 2000. - №49. - Ст.4823.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СУБЪЕКТАХ МП

Брылева М.П.

ние которого было допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

3-й этап был, в частности, ознаменован принятием в 2003 г. Федерального закона №129-ФЗ о внесении изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»5, закрепившим исключение из общего правила: в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществлялась в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Правительство России ежегодно перед представлением федерального бюджета вносило на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривалось выделение ассигнований на ее реализацию.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления разрабатывали и проводили в жизнь мероприятия по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.

Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Федерации и муниципалитетов стали предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных (муниципальных) нужд. В частности, государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации к приоритетным, обязались размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции для государственных нужд на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

4-й (нынешний) этап связан с принятием в 2007 г. специального Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос-

5Федеральный закон Российской Федерации от 1 сентября 2003 г. №129-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона Российской Федерации "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"» //Российская газета. -2003. - 3 октября.

сийской Федерации»6, который вместе с Конституцией Российской Федерации7, Гражданским кодексом Российской Федерации8, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления образует современную основу нормативного правового регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона №209, к субъектам малого предпринимательства в настоящее время относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности - программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства /ноу-хау/, исключительные права на которые принадлежат учредителям /участникам/ таких хозяйственных обществ -бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

6Федеральный закон Российской Федерации №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 6 июля 2007 г. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 июля 2007 г. Подписан Президентом Российской Федерации 24 июля 2007 г. В редакции федеральных законов от: 18 октября 2007 г. №230-ФЗ, 22 июля 2008 г. №159-ФЗ, 23 июля 2008 г. №160-ФЗ, 2 августа 2009 г. №217-ФЗ //Гарант. - 2009. - 10 ноября.

^Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008.

8Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ. Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //Гарант. - 2009. - 10 ноября.

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек; при этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов предпринимательства.

Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время являются:

1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для их развития;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

4) оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение общего числа субъектов малого предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения, развитие самозанятости, увеличение среднего класса;

7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли их платежей в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Исходя из выше изложенного, условно выделим 4 этапа становления и развития законодательства о субъектах малого предпринимательства в России:

Использование сохраняющих юридическую силу нормативных правовых актов СССР, закрепивших правовой статус малого бизнеса, принятие соответствующих указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации.

Становление законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства в России.

Внесение изменений в действующее законодательство о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в части закрепления в нем льгот и преференций в отношении субъектов малого предпринимательства.

Принятие специального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Список литературы:

1. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций. -М.: «Юстицинформ», 2007.

2. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов /Предисл. В.Ф.Яковлева. - М.: Норма, 2004.

3. Зыкова Т. В малом бизнесе нашли «элиту» //Российская газета. - 2005. - 21 февраля.

4. Кирилина В.Е. Упрощенная система налогообложения: прошлое, настоящее и будущее //Вестник РУДН. Серия «Юридические науки» - 2200. - №2. -С.5-24.

5. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М.: Республика, 2008.

6. Яковлева Е. Средний класс: можно ли число состоятельных семей в России увеличить в три раза //Российская газета. - 2005. - 18 февраля.

Рецензия

Представленная на рецензию статья посвящена достаточно актуальной проблеме, имеющей теоретическую и практическую значимость. Основываясь на методе комплексного нормативно-правового анализа, автор последовательно и логично указала этапы развития специального законодательства России о малом предпринимательстве, особо выделив основные критерия отнесения соответствующих хозяйственных субъектов к представителям малого бизнеса. Достоинством работы является и то, что автор, касаясь состояния и развития сферы малого предпринимательства в России, лаконично и точно указала ее ключевые проблемы и пути их решения, что свидетельствует о хорошем знании предмета исследования. Выдержанное в ровной научной тональности изложение добавляет благоприятное впечатления от представленной статьи.

Вывод: автор обладает необходимыми качествами исследователя, а ее работа имеет научную и практическую ценность, отвечает требованиям, предъявляемым к статьям по гражданско-правовой проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах страны.

Профессор кафедры гражданского права

юридического факультета

Всероссийской государственной налоговой академии

Министерства финансов Российской Федерации,

кандидат юридических наук

Ф.Н.Михайлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.