3.12. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУБЪЕКТАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Брылева Марина Петровна, соискатель. Место учебы: Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации, кафедра гражданского права. E-mail: [email protected]
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам, связанным с правовым регулированием малого предпринимательства в современной России, становлением и развитием соответствующего российского законодательства.
Ключевые слова: малый бизнес, субъекты малого предпринимательства, государственная политика в области развития малого предпринимательства.
LAW ON DEVELOPMENT OF VARIOUS SECTORS OF SMALL SCALE BUSINESS
Bryleva Marina Petrovna, competitor. Place of study: All-Russian state tax academy of Ministry of finance of Russian Federation, civil law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: An article is devoted to topical questions connected with the law regulation of small scale business in a present-day Russia, with the law on development of various sectors of small scale business in Russia. Keywords: small scale business, sectors of small scale business, national politics in the area of small scale development.
За годы реформирования национальной экономики и социальной сферы России в относительно самостоятельное направление деятельности органов публичной власти выделились меры по становлению, поддержке и развитию малого бизнеса. При этом особое внимание было уделено созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы малого предпринимательства (прежде всего, специального законодательства), где четко прослеживаются несколько этапов. На
1-м этапе (до конца 1994 г.) правовое регулирование малого предпринимательства осуществлялось сохраняющими юридическую силу нормативно-правовыми актами СССР, указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации1.
1См., в частности: Постановление Совета Министров Союза ССР от 8 августа 1990 г. №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» //СП СССР. - 1990. - №19. - Ст.101; Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. №1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» //Ведомости Съезда и Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации). - 1992. - №49. - Ст.2934; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» //Российская газета. - 1993. - 27 мая; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. №65 «О Фонде содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере» //САПП. - 1994. - №6. - Ст.447; Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1994 г. №1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №33. - Ст.3442.
2-й этап условно завершился принятием в 1995 г. Федерального закона №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»2. В развитие этого специального законодательного акта был принят и с начала 1996 г. стал действовать Федеральный закон №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»3. А Правительство России 4 декабря 1995 г. приняло Постановление №1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»4.
Федеральный закон №88-ФЗ определял, какие хозяйствующие субъекты могли обладать статусом малого предпринимателя. К ним относились физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Что касается предпринимательских организаций, они обладали указанным статусом только при одновременном наличии следующих трех условий:
1) они должны были быть коммерческими организациями;
2) в уставном капитале такой коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25%, а доля, принадлежавшая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25%;
3) средняя численность работников в такой коммерческой организации за отчетный период не должна была превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научнотехнической сфере - 60 человек; в оптовой торговле -50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относились к таковым на основании того вида деятельности, доля которого являлась доминирующей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определялась с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности оно лишалось льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в тече-
2Федеральный закон Российской Федерации от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в редакции федерального закона от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ //СЗ РФ. - 1995. - №25. -Ст.2343; 2002. - №12. - Ст.1093.
^Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» в редакции федерального закона от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ //СЗ РФ. - 1996. - №1. - Ст.15; 1998. - №31. - Ст.3826. См. также: Кирилина В.Е. Упрощенная система налогообложения: прошлое, настоящее и будущее //Вестник РУДН. Серия «Юридические науки» - 2000. - №2. - С.5-24.
4СЗ РФ. - 1995. - №50. - Ст.4924; 2000. - №49. - Ст.4823.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СУБЪЕКТАХ МП
Брылева М.П.
ние которого было допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
3-й этап был, в частности, ознаменован принятием в 2003 г. Федерального закона №129-ФЗ о внесении изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»5, закрепившим исключение из общего правила: в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществлялась в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Правительство России ежегодно перед представлением федерального бюджета вносило на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривалось выделение ассигнований на ее реализацию.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления разрабатывали и проводили в жизнь мероприятия по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства.
Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Федерации и муниципалитетов стали предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных (муниципальных) нужд. В частности, государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Федерации к приоритетным, обязались размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции для государственных нужд на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.
4-й (нынешний) этап связан с принятием в 2007 г. специального Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос-
5Федеральный закон Российской Федерации от 1 сентября 2003 г. №129-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона Российской Федерации "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"» //Российская газета. -2003. - 3 октября.
сийской Федерации»6, который вместе с Конституцией Российской Федерации7, Гражданским кодексом Российской Федерации8, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления образует современную основу нормативного правового регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона №209, к субъектам малого предпринимательства в настоящее время относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности - программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства /ноу-хау/, исключительные права на которые принадлежат учредителям /участникам/ таких хозяйственных обществ -бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
6Федеральный закон Российской Федерации №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 6 июля 2007 г. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 июля 2007 г. Подписан Президентом Российской Федерации 24 июля 2007 г. В редакции федеральных законов от: 18 октября 2007 г. №230-ФЗ, 22 июля 2008 г. №159-ФЗ, 23 июля 2008 г. №160-ФЗ, 2 августа 2009 г. №217-ФЗ //Гарант. - 2009. - 10 ноября.
^Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М., 2008.
8Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ. Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //Гарант. - 2009. - 10 ноября.
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек; при этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов предпринимательства.
Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время являются:
1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для их развития;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
4) оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение общего числа субъектов малого предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения, развитие самозанятости, увеличение среднего класса;
7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли их платежей в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Исходя из выше изложенного, условно выделим 4 этапа становления и развития законодательства о субъектах малого предпринимательства в России:
Использование сохраняющих юридическую силу нормативных правовых актов СССР, закрепивших правовой статус малого бизнеса, принятие соответствующих указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации.
Становление законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства в России.
Внесение изменений в действующее законодательство о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в части закрепления в нем льгот и преференций в отношении субъектов малого предпринимательства.
Принятие специального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций. -М.: «Юстицинформ», 2007.
2. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов /Предисл. В.Ф.Яковлева. - М.: Норма, 2004.
3. Зыкова Т. В малом бизнесе нашли «элиту» //Российская газета. - 2005. - 21 февраля.
4. Кирилина В.Е. Упрощенная система налогообложения: прошлое, настоящее и будущее //Вестник РУДН. Серия «Юридические науки» - 2200. - №2. -С.5-24.
5. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Официальный текст. Издание Администрации Президента Российской Федерации. - М.: Республика, 2008.
6. Яковлева Е. Средний класс: можно ли число состоятельных семей в России увеличить в три раза //Российская газета. - 2005. - 18 февраля.
Рецензия
Представленная на рецензию статья посвящена достаточно актуальной проблеме, имеющей теоретическую и практическую значимость. Основываясь на методе комплексного нормативно-правового анализа, автор последовательно и логично указала этапы развития специального законодательства России о малом предпринимательстве, особо выделив основные критерия отнесения соответствующих хозяйственных субъектов к представителям малого бизнеса. Достоинством работы является и то, что автор, касаясь состояния и развития сферы малого предпринимательства в России, лаконично и точно указала ее ключевые проблемы и пути их решения, что свидетельствует о хорошем знании предмета исследования. Выдержанное в ровной научной тональности изложение добавляет благоприятное впечатления от представленной статьи.
Вывод: автор обладает необходимыми качествами исследователя, а ее работа имеет научную и практическую ценность, отвечает требованиям, предъявляемым к статьям по гражданско-правовой проблематике, и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах страны.
Профессор кафедры гражданского права
юридического факультета
Всероссийской государственной налоговой академии
Министерства финансов Российской Федерации,
кандидат юридических наук
Ф.Н.Михайлов