научно-методический электронный журнал
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14007. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14007
УДК 330.341
Лескина Ольга Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика и финансы ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Пензенский филиал), г. Пенза olleskina@rambler.ru
Мурысин Михаил Викторович,
студент 2 курса ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Пензенский филиал), г. Пенза myrisinmv@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития малого бизнеса в России. В работе оценивается динамика численности малых предприятий в России и в Пензенской области, рассматриваются пути эффективной государственной поддержки развития малого бизнеса.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка субъектов малого бизнеса.
Раздел: (04) экономика.
Значение малого предпринимательства для жизни общества трудно переоценить. Малый бизнес выполняет важнейшие экономические и социальные функции, такие как противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, создание новых рабочих мест, содействие инновациям, способность удовлетворять разнообразные потребности субъектов на рынке, повышение совокупного дохода широких слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков и традиций как существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-экономической и политической стабильности нации [1]. Малые предприятия обладают способностью быстрой адаптации к постоянно изменяющейся экономической конъюнктуре. Развитие сферы малого бизнеса помогает обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения, расширяя сферу приложения труда, стимулируя инициативу и способствуя более полной реализации творческого потенциала работников.
Среднему классу принадлежит особая роль в процессе воспроизводства товаров и услуг. Во всем мире средний класс выступает в роли фактора, обуславливающего устойчивое экономическое развитие потому, что значительная часть потребностей общества может быть удовлетворена только предприятиями малого и среднего бизнеса, трудятся на которых и являются их собственниками представители среднего класса. Средний класс производит и, в свою очередь, предъявляет спрос на современную бытовую технику, мебель, одежду, продукты питания, периодические издания, услуги и т. д., стимулируя воспроизводственный процесс. Например, в США пищевая промышленность практически полностью (97%) представлена мелкими фирмами. Малый бизнес в США - это 64% объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73% -в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса. Они дают 2/3 стоимости всей продукции. Во Франции мелкое и среднее предпринимательство охватывает 66,8% общей численности трудоспособного населения и 99% от
Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты)
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
научно-методический электронный журнал
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14007. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14007
УДК 330.341
общего числа всех предприятий. В Японии малое предпринимательство также получило значительное развитие. Только в обрабатывающей промышленности этой страны функционирует более 6,5 млн. мелких фирм (99%). Аналогичная ситуация складывается и в других промышленно развитых странах [2, с. 74].
К сожалению, в России немало препятствий ограничивают реализацию больших потенциальных возможностей малого бизнеса: несовершенство законодательной базы, налоговый пресс, административные барьеры, коррупция и др. В целом отметим, что на развитие малого бизнеса оказывают влияние огромное количество социально-экономических и политических факторов.
Оптимизация нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность, развитие, государственную поддержку малого предпринимательства в современных социально-экономических условиях является наиболее актуальной задачей, от решения которой будут зависеть дальнейшие пути развития предпринимательства в России. В настоящее время реализуются различные программы, направленные на развитие малого предпринимательства, проводятся экономические реформы.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 г. критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
«VI *5 <Х»
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
КОНЦЕПТ
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь).-ART 14007.-0,5 п. л.-URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. per. Эл N° ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14007 УДК 330.341
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий - 60 млн. рублей;
- для малых предприятий - 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
Динамика основных показателей деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации в 2008-2012 гг. приведена на рисунке 1.
На 1 января 2013 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2012 г. на 8,7%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 0,6%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 22,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 3,8% (с поправкой на ИПЦ оборот, напротив, уменьшился на 2,4%), рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил 20,9% (с поправкой на ИПЦ инвестиции в основной капитал выросли на 13,7%) [3].
Количество малых предприятий, тыс. единиц
2000
1600
1200
800
400
1052,3^j1374’'
■ ■
1
1593,8 1 758,9
■ 1
2|М
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. ■ микропредприятия ■ малые предприятия
Рис. 1. Количество малых предприятий в РФ, тыс. ед.
Таким образом, в настоящий момент количество малых предприятий в России в целом не достигло предкризисного уровня 2008 г., но в сфере распространения микропредприятий наблюдается рост, что очевидно связано с меньшими затратами на
0
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
КОНЦЕПТ
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь).-ART 14007.-0,5 п. л.-URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. per. Эл N° ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 14007 УДК 330.341
открытие и ведение данного вида бизнеса. Увеличение отдельных показателей функционирования микропредприятий и малого бизнеса свидетельствует о происходящих в экономике положительных тенденциях. Однако эти тенденции нуждаются в дальнейшем совершенствовании, особенно если сравнивать их с показателями развитых стран. Так, например, в экономически развитых странах в сфере функционирования микропредприятий и малого предпринимательства занято порядка 40-50% экономически активного населения, а в России, как было отмечено выше, только 22,6%.
Отраслевая структура малых компаний в России характеризуется преобладанием малых предприятий и микропредприятий в сфере торговли, далее следуют сфера услуг, строительство и обрабатывающие производства (табл. 1).
Таблица 1
Отраслевое распределение малых компаний в России в 2009 г., %
Микропредприятия Малые предприятия
Оптовая и розничная торговля 42,7% 30,7%
Предоставление услуг 18,8% 17,0%
Строительство 11,7% 14,3%
Обрабатывающее производство 9,4% 16,0%
По данным Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области в регионе наблюдается рост численности малых предприятий. Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе по состоянию на 01.04.2013 г. достигло 51,8 тыс. единиц (по данным на 2009 г. их число составляло 21,14 тыс. единиц), в том числе:
- малых (включая микро-) предприятий - 17,8 тыс. единиц;
- индивидуальных предпринимателей - 33,9 тыс. единиц (в т. ч. глав крестьянских (фермерских) хозяйств - 1,8 тыс. единиц);
- средних предприятий - 116 единиц.
За январь-июнь 2013 г. вновь создано 3369 единиц субъектов малого предпринимательства, из них: малых предприятий - 1085 единиц (32,2%), в т. ч. сельскохозяйственных кооперативов - 7 ед.; индивидуальных предпринимателей - 2090 единиц (62,0%), КФХ - 194 единицы (5,8%).
По результатам обследования Пензастатом малых предприятий выявлено, что 25% осуществляли свою деятельность в оптовой и розничной торговле; 20,8% - в обрабатывающих производствах; 17,3% - в сфере осуществления операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 14,2% - в строительстве; 8,2%
- в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства и 14,5% - в малых предприятиях, занятых прочими видами экономической деятельности (транспортом и связью, гостиницами и ресторанами, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) [4].
В Пензенской области в целом проводится активная работа по стимулированию создания субъектов малого бизнеса. Министерством инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области в постоянном режиме осуществляется работа по совершенствованию регионального законодательства, способствующего развитию малого бизнеса и снижению налогового бремени предпринимателей, а также по формированию новых видов финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства.
В I полугодии 2013 г. усилия властей были направлены на оказание финансовой поддержки субъектам малого бизнеса в регионе за счет средств федерального бюд-
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
научно-методический электронный журнал
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14007. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14007
УДК 330.341
жета. По итогам рассмотрения направленных в Министерство экономического развития Российской Федерации заявок на предоставление федеральных средств для реализации мероприятий по государственной поддержке субъектов малого бизнеса Пензенская область признана победителем конкурсного отбора. В регион для реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемых в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 годы» привлечено 121,4903 млн. рублей средств федерального бюджета, а именно:
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров - 40,0 млн. рублей;
- субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования - 60,4903 млн. рублей;
- создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (гарантийный фонд ОАО «Поручитель») - 15,0 млн. рублей;
- создание и обеспечение деятельности информационно-аналитического центра (Евро Инфо Корреспондентский центр) - 4,0 млн. рублей;
- создание и обеспечение деятельности Центра поддержки предпринимательства - 2,0 млн. рублей [5].
Для осуществления комплексной помощи предпринимателям во многих регионах России, в том числе и в Пензенской области, созданы ассоциации помощи малому бизнесу, представители которых могут оказать необходимые консультации по регистрации предприятий, получении займов для развития бизнеса. Ассоциации поддержки малого бизнеса проводят специальные мероприятия, где предприниматели могут познакомиться с потенциальными инвесторами, обменятся друг с другом собственными идеями или опытом. В Пензенской области на сегодняшний день имеют широкое распространение бизнес-инкубаторы. Они помогают начинающим бизнесменам в значительной степени сократить расходы, предоставляя им в аренду не только помещения, но также и мебель, средства связи, оргтехнику. Кроме того, предпринимателям оказываются бухгалтерские, юридические, консалтинговые, образовательные и информационные услуги. Нахождение предпринимателя в инкубаторе на льготных условиях аренды рассчитано на три года. В настоящее время в области действуют 11 региональных и 25 муниципальных бизнес-инкубаторов [6].
Для повышения эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в России в целом и в ее отдельных регионах необходимо проведение следующих мероприятий:
- разработка и реализация программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия;
- строгое распределение функций поддержки между различными уровнями и органами государственной власти при сохранении за центральными органами общих координационных функций;
- рациональное сочетание прямых и косвенных мер государственной поддержки;
- привлечение инвестиций и реализация программ финансовой поддержки бюджетов различных уровней, использование стимулирующих налоговых инструментов, специ-
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
научно-методический электронный журнал
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14007. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14007
УДК 330.341
ализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов, применение разнообразных методов финансирования, поощрения частных кредитов и инвестиций путем государственных гарантий, страхования, компенсаций долевого участия;
- существование правительственных и общественных учреждений, обеспечивающих координацию программ и выполнения всего комплекса задач в области поддержки малого предпринимательства;
- поощрение совместной деятельности, взаимопомощи и кооперирования внутри сектора малого предпринимательства, приводящее к повышению его эффективности, конкурентоспособности и устойчивости;
- развитие государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных предприятий и предприятий, находящихся на грани банкротства [7, 8].
Исследование зарубежного опыта поддержки малых предприятий позволяет выделить приоритетные направления стимулирования его развития, наиболее актуальные для России.
1. Снижение налоговой нагрузки на существующие и на вновь открывающиеся малые предприятия. По данным Росстата, одним из основных факторов, ограничивающих деловую активность бизнеса, является высокий уровень налогов. В этом направлении целесообразно также выделение грантов и субсидий для отдельных категорий предприятий, обремененных выплатами налогов. Это будет способствовать решению и проблемы наличия в стране неформального «теневого» бизнеса. Наиболее распространено неформальное предпринимательство в розничной торговле и бытовых услугах населению, численность занятых на таких предприятиях, в среднем, не превышает 10 человек. То есть это потенциальные субъекты малого предпринимательства, которые могли бы зарегистрироваться и платить налоги в местный бюджет.
2. Разработка эффективного законодательства, защищающего интересы малого и среднего бизнеса необходима для того, чтобы снизить риски возникновения административных барьеров, недобросовестной конкуренции, повысить защищенность прав собственности и контрактных прав, сформировать законодательные условия деятельности бизнеса и их безусловное исполнение. Хорошим примером для России является Европа, где за 24 часа, например, в Испании, можно зарегистрировать свой бизнес, а затем заниматься любой деятельностью, не нуждающейся в лицензии.
3. Разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере малого бизнеса, введение системы субсидий, направленных на компенсацию расходов при открытии своего дела или расширения бизнеса [9]. Данные меры являются необходимыми, так как основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, являются высокая стоимость заемных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к ним.
4. Предоставление малым предприятиям государственных заказов путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на малые предприятия, в общей доле госзаказов. Наиболее приемлемой здесь, на наш взгляд, является практика США и Германии.
5. Предоставление информационной помощи субъектам малого предпринимательства со стороны органов федеральной власти, а не субъектов федерации, что является более эффективным и целесообразным.
6. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров для ведения предпринимательской деятельности в разных отраслях народного хозяйства страны.
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
научно-методический электронный журнал
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь). - ART 14007. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14007
УДК 330.341
7. Постоянное изучение и адаптация на территории России опыта поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Одним из способов осуществления этого направления является организация для всех уровней власти круглых столов, семинаров и конференций по передаче опыта развития и поддержки малого бизнеса в других странах. Возможным решением может быть и отправка на обучение специалистов за границу за счет средств федерального или региональных бюджетов.
В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» отмечены приоритетные задачи развития экономики страны, в частности повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда, создание условий для эффективного развития внутренних и внешних рынков. В рамках этого направления предполагается достижение определенных целей в области регистрации малых предприятий: снижение количества этапов регистрации предприятий с 9 до 3, сокращение времени на прохождение всех этапов с 30 до 3 дней, снижение затрат на регистрацию предприятий с 6,1 до 3 тыс. рублей. Кроме того, планируется расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, доступа субъектов среднего предпринимательства к государственному заказу в рамках федеральной контрактной системы. Это позволит улучшить деловой климат, усилит стимулы к инновационной деятельности предприятий.
На наш взгляд, проблема развития малого предпринимательства особенно актуальна для малых городов, так как именно туда крупный бизнес не идет, а малое предпринимательство является основным источником рабочих мест и доходов местного бюджета и населения. В случае улучшения ситуации с частным предпринимательством на местах возможно решение проблемы чрезмерной зависимости муниципальных органов от финансирования сверху.
Таким образом, можно заключить, что развитие в России конкурентоспособных, экономически активных, инновационных и социально ответственных малых предприятий будет способствовать экономическому росту страны, формированию среднего класса общества и должно быть одной из главных целей экономической политики России.
Ссылки на источники
1. Лескина О. Н. Социально-экономические условия и государственная политика формирования среднего класса в России // В мире научных открытий. - 2010. - № 1 (07), Часть 2. - С. 51-58.
2. Лескина О. Н. Средний класс как фактор устойчивости социально-экономической системы: дис. ... канд. эконом. наук. - Тамбов, 2005. - 184 с.
3. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru.
4. Пензастат. - URL: httpVwww.pnz.gks.ru.
5. Ресурсный центр малого предпринимательства. - URL: http://www.rcsme.ru.
6. Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области. - URL: http:/www .mir.pnzreg.ru.
7. Лескина О. Н., Томаева Е. В. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции / Под ред. В. В. Бондаренко, В. П. Линьковой. - Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП Тугу-шев С. Ю., 2013.
8. Безбородова Т. И. Меры государственной поддержки процессов финансового оздоровления несостоятельных организаций // Юрист. - 2012. - № 17. - С. 36-40.
9. Лескина О. Н. Двойнева Ю. М. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса с учетом опыта развитых стран // Социально-экономические аспекты современного развития России: сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2011.
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm
КОНТ ТЕПТ
Лескина О. Н., Мурысин М. В. Развитие малого предпринимательства в России (национальный и региональный аспекты) // Концепт. - 2014. - № 01 (январь).-ART 14007.-0,5 п. л.-URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14007.htm. - Гос. per. Эл N° ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ISSN 2304-120Х
772304
120142
научно-методический электронный журнал ART 14007 УДК 330.341
Olga Leskina,
candidate of Economic Sciences, Associated Professor at the chair of economics and finances, Financial University under the Government of the Russian Federation,
Penza branch, Penza olleskina@rambler.ru Mikhail Murysin,
2-year student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza branch, Penza myrisinmv@yandex.ru
The development of small business in Russia (national and regional aspects)
Abstract. The article is devoted to the actual problem of small-scale business development in Russia. The authors estimate the dynamics of small enterprises number in Russia and in the Penza region and view the ways of effective state support of small-scale business development.
Key words: small business, the state support of small-scale business subjects.
References: 1-9 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014201
http://e-koncept.ru/2014/14007.htm