240 лет со дня основания Вольного экономического общества России
Съезд Вольного экономического общества России 31 октября - 1 ноября 2005 года, Москва
31 октября 2005 года начал свою работу юбилейный Съезд Вольного экономического общества России (ВЭО России), посвященный 240-летию его основания.
В работе Съезда приняли участие более 600 гостей и делегатов, представляющих 64 республики, края и области Российской Федерации. Будет справедливым отметить, что делегаты Съезда ВЭО России - это элита российской науки: на Съезде присутствовали 266 докторов и кандидатов наук (53 %), 12 академиков Российской академии наук, 56 действительных членов и членов-кор-респондентов иных академий, 78 делегатов, удостоенных звания «Заслуженный экономист», «Заслуженный деятель науки и техники», «Заслуженный строитель» и т. п. Делегатами и гостями Съезда также стали представители государственной, региональной и муниципальной ветвей власти, ученые и специалисты-практики, ректоры и президенты ведущих вузов страны, руководители предприятий, банков, заводов, сельскохозяйственных объединений и т. д.
В адрес Съезда поступила телеграмма Президента Российской Федерации Путина В.В.: Оргкомитету Юбилейного съезда Вольного экономического общества России Приветствую участников и гостей юбилейного съезда, посвященного 240-летию Вольного экономического общества России.
История одной из старейших общественных организаций России неразрывно связана с именами видных ученых, политиков, государственных деятелей. За прошедшие десятилетия ВЭО внесло достойный вклад в развитие отечественной экономической
мысли, широкое общественное просвещение, организацию научных дискуссий, конференций, исследовательских экспедиций. Важно, что сегодняшний состав общества бережно приумножает замечательные традиции нескольких поколений своих предшественников, стремится активно содействовать эффективному социально-экономическому развитию страны.
Желаю вам успехов и всего наилучшего.
Президент Российской Федерации
В. Путин
01.11.2005
Поступили приветствия от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронова С.М., Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлова Б.В., Председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина С.В., Министра сельского хозяйства Российской Федерации Гордеева А.В., мэра Москвы в правительстве Москвы Лужкова Ю.М., а также от представителей различных общественных организаций.
31 октября в Колонном зале Дома Союзов состоялось Пленарное заседание Съезда.
С основным докладом «Вольное экономическое общество России - 240 лет на службе Отечеству» выступил президент ВЭО России Попов Г.Х. В своем докладе Гавриил Харитонович рассказал об истории создания Общества, основных направлениях его деятельности, дал оценку прошлому историческому опыту ВЭО, рассказал о его настоящем и поделился планами на будущее1.
1 Материалы доклада, посвященные перспективам развития ВЭО, читайте после информационного сообщения.
Свои доклады представили вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики Российской академии наук, академик Российской академии наук Абалкин Л.И.; президент ВЭО Москвы, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы, заслуженный строитель Российской Федерации Росляк Ю.В.; член Правления ВЭО России, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Украине, экс-премьер-министр Российской Федерации, кандидат технических наук Черномырдин В.С.; вице-президент ВЭО России, председатель Совета директоров Международного фонда инвестиций и приватизации, вице-президент РСПП, вицепрезидент, академик Международной академии менеджмента, академик Российской академии естественных наук, доктор эконо-
мических наук, профессор Щербаков В.И.; заместитель руководителя Департамента ООН по неправительственным организациям Мишель Федорофф.
С докладами также выступили многие видные российские и зарубежные политические и общественные деятели, представители российской науки, средств массовой информации.
На Съезде впервые состоялась церемония награждения высшей наградой ВЭО России - Большой золотой медалью Общества.
По инициативе президента Вольного экономического общества России Г.Х. Попова и при поддержке Российского союза научных и инженерных общественных объединений и Ассоциации нейрохирургов России было принято ОБРАЩЕНИЕ К НЕЗАВИСИМЫМ ГРАЖДАНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ РОССИИ2.
* * *
Вольное экономическое общество России - 240 лет на службе Отечеству
Материалы доклада Г.Х. Попова
Вольное экономическое общество России было учреждено 31 октября 1765 года Екатериной II.
В духе передовых идей своего времени Екатерина Великая установила три главных принципа деятельности ВЭО.
Первый. Общество должно приносить пользу, и его девизом императрица сделала слово «полезное», а символом - «пчелы, мед в улей приносящие».
Второе. Общество должно помогать государству, быть «императорским».
Третье. Общество приносит пользу и служит государству прежде всего тем, что оно вольное. Оно представляет независимую, объективную точку зрения. Оказывает услуги государству, в том числе и в виде критики.
Предпосылкой появления и деятельности ВЭО стал манифест о вольности дворянства от 1763 года: Вольное Экономичес-
кое общество возможно только при наличии вольных, свободных субъектов экономики. Именно эти принципы лежали в основе создания Общества.
Прошло 240 лет, и, подводя итоги историческому опыту ВЭО, можно сделать ряд обобщающих выводов.
1. ВЭО может и должно сотрудничать с российским государством в делах реформирования российской экономики. Но ВЭО не отождествляет себя ни с государством в целом, ни тем более с той или иной ветвью государственной власти. Поэтому оно с благодарностью принимает помощь от государства (если таковая оказывается), но не связывает себя какими-либо обязательствами.
2. ВЭО должно быть именно общественной организацией. Дистанция между властью и экономическим обществом необходима и для обеспечения его способности
2 Полный текст Обращения читайте на сайте ВЭО http://www.iuecon.org/sezd-veor-2006.htm
формировать независимое мнение, и для анализа планов власти, и для критической оценки итогов их реализации. Поэтому название «вольное» необходимо и важно.
3. Общественная организация должна объединять всех экономистов на профессиональной основе независимо от их принадлежности к тем или иным экономическим школам.
Размышления о будущем
Генеральной, перспективной проблемой России является формирование постиндустриального общества, к которому переходит современная цивилизация.
Это объективная необходимость, и ничто и никто не может ничего изменить - Россию ждет постиндустриальное общество. А вот какой тип постиндустриализма выберет наша страна - вариант великой державы, вариант страны среднего уровня или вариант страны третьего мира - зависит только от России.
На самом деле у России есть один вариант: остаться в XXI веке одной из великих держав. Два других варианта - и средняя страна («Тишландия» - если употребить термин Александра Бека из книги «Новое назначение»), и вариант страны третьего мира означают распад России как единого государства на несколько русскоговорящих стран с разными интересами.
Поэтому предлагаемые далее меры исходят из генеральной задачи России - стать постиндустриальной страной и сохраниться при этом как одной из великих держав.
В свете решения этой задачи первой проблемой является вопрос о численности населения России. Гигантские территории нашей страны требуют увеличения численности населения как минимум до 300-500 миллионов человек. В связи с этим необходимо следующее:
1) разработать программу стимулирования роста рождаемости русского населения, причем очень простую и понятную. Первый ребенок дает семье квартиру, второй - 15 соток хорошей земли, третий - дом в подарок от государства, четвертый - автомобиль;
2) возврат русских в Россию. Число «зарубежных русских» составляет как мини-
мум 10, а как максимум 20 миллионов человек. Зачем нам русские в соседних странах, если Россия не собирается ни захватывать эти страны, ни восстанавливать ни СССР, ни соцлагерь? Возврат миллионов немцев и японцев после 1945 года в Германию и Японию стал одним из важных факторов подъема этих стран. Возврат русских на родину даст такой же эффект и во многом по тем же причинам;
3) необходим эффективный механизм ассимиляции как граждан из стран бывшего СССР, так и из соседних стран, прежде всего Китая. В качестве примера надо взять США, создавших гибкие механизмы ассимиляции всех прибывающих в страну иммигрантов. Нам надо не прятаться от проблем иммиграции, а решать их.
Существует еще одна важная, на мой взгляд, проблема народонаселения нашей страны. Как известно, в Киевской Руси жил один народ - автор «Слова о полку Игоре-ве» называл его русичи. На протяжении 6-7 веков этот народ был единым, если считать со времен первой столицы Руси - Старой Ладоги. В XШ-XV веках русичи распались на русских, украинцев, белорусов, но не по собственной воле и выбору, а принудительно, под влиянием чуждых им сил.
По моему мнению, три наших народа должны принять программу объединения в единый народ, который воссоздаст, в общем, не так то давно утраченное единство. В качестве первой меры можно объявить в каждом из трех государств все три языка государственными и равноправными.
Следующая проблема будущего - повышение эффективности использования природных ресурсов России, в том числе энергоресурсов.
Собакой на сене Россия быть не может. Значит, надо искать эффективные формы использования того, чем нас наделила природа.
Надо смотреть правде в глаза: мы отняли недра у субъектов Российской Федерации. Рано или поздно во всем мире природные ресурсы станут общей собственностью, с океанами это уже произошло. Глубинные недра рано или поздно также станут общими. Ну а пока важно сократить расход пот-
ребления ресурсов, особенно энергетических, внутри страны. Пора расстаться с централизованным отоплением, обогревающим улицы наших городов, с пожирающими топливо автомобилями и прочими растратчиками энергетического сырья. Сейчас много и справедливо говорят о необходимости повышения качества вывозимой нефти. Такая же задача ставится и в отношении других видов энергетического сырья, особенно металлов и леса.
Российское сельское хозяйство, в котором уже в течение десятилетий не используются удобрения и химикаты для борьбы с вредителями, позволяет наладить производство экологически чистых продуктов. На мировом рынке цена таких продуктов - в три-пять раз выше. К тому же многие страны Европы уже в принципе не могут производить экологически чистую сельхозпродукцию.
Если говорить о будущем, то особо важными сырьевыми резервами России являются простая вода и десятки миллионов тонн ежегодного прироста древесины.
В будущем важно наладить использование энергии ветра, приливов, вулканов. Я не перестаю поражаться: ветер дует, а люди в домах мерзнут, вулканы Камчатки пышут паром, а жители полуострова замерзают.
Однако, к сожалению, ни увеличение численности населения, ни наведение порядка в сырьевой отрасли не решат генеральную задачу. Не было страны, которая стала великой только исходя из численности населения, территории и сырьевых ресурсов. Великая держава XXI века - это страна интеллектуального лидерства и питаемого им научно-технического лидерства.
Интеллектуальное лидерство - это сложный комплекс взаимосвязанных факторов: культура, образование, наука, идеология и образ жизни. Трудно ожидать интеллектуального лидерства от страны, в которой популярны конкурсы красавиц и целые страницы газет занимают фотографии разного рода тусовок и доступного только мизерному проценту населения видов спорта.
От дореволюционной России и советской эпохи нам досталось серьезное наследство в области интеллектуального потенциала.
Немало утрачено, многое потеряно, но базисные начала сохранились. Опираясь на этот базис и весь мировой опыт, необходимо разработать комплекс мер, обеспечивающих приоритет интеллигента в нашей стране всегда, везде и во всем. Инженер и экономист, учитель и врач, научный работник и деятель культуры должны быть, как дворяне в старой России, самыми уважаемыми и почитаемыми людьми уже за род их занятий. Россия должна быть страной читающей, думающей, имеющей благоприятную почву для всего, развивающего интеллект. Только уровнем интеллекта мы можем компенсировать недостаточную численность людей в стране.
И здесь самой неотложной мерой является достижение в оплате труда интеллигенции уровня самых развитых стран мира. Поэтапные меры необходимо начать предпринимать немедленно, и их реализацию осуществить не более чем за 5-10 лет.
Успех СССР и в ядерной области, и в космосе был обеспечен в том числе и уровнем зарплаты интеллигенции. А потом, освободившись от произвола Сталина и почувствовав себя хозяином страны, при Н.С. Хрущеве бюрократия систематически уменьшала неоправданные, по ее мнению, высокие зарплаты ученых, врачей, учителей, инженеров якобы во имя «социальной справедливости».
Я хорошо помню, что у нас, на Дону, сельский учитель был авторитетом. Он читал газеты и журналы, рассказывал новости, к нему обращались за советом. А если кого-то «прижало», то мог и деньги ссудить. Но советская власть и коммунистическая партия довели его до того, что чтобы прокормить семью, он должен был вкалывать в собственном приусадебном хозяйстве с утра до вечера и не пересказывать книги соседям, а конкурировать с ними за прилавком местного рынка. Какой уж тут авторитет!
В тридцатые годы принято было формулировать главный лозунг «Техника решает все!», «Кадры решают все!». А сегодня в качестве главного лозунга на стенах всех кабинетов Кремля и Белого Дома надо записать: использование денег стабилизационного фонда для роста заработной пла-
ты интеллигенции - самая результативная по объемам продаж и срокам отдачи инвестирования и самая важная мера для обеспечения будущего России в XXI веке.
Практическим воплощением интеллектуального лидерства должно стать научнотехническое лидерство. Суть его в том, что должны быть области науки и техники, в которых Россия будет признанным мировым лидером. Такие сферы надо выделять, поддерживать, перебрасывать им ресурсы с других участков. Если мы имеем прочные позиции в тех или иных областях теоретической науки - не надо жалеть для них ресурсов, надо обеспечивать их лаборатории самым лучшим оборудованием. Если Россия является лидером в создании истребителей и не является таковым в создании легковых автомобилей, то надо немедленно перебросить ресурсы в эту сферу. Вместе с нашим постоянным партнером - Российским союзом научно-технических обществ - мы могли бы участвовать в работе по выбору и выделению приоритетных участков, тех «ниш», в которых Россия может стать лидером.
Пора понять: чтобы покупать лучшее чужое, надо самим выносить на рынок лучшее свое.
Заработки на сырье проблем будущего не решат. Когда-то Испания и Португалия десятками кораблей ввозили золото Америки. В итоге это золото шло тем странам, которые развивали промышленность, а Испания и Португалия оказались на задворках Европы. Мы должны постоянно помнить об этом печальном опыте неправильного использования доходов. Все главные ресурсы страны должны быть направлены на обеспечение интеллектуального и научно-технического лидерства. Но для этого надо иметь эффективные экономический, государственный и общественный механизмы.
Суть проблем существующего экономического механизма в том, что он далек от постиндустриальной модели и, следовательно, не использует ее преимущества. Так, в постиндустриальной экономике государственный сектор - это то, что не под силу частному хозяйствованию, или то, что по разным причинам требует общегосудар-
ственной заботы, или то, что необходимо временно передать государству.
А в России государственный сектор -это не то, что создано, а то, что осталось после приватизации, или то, что бюрократия после приватизации решила вернуть себе, так как частный сектор сделал эффективным тот или иной участок.
Теперь о частном секторе. В постиндустриальной экономике частный - это такой, который сформирован конкуренцией и отобран ею.
Российский частный сектор - итог проведенной политиками приватизации. Во многом - это итог произвола, а то и коррупции бюрократии, проводившей приватизацию, ну и итог изворотливости самих приватизаторов.
Или возьмем механизм регулирования.
Государство постиндустриального строя в равной степени должно заботиться и о государственном секторе, и о частном секторе. Наше же государство и все его органы ведут себя как представители одного из секторов экономики - государственного. В итоге получается не забота об экономике в целом, а опека над одним из ее секторов - государственным.
В связи с этим необходимо проведение большой работы по формированию основ экономического механизма постиндустриальной экономики. Задача ВЭО России в этой работе - поддерживать частный сектор, особенно малый и средний бизнес. Создавать все условия для свободной конкуренции. Однако важно помнить о том, что исторический опыт постиндустриального строя, да и наш собственный опыт последних 15 лет показал: стихийные свобода рынка и конкуренция, ориентированные только на прибыль, ведут к серьезным отрицательным последствиям как для экономики, так и для общества в целом. Появляются монополисты и олигархи, игнорируются социальные проблемы общества, ущемляются интересы малообеспеченных слоев общества, страдает окружающая среда, создаются благоприятные условия для коррупции. Именно поэтому ВЭО России активно поддерживает укрепление роли государства как инструмента его
социальной ориентации рыночного хозяйства.
Но экономика - не оазис в обществе, экономика - органичная часть общества. Поэтому постиндустриальная экономика немыслима без соответствующей организации всего государственного механизма.
Есть объективная логика постиндустриального строя: без частного сектора нет конкуренции, а без конкуренции и свободного рынка нет эффективной экономики. Конкуренция и рынок требуют конкуренции и свободы в правосудии, средствах информации, образовании, науке, культуре.
В экономике конкуренция и рынок невозможны без конкуренции в политическом и государственном механизмах, без демократии. Если в постиндустриальном обществе есть три конкурирующих сектора - государственный, частный и смешанный, то механизм государства тоже не может не быть демократическим, конкурирующим. Вот почему ВЭО твердо поддерживает демократические реформы в России.
ВЭО считает, что регулирование обязательств предполагает укрепление российского государства, но государства демократического, формируемого народом и контролируемого народом, защищенного от субъективизма и произвола номенклатурной бюрократии, от ее попыток превратить государство в собственную вотчину, в объект «кормления», как издавна говорили на Руси.
Будущее России в XXI веке связано не только с эффективной экономикой, действенным государством, но и с гражданским обществом.
Гражданское общество - первоначально, а государство - вторично. Без фундамента в виде гражданского общества невозможно ни построить государство, ни создать экономику. Опыт последних двадцати лет показал, что игнорирование такого первоочередного, фундаментообразующего факто-
ра, как гражданское общество, чревато повтором ошибок прошлого.
ВЭО - один из элементов гражданского общества и учитывает уроки своей истории: работать вместе с государством (быть «императорским») и оставаться «вольным» от него; объединять всех экономистов; оставаться вне политических партий и политической борьбы.
В целях ускорения формирования гражданского общества, три организации -Вольное экономическое общество России, Российский союз научных и инженерных обществ во главе с академиком Российской академии наук Юрием Васильевичем Гуляевым и Ассоциация нейрохирургов России во главе с академиком Российской академии наук Александром Николаевичем Коноваловым - выступили с предложением создать Конгресс независимых общественных организаций России.
В настоящее время создается Общественная палата при Президенте Российской Федерации. Польза ее очевидна. Но она, во-первых, состоит из членов, которые, какими бы уважаемыми и авторитетными они не были, не представляют коллективное мнение основных сообществ интеллигенции России - учителей, врачей, инженеров, экономистов, работников науки и культуры. Во-вторых, Палата ориентирована на государство, а государственные структуры связаны с выборами (только на четыре года) и при явке на голосование 50-60 процентов избирателей представляют фактически не более 30 процентов населения.
И, наконец, самое главное. Необходима общественная структура, которая будет не только и не столько советником государству, но источником идей и позиций, которые государство будет принимать как своего рода пожелания гражданского общества России. Мы надеемся, что в Конгресс войдут и другие независимые общественные объединения России.