Научная статья на тему '2020. 02. 039. Берриман С. Является ли глобальная бедность философской проблемой? Berryman S. is global poverty a philosophical problem? // Metaphilosophy. - Oxford, 2019. - vol. 50, n 4. - p. 405-420'

2020. 02. 039. Берриман С. Является ли глобальная бедность философской проблемой? Berryman S. is global poverty a philosophical problem? // Metaphilosophy. - Oxford, 2019. - vol. 50, n 4. - p. 405-420 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / ГОЛОД / ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА / НКО / П. СИНГЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 039. Берриман С. Является ли глобальная бедность философской проблемой? Berryman S. is global poverty a philosophical problem? // Metaphilosophy. - Oxford, 2019. - vol. 50, n 4. - p. 405-420»

2020.02.039

подготовлены для научных фондов. Таким образом, биографические исследования об ученых, которые жили в Литве в первой половине ХХ столетия, приобрели большое значение в современном историческом исследовании литовской культуры (c. 142).

Гранин Р. С.

2020.02.039. БЕРРИМАН С. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГЛОБАЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ? BERRYMAN S. Is global poverty a philosophical problem? // Metaphilosophy. - Oxford, 2019. - Vol. 50, N 4. - P. 405-420.

Ключевые слова: бедность; голод; философия; философские проблемы; этика; социальная этика; НКО; П. Сингер.

С. Берриман отмечает, что проблема голода чаще всего рассматривается в философии не как отдельная область исследования, а в качестве частного примера в более широком контексте, например в рамках этики или политической философии (в том числе в связи с концепциями утилитаризма или деонтологии). Автор ставит своей целью в представленной статье показать, что феномен глобальной бедности и голода может рассматриваться как самостоятельная философская проблема (с. 105).

В первой части статьи Д. Берриман пересказывает некоторые идеи, комментирует и, отчасти, полемизирует с фундаментальной работой П. Сингера (Peter Singer) 1972 г. «Голод, достаток и мораль» («Famine, Affluence, and Morality»), которая впервые привлекла внимание к философскому осмыслению этой проблематики. П. Сингер указал на этическую проблему, связанную с тем, что впервые в истории человечества миллионы людей на земном шаре испытывают тяжелые страдания из-за нехватки пищи, в то время как у «богатой» части населения имеется реальная возможность оказать им помощь, которая не приведет к какому-либо значимому ущербу для них. П. Сингер в своей работе концентрируется на теме индивидуальных моральных обязательств «спасения» людей, находящихся в крайней нужде, в связи с чем возникают такие проблемы, как размывание ответственности, чувство дистанции и приоритет оказания помощи своим согражданам и пр. В противоположность этому подходу ряд исследователей делает акцент не на индивидуальной моральной ответственности и необ-

2020.02.039

ходимости благотворительности, а несправедливости современного миропорядка, который является структурной причиной глобальной бедности, что требует проведения определенных реформ, создания специальных международных политических институтов и пр. Д. Берриман рассматривает основные работы в рамках этих двух подходов и поднимаемые в связи с ними вопросы (с. 406-410).

Автор указывает на особую роль, которую сегодня играют в борьбе с бедностью Международные неправительственные организации (МНПО), которые действуют поверх национальных, политических и культурных границ. По мнению Д. Берриман, помимо вопросов личных моральных обязательств и концепций глобальной справедливости отдельной областью философского осмысления проблемы голода должны выступать этические вопросы, связанные с оказанием помощи в рамках деятельности МНПО. Д. Берриман проводит обзор различных работ и исследовательских подходов в данной сфере. В этой связи рассматриваются такие вопросы, как статус МНПО, модели принятия решений, адресаты распределения ресурсов (в том числе с точки зрения помощи в чрезвычайных ситуациях и в долгосрочном аспекте), необходимость учета различных культурных контекстов, цели программ помощи и критерии оценки их эффективности, проблема соотношения прямых результатов деятельности и их влияния на систему (с. 410-415). Д. Берриман приходит к выводу, что, подобно направлению экологической этики, проблема бедности крайне важна, она поднимает ряд сложных этических и философских вопросов, а в целом эта тема может рассматриваться sui generis, в качестве отельной области нормативных исследований.

Мельник С.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.