Научная статья на тему '2020. 02. 038. Юзефовичюс Р. Изучение биографий межвоенных исследователей в современной литовской академической литературе. Juzefovičius R. studies of the biographies of inter-war researchers in modern Lithuanian Academic literature // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, n 1. - p. 135-143'

2020. 02. 038. Юзефовичюс Р. Изучение биографий межвоенных исследователей в современной литовской академической литературе. Juzefovičius R. studies of the biographies of inter-war researchers in modern Lithuanian Academic literature // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, n 1. - p. 135-143 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА / МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД / УНИВЕРСИТЕТ ВИТОВТА ВЕЛИКОГО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ / КОНСЕРВАТОРИЯ / КЛАЙПЕДСКИЙ ИНСТИТУТ ТОРГОВЛИ / КЛАЙПЕДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ВЕТЕРИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гранин Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 038. Юзефовичюс Р. Изучение биографий межвоенных исследователей в современной литовской академической литературе. Juzefovičius R. studies of the biographies of inter-war researchers in modern Lithuanian Academic literature // Acta Baltica Historiae et philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, n 1. - p. 135-143»

ситетов в 1802-1804 гг. и Университета Вирджинии, основанного Томасом Джефферсоном в 1817 г. Концепция Нового университета эпохи Просвещения содержала пять основных моментов:

1. В университете должны преподаваться полезные и практические предметы, которые имеют отношение к актуальному периоду и тесно с ним интегрированы. Структура университета должна отвечать современной классификации дисциплин.

2. Университет должен быть свободен от доминирующей религии, что, по сути, означало секуляризацию университетов, как это произошло с обществом.

3. Университет должен быть организован государством и ему должна гарантироваться автономия.

4. Университет должен быть открыт для всех классов общества, и он должен стать центром общественной системы школьного образования.

5. Академические здания должны быть удалены от местных и церковных центров власти, которые обычно расположены в центре города. Академические сообщества должны иметь свои собственные кампусы в живописных природных средах, так как это лучший способ воплотить в жизнь физиократический принцип естественного права (le droit naturel), гарантирующий демократические и эгалитарные отношения в академической среде (с. 26).

Гранин Р. С.

2020.02.038. ЮЗЕФОВИЧЮС Р. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИЙ МЕЖВОЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТОВСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. JUZEFOVICIUS R. Studies of the biographies of inter-war researchers in modern Lithuanian academic literature // Acta baltica historiae et philosophiae scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 1. - P. 135-143.

Ключевые слова: Литовская Республика; межвоенный период; Университет Витовта Великого; Сельскохозяйственная академия; Консерватория; Клайпедский институт торговли; Клай-педский педагогический институт; Ветеринарная академия.

Автор статьи - Ромуальдас Юзефовичюс - научный сотрудник Литовского института культурологических исследований. Его статья представляет собой обзорное исследование, которое

направлено на выявление основных особенностей академического вклада и общественной активности исследователей в отношении методов анализа и синтеза данных, используемых при изучении биографий ученых. Публикация подготовлена на основе презентации, представленной на конференции «Литовская наука историков и философов», состоявшейся 29 марта 2018 г. (а 136).

Автор отмечает, что важной предпосылкой для организации академической деятельности ученых независимой Литвы была педагогическая деятельность и лишь до некоторой степени исследовательская инфраструктура Университета Литвы (с 1930 г. Университет Витовта Великого), который был основан в 1922 г. в Каунасе, временной столице Литвы. В более поздний период независимости Литвы, до начала Второй мировой войны, были созданы и другие специализированные высшие образовательные учреждения: Сельскохозяйственная академия (1924), Консерватория (1933), Клайпедский институт торговли (1934), Клайпедский педагогический институт (1935) и Ветеринарная академия (1936).

Академические сообщества начали развиваться именно в этих государственных учреждениях. Высшие учебные заведения сформировали лидеров в области образования и научных исследований, а также интеллектуалов, которые последовательно отстаивали процессы продвижения и поддержки государственного образования и культуры. Они развивали научное и культурное общение. Литовские ученые-интеллектуалы стремились развивать международные отношения через участие в общественной деятельности организаций и строить международные культурные отношения. Эти организации включали в себя не только ученых, но также и некоторых деятелей культуры, публицистов и авторов.

В последние десятилетия в научной прессе независимой Литвы начали публиковать больше исторических данных о выдающихся ученых периода первой независимости Литовской Республики (1918-1940), чья профессиональная деятельность, научное и социокультурное наследие редко освещалось и не разглашалось во времена Советского Союза. Это дало больше возможностей сегодня не только для продвижения знаний о развитии различных наук в межвоенный период, но также помогло выяснить исторические аспекты взаимодействия ученых и общества (а 135).

Как отмечает автор, по-прежнему существует очень ограниченное число публикаций, содержащих всеобъемлющую и систематическую информацию о биографиях ученых Литвы. Тем не менее имеющиеся публикации были профессионально подготовлены, их авторы имели отличное понимание научных исследований, и являются голосом исследований в области исторической науки. Профессиональная деятельность и достижения ученых XX в. всё больше соотносятся с деятельностью и развитием общества, и наращивания его потенциала. Например, книга «Известные ученые XX века в Литве» Оны Вовериене (2009) приводит краткие биографии ученых, получивших международное и национальное академическое признание и принимавших активное участие в научных исследованиях и построении образованного и осведомленного общества. Книга содержит информацию о важнейших научных достижениях литовских ученых и имеет отношение к контексту литовского общества и культурной жизни в стране. Автор книги не ограничивается описанием только профессиональной деятельности элиты естественных или технических наук, часто дается также биография этих ученых.

Книга «Очерк опыта Литвы в науке и в развитии человека» Либертаса Климка и Юозаса Альгимантаса Крикштопайтиса (2015) также написана в жанре биографического справочника. Она содержит важные факты о людях, которые оказали наибольшее влияние на развитие политики, культуры и науки в Литве. Что касается научного, культурного и общественного взаимодействия, в книге говорится о выдающихся людях академической элиты первой независимой Литовской Республики (а 136). Сегодня этому вопросу уделяется все больше внимания не только в отношении науки, но и в культурологической историографии. Например, профессор Эдуардас Вольтерис, известный в странах Балтии, упоминается в книге как один из самых важных основателей высшего образования в независимой Литве. Считается, что его тезисы помогли заложить основы археологических исследований, создать музей охраны памятников культуры в период развития государственности страны.

В контексте культурной и научно-исследовательской деятельности книга специально изучает роль физика и этнолога, профессора Игнаса Кончюса, который был сосредоточен на развитии

народных традиций и сохранении культурного наследия. Внимание уделяется важности передачи знаний и их ценности для общественности. Совмещая деятельность в качестве физика с образовательной и общественной деятельностью, Кончюс написал более 300 научно-популярных статей.

Вышеупомянутая книга Климка и Крикштопайтиса также содержит информацию о литовских эмигрантских диаспорах за рубежом. Указывается на их значение для сохранения литовской культуры, а также значение понимания письменного и другого наследия этих диаспор в современном литовском обществе. Хотя, как замечает Юзефовичюс, фактическая информация в этой книге не очень последовательна и имеет хронологические или тематические недостатки, представленные эпизоды охватывают наиболее важные научные, образовательные и культурные факты (с. 137).

В последние годы ученые-историки начали публиковать более всесторонние биографические работы, посвященные отдельным интеллектуалам независимой Литвы в межвоенный период. Их научные исследования, идеи по общественным вопросам, мемуары и дневники были представлены общественности. Проделанная работа помогает раскрыть вклад академической элиты в организацию научных исследований и высшего образования. Книгу «Профессор Миколас Кавецкис» (2012), опубликованную Альгирдасом Гайгаласом и Альгимантасом Григелисом, можно рассматривать как исследование профессиональной науки и прикладной деятельности. Кавецкис был геологом и геохимиком. Со ссылкой на публикации профессора Кавекиса и рукописи, авторы отмечают его обширный вклад в геологические исследования, исследования минерального сырья и подземных вод, а также в организацию и развитие университетских геологических исследований начиная с 1922 г. Профессор Кавецкис последовательно представлен читателям как ученый с широким кругозором и патриот своей страны.

Биографическая литература, опубликованная историками науки, отображает данные жизни и деятельности ученых, а также их тексты, профессиональный и социокультурный вклад в процессы самосознания и культурной модернизации общества и страны. Примечательно, что в советский период в литовской историографии культуры и науки не существовало информации об ученых и преподавателях, которые активно участвовали в общественных

или политических движениях и организациях за независимость Литвы. Также не было информации об ученых, эмигрировавших из Литвы в послевоенный период и продолжавших свою академическую и социальную деятельность в эмиграции. Лишь недавно авторы биографических исследований начали публиковать работы об академической элите и её вкладе в развитие литовской государственности (а 138).

В заключение автор подытоживает: современные научные исследования независимой Литвы начались с изучения биографических данных, связанных с выдающимися учеными, которые в период первой Литовской Республики способствовали созданию и продвижению высшего образования. В советский период их наследие и вклад в развитие общества оставался сокрытым и преданным забвению.

Ученые Вильнюсского университета, Каунасского технического университета и Университета Витовта Великого связывали развитие своих высших учебных заведений с академическим сообществом в Каунасе в межвоенный период. Они подготовили ряд биографических исследований и очерков, которые изображают профессиональные и социокультурные отношения этого сообщества. Основные направления исследований литовских обществ по истории и философии науки были посвящены изучению деятельности и наследию наиболее известных литовских ученых ХХ в. Это также может быть засвидетельствовано из тем ежегодных конференций, новых публикаций и выставок.

Биографические публикации призваны раскрыть научные и педагогические достоинства известных литовских интеллектуалов, с акцентом на их вклад в культурную и общественную жизнь, их стремления развивать общество в направлении независимости. Эти исследования демонстрируют новизну современного фактологического содержания исследований по историографии, его значение для развития историографии культуры и актуализации социального опыта исследователя.

С другой стороны, существует очень мало справочных пособий и других публикаций, которые включают информацию о профессиональных научных исследованиях и общественной деятельности выдающихся людей в Литве. Рукописи и другие документы находятся в процесс анализа, в скором времени они должны быть

подготовлены для научных фондов. Таким образом, биографические исследования об ученых, которые жили в Литве в первой половине ХХ столетия, приобрели большое значение в современном историческом исследовании литовской культуры (c. 142).

Гранин Р.С.

2020.02.039. БЕРРИМАН С. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГЛОБАЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ? BERRYMAN S. Is global poverty a philosophical problem? // Metaphilosophy. - Oxford, 2019. - Vol. 50, N 4. - P. 405-420.

Ключевые слова: бедность; голод; философия; философские проблемы; этика; социальная этика; НКО; П. Сингер.

С. Берриман отмечает, что проблема голода чаще всего рассматривается в философии не как отдельная область исследования, а в качестве частного примера в более широком контексте, например в рамках этики или политической философии (в том числе в связи с концепциями утилитаризма или деонтологии). Автор ставит своей целью в представленной статье показать, что феномен глобальной бедности и голода может рассматриваться как самостоятельная философская проблема (с. 105).

В первой части статьи Д. Берриман пересказывает некоторые идеи, комментирует и, отчасти, полемизирует с фундаментальной работой П. Сингера (Peter Singer) 1972 г. «Голод, достаток и мораль» («Famine, Affluence, and Morality»), которая впервые привлекла внимание к философскому осмыслению этой проблематики. П. Сингер указал на этическую проблему, связанную с тем, что впервые в истории человечества миллионы людей на земном шаре испытывают тяжелые страдания из-за нехватки пищи, в то время как у «богатой» части населения имеется реальная возможность оказать им помощь, которая не приведет к какому-либо значимому ущербу для них. П. Сингер в своей работе концентрируется на теме индивидуальных моральных обязательств «спасения» людей, находящихся в крайней нужде, в связи с чем возникают такие проблемы, как размывание ответственности, чувство дистанции и приоритет оказания помощи своим согражданам и пр. В противоположность этому подходу ряд исследователей делает акцент не на индивидуальной моральной ответственности и необ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.