Научная статья на тему '2020. 02. 031. Хаас К. , хадьяр А. Траектории студентов в высшем образовании: обзор количественных исследований. Haas C. , hadjar A. students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research // higher education. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1007/s10734-019-00458-5'

2020. 02. 031. Хаас К. , хадьяр А. Траектории студентов в высшем образовании: обзор количественных исследований. Haas C. , hadjar A. students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research // higher education. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1007/s10734-019-00458-5 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ СТУДЕНТА / МЕТОДОЛОГИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЗОРА / ЗАЧИСЛЕНИЕ / ОТСЕВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булавинова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 031. Хаас К. , хадьяр А. Траектории студентов в высшем образовании: обзор количественных исследований. Haas C. , hadjar A. students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research // higher education. - 2019. - OnlineFirst. - doi: https://doi. Org/10. 1007/s10734-019-00458-5»

ученые являются свидетелями внедрения новых этических норм, поскольку неолиберальные положения переносятся с правительственного и институционального уровня на уровень отдельных академических сотрудников. Ответственность за проведение и «производство» исследований более не является достаточной. Теперь она определяется с точки зрения получения гранта, который полностью покрывает экономические затраты, понесенные в ходе исследовательской работы. Публикации не являются значимыми, если они не имеют высоких показателей цитируемости и не опубликованы в журнале с высоким импакт-фактором.

Как полагает автор, скромность в отношении исследовательских претензий больше не является добродетелью для представителей современного академического сообщества. Авторство, некогда считавшееся заповедником для уникально одаренного или тщеславного ученого, теперь является неотъемлемой составляющей академической деятельности для тех, кто хочет получить или сохранить свой академический статус. Неолиберальные ученые не будут открыто ставить под сомнение достоинства получения грантов или сомнительные методы авторства, которые теперь стали обычным явлением в гиперперформативной академической среде. Все это составляет основу их профессиональной деятельности и ее оценки, и в результате они должны принять эти нормы. По мнению автора, это свидетельствует о торжестве конкурентного менталитета, предполагающего «победу любой ценой», который становится слишком очевидной чертой поведения в современной академической жизни.

М.О. Лихачев

2020.02.031. ХААС К., ХАДЬЯР А. ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

HAAS C., HADJAR A. Students' trajectories through higher education: A review of quantitative research // Higher education. - 2019. - OnlineFirst. - DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00458-5

Ключевые слова: высшее образование; индивидуальная образовательная траектория студента; методология систематического обзора; зачисление; отсев.

Авторы из Люксембурга, используя методологию систематического обзора, исследуют траектории студентов в высшем образовании и факторы, определяющие эти траектории.

Высшее образование (ВО) - важный этап в жизни молодых людей и в их социальном развитии. Несмотря на то что этой тематике посвящено множество исследований, основное внимание в них уделено специальным вопросам - теоретическим концепциям, исследованиям приема в учебные заведения, отсева, продолжительности обучения. Игнорируется тот факт, что в намерениях студентов в процессе учебы могут происходить значительные изменения: они могут бросить учебу, поменять направление обучения, учебные программы или вуз, прервать обучение на некоторое время или замедлить его темп. Все эти проблемы не менее важны в исследованиях ВО и, по мнению авторов, заслуживают большего внимания.

За последние 50 лет в ВО произошли грандиозные перемены: расширение, диверсификация, массовизация, гетерогенизация групп студентов, доступность образования для социальных групп, ранее не представленных в ВО и т.д. В связи с увеличением количества и разнообразия вузов и студентов повышается и разнообразие образовательных траекторий студентов. Авторы статьи намерены рассмотреть траектории студентов в ВО различных стран и провести их сравнительный анализ в рамках конкретной национальной системы ВО. Доступность данных сегодня позволяет провести такое исследование.

Объединив две методологии - систематического обзора и полного обзора различных теоретических концепций, эмпирических данных и региональной специфики, - авторы использовали метод «повествовательного обзора с систематическими элементами». По их мнению, этот подход имеет большие преимущества: обзор основан на наборе критериев включения / исключения, но выходит за рамки описательных подходов, основанных на подсчете показателей, и использует более глубокий анализ статей в отношении теоретических основ, методологий и эмпирических выводов.

В первую очередь авторы отобрали статьи из Web of Science и Информационного центра образовательных ресурсов (ERIC), содержащие конкретные термины в заголовках, и проверили их на

предмет подходящего контента на основе их названия и аннотаций. Затем они проверили наиболее актуальные журналы по их названию и аннотациям; в их число вошли: Research in Higher Education, Journal of Higher Education, Higher Education, Review of Higher Education, Studies in Higher Education. Наконец, они применили метод «снежного кома», т.е. включили исследования, цитируемые в других статьях, которые соответствовали критериям поиска. После того как был собран определенный набор статей, они были ранжированы по тематике - исследовательскому вопросу, теоретической направленности, дизайну исследования, данным, географической и временной направленности. Окончательная выборка составила 27 статей из 14 различных журналов. Рассматривались статьи, опубликованные за последние два десятилетия (1999-2018). Большинство статей были посвящены анализу образовательных траекторий студентов в США (18), и меньшее количество - траекториям в ВО Австралии (1), Италии (2), Испании (1), Канады (1), Новой Зеландии (2) и Южной Африки (2). Отсутствие данных из Азии отражает общее состояние азиатских исследований в области ВО в международном контексте.

Авторы отмечают некоторую неразбериху в терминах, используемых в анализируемых статьях. Самые распространенные из них - «траектория» (trajectory), «путь» (pathway), «продвижение студента» (student progression), «карьера в высшем образовании» (postsecondary career). Все они используются в разных значениях: некоторые авторы описывают численность студентов, непрерывность обучения, другие применяют их в связи с примерами выбора вуза или учебной программы. Но наиболее часто употребляемый термин в рассматриваемых статьях - «траектория». Он чаще других используется применительно к контекстам, в которых подробно анализируются модели выбора того или иного учебного курса, в то время как понятие «путь», по-видимому, относится к более широким категориям ВО, например типу вуза или типу выбранной программы. Оба эти термина означают последовательности переходов и состояний, но «траектория» является атрибутом индивида, в то время как «путь» - атрибутом социальной системы. Таким образом, под термином «траектория» авторы подразумевают фактическое продвижение индивида через ВО и связанный с ним его эмпирический опыт, включая все переходы (например, из бакалав-

риата в аспирантуру) и положение (например, модели зачисления -неполный / полный курс) в течение определенного периода (например, учебного года или трехлетнего периода). Термин «путь» означает традиционную модель продвижения: ученик переходит сразу из средней в высшую школу и обучается очно три или четыре года.

Подводя итоги анализа теоретических концепций, авторы предлагают следующую схему характерных признаков на микро-, мезо- и макроуровнях, формирующих образовательные траектории студентов.

Макроуровень: организация национальной системы ВО: финансирование; избирательность, открытость, проницаемость (доступность); ситуация на рынке труда.

Мезоуровень: организационный уровень конкретного учебного заведения: объем программ; качество предлагаемых услуг и наставничества; выбор учебных программ; обязательное посещение.

Микроуровень: демографические характеристики; информация, касающаяся образовательных траекторий; индивидуальное понимание преимуществ, затрат и рисков, связанных с принятыми решениями; способности, успеваемость; ожидания, мотивации, обязательства; предыдущая образовательная подготовка; социокультурные и финансовые ресурсы.

Авторы также выделяют семь этапов постсреднего образования: подача заявления, прием, зачисление, сохранение / перевод, поступление в аспирантуру и ее завершение.

Авторы описывают три различных аналитических подхода к исследованию образовательных траекторий, обнаруженных в анализируемых статьях. Статьи первой группы были нацелены на описание типов и моделей траекторий, в то время как статьи второй и третьей групп были четко ориентированы на конкретные вопросы, касающиеся характеристик студентов и их выбора той или иной траектории. В статьях второй группы образовательные траектории были представлены как целостное понятие, в отличие от траекторий, основанных на индивидуальных схемах, таких как прерывание учебы или переход в другое учебное заведение. Еще одна группа статей представляла образовательные траектории как последовательность переходов и решений.

В анализируемых статьях были выделены три различных дизайна исследований: 1) описание и реконструкция траекторий (основаны на их различных характеристиках, проектах исследований и источниках данных; нацелены на выявление общей траектории);

2) прогнозирование траекторий (попытка сосредоточиться на прогнозировании траектории, т.е. в дополнение к их классификации и описанию исследователи пытались выяснить, какие характеристики заставляют студентов следовать определенным траекториям);

3) последовательная реконструкция траектории (образовательной модели перехода; успеваемости студента и его продвижения); такие исследовательские проекты тесно связаны с теоретической концепцией траекторий.

На основе анализа статей авторы сделали выводы относительно связи между социально-демографическими характеристиками студентов (пол, социальное происхождение, этническая принадлежность) и выбираемыми ими образовательными траекториями. В большей части выборки (20 статей) не рассматривались конкретные социально-демографические характеристики в качестве основной темы, а среди статей, в которых это было сделано, четыре были посвящены социальному происхождению студентов, две -гендерным аспектам и одно исследование - студентам родом из сельской местности. Ни одно из исследований не было специально сфокусировано на этнической принадлежности студентов, хотя часто эта тема обнаруживалась в эмпирических результатах. Различия в траекториях высшего образования студентов в зависимости от социального происхождения, пола или этнической принадлежности рассматривались во многих статьях.

Гендерные различия в траекториях. Две статьи из исследуемой выборки были полностью посвящены этой теме. С. Эверт1, исследуя гендерные различия среди студентов, зачисленных в четырехлетние учебные заведения, обнаружил, что растущий ген-дерный разрыв в показателях выпуска в США можно объяснить тендерными различиями при поступлении. Женщины с большей вероятностью выбирают очное обучение и следуют непрерывным траекториям. Частично это можно объяснить хорошей подготов-

1 Ewert S. Male and female pathways through four-year colleges: Disruption and sex stratification in higher education // American educational research journal. -2010. - Vol. 47, N 4. - P. 118-142.

кой и успеваемостью. Исследования У. Карбонаро и соавторов1 подтверждают эти данные: обнаружено большее количество женщин, поступивших в четырехлетний колледж и завершивших учебу. Однако женщины с меньшей вероятностью продолжают образование в четырехлетнем колледже, если они поступают в двухлетнее учебное заведение после окончания средней школы.

В целом исследования показывают, что учебные траектории студентов мужского пола в США менее устойчивые и часто прерываются, в то время как траектории женщин-студентов более стабильные. Исследования в Италии, Новой Зеландии, Испании и США показали высокую долю студентов мужского пола, имеющих траектории, включающие незавершенное, отложенное обучение или обучение с переводом.

Что касается области STEM, то схемы выбора учебных программ значительно различаются в зависимости от пола: женщины выбирают программы более низкого уровня и раньше, чем мужчины, заканчивают учебу в STEM.

Различия в траекториях в зависимости от социального происхождения. Исследования из США показали, что студенты с низким социальным происхождением следуют менее гладким траекториям: их траектории характеризуются большим количеством перерывов или переводов (например, из четырехлетнего колледжа в двухлетний). Студенты из семей с высоким социальным статусом, как правило, имеют более гладкие траектории.

Исследования, проведенные в Испании, продемонстрировали высокую долю студентов из семей с высоким социальным статусом, имеющих траектории, включающие перевод в другое учебное заведение, что объясняется предшествующим опытом учебы.

С.И. Чайлдс и соавторы2 обнаружили, что в Канаде студенты высокого социального происхождения реже бросают учебу и чаще переходят в муниципальные колледжи, а студенты университетов с низким социальным происхождением более настойчивы в завер-

1 Carbonaro W., Ellison B.J., Covay E. Gender inequalities in the college pipeline // Social science research. - 2011. - Vol. 40, N 1. - P. 120-135.

2 Childs S.E., Finnie R.., Martinello F. Postsecondary student persistence and pathways: Evidence from the YITS-A in Canada // Research in higher education. -2017. - Vol. 58, N 3. - P. 270-294.

шении высшего образования. Очевидно, этот факт можно объяснить наличием у них сильной мотивации или больших амбиций.

В моделях, учитывающих широкий спектр факторов, также не было обнаружено какого-либо существенного эффекта социального происхождения для новозеландских студентов. Исследования в африканских вузах показали, что студенты с высоким социальным происхождением склонны чаще менять свою первоначальную программу, но реже отсеиваются и имеют высокие показатели завершения образования.

Различия в траекториях в зависимости от этнической принадлежности. Эта тема затрагивалась во многих исследованиях. Основной вывод, касающийся всех стран, - исторически обездоленные группы, как правило, имеют менее продолжительные и стабильные траектории в ВО.

Например, американские исследования показали, что у студентов - чернокожих, латиноамериканцев и американских индейцев больше случаев выбывания, прерываний учебы и обратных переводов, а белые студенты более склонны к тому, чтобы сменить вуз, следовать боковым траекториям, и в основном предпочитают четырехлетние колледжи.

Новозеландские студенты европейского происхождения, как правило, с меньшей вероятностью оканчивают вуз вовремя, а канадские студенты аборигенного происхождения имеют высокий процент отсева. Исследования в Италии показали, что иностранные студенты более склонны к выбыванию, изменению программы и отсроченному завершению ВО.

Таким образом, резюмируют авторы статьи, результаты эмпирических исследований указывают на решающее значение связи между различными факторами, влияющими на образовательную траекторию учащихся в ВО. Отсутствие хорошей успеваемости и высоких устремлений должны быть выявлены на ранних этапах обучения, должны быть обеспечены ресурсы для их устранения. Кроме того, предоставление исчерпывающей информации, касающейся возможностей и требований, через наставничество, руководство и консультирование до и после зачисления в вуз имеет решающее значение для реализации успешных траекторий студентов. Недостаток приверженности и мотивации может быть устранен с помощью мер, направленных на социальную и акаде-

мическую интеграцию. На уровне системы образования важно обеспечение соответствующими ресурсами и сильной финансовой базой.

М.П. Булавинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.