Научная статья на тему 'Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование'

Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование»

Д. Б. Джонстоун

Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование

Структура высшего образования в Соединенных

Штатах

Высшее образование в Соединенных Штатах находится под ответственностью штатов, а не федерального правительства. Поэтому, с незначительными исключениями (как, например, военные академии), государственное высшее образование признано и управляется 50 штатами. Примерно 57% колледжей и университетов, зачисляющих 23% всех студентов, являются частными некоммерческими, среди которых большинство — это наиболее престижные колледжи и университеты, а также открытые вузы. Федеральное правительство обладает двумя важными функциями, которые одинаково применяются как к частным, так и государственным вузам: обеспечение студентов финансовой помощью, которая большей частью выступает в форме гарантированных правительством и субсидированных займов, а также обеспечение большинства (но не всех) исследовательских фондов, в особенности функционирующих в области биомедицинских и физических наук.

Высшее образование Соединенных Штатов обширно, независимо от того, измеряется ли оно абсолютным числом учебных заведений, количеством принимаемых студентов, расходов, процентом ВВП, или того, какую глобальную роль оно играет в американском обществе. Например, в США есть около 4000 колледжей и университетов, присуждающих ученую степень, среди них 1700 государственных, а 2300 частных, большинство из которых являются частными некоммерческими. Кроме того, есть около 400 вузов, не присваивающих ученую степень, являющихся частными коммерческими2 .

Учебные учреждения, имеющие право присуждать ученую степень, классифицируются Фондом Карнеги следующим образом:

• 261 — Исследовательские университеты (110 из которых классифицируются как Специальные Исследовательские, базирующиеся на количестве и вовлеченности в докторские программы, а также объеме внешних спонсорских средств);

• 610 — Колледжи-магистратуры и Университеты;

• 607 выступают в виде бакалаврских колледжей (266 из которых некоммерческие, многие из них элитарные с уклоном на гуманитарные науки: история, политология, иностранные языки, или научные дисциплины, в отличие от профессионально-технических специализаций);

• 1699 — Ассоциированные колледжи (прежде всего это государственные колледжи);

• 765 — Специализированные вузы .

На 2000 год планировалось зачислить более 15 миллионов студентов, 57% из которых женщины, из них 77 процентов должны быть зачислены в государственные вузы, а 57 процентов планировалось зачислить на дневное отделение. Из 15 миллионов приблизительно 38 процентов будут посещать ассоциированные колледжи (прежде всего это государственные колледжи), а 49 процентов студентов будут учиться в колледжах и университетах, зачисляющих более 10000

4

студентов .

Первая базовая степень в США — степень бакалавра, которая может быть получена после обучения около четырех лет на дневном отделении (хотя все больше американских студентов

обучаются дольше, многие из них бросают вуз, а потом переходят в другой, сохраняя накопленные баллы, полученные в первом вузе). Каждый курс подразумевает под собой определенный объем работы или объем изучаемого материала, которому успешный среднестатистический студент посвящает 3 часа в неделю работы в классе (лекция, либо семинар, или комбинация того и другого), либо удвоенное количество времени вне класса: в библиотеке, лаборатории, самостоятельная работа дома или в общежитии, что все вместе занимает 15 недель. По прохождению каждого курса студент получает некое число баллов или кредитов (за один курс может быть начислено 3 или 4), посвященных работе в классе, таким образом, получается некий стандарт курса в 15 недель или, другими словами, трех или четырех кредитов. Таким образом, стандартная загруженность студента составляет четыре курса по 4 кредита или пять курсов по 3 кредита по два семестра, каждый протяженностью 15 недель в восьми- или девятимесячный учебный год. Так, к примеру, степень бакалавра можно получить после четырех лет обучения, или 8 семестров, или пройденных курсов на 120 кредитов.

Именно такая система курсов и кредитов позволяет переходить из одного вуза в другой, сохраняя накопленные кредиты. Это также дает возможность обучаться неполный день или приостанавливать учебу на семестр или два, а в иных случаях даже на многие годы (к примеру, женщины, приостанавливающие обучение для создания семьи). Данная система, включающая в себя большое число четырехлетних, престижных гуманитарных колледжей, дающих степень бакалавра, делает четкое разделение между базовыми, специальными и продвинутыми профессиональными программами. В США продвинутые профессиональные программы, как, например, по медицине, стоматологии и другим продвинутым профессиям, связанным со здоровьем, а также программы по праву и менеджменту (Магистр бизнес управления) относятся к «пост-бакалавриату» и обычно изучаются в других университетах, а не там, где было пройдено обучение на степень бакалавра.

Высшее образование в США является практически лидером в мире: это относится к степени доктора философии и ученым профессиональным степеням. В то же время базовое университетское образование (и все более возрастающая роль программ «пост-бакалавриата», дающих, к примеру, педагогическое или бизнес-образование) является наиболее доступным, но менее выбираемым американской молодежью, у которой есть исключительные шансы, в отличие от других стран.

Управление высшим образованием в Соединенных

Штатах

Управление — это процесс, по которому сформирована институциональная и государственная политика в отношении высшего образования (ежедневное управление университетом происходит в соответствии с этой политикой). Управление вовлекает во взаимодействие две организационные силы: первая — это власть, которая обладает юридической силой командовать и управлять, как в случае с парламентами, министрами или другими высокопоставленными министерскими чиновниками, руководствами (особенно это относится к США), а также президентами и ректорами вузов. Вторая сила — это влияние, которое способно формировать политику и менять поведение индивидуумов (а значит и учреждений), не прибегая к власти, но задействуя сноровку, контроль информации, соседство (с теми, кто во власти) или умение убеждать. Власть в американском частном высшем образовании находится в руках правлений, которые обычно называются «советами попечителей», состоящих из мужчин и женщин, занимающих высокое положение и часто обладающих достаточным состоянием, чтобы заниматься благотворительностью в пользу вузов и благодаря своему социальному положению влиять на других делать аналогичные пожертвования. Попечители очень часто являются выпускниками этих вузов и действуют (законно) на добровольных началах, так как имеют интерес в развитии колледжа или университета и почет, приобретаемый от таких действий. Власть в государственных вузах подобным образом находится в руках правлений, а не министерств (в США они называются «государственные департаменты образования»). Эти государственные правления избираются непосредственно, либо (чаще) назначаются губернатором и одобряются законодательным органом штата. Такие

правления представляют не только общественный интерес, но и интересы какого-то конкретного колледжа или университета.

Таким образом, правления представляют интересы общества и государства вузам, а также представляют интересы вуза государству — в большинстве случаев для надлежащего распределения государственных средств.

Самая важная обязанность правления — назначать, в том числе из сотрудников факультета, студентов и выпускников — главного руководителя (который называется «президент» или «номинальный глава университета») для поддержки, оценки и делегировать такому управленцу все исполнительные задачи. Правление ограждает президента (который чаще всего назначается из «стен» университета) от факультета. Так и в случае с государственным вузом, правление ограждает президента или номинального главу от системы власти штата. В то же время, несмотря на свою ограниченную власть, профессорско-преподавательский состав колледжа или университета США имеет очень большое влияние на разработку учебного плана, утверждение или отмену программ, развитие факультета, академических стандартов и т. д. Но самая выдающаяся способность факультетов, особенно в исследовательских университетах, — это добиваться развития университета, как в плане повышения заработной платы, так и приобретения оборудования или наиболее престижного академического окружения.

Большинство государственных колледжей и университетов Соединенных Штатов управляются не одним правлением, но частью мультикампусной системы: группой государственных вузов, в которой каждый имеет свою миссию, академические и др. программы, внутреннюю политику и методики, а также главного операционного директора, которыми управляет единое правление посредством системного директора. Системное правление избирает системного главу, определяет широкую системную политику, распределяет общественные средства среди вузов (в рамках, определяемых государством), назначает руководителя капмуса (по рекомендации системного руководителя и совету профессорско-преподавательского состава), а также учреждает, подтверждает или изменяет миссии и программы вузов, входящих в систему. Другие вузы с собственными президентами или номинальными главами и ученым советом и т. д. утверждают собственный профессорско-преподавательский состав, зачисляют студентов, разрабатывают (в соответствии с системной политикой) собственные программы, стандарты, учебные планы, увеличивают свои средства за счет пожертвований и контрактов на исследование, распределяют эти средства (наряду со средствами государства и платой за обучение) среди различных конкурирующих отделений и направляют на различные нужды.

Затраты/расходы в высшем образовании США

В 1996 году текущие «образовательные и общие» расходы (исключение — больницы, вспомогательные учреждения и федеральные университетские исследовательские и разрабатывающие центры) составили почти 151,5 млрд. долларов. Из них 57,8 млрд. долларов ушло на обучение и несубсидируемые исследования; 17,5 млрд. долларов составило финансируемое и «организованное» (в рамках бюджета вуза) исследование; 13,2 млрд. долларов было потрачено на выплату стипендий и зарплаты; 12,3 млрд. долларов — на эксплуатацию и обслуживание оборудования, и почти 29 млрд. долларов составили административные и общие расходы5 .

Затраты (вузовские расходы) сильно различаются в зависимости от вуза, сектора, программы (например, общественные или гуманитарные, научные или прикладные), и больше всего от доступа к получению средств. Таким образом, вузы США с одинаковым программным профилем потратят большую часть средств, если они обеспечены постоянными средствами и если они занимают соответствующее положение на рынке, чтобы взимать высокую плату за обучение. Они потратят более скромную сумму на одного студента, если будут испытывать недостаток средств или не смогут назначить высокую стоимость обучения на очень конкурентоспособном американском рынке высшего образования. Фактически, эти детерминанты дохода стоят бок о бок, то есть они являются наиболее проблематичными по привлечению средств (главным образом,

элитные частные колледжи и университеты), но в то же время такие учреждения могут назначить высокую плату за обучение, так как богатые родители желают, чтобы их дети учились в самых престижных вузах.

Сравнивать расходы вузов из опубликованных данных очень трудно, главным образом из-за больших расходов в некоторых вузах на финансируемое (спонсорское) исследование, коммунальное обслуживание и т. д. Расходы на высшее образование в США делятся на образовательные и общие, что не включает большую долю второстепенных расходов. Поэтому сравнение возможно провести только среди наиболее схожих вузов. Таблица 1 показывает общие расходы и расходы на образование на одного студента по секторам (4-годичный колледж или университет) и типу университета (государственный или частный некоммерческий), а также среднегодовую ставку увеличения этих расходов.

Таблица 1

Общие расходы и расходы на образование на одного студента Среднегодовая ставка прироста по типу университета (1977-1995)

Государственный сектор Частный сектор

Университет 4-годичный Университет 4-годичный

Общие Среднег Общие Среднег Общие Среднег Общие Среднег

Учебный г и образов о-довая и образов о-довая и образов о-довая и образов о-довая

а- ставка а- ставка а- ставка а- ставка

од тельные прирост тельные прирост тельные прирост тельные прирост

расходы а за расходы а за расходы а за расходы а за

на последн на последн на последн на последн

студента, ие пять студента, ие пять студента, ие пять студента, ие пять

$ лет, % $ лет, % $ лет, % $ лет, %

1995-96 19,700 1,6 13,403 2,2 37,200 2,6 17,177 2,3

1990-91 18,237 1,6 12,102 0,3 32,945 3,5 15,417 2,7

1985-86 16,868 1,9 12,283 1,4 27,983 3,3 13,605 2,9

1980-81 15,391 0,4 11,482 1,0 24,040 1,1 11,876 0,7

1976-77 15,112 ** 11,020 ** 23,395 ** 11,533 **

Примечание. Источник: NCES Condition of Education 1999, доп. таблица 40-2 http://nces. ed.gov/pubs99/condition99/SupTables/supp-table-40-2.html

Затраты на высшее образование в США, понесенные

родителями и студентами

Затраты, которые несут родители и студенты на высшее образование в США, значительно выше, чем в любой другой стране. Это в значительной степени обусловлено четырьмя факторами:

1. Большой объем и значительный престиж частного сектора (зависим от стоимости обучения), укрепляющий идею дорогого высшего образования, даже если большую часть затрат покрывают благотворительные вклады.

2. Состоятельность Соединенных Штатов и укрепление культурной традиции финансовой ответственности семей за получение высшего образования ребенка.

3. Тот факт, что практически все необразовательные расходы (такие как оплата жилья, питания, транспорта и покупка книг) не оплачиваются, добавляют студентам и родителям дополнительные траты.

4. Наличие грантов, займов и других возможностей для совмещения учебы и работы на заочном или даже дневном отделении.

Таблица 2 показывает реальную среднюю плату за обучение, как в частном, так и государственном секторе, а также увеличение этой стоимости за последние пять лет. В таблице представлен период в 25 лет.

Таблица 2

Средняя плата за обучение и увеличение стоимости Государственные и частные (4 года), с

1974-1975 по 1999-2000 [Constant 1999 Dollars]

Год Государственный сектор [4 года] Частный сектор [4 года]

Средняя плата за обучение, $ Среднее ежегодное увеличение стоимости за предыдущие пять лет, % Средняя плата за обучение, $ Среднее ежегодное увеличение стоимости за предыдущие пять лет, %

199900 3356 2,6 15,380 3,8

199495 2968 6,7 12,938 2,6

198990 2217 5,1 11,436 9,0

198485 1769 2,4 7882 2,8

197980 1580 2,8 6904 0,3

197475 1386 *** 6793 ***

Примечание. Источник: College Board (1999) Trends in College Pricing, из таблицы 5, с. 7.

Добавив затраты студентов на «проживание» и «другие» расходы, а также высокую и низкую стоимость обучения как в частном, так и в государственном секторе, можно определить общую сумму затрат на один академический год в США. В таблице 3 показана сумма затрат в 2000-2001 учебном году. Данная таблица показывает расходы, с которыми сталкиваются родители и дети в Соединенных Штатах. В действительности, расходы могут быть больше или меньше, чем показаны в таблице 3, в зависимости от того, какие действительно расходы несут студенты: живут ли они с родителями, или снимают квартиру, имеют ли собственный автомобиль, приходится ли им содержать семью и т. д.

Таблица 3

Суммарные издержки/затраты, понесенные студентами и их семьями, колледжами и

университетами США, 2000-2001, $6

Статья расхода Частные Государственные

Большие затраты Средние затраты Низкие затраты Большие затраты Средние затраты

Плата за обучение и необходимые взносы 6000 3500 1600 23,000 15,000

Другие затраты на образование 900 750 700 800 750

Подуровень: затраты на 6900 4250 2300 23,800 15,750

Суммарные издержки/затраты, понесенные студентами и их семьями, колледжами и

университетами США, 2000-2001, $6

Частные Государственные

Статья расхода Большие Средние Низкие Большие Средние

затраты затраты затраты затраты затраты

образование

Полный пансион 6000 5000 2000 7500 6200

Транспорт и другие расходы 3000 2500 2600 3000 2050

Подуровень: затраты на проживание студентов 9000 7500 4600 10,500 8250

Общая сумма затрат, понесенная студентами и 15,900 11,750 6900 34,300 24,000

родителями

Если студент зависим от родителей, то финансовая ответственность по обеспечение и содержание студентов на период получения степени бакалавра переходит на родителей, но только в пределах того, сколько родители действительно способны заплатить, исходя из расчетов так называемого Прогнозируемого Вклада Семей (ПВС). ПВС устанавливается Конгрессом и является критерием предоставления федеральных грантов и частично субсидируемых студенческих займов. Расчет ПВС представлен в таблице 47 .

Таблица 4

Прогнозируемый вклад семей8

Годовой доход семьи, $ Прогнозируемый вклад семей (ПВС), $

Менее 20 000 0 до 800

20 000-40 000 900 до 3400

40 000-60 000 4100 до 7650

60 000-80 000 8 950 до 12 850

80 000-100 000 12 000 до 16 850

Более 100 000 17 800 до 33 800

ПВС, рассчитанный либо по федеральной методологии (как в табл. 4), либо другим похожим способом — Системой Анализа Частных Потребностей, таким как Сервис Стипендий Колледжа (ССК), определяет финансовые потребности семей. Эти финансовые потребности должны быть заполнены с учетом следующих комбинаций:

• дополнительные ресурсы семей, которые могут быть получены от сбережений или займов, либо от родственников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• финансовая помощь вузов, которая особо распространена в наиболее обеспеченных частных колледжах или университетах;

• государственные и прочие нефедеральные стипендии и гранты;

• доходы студентов от занятости в летнее время или в период обучения;

• студенческие займы (которые становятся необычайно важны).

Финансовая поддержка студентам в США

Система финансовой поддержки в США может быть точно определена как бессистемность, хотя и скоординированная. Эта система или бессистемность состоит из независимых источников грантов, займов и поддержки исследований федеральным правительством, правительством 50 штатов, большинством колледжей и университетов, сотнями корпоративных и благотворительных фондов, одна из программ которых является оказание финансовой помощи. Роль федерального правительства в этой системе была описана следующим образом9 :

Роль федерального правительства/налогоплательщика состоит в финансовой поддержке (общих затрат на образование посредством грантов, субсидий, займов) семей с низким или средним доходом, обеспечении умеренной стоимости обучения финансируемого государственного образования.

Также роль федерального правительства состоит в том, чтобы сделать доступными студенческие займы, и в достаточном количестве, а также сделать доступным дорогое частное высшее образование для студентов, чьи родители внесли свой вклад, часто имея большие долги или истощение активов. Федеральная помощь дается студентам безотносительно перспективы получения ученой степени, выбираемой специальности и программам.

Финансовая поддержка, получаемая от федерального правительства, как правило, бывает одной из следующих видов:

1. Денежные гранты (не подлежат возврату, зависят от дохода семьи и др. факторов, максимальная стоимость в 2000-2001 учебном году составила менее $4000).

2. Федеральные гарантируемые ссуды (как субсидируемые, так и несубсидируемые; для независимых студентов и находящихся на попечении родителей). Студенты, находящиеся на попечении (чаще всего это молодые люди до 25 лет, получающие степень бакалавра), могут брать ссуду до 5500 долларов в год на третьем, четвертом и пятом году, с общей суммой задолженности 22 625 долларов. Независимые студенты могут заимствовать дополнительно $ 5000 в год, с учетом, что общая годовая сумма займа не будет превышать $ 10 500. Общая задолженность независимых студентов может составлять $ 45 62510 .

Федеральная финансовая поддержка, независимо гранты ли это или студенческие займы, в 19951996 учебном году составила 37 % от всех студентов США. Этот процент варьируется от 63% студентов, находящихся на попечении родителей с годовым доходом ниже 20000 долларов до 14 % тех, доход родителей которых составляет более 100000 долларов. Среди студентов, зачисленных на дневное отделение, 30 % получили федеральные денежные гранты, сумма которых в 1995-96 учебном году составила 1776 долларов. 22 % студентов получили субсидируемые федеральные займы (ссуды), а 10% — не субсидированные (но все же федеральные гарантируемые)11 .

В дополнение к этой финансовой поддержке 43 % студентов, зачисленных в 4-годичные частные (некоммерческие) колледжи и университеты, получили некий вид институциональной поддержки (иногда именуемой «скидкой на стоимость обучения»), которая составила 5000 долларов.

На федеральном уровне сумма поддержки в виде ссуд в 2000-2001 учебном году была около 43 млрд. долларов, вытеснив грантовую поддержку, и к 2001-2002 году составила 58 % всей помощи, предоставляемой студентам (в сравнении с 41 % в 1981-1982)12 .

Все виды студенческой поддержки на 2000-2001 академический год были оценены в сумму 74,4 млрд. долларов, что показано в таблице 5.

Таблица 5

13

Предполагаемая поддержка студентам по источникам, 2000-2001

Виды и источники помощи Сумма помощи, Процент общей

млрд. $ суммы помощи

Федеральные займы 37,1 49,9

Институциональные и другие неправительственные гранты 14,5 19,5

Федеральные гранты 7,9 10,7

Государственные гранты 4,6 6,2

Нефедеральные займы 4,5 6,1

Федеральные «на основе кампуса» (исследовательские работы и гранты) 2,8 3,9

Другие федеральные программы 2,8 3,8

Другая мощная тенденция финансовой поддержки приобрела форму налоговых льгот. Это проявляется возможностью вычета налога из стоимости обучения. Однако такая тенденция вызывает много споров, так как большинство экономических аналитиков и всех тех, чей приоритет состоит в увеличении доступности высшего образования для детей из семей с низким доходом, заявляют, что эта категория остается незатронутой. Они утверждают, что такая поддержка является всего-навсего популярной политической формой уменьшения налоговой ставки. Политики, однако, отвечают за высокий уровень беспокойств, связанных с обучением, особенно исходящий от среднего и выше среднего класса, которые в большой мере являются политически влиятельными. Не так легко и достаточно спорно подсчитывается реальная стоимость таких льгот. По подсчетам Совета Колледжей сумма налоговых льгот на 2002 год должна была составить 12-15 миллионов долларов14 .

Общественные и политические деятели США, как федерального, так и государственного масштаба, в последнее время уделяют большое внимание плате за обучение, а также темпам ее роста. К примеру, недавний темп роста платы за обучение в большинстве государственных колледжей и университетов США — это результат не только роста основных затрат, но и отход государственных налоговых поступлений, и тем самым смещение расходов на студентов посредством больших займов и необходимости большой прибыли.

Плата за обучение, ежегодное (или, по крайней мере, частое) увеличение стоимости, финансовая поддержка и все возрастающее доверие студенческих займов продолжают оставаться политически спорным моментом в Соединенных Штатах. Но плата за обучение, включая ежегодные увеличения, как в частном, так и государственном секторе, является полным возмещением издержек на питание, проживание и на другие потребности студентов. Однако существенный вклад государства и налогоплательщиков 50 штатов (главным образом, поддерживающих государственные колледжи и университеты) превосходит значительный родительский вклад. Также большую роль играют благотворительные организации, ежегодно предоставляющие средства вузам. И, наконец, существует американский принцип распределения большинства расходов на исследования посредством исследовательских университетов, нежели чем через неисследовательские вузы (Российская модель).

Вместе эти модели финансирования высшего образования означают, что США способны привести к максимуму вклады всех основных негосударственных источников в парадигме распределения затрат и обладать самой доступной системой (или бессистемностью) высшего образования в мире.

Примечания

1 Доктор, профессор Центра сравнительных и глобальных исследований образования университета Буффало, штата Нью-Йорк. Глава Государственного университета Нью-йоркской системы, которая включает в себя 59 вузов и зачисляет около 400000 студентов. http://www.gse.buffalo.edU/org/IntHigherEdFinance.@

2 National Center for Education Statistics, Digest of Education Statistics, Chapter ЗА, Post Secondary Education: College & University Education. NCES Website. March 2002: http://nces.ed.gov/@

3 Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching, The Carnegie Classification of Institutions of Higher Education 2000 Edition. Menlo Park, CA: Author, 2001 [See http://www.carnegief0undati0n.0rg/J.@

4 NCES Digest of Education Statistics, таблицы 173, 175, 207, 216.©

5 NCES Digest of Education Statistics, таблица 370.®

6 Расходы, подсчитанные автором со ссылкой на The College Board, Trends in College Pricing, 2001. New York: The College Board, 2001 [www.collegeboard.com]; NCES Digest of Education Statistics, таблица 315; and D. Bruce Johnstone, «Financing Higher Education: Who Should Pay?» in Philip G. Altbach, Robert O. Berdahl, and Patricia J. Gumport, American Higher Education in the Twenty-first Century. Baltimore: the Johns Hopkins University Press, 1999, P. 347-369.®

7 Одна из особенностей американской культуры — это необычайный уровень добровольного выполнения налоговых (подоходного налога) требований. Поэтому доходы семей являются открытыми, во многом благодаря функционированию сложной электронной системы ведения учета, фиксирующей коммерческие сделки, продажу, выплату банковского процента и т. д.©

8 NCES, «National Postsecondary Aid Study 1995-96» reported in «EFC: The Expected Family Contribution—Managing the Price of College» at

http ://www. ed. gov/pubs/collegecosts/handbkp 11 .html. @

9 D. Bruce Johnstone, «Starting Points: Fundamental Assumptions Regarding the Principles and Policies of Federal Financial Aid to Students» in Financing Postsecondary Education: The Federal Role. Washington DC: US Department of Education, 1995. P. 77-83.®

10 NCES, Trends in Undergraduate Borrowing: Federal Student Loans in 1989-90, 1992-23, and 199596. Washington: US Dept. of Ed., Office of Educational Research and Improvement. March 2000. P. 7Ж

11 NCES, «National Postsecondary Aid Study: Student Financial Aid Estimates for 1995-96,» available at: http://nces.ed.gOv/pubs97/97570.html.@

12 The College Board, Trends in Student Aid, 2001. New York: The College Board, 2001 [also available at |www.collcgcboard.com |@

13 Ibid. P. 4.®

14 Ibid. P. 3.©

© Д. Б. Джонстоун, 2003

Джонстоун Д. Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование / Д. Б. Джонстоун // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6(28). С. 92102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.