Научная статья на тему '2020. 02. 012. Вериава А. Вода и жизнь, не приносящие доход: размышления о возникновении потерь воды и борьбе с ними в Йоханнесбурге. Veriava A. non-revenue water and non-revenue life: a reflection on the making and mitigating of water losses in Johannesburg // African studies. - London, 2019. - vol. 78, n 4. - p. 590-608'

2020. 02. 012. Вериава А. Вода и жизнь, не приносящие доход: размышления о возникновении потерь воды и борьбе с ними в Йоханнесбурге. Veriava A. non-revenue water and non-revenue life: a reflection on the making and mitigating of water losses in Johannesburg // African studies. - London, 2019. - vol. 78, n 4. - p. 590-608 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / ЙОХАННЕСБУРГ / ПОТЕРИ ВОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕМ И НАСЕЛЕНИЕМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михель Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 02. 012. Вериава А. Вода и жизнь, не приносящие доход: размышления о возникновении потерь воды и борьбе с ними в Йоханнесбурге. Veriava A. non-revenue water and non-revenue life: a reflection on the making and mitigating of water losses in Johannesburg // African studies. - London, 2019. - vol. 78, n 4. - p. 590-608»

Современное состояние рыболовецких хозяйств вдоль западного берега Турканы на первый взгляд кажется плачевным: вдоль всего берега озера тянутся жалкие хижины из пальмовых листьев, склады заброшены и разрушены, продажа рыбы закупщикам осуществляется прямо перед закрытыми воротами бывшего завода в Калоколе. Но автор не считает, что ситуация трагична. Он приводит мнения местных жителей, которые считают, что все идет не так уж и плохо. В постоянных строениях нет необходимости. Рыбакам приходится двигаться вместе с береговой линией озера, то и дело перенося свои пальмовые жилища с собой. Оставшемуся со времен NORAD оборудованию также нашлось применение. Местные жители вполне успешно интегрировали его в систему взаимоотношений между человеком и окружающей средой, сложившуюся в давние времена.

Во многих отношениях развитие рыболовства на озере Туркана является частью более широких экономических процессов в Восточной Африке, затрагивающих «озерные отрасли производства». Похожая история развернулась и к югу от Турканы, на берегах озера Виктория. Исторически оба рыболовецких сообщества были встроены в местную сельскохозяйственную (скотоводческую) экономику, но после появления в водах озера промыслового нильского окуня и развития коммерческого рыболовства, стали частью глобальной экономики. Это не могло не привести к изменению всего образа жизни озерных сообществ. Но эти изменения, очевидно, не стали чем-то неожиданным для самих рыбаков. Как и в настоящем, их прошлая жизнь всегда отличалась нестабильностью, а умение выживать в меняющихся условиях стало возможным благодаря выработанным веками изобретательности и умению находить ответ на внешние вызовы.

Д. В. Михель

2020.02.012. ВЕРИАВА А. ВОДА И ЖИЗНЬ, НЕ ПРИНОСЯЩИЕ ДОХОД: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОТЕРЬ ВОДЫ И БОРЬБЕ С НИМИ В ЙОХАННЕСБУРГЕ. VERIAVA A. Non-revenue water and non-revenue life: a reflection on the making and mitigating of water losses in Johannesburg // African studies. - London, 2019. - Vol. 78, N 4. - P. 590-608.

Ключевые слова: ЮАР; Йоханнесбург; потери воды; управление водоснабжением и населением.

Ахмед Вериава (Университет Витватерсранда, ЮАР) анализирует историю инфраструктурного проекта «удержание воды» (Gcin'amanzi - язык зулу), взятого в более широком контексте управления водным хозяйством в Йоханнесбурге. Предмет его изучения не раз оказывался в поле зрения исследователей - в связи с вопросами социальной политики в ЮАР после апартеида, принадлежности к городу, гражданства и о том, что значит освобождение. В этой статье акцент делается на аудите потерь воды, а также на том, что данная мера выступает не только технологией управления водохозяйственной инфраструктурой, но и технологией управления социальными сетями, подключающимися к воде. Отталкиваясь от концепции «искусства управления» (governmenta-lity), предложенной М. Фуко1, автор пытается рассмотреть политические отношения и формы субъективности, возникающие в ходе «двустороннего движения между неолиберальным правительством и сопротивлением со стороны населения» (с. 591).

В 2003 г. водопроводная компания Johannesburg Water (JW) инициировала проект «операция Gcin'amanzi» (OGA) для юго-западного пригорода Йоханнесбурга - Соуэто, направленный на снижение потерь воды. Одним из компонентов этого беспрецедентного проекта стало введение предоплаченных счетчиков воды. С самого начала проект вызвал широкое сопротивление со стороны населения, которое продолжалось в течение шести лет и простиралось от улочек Соуэто до залов Конституционного суда ЮАР. В числе участников сопротивления оказался и автор статьи, который включился в борьбу с OGA в тот самый момент, когда в одном из районов Соуэто - Фири - при поддержке Антиприватизационного форума, действующего в Гаутенге, был создан проте-стный комитет «Озабоченные жители Фири».

В ходе продвижения своего проекта JW широко использовала радио, рекламные щиты и листовки, сообщавшие о том, что жи-

1 Более подробно о концепции «искусства управления» у М. Фуко см.: Михель Д. В. Власть, управление, население: возможная археология социальной политики Мишеля Фуко // Журнал исследований социальной политики. - 2003. -Т. 1, № 1. - С. 91-106. - Прим. реф.

тели Соуэто поддерживают установку счетчиков воды и заинтересованы в сокращении потерь воды. В ответ на это «озабоченные жители», чтобы сделать свой протест «видимым», широко использовали публичные шествия, статьи в популярных СМИ, подачу заявлений в суд на предмет проверки этой меры как конституционной. Кроме того, при поддержке Антиприватизационного форума был подготовлен ряд отчетов, в которых показывалось недовольство жителей Соуэто введением счетчиков. Политика водопроводной компании состояла в том, чтобы продвигать среди населения идею о том, что существуют потери воды и с ними необходимо бороться. Однако у протестующих возник вопрос о том, насколько объективны представленные компанией цифры о потерях, а также о том, какие реальные цели скрываются по ту сторону декларируемых целей проекта.

сделала серию публичных презентаций для различных аудиторий. Во всех презентациях всегда все начиналось с проблемы потери воды и говорилось о «неучтенной воде». В одной из презентаций сообщалось, что в Соуэто каждый месяц теряется по семь млрд литров воды, или в финансовом выражении 150 млн рэндов. Эти потери связывались как с утечками, вызванными изношенностью среднего участка магистрали, так и с так называемой «структурной слабостью» системы предполагаемого потребления. Бывший директор Энтони Стилл в 2007 г. заявлял, что модель предполагаемого потребления, сложившаяся во времена апартеида, исчерпала себя; прежде с каждого домохозяйства взималась фиксированная сумма за потребление воды, исходя из предполагаемого среднего расхода в 20 к3 воды1, тогда как реальные расходы составляли 67 кубометров для каждого домохозяйств, и поскольку у потребителей не было счетчиков воды, у них не было стимулов для экономного расхода воды. В своих показаниях под присягой, данных в суде, Стилл также заявил, что в результате бойкотов 1980-х годов сложилась своеобразная «культура неплатежей», когда 90% домохозяйств попросту отказывались платить за услуги водопроводной компании.

1 В тексте повсюду используется термин килолитр; один килолитр воды равен одному к3. - Прим. реф.

Во время проведения семинаров по проекту OGA представители JW обычно обращали внимание на две разновидности проблем - физические потери воды и коммерческие потери. При этом коммерческие потери, как правило, сводились к двум формам -компания выставляла населению Соуэто счета не за фактическое использование воды, а исходя из предполагаемого среднего расхода; кроме того, в Соуэто много воды расходовалось в связи с так называемой «стиркой в ведре» (традицией лить воду без ограничения). О расточительности в потреблении воды говорили не только представители JW, но и те представители городских властей Йоханнесбурга, которые сочувствовали беднякам. Для Соуэто и других пригородов Йоханнесбурга отмечалась также традиционная практика неограниченного расхода коммунальной воды (краны общего пользования не закрывались день и ночь).

Чтобы решить проблему физических потерь воды, JW предприняла беспрецедентные меры - была полностью заменена вся старая водопроводная сеть, были бесплатно устранены все протечки в домохозяйствах и установлены предоплаченные счетчики расхода воды. Все это должно было свести к минимуму риски неуплаты и незаконных повторных подключений. В одном из документов за 2001-й год (Soweto Discussion Document) было заявлено, что борьба с потерями воды в рамках реализуемого проекта позволит свести к минимуму физические потери, а реальный уровень потребления будет рассчитываться исходя из четырехкратного превышения предполагаемого среднего уровня.

Не смотря на многочисленные сведения о потерях больших объемов неучтенной воды в Соэуто, предоставленные JW, с ними все же нельзя согласиться полностью, поскольку они включают в себя целый ряд аспектов, не имеющих отношения к потреблению воды домохозяйствами. Таковы, например, расходы воды, связанные с обеспечением общественных работ, пожаротушения и т.п. Кроме того сюда же входит вода, потребляемая незаконными поселенцами (сквоттерами. - Реф.). И еще, по крайней мере 5% от общего объема всей израсходованной воды в Соуэто вытекает из неучтенных труб общего пользования (в 2007 г.). При сопоставлении потерь воды в различных пригородах Йоханнесбурга - Со-уэто, Айвори парке, Александре, Ориндж фарм - JW усредняла некоторые показатели, что в итоге также вело к неточностям в

окончательных выводах. Если оценить материалы о потерях воды в целом, подготовленные JW на протяжении всего периода проведения компании по реализации проекта OGA, то можно говорить об их достаточно невысоком качестве и стремлении свести все проблемы с коммерческими потерями к нерациональной практике потребления воды домохозяйствами (в то время как еще целый ряд значимых факторов просто выпал из поля зрения или сознательно не был учтен).

Несмотря на то, что JW в ходе проведения компании по установке счетчиков в Соуэто активно сообщала о больших потерях воды в этой части Йоханнесбурга, на самом деле оценить подлинный масштаб этих потерь до самой установки счетчиков было невозможно. Даже сама водопроводная инфраструктура в Соуэто была устроена так, что не позволяла этого сделать. Застройка Со-уэто на протяжении долгого времени велась хаотично, поэтому подключение пользователей воды к основной магистрали также проводилось хаотичным способом, и не было возможности выяснить, сколько воды получает конкретное домохозяйство. Система индивидуализированного - поквартирного или подомового - учета расхода воды отсутствовала, и вместо этого действовала система, где учет расхода чаще всего велся поквартально. При апартеиде чернокожим африканцам разрешалось владеть собственностью только в бантустанах, а в городах, включая Соуэто, им разрешалось быть только арендаторами жилья; официальными же собственниками это жилья в разное время выступали различные организации, на которых и возлагалась ответственность за расход воды и его оплата.

Когда JW начала кампанию по установке счетчиков воды, то это означало, что новое правительство решило не только вести борьбу с потерями воды в городах с преимущественно черным населением, но и намерилось ввести новый тип административно-политической рациональности, не имеющей ничего общего с рациональностью эпохи апартеида. Новая, неолиберальная модель управления территориями, водой и населением была призвана сформировать систему, состоящую из индивидуальных домохо-зяйств, не имеющую ничего общего с системой сегрегированных масс, которых прежняя власть ограничивала в ресурсах и чье время пребывания в городском пространстве всячески минимизиро-

валось. Тем самым, выступая против введения счетчиков воды, гражданские активисты из Соуэто выступали против неолиберальной модели индивидуализированного управления и, следовательно, за сохранение старой модели времен апартеида.

Следуя идеям М. Фуко, автор статьи настаивает на том, что введение новой технологии распределения (новая водопроводная сеть) и учета расхода (счетчики) воды в Соуэто означает не только модернизацию водного хозяйства, но и создание особого «дисциплинарного пространства», в котором для власти становятся «видимыми» индивидуальные домохозяйства и конкретные территории, на которых они размещены. Фактически, новая организация физической инфраструктуры не только обеспечивает более быстрое обнаружение утечек в системе и отображение характера потребления, но и расширяет возможности городских властей по выявлению изменений и аномалий в системе с течением времени. Речь, следовательно, идет о создании новой, более рациональной системы управления, в которой счетчики воды являются и средствами визуализации индивидуальных домохозяйств, и средствами нормирования их поведения в качестве потребителей.

Есть веские основания полагать, что до установки счетчиков потребление воды в Соуэто было низким. Бедные дома просто не были оборудованы для потребления большого количества воды -маленькие комнаты, отсутствие ванн, зеленых газонов для полива, один кран на всех. Тем не менее излюбленной темой для разговоров среди менеджеров и в СМИ была «стиральная машина Соуэто» - стирка белья в ведре под нескончаемым потоком проточной воды. В сущности, это не что иное, как придуманный анекдот.

Политика по установке счетчиков воды и рационализации управления водоснабжением и населения вызвала к жизни встречную политику сопротивления со стороны населения. Интервью автора с местными жителями позволили услышать их точку зрения: «Вся вода от Исуса - почему мы должны платить?» (с. 604). Женщины Соуэто также отказываются платить за электричество и жилье. Они заявляют, что власти сами дали им эти дома, поэтому пусть сами и платят за них. У их семей нет работы, нет денег, нечем платить. Такова жизнь людей по ту стороны счетчиков и мер по измерению жизни, осуществляемых городскими властями и водопроводной компанией.

Борьба с установкой счетчиков воды также вызвала к жизни новые формы политической и социальной солидарности в Соуэто. Официально отказавшиеся платить за воду, держатся вместе, подписывают петиции против навязываемых счетчиков воды, противодействуют полиции и менеджерам JW, берут воду для стирки у соседей, демонстрируют моральную поддержку друг другу словом и делом.

В ходе четырехлетней реализации проекта OGA (с 2003 г.) в Соуэто было установлено более 98 тыс. счетчиков воды и проложено 116 км вторичных водопроводных сетей. В 2007 г. решением Верховного суда ЮАР проект OGA был остановлен и удовлетворены требования протестующей стороны. После этого почти 40% пользователей воды отказались от использования счетчиков, осуществив перепланировку водопроводной сети в собственных интересах. В ответ на это JW обратилась в Конституционный суд страны, который поддержал компанию. Со стороны JW были предприняты меры по созданию новых способов доставки воды в домохозяйства, учитывающие некоторые пожелания бедных. Жесткие формы вмешательства городских властей и водопроводной компании в жизнь населения сменились на более мягкие. Опыт Соуэто по продвижению новой управленческой рациональности был учтен. Один из важных его уроков состоит в том, что стратегии выживания простых людей всегда будут вносить коррективы в навязываемые властью технологические проекты; социальные сети всегда встраиваются в технологические системы и преобразуют их под себя.

Д. В. Михель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.