цирует переживших Холокост в качестве свидетелей, признаваясь знакомому: «Я не знаю, пережил ли я вправду все это. Я ведь не умер там, поэтому я не знаю... Только мертвые были там, ведь только они там остались. Остальные только шли мимо»1.
Творчество Гюнтера Грасса, В.Г. Зебальда и Х.Г. Адлера в их взаимосвязанности представляется исследовательнице кульминацией всех линий развития проблематики риторического отчаяния, выявленных у других писателей. Поиски нематериального смысла, начатые символизмом, представляются завершенными: для Зебальда никакой нарратив не может заслуживать большего доверия, чем объекты материальной реальности. Вещи выступают «контейнерами» смыслов, будучи осмыслены как «вещественные доказательства», а не как символы.
Логическим завершением секуляризованного века Джойс Векслер считает атаку террористов на башни-близнецы нью-йоркского Центра мировой торговли 11 сентября 2001 г.: прежде всего потому, что мгновенной (хотя и недолговечной) реакцией американского общества стало единение. Ответ общества впервые за долгое время оказался согласованным, на какое-то время избавив от тотального ощущения неопределенности.
Е.В. Соколова
ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВО
2020.02.010. ИСТОРИОГРАФИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ: Исследования и публикации архивных материалов / отв. ред., сост. Московская Д.С. - М.: ИМЛИ РАН, 2018. - 560 с.
Ключевые слова: Гражданская война; воспоминания; крестьянство; герой Гражданской войны; воспитание молодежи; фильм «Чапаев»; А.Н. Толстой; Нестор Махно; документы и материалы; архив; мемуары; В.В. Шульгин; А.А. Саксаганская; И.А. Киреев; Н.П. Анциферов; Л. Арагон.
В сборнике документов вводятся в научный оборот архивные материалы Отдела рукописей, Архива А.М. Горького ИМЛИ РАН и РГАСПИ, посвященные героям и событиям Гражданской
1 Adler H.G. The wall / Transl. by Filkins P. - N.Y., 2014. - P. 186.
войны. В предисловии «История Гражданской войны в зеркалах памяти и документах» Д.С. Московская объясняет, что публикуемые тексты могут быть разделены на две основные группы. Одну составляют документы литературных институций начала 1930-х годов: Главной редакции по изданию «Истории гражданской войны» (ИГВ), Литературного объединения Красной армии и флота (ЛОКАФ), Всероссийской организации драматургов и композиторов (Всеросскомдрам). Сюда входят протоколы заседаний и стенограммы обсуждений, посвященные литературно-художественным, историко-документальным, кинематографическим произведениям о Гражданской войне. Вторая группа - оригинальные тексты воспоминаний современников, непосредственных участников и свидетелей революционной смуты, представителей различных сословий бывшей Российской империи, а также иностранных граждан -разной политической ориентации и разной степени профессионализма как нарраторов. «Жанровое разноообразие публикуемых текстов, - акцентирует Д.С. Московская, - отвечает актуальной задаче выявления тематических и поэтологических аспектов изображения Гражданской войны, основных идеологем, интерпретационных ракурсов и риторических стратегий исторического нарратива, легитимизированных в первое пореволюционное десятилетие и в годы "второй революции", в эпоху социалистической реконструкции, индустриализации, коллективизации, культурного строительства» (с. 12).
Первую тематическую группу, первый раздел книги, открывают архивные публикации, комментирующие издательский проект «История гражданской войны», который А.М. Горький вынашивал с 1928 г. «Мы даем миллионам точку зрения» - так на заседании редколлегии ИГВ в мае 1931 г. была определена цель многотомной исторической ретроспективы. Прежде всего, Горький подчеркивал политическую, а не историко-собирательскую составляющую своего замысла, согласно которому многотомная история недавней войны «должна была иметь воспитательное значение для молодежи, особенно для крестьянства, которое в годы коллективизации и индустриализации хлынуло в города, на крупные фабрики и заводы», - отмечают О.В. Быстрова, З.С. Закруж-ная, Д.С. Московская в статье «"История гражданской войны": издательский проект эпохи реконструкции» (с. 15). К работе над
историей были привлечены профессиональные писатели, которые должны были художественно обработать воспоминания участников. Главной проблемой, как показывают авторы статьи, была выработка идеологического освещения событий междоусобной бойни, а наиболее идеологически трудным было представление роли крестьянства, партизанщины и вождей оппозиции, в первую очередь Л.Д. Троцкого. Первый том вышел в 1935 г.; второе его издание - в 1936 г., после смерти писателя; второй том - в 1943 г.; в 1958 г. был представлен третий том, в 1959 - четвертый том и в 1960 г. - пятый том. На нем закончилась история задуманной М. Горьким издательской серии книг в 15 томах.
В статье «К вопросу о показе героя Гражданской войны: Стенограмма доклада Л.М. Субоцкого на Втором расширенном пленуме ЛОКАФ» З.С. Закружная и Д.С. Московская устанавливают, что на Втором расширенном пленуме ЛОКАФ в 1932 г. мысль о необходимости воспитывать молодежь на примере героев Гражданской войны получила законченное выражение. Публикуемая стенограмма выступления конкретизирует художественные приемы, которые помогут достичь желаемого эффекта. Субоцкий утверждал, что «герой Гражданской войны должен быть собирательным типом, через который следует показать весь рабочий класс, движимый в своих поступках и решениях классовым долгом» (с. 161). Следование этому методу освобождало писателя от установки на «историческую правду» или воссоздание исторической эпохи, что «существенно отличало программу ЛОКАФа от первоначального замысла Горького о создании документальной истории Гражданской войны»; эволюция военно-оборонной литературы «привела к тому, что герой Гражданской войны уподобился "герою-ударнику производства", герою актуальной современности, и потерял черты конкретно-исторической личности» (с. 7). Именно в этот момент в советской литературе начинает переписываться история Гражданской войны, создаваться миф, идеологически работающий на современность, утверждают авторы статьи.
А.А. Гончаренко и Д.С. Московская отмечают, что триумфальное шествие по экранам страны в 1934 г. фильма братьев Васильевых по роману Д. Фурманова «Чапаев» «убеждало идеологов литературного процесса в том, что правильно построенный художественный нарратив способен воодушевлять массы» (статья
«Стенограмма обсуждения фильма "Чапаев" во Всеросскомдра-ме») (с. 174). Фильм удачно решал задачи воспитания молодого поколения бывших крестьян, оправдания их жертв, укрепления надежд на лучшее будущее, удовлетворял требованию воспеть новый тип социального поведения. Публикуемая стенограмма обсуждения фильма демонстрирует, «каким образом происходила выработка и конкретизация критериев идеологически и художественно совершенного исторического нарратива» (с. 174). Концепция соцреализма усматривалась в синтезе жизненной конкретности и коллективной обобщенности изображенных героев. Фильм «Чапаев» стал эталоном соцреализма как для критиков, так и для кинематографистов.
«Образ Нестора Махно на страницах трилогии А.Н. Толстого "Хождение по мукам": Документы и материалы» - исследование Г.Н. Воронцовой. Знакомство А.Н. Толстого с «Дневником жены Махно» проявилось в завершающей книге трилогии, романе «Хмурое утро», при характеристике поведения Махно накануне похода на Екатеринослав. «Черпая из документа детали, воссоздавая на их основе общую картину, дополненную собственной фантазией, писатель выносил самостоятельное суждение по поводу изложенных в "Дневнике" фактов» (с. 214). Безусловный интерес представляет собой и публикуемый в составе статьи акт о расстреле атамана Н.А. Григорьева из архива Толстого. Несмотря на то что в акте изложена версия об убийстве Григорьева окружением Махно, заключает Г.Н. Воронцова, писатель посчитал необходимым завершить сюжет, связанный с махновским движением, сильным аккордом: уходит вождь украинского повстанческого движения со страниц трилогии непосредственным убийцей мятежного атамана, что соответствовало представлениям Толстого об этом человеке, ставшем литературным героем.
Второй раздел книги «Я написал не роман, а правдивое изложение действительно пережитого» открывается статьей Д.С. Московской «Василий Шульгин и его неопубликованный мемуарный комплекс "Война без мира"». Публикуемый в статье документ - воспоминания В.В. Шульгина (1878-1976), созданные им в эмиграции в начале 1920-х годов, которые посвящены событиям Гражданской войны в Киеве в первой половине 1918 г. Этот текст представляет собой фрагмент машинописи «Война без мира», ох-
ватывающий период с 1914 по 1918 г. «Ценность этих воспоминаний - в достоверном изображении борьбы с большевиками, обстоятельств прихода к власти гетмана Скоропадского, борьбы за самостоятельность Украины с опорой на поддержку Германии» (с. 261).
Писательница А.А. Саксаганская (1868-1939) написала в конце 1920-х - начале 1930-х годов два мемуарных текста о Гражданской войне, оставшихся неопубликованными. О.А. Симонова в статье «Мемуары А.А. Саксаганской о Гражданской войне в Ека-теринославе» восстанавливает биографию автора и историю создания текстов. Публикуются воспоминания «В тылу», в которых период немецкой оккупации Украины при гетмане П.П. Скоропад-ском, войско генерала А.Г. Шкуро и др. «показаны с точки зрения горожанки и обывательницы, не участвующей в военных действиях», а воспоминания писательницы «Махно. Под черным флагом» «рассказывают о захвате Екатеринослава Повстанческой армией в 1919 г.» (с. 337). Автор приводит свидетельства о Н.И. Махно, его военной технике и отдельных операциях. Однако эти сведения, по мнению О.А. Симоновой, не всегда оказываются достоверными, они передают городские слухи и служат воссозданию атмосферы тех лет.
Публикация «Рукопись И.А. Киреева "Очерк финляндской революции 1918 года и взаимоотношений между Финляндией и Россией" в фонде Демьяна Бедного (ОР ИМЛИ РАН)», подготовленная М.Л. Фёдоровым и Т.И. Шевченко, представляет воспоминания русского офицера Балтийского флота И.А. Киреева о рабочей революции в Финляндии 1918 г. Демьян Бедный собирал сведения с фронтов Гражданской войны, в их числе оказалась и присланная рукопись, в которой Киреев не только подробно изложил ход рабочей революции и гражданской войны в Финляндии 1918 г., но и «высказал свой взгляд на причины поражения красных финнов, а также сравнил рабочее движение в Финляндии и России»; такая «объективность и категоричность позиции автора рукописи не была одобрена Демьяном Бедным и вызвала ряд его замечаний, в результате которых не состоялась ее публикация» (с. 457). Авторы статьи впервые ввели в научный оборот отрывки текста воспоминаний И.А. Киреева и дали предварительную оценку его взглядам.
Д.С. Московская в публикации «Черты к портрету петербургской интеллигенции в годы Гражданской войны» приводит воспоминания, принадлежащие одной из воспитанниц петроградской колонии в Красной Славянке (быв. Царской, ныне пос. Динамо), где в годы Гражданской войны спасались от гибели дети, отрезанные от Петрограда линией фронта. В центре внимания рассказчицы, чье имя и отчество не сохранились, чета Анциферовых. «Николай и Татьяна, оказавшиеся в Красной Славянке по рекомендации Кс. Полоцкой, секретаря петербургского религиозно-философского общества, проявили себя выдержанными, бесстрашными, готовыми на все ради спасения чужих детей людьми. Обнаружились также уникальные качества Анциферова как представителя интеллигенции дореволюционной формовки - его способность без насилия внушать глубокое к себе уважение и чувство доверия»» (с. 534).
Завершает книгу публикация М.А. Ариас-Вихиль «Командиры Гражданской войны: Воспоминания Арагона о В. Примакове и М. Тухачевском». Герои Гражданской войны Тухачевский и Примаков представлены в мемуарах участника Первой мировой войны писателя-коммуниста Луи Арагона (1897-1982), которые впервые публикуются на русском языке. Судьба свела его с литературной и военной элитой СССР - А.М. Горьким, Л. Брик и ее высокопоставленным супругом В.М. Примаковым (1897-1937) и другом их семьи М.Н. Тухачевским (1893-1937). В 1936 г. Арагон последний раз посетил СССР, оказавшись свидетелем арестов советских участников Гражданской войны, комкора В. Примакова и маршала М. Тухачевского, а также Н. Бухарина, Белы Куна.
Т.Г. Петрова
2020.02.011. ПЕТРОВА Т.Г. НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О М. ГОРЬКОМ. (Обзор).
Ключевые слова: М. Горький; переписка; архивные документы; А.Е. Богданович; Сталин; Р. Роллан; кинематограф; сценарии; экранизации.
ИМЛИ РАН подготовил к печати новые интересные издания о М. Горьком. Это и тома его переписки за 1930-1934 гг., и новые