ного на нужды жертв и правонарушителей, а также на ответственность за возмещение ущерба, тогда как карающее правосудие определяется решением государства о виновности и наказании.
Как указывают в заключение авторы, одной из наиболее острых проблем является разрыв в институциональном плане криминологических исследований. Даже спустя более четверти века после «бархатной революции» создание института криминологии в Словацкой Республике так и остается затянувшимся утомительным делом (с. 66).
Р. С. Гранин
2020.01.027. КЕРИКМЯЭ Т., ТРОЙТИНО ДР., ШУМИЛО О. ИДОЛ ИЛИ ИДЕАЛ? ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭСТОНСКОГО ЯЗЫКА В ЭЛЕКТРОННОМ УПРАВЛЕНИИ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ, МИФЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ. KERIKMAE T., TROITINO DR., SHUMILO O. An Idol or an Ideal? A case study of Estonian e-governance: public perceptions, myths and misbeliefs // Acta baltica historiae et philosophiae scientiarum. -Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 1. - P. 71-80.
Ключевые слова: тематические исследования; электронное управление; Эстония; ИКТ инструменты (инструменты информационно-коммуникационных технологий1); идеал; идолопоклонство; философия; общественная сфера.
Статья написана коллективом трех авторов из разных стран. Танель Керикмяэ - профессор права в области законодательства и политики. Ее работы посвящены правовой политике ЕС, конституционному праву, единому цифровому рынку, автоматизации, юридическим препятствиям для новых технологий, искусственному интеллекту в юридической практике. Она руководит докторантами в Хельсинки, Лозанне, Таллинне, Медельине и Каунасе. Давид Ра-миро Троитиньо - доцент Таллиннского технологического университета (ТалТех). Его главными научными интересами являются
1 Инструменты информационно-коммуникационных технологий (англ. Information Communication Technology tools) представляют собой цифровые инфраструктуры, такие как: компьютеры, ноутбуки, планшеты, носители данных, программы, принтеры, сканеры и интерактивные учебные системы.
развитие Европейского союза и будущие сценарии этого развития. Ольга Шумило - аспирант ТалТеха, в котором она преподает на курсах по уголовной и административной юриспруденции; она также пишет диссертацию по вопросам правовой базы «умных городов» и электронного управления. Ольга получила степень магистра и свою первую докторскую степень по уголовному праву и криминологии в Национальном юридическом университете имени Ярослава Мудрого (Харьков, Украина) (с. 80).
Авторы пишут, что в течение более десяти лет Эстония большими темпами развивает передовые технологии, которые остаются в центре внимания мировой общественности. Э-Эстония (проект «Электронная Эстония») демонстрируется как национальная визитная карточка, одной из ее неотъемлемых частей является электронное управление - основа цифровой связи без посредников между гражданином и государством. Годы успешной эксплуатации этой модели часто называются в СМИ эстонской национальной идеей, являющейся противоположностью предыдущих моделей администрирования. Целью своей статьи авторы называют анализ явления электронного управления в эстонском кибер-либерта-рианском дискурсе через призму понятий «идол» и «идеальная публичная сфера» с последующими коннотациями в местной публичной политике (с. 71).
Авторы отмечают, что постоянное стремление к новым открытиям приближает человеческую цивилизацию к эпохе захватывающих решений и мир как никогда близок к этому. Пример Эстонии и ее инновационного электронного управления в этом отношении может рассматриваться как один из первых случаев в преобразовании традиционно-иерархических и исключительно государственных структур управления в сеть всеобщего блага, которое может быть символически названо электронной Нарнией. Есть определенные следы гиперболизированной положительной обратной связи с существующими привилегиями жизни в «цифровом обществе», что, однако, не останавливает архитекторов электронного управления от его дальнейшего распространения как внутри страны, так и за ее пределами (с. 77).
В заключение авторы пишут, что философская концепция идеала общественной сферы отражает большую часть нынешней повестки дня прибалтийской республики. Местные и международ-
ные представления об эстонском электронном управлении в основном отражают «идеал» мышления с отображением существующей модели в качестве возможного образца для других стран. Несмотря на то что у соседних стран региона существуют некоторые проблемы внутреннего публичного управления, в основном соседи смотрят на Эстонию как на первопроходца и образец для подражания (с. 78).
Р. С. Гранин