Научная статья на тему 'Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности: опыт Эстонии'

Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности: опыт Эстонии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION / DIGITAL GOVERNMENT / INNOVATIVE SECURITY / GEOTRANSFORMATION FUNCTION / TERRITORIAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Анна Алексеевна

Управление инновационным процессом стало важной составляющей национальной и региональной политик многих стран на пути к обеспечению экономической безопасности, международной конкурентоспособности и долгосрочного сбалансированного развития. Эстония хороший пример целенаправленной трансформации общественной системы как результата реализации правительством геотрансформационной функции инновационного процесса. В статье рассмотрены основные этапы движения страны к построению информационного общества и государства с 1990-х гг. до сегодняшнего дня. Выявлены важнейшие политические и экономические причины, обусловившие потребность в трансформационных изменениях национальной общественной системы Эстонии после выхода из состава СССР. Определена значимая роль информационно-коммуникационных технологий в экономическом, политическом и социальном развитии страны. Проанализирован опыт Эстонии по созданию электронного правительства на принципах платформенного подхода, безопасности и клиентоориентированности. Показаны отставание технологий цифровой экономики от цифрового правительства Эстонии на текущем этапе и необходимость более глубокой интеграции двух систем для укрепления экономической безопасности. Сделан вывод о потенциальных угрозах для национальной безопасности, вызванных инновацизацией и виртуализацией важнейших социально-экономических и политических процессов в контексте перехода к информационному государству. К основным вероятным негативным последствиям отнесены: усиливающаяся потребность в финансовых и кадровых ресурсах для поддержки эффективного функционирования электронных систем государства на фоне роста их уязвимости от кибертерроризма; несбалансированность международного технологического обмена; разрыв между сферами государственного управления и предпринимательства по уровню информатизации; стагнация реального сектора экономики; приобретение имиджа «теневого» государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Innovations in Providing Economic Security: the Estonian Case

Innovation process management has become a core component of the national and regional policies of many countries, international competitiveness and long-term balanced development. Estonia is a good example of a purposeful transformation of the public system resulting from implementation of the geotransformation function of the innovation process by the national government. The article considers the main stages of the country’s progress toward building the information society and the state starting from the 1990s until the present day. The most important political and economic reasons that determined the need for these transformational changes in the Estonian national social system after leaving the USSR are discussed here. The study determines the significant role of information and communication technologies in the economic, political and social development of the country. Estonia’s experience of an e-government based on the platforms, security, and customer-orientation is analyzed. The study reveals the gap between digital economy technologies and the digital government of Estonia at the current stage and the need for deeper integration of the two systems in order to strengthen economic security. It is concluded that potential threats to Estonia’s national security are caused by the innovation and virtualization of the most important socio-economic and political processes in the context of the transition to an information state. The main negative consequences for Estonia that are likely to occur are: the growing need for financial and human resources to support the effective functioning of the state’s electronic systems against the background of their growing vulnerability to cyber-terrorism; the imbalance of international technological exchange; the gap between the spheres of public administration and entrepreneurship in terms of digitalization; the stagnation of the real economy sector; and the image of a grey economy state.

Текст научной работы на тему «Роль инноваций в обеспечении экономической безопасности: опыт Эстонии»

УДК 332.1

Анна МИХАЙЛОВА

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПЫТ ЭСТОНИИ

Аннотация. Управление инновационным процессом стало важной составляющей национальной и региональной политик многих стран на пути к обеспечению экономической безопасности, международной конкурентоспособности и долгосрочного сбалансированного развития. Эстония - хороший пример целенаправленной трансформации общественной системы как результата реализации правительством геотрансформационной функции инновационного процесса. В статье рассмотрены основные этапы движения страны к построению информационного общества и государства с 1990-х гг. до сегодняшнего дня. Выявлены важнейшие политические и экономические причины, обусловившие потребность в трансформационных изменениях национальной общественной системы Эстонии после выхода из состава СССР. Определена значимая роль информационно -коммуникационных технологий в экономическом, политическом и социальном развитии страны. Проанализирован опыт Эстонии по созданию электронного правительства на принципах платформенного подхода, безопасности и клиентоориентированности. Показаны отставание технологий цифровой экономики от цифрового правительства Эстонии на текущем этапе и необходимость более глубокой интеграции двух систем для укрепления экономической безопасности. Сделан вывод о потенциальных угрозах для национальной безопасности, вызванных инновацизаци-ей и виртуализацией важнейших социально-экономических и политических процессов в контексте перехода к информационному государству. К основным вероятным негативным последствиям отнесены: усиливающаяся потребность в финансовых и кадровых ресурсах для поддержки эффективного функционирования электронных систем государства на фоне роста их уязвимости от кибертерроризма; несбалансированность международного технологического обмена; разрыв между сферами государственного управления и предпринимательства по уровню информатизации; стагнация реального сектора экономики; приобретение имиджа «теневого» государства.

Ключевые слова: инновации, цифровое правительство, инновационная безопасность, геотрансформационная функция, территориальная инновационная система, инновационная политика.

© Михайлова Анна Алексеевна - к.г.н., младший научный сотрудник, Центр высокоточного строительного оборудования, Институт природопользования, территориального развития и градостроительства, Балтийский федеральный университет им. И. Канта. Адрес: 236041, Россия, Калининградская обл., Калининград, ул. А. Невского, д. 14. E-mail: tikhonova.1989@mail.ru Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-1700112 «Обеспечение экономической безопасности регионов Западного порубежья России в условиях геополитической турбулентности») DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope72019136147

«Глобальный технологический лидер», «лидер высоких технологий», «технологическое чудо», «цифровая нация», «цифровой лидер Европы», «мировой IT-хаб», «Кремниевая долина Прибалтики» - с такими заголовками в последние несколько лет выходят новостные статьи об Эстонии. Это маленькая прибалтийская страна с населением немногим больше 1,3 млн чел. и совокупным валовым внутренним продуктом (ВВП) в 2016 г. - 21,1 млрд евро (для сравнения в соседней Финляндии - 215,6 млрд евро) [Statistics Estonia, 2017; Eurostat, 2017] стала ярким примером трансформации национальной общественной системы в результате целенаправленного управления инновационным процессом. Выйдя из состава СССР в 1991 г., страна вступила в период глубокого кризиса, который сопровождали падение ВВП, сворачивание промышленного производства, снижение благосостояния населения, рост безработицы и набирающая силу инфляция [Савостина, 2012]. Главной политической идеей 1990-х гг. стала переориентация экономики Эстонии с восточного вектора на западный с разрушением устоявшихся кооперационных связей со странами бывшего социалистического лагеря и формированием партнерских отношений с европейскими странами (в первую очередь - Финляндией и Швецией [Бер-ман, 2013; Михайлов, 2013]). Стремление стать членом Европейского союза (ЕС) и получить доступ к значительным объемам финансирования из его структурных фондов для упрочения национальной экономической безопасности объясняет, почему Эстонская Республика стремилась форсировать темпы экономического развития и модернизировать всю политическую и социально-экономическую систему [Клавдиенко, 2013]. Важнейшая роль в этом процессе была отведена привлечению и использованию инноваций, в первую очередь - в информационно-коммуникационной сфере.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий как национальная идея Эстонии

Скромные размеры экономики и внутреннего рынка, слабая ресурсная обеспеченность, отсутствие крупных конкурентоспособных предприятий реального сектора в совокупности с выгодным экономико-географическим положением как транспортного узла между остальными странами Европы и Россией стали для Эстонии основополагающими факторами в выборе стратегии развития сервисной экономики с выходом на мировые рынки. Главной конструктивной инновацией для национальной общественной системы страны был выбран Интернет. Приоритетной задачей конца ХХ - начала XXI вв. объявлено выстраивание национальной информационно-телекоммуникационной системы Эстонии с увеличением телефонной (прежде всего, мобильной, как более дешевой) и интернет-сетей. К 2000 г. около трети эстонского населения имели доступ к мобильной связи и интернету, что стало шестым показателем среди стран Европы [Hogselius, 2002]. После вступления Эстонии в ЕС в 2004 г. доля интернет-пользователей в стране за 2005 - 2017 гг. выросла в 2 раза, достигнув 88,3%. В настоящее время практически все население, имеющее компьютер, используют интернет (свыше 840 тыс. человек) для проверки профилей в социальных и профессиональных сетях, скачивания контента (музыка, фильмы, программы, игры), покупки товаров и услуг, получения банковских и государственных услуг. Активно растет число пользователей мобильного интернета

Современная Европа, 2019, №7

(в 2013 - 2017 гг. с 260,9 до 613,7 тыс. чел.) при одновременном снижении популярности портативных компьютеров. Типичный потребитель интернет-услуг с помощью мобильного телефона в Эстонии - это трудоустроенный городской житель трудоспособного возраста с высшим или средним профессиональным образованием [Statistics Estonia, 2017].

Телефонизация и интернетизация населения Эстонии - важнейшие политические шаги на пути выстраивания конкурентоспособной информационной экономики и укрепления экономической безопасности. Право на доступ в интернет было конституционально закреплено в качестве одного из неотъемлемых гражданских прав в Эстонии, что потребовало от государства активного развития соответствующей инфраструктуры. В настоящее время практически на всей территории страны действует бесплатный или за небольшую плату беспроводной интернет. По состоянию на 2016 г. функционирует около 1180 учтенных точек доступа (хот-спотов) Wi-fi, в том числе в сельской местности [Statistics Estonia, 2017]. Поскольку хот-споты не требуют обязательной регистрации, предполагают, что их фактическое количество в несколько раз выше. Также на коммерческой основе развиваются другие технологии (например, WiMAX), позволяющие покрывать беспроводным интернетом большую площадь, что обеспечивает более безопасное и стабильное подключение. Значимую роль в распространении беспроводного интернета, в том числе в школах, публичных библиотеках, местных администрациях, больницах и других социально значимых учреждениях, и обеспечении его доступности для граждан вне зависимости от возраста, дохода и места проживания сыграли крупные национальные проекты, реализуемые властями Эстонии при поддержке структурных фондов ЕС (например, «Прыжок Тигра» (1996 г.), «Деревенская дорога» (2004 г.) и др.).

Параллельно с инфраструктурными проектами активно велась работа по повышению цифровой грамотности среди всех категорий населения: детей и подростков, трудоспособных граждан, людей пенсионного возраста. Безусловно, внедрение новых технологий было невозможно без доверия к ним со стороны общества и его поддержки государственного курса на дигитализацию. С конца 1990-х гг. в Эстонии реализован и продолжает внедряться ряд государственных программ, направленных на укоренение информационной культуры и развитие навыков использования ИТ технологий: «Будь включенным!» («Ole kaasas!», 2009 - 2011 гг.; «Сеть обучения Э-Гражданин» («E-kodaniku koolitusvôrgustik», 2009 - 2010 гг.); «Мобильный учебный бокс» («Mobiilne koolitusboks», 2009 - 2010 гг.); пункты консультирования по электронным услугам («Avalike e-teenuste nôustamisepunktid», 2009 -2010 гг.); интерактивное онлайн-обучение по электронным услугам («Interaktiivne e-teenuste veebikoolitus», 2009 - 2010 гг.); «Центр советов по ID» («ID nôustamiskeskus», 2009 - 2010 гг.); «Электронный автобус» («E-buss», 2009 - 2010 гг.); «Цифровые навыки в промышленность!» («DigiABC», 2017 - 2020 гг.) и др. Многие программы нашли поддержку среди эстонского бизнеса и общественных организаций.

Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и распространение в стране цифровой грамотности и культуры использования ИТ среди населения создало основу для более глубокой трансформации - формирования информацион-

Современная Европа, 2019, №7

ного общества и информационного государства. Укоренение в обществе идеи свободного обмена информацией как базовой потребности и неотъемлемому праву привело к закреплению дигитализации как жизненно важного элемента национальной безопасности Эстонии. Это связало технологическую инновацию - интернет, и политический режим - демократию, в сознании граждан.

Важнейшие трансформации национальной общественной

системы Эстонии

В Эстонии инновационная безопасность не закреплена на законодательном уровне [Мацкевич, 2011; Кузнецова, 2015; Михайлова, 2017], однако на практике органы власти и управления достаточно широко реализуют эту концепцию в обеспечении экономической безопасности, используя комплексный подход к управлению инновационными процессами с сохранением высокой степени их самоорганизации. Суть инновационной безопасности заключается в отборе конструктивных для страны или ее региона инноваций, способных повысить уровень ее конкурентоспособности и содействовать долгосрочному сбалансированному развитию, и противодействовать или минимизировать риски от проникновения деструктивных инноваций, результат внедрения которых не соответствует интересам развития данной территориальной общественной системы. Имеются в виду не только технологические, маркетинговые или организационные инновации, но и политические, социальные, экологические, культурные и духовные. Признание на государственном уровне позитивного влияния для развития Эстонии инноваций в сфере ИТ и ИКТ при активной поддержке населения создало условия для инновационного процесса, целенаправленной структурной перестройки связей территориальной общественной системы страны с ключевыми элементами мировых инноваций.

Наиболее серьезные трансформации, вызванные развитием ИТ, затронули политическую систему Эстонии [Ка1уе^ 2012]. Национальная идея о политической и экономической свободе была реализована в платформе электронного правительства (1997 г.), которая позволила существенно повысить эффективность государственного управления через повышение прозрачности и открытости государственной системы, качества и скорости предоставления государственных услуг. Технология электронного правительства предполагает максимальное сокращение личных контактов между заявителем и органом государственной власти, а также бумажного оборота между государственными организациями и ведомствами. Взаимодействие гражданина и чиновника перенесено в виртуальное пространство. В основу электронного правительства Эстонии были заложены принципы [Красный, 2014; Е-

estonia, 2017]:

— ориентации на конечного потребителя услуг (в том числе обеспечения равных прав доступа к услугам для всех категорий граждан; простоты и удобства использования предлагаемых сервисов; отсутствия платы; минимизации запрашиваемой информации; быстроты проведения процедур; персонализированного подхода с предоставлением контекстных услуг);

— платформенного подхода (обеспечения открытости внедряемых технологических решений, стандартизации процедур, унификации паттернов представления данных, возможности разработки дополнительных сервисов);

Современная Европа, 2019, №7

— безопасности функционирования (децентрализация управления; контроль граждан за личной информацией и ее передвижением; внедрение технологии блокчейн, которая предполагает распределенное хранение информации).

Благодаря развитой архитектуре электронное правительство Эстонии позволяет осуществлять обмен информацией между различными национальными базами данных электронного обслуживания как в государственном, так и в частном секторах в среде X-Road. Каждое ведомство ответственно за определенный фрагмент данных. Наиболее востребованными являются регистр налогооблагаемых лиц, эстонский медицинский центр рецептов, информационная система медицинского страхования, земельная книга и эстонский регистр зданий. В настоящее время система X-Road объединяет 941 предприятие, 704 государственных учреждения и 1086 информационных систем, которые в совокупности предоставляют более 1,5 тыс. услуг [X-Road..., 2017]. Около 52 тыс. организаций являются косвенными пользователями услуг X-Road. Первоначально выбор подобного способа построения системы был обусловлен более низкой стоимостью, однако впоследствии стало ясно, что уровень безопасности у нее выше, чем у централизованной.

Идентификация и последующая деятельность граждан в электронной среде реализуется через технологию «Э-Гражданин» («E-Citizen»), которая охватывает подавляющее большинство населения (98,7%) [E-estonia, 2017]. По состоянию на конец 2017 г. в Эстонии выдано почти 1,3 млн универсальных ID-карт - обязательных национальных карт с чипом, заменяющих гражданский паспорт, медицинскую страховку и ряд других документов, позволяя проходить идентификацию в электронном пространстве; подписывать документы цифровой подписью; получать доступ к электронным государственным услугам; участвовать в электронном голосовании на общенациональных и парламентских выборах1 и разработке законопроектов; осуществлять платежи и транзакции; авторизоваться на сайтах банков, больниц и других организаций. В настоящее время около 99% государственных услуг в Эстонии можно получить в электронном виде, а система ID-карт дополнена цифровыми идентификаторами «Mobiil-ID» (у 12% населения) и «Smart-ID» (у 46% населения), которые могут быть использованы на мобильных телефонах и смартфонах [E-estonia, 2017]. В целом внедрение ID-карт позволило обеспечить электронный доступ к нескольким тысячам различных сервисов и услуг, охватывающих все сферы общественной жизни человека: от подачи налоговой декларации, оплаты проезда в общественном транспорте и резервирования время прохождения через пограничные контрольно-пропускные пункты, до поиска и оплаты парковки для автомобиля или рождественской елки в государственном лесу.

1 Технология интернет-голосования на общенациональных выборах («ь^й^») была внедрена в Эстонии в 2005 г. и в 2007 г. распространена на парламентские выборы. Идентификация граждан при голосовании осуществляется на основе ГО-карт. В 2017 г. «ь^й^» был востребован уже 30% граждан, позволив им голосовать из любой точки мира.

Современная Европа, 2019, №7

Эстония на пути к информационному государству

Существенные изменения коснулись социально значимых областей: государственного управления, здравоохранения, образования, обеспечения правопорядка и безопасности. Формирование информационного государства невозможно без информатизации сектора государственного управления, с этой целью в Эстонии внедрены электронные системы «Э-Кабинет» («e-Cabinet»), «Э-Закон» («e-Law») и «Э-Суд» («e-Court»). Информационная система для правительственных заседаний «Э-Кабинет» представляет собой многопользовательскую базу данных, позволяющую упорядочить и автоматизировать процесс принятия государственных решений. В результате чего был не только ликвидирован бумажный документооборот, но и повышена эффективность работы министерств. Все документы к каждому пункту повестки кабинета министров доступны в электронном виде перед заседанием. Увеличилась скорость принятия решений: позиции министров известны заранее, если возражений нет, то решение выносится автоматически без обсуждения. Также «Э-Кабинет» позволяет дистанционное участие в заседаниях и оперативное оповещение всех заинтересованных лиц о принимаемых решениях еще в процессе сессий.

Отдельного внимания заслуживает эстонская система информирования граждан о рассматриваемых и принимаемых законопроектах. Электронная координационная система законопроектов «Э-Закон» создает открытую и прозрачную среду для законотворчества. С помощью данной системы все заинтересованные лица могут получать информацию, начиная с 2003 г., о законопроекте, его авторе, статусе рассмотрения, вносимых поправках. В дополнение действует электронная платформа гражданских инициатив «Народная инициатива» («Rahvaalgatus»), которая позволяет гражданам принимать участие в законотворчестве и вносить в эстонский парламент коллективные обращения с предложениями законопроектов. Принятые государственные акты публикуют в электронной «Государственной газете» («Riigi Teataja»), а с 2014 г. и на английском языке. Городское законодательство и другие нормативно-правовые акты доступны на электронных страницах муниципалитетов. Судебная система Эстонии также полностью дигитализирована. Электронная система управления «Э-суд» («e-Court»), реализованная при Министерстве юстиции Эстонии, позволила автоматизировать все судебные процедуры и наладить каналы коммуникации, ликвидировав с 2015 г. бумажный документооборот.

С 2008 г. внедряют программу «Э-Здоровье» («e-Health»), в рамках которой была проведена дигитализация отношений «пациент - система здравоохранения», в результате чего боле 95% данных, аккумулируемых больницами, было переведено в цифровую форму с использованием технологии блокчейн. Электронная платформа объединяет медицинские записи, архив цифровых изображений, реестр медицинских рецептов, портал пациентов, электронные лаборатории и электронную экстренную помощь. В онлайн - режиме, как для врача, так и для пациента доступны данные медицинских осмотров и назначений, результаты тестов, цифровые рецепты, рентгеновские снимки и данные журнала доступа к системе. Все выписываемые в организациях здравоохранения рецепты подлежат обязательной регистрации в инфосистеме дигитального рецепта, что делает эту информацию доступной для аптек и эстонского фонда медицинского страхования. Выдача лекарств произ-

Современная Европа, 2019, №7

водится на основе электронных рецептов по ID-карте в удобной для пациента аптеке. Повторная выдача рецепта допускается по электронной почте или телефону, что сокращает количество визитов к врачу. Уже через три года после инициирования «Э-Здоровье» уровень использования электронных рецептов составил свыше 80% [E-estonia, 2017].

Внедрение новых технологий позволило наладить контроль больниц за фактическими расходами на лечение конкретного больного, минимизировать административную нагрузку на аптеки, повысить эффективность работы фонда медицинского страхования (Eesti Haigekassa), минимизировать финансовые потери от неправильных назначений, а в совокупности с закреплением на законодательном уровне требования осуществлять назначения лекарств по их универсальному наименованию - гарантировать получение пациентом наиболее дешевого из доступных вариантов [ОЭСД, 2017]. Реализация концепции электронного здравоохранения сопровождалась комплексными изменениями в сфере медицинских услуг, возникновением новых организационных структур и принципов руководства, внедрением новых методов финансирования учреждений здравоохранения и оплаты услуг поставщиков, созданием стимулов для внедрения инноваций, инвестированием в развитие людских ресурсов и подготовку специалистов [Atun et al., 2006]. На период 2014 -2020 гг. эстонское правительство одобрило новый национальный план здравоохранения, основными приоритетами которого выступили: улучшение результативности медицинских учреждений; повышение качества оказания медицинской помощи; укрепление сотрудничества между региональными и государственными больницами; повышение средней продолжительности жизни.

Инновационные преобразования в системе образовании Эстонии связаны с внедрением целого ряда технологических решений в сфере дошкольного, общего, профессионально-технического, высшего и дополнительного образования. Организационная работа 50% эстонских дошкольных учреждений и детских садов реализуется посредством онлайн-сервиса «ELIIS», который позволил перевести их взаимодействия с родителями и органами государственной власти в интерактивную форму, а также существенно сократить бюрократическую составляющую работы по заполнению различных форм и отчетов [E-estonia, 2017]. Функционал «ELIIS» включает: журнал группы; годовые цели и текущие планы с горизонтами неделя и месяц; карту развития и настраиваемые профили каждого ребенка; коммуникационный модуль для воспитателей, государственных служащих и родителей; календарь прошедших и предстоящих событий с галереей; краткие обзоры деятельности с обратной связью для родителей; инструментарий управления документами и формирования статистических отчетов; доску объявлений. Использование данной системы способствовало снижению административной нагрузки на сотрудников детских садов и дошкольных учреждений; росту включенности родителей в жизнь детей за счет увеличения родительского контроля над качеством и полнотой предоставления услуг детским учреждением и налаживания коммуникативного канала «родитель-воспитатель»; более тщательному государственному контролю над детскими учреждениями за соблюдением нормативов и предписаний, а также более точной оценке текущей и перспективной потребности населения в услугах дошкольного образования.

Современная Европа, 2019, №7

С 2002 г. активно внедряется онлайн-программное решение «E-Школа» («E-School») - электронная платформа управления эстонскими школами. Наиболее популярные сервисы «eKool» и «Studium» позволяют объединять учеников, их родителей, институт школы и непосредственно учителей, органы государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных партнеров (например, организации, предоставляющие услуги дополнительного образования для детей). В настоящее время проникновение электронной системы «E-Школа» составляет около 87% школ Эстонии с общим числом активных пользователей свыше 200 тыс. [E-estonia, 2017]. Внедрение данной программы позволило отказаться от ведения бумажных дневников и журналов, сделав информацию об успеваемости, посещаемости, домашней работе доступной онлайн и перенеся общение «учитель -родитель» в виртуальное пространство. Отметим, что история сервиса «eKool» -пример успеха государственно-частного партнерства. В настоящее время этот коммерческий проект предоставляет как бесплатные, так и платные услуги с перспективой выхода на международный рынок.

Для оптимизации работы в сфере высшего образования с 2011 г. в Эстонии инициирована специализированная платформа «Dream Apply», позволяющая управлять образовательной деятельностью и мобильностью студентов. В настоящее время она получила распространение в 150 университетах из 20 стран мира и объединяет все заинтересованные стороны: студентов, административных сотрудников, руководителей учебных заведений, ученых, партнеров, агентов и внешних правительственных и неправительственных организаций. Также в стране создана и функционирует эстонская образовательная информационная система (EHIS), которая аккумулирует всю информацию в сфере образования с 2005 г. (об учебных заведениях, студентах, преподавателях, документации, учебных материалах и программах). Данная информационная база является частью государственного мониторинга за системой образования.

С 2007 года ИТ-инструменты внедряют в систему служб безопасности Эстонии, включая электронную полицию («e-Police»), спасательный совет и центр экстренной помощи, что способствует укреплению общественного порядка и сокращению смертности в результате несчастных случаев. В период 2012 - 2017 гг. на 27% сократилась смертность от пожаров и чрезвычайных происшествий на воде: с 108 до 79 человек. [Служба..., 2017]. Дигитализация данной сферы позволила ускорить ответ на экстренные вызовы (93% в течение 10 секунд) [E-estonia, 2017]) и удаленно определять место происшествия. Внедрение таких технологических решений как мобильная рабочая станция и система позиционирования позволили значительно повысить эффективность работы полиции. Это произошло за счет получения оперативной информации в режиме реального времени о местонахождении и статусе каждого патрульного транспортного средства, а также ускоренного доступа полицейских к десяткам баз данных (например, место жительство, номер телефона, данные водительских прав, информация о транспортном средстве и т.д.) с 20 минут до 2 секунд. Система интегрирована с информационной системой Шенгенской зоны для отслеживания автомобилей, находящихся в угоне.

Современная Европа, 2019, №7

Информационная экономика: первые шаги эстонского правительства

В настоящее время перед Эстонией стоит важнейшая задача перенести успешный опыт электронного правительства в экономику. Несмотря на более активную инновационную политику в сравнении с другими странами Балтии [Межевич, При-бышин, 2012], уровень дигитализации и инновационности эстонских предприятий по состоянию на 2017 г. оценивается существенно ниже, чем государственного сектора. Кроме того, слабо организовано взаимодействие акторов предпринимательской и научно-исследовательской сфер [Михайлова, 2013].

Государство уже предприняло ряд шагов по стимулированию экономической активности и созданию благоприятной бизнес- и инновационной среды [E-estonia, 2017]. Приведем ряд примеров. Внедрена электронная налоговая система «E-Налог» («e-Tax»), позволяющая подавать электронные налоговые декларации по подоходному налогу (индивидуально и предприятием), социальному налогу, страхованию по безработице, обязательным взносам в пенсионный фонд, налогу на добавленную стоимость, акцизам на алкоголь, табачную продукцию, топливо и упаковку, а также INF- и таможенные декларации. Активно развивается электронный банкинг («e-banking»), который позволяет клиентам эстонских банков осуществлять транзакции через интернет, а с 2017 г. - открывать банковские счета в режиме онлайн1. Действует электронный бизнес-регистр («e-Business Register»), позволяющий производить онлайн-регистрацию новой компании или изменить данные о уже существующей, составлять годовые отчеты, искать информацию о других компаниях. Широко внедряется технология «Промышленность 4.0» («Industry 4.0»), направленная на автоматизацию деятельности промышленных предприятий, улучшение обмена данными и бизнес-процессов в реальном времени, повышение эффективности расходования ресурсов.

Следующий шаг в направлении «Э-Эстонии» - развитие электронного предпринимательства как одной из важнейших составляющих наравне с инновационным образованием и электронным гражданством. Государство стремится преодолеть жесткие территориальные ограничения и расширить свои виртуальные границы в электронном пространстве за счет привлечения новых резидентов и компаний - потенциальных потребителей государственных услуг. С 2014 г. в Эстонии реализуется концепция электронного резиденства («e-Residency»), позволяющая гражданам других стран получать идентификационную карту э-резидента, которая предоставляет доступ к онлайн-регистрации электронного бизнеса, открытию банковского счета и целому спектру государственных услуг. Это стало возможным благодаря изменениям в законодательстве, например, банкам разрешено открывать счета э-резидентам удаленно. За 2014 - 2017 гг. подано 27068 заявок на статус электронного резидента из 143 стран и открыто 4272 компании [E-estonia, 2017]. Лидирующие позиции занимают резиденты из России и Украины.

1 Дополнительно через приложение «Pocopay» клиенты могут разделять счета, запрашивать деньги с помощью электронных адресов или QR-кодов, производить платежи через бесконтактную дебетовую карту MasterCard.

Современная Европа, 2019, №7

Опыт э-резиденства интересен: во-первых, для компаний, которые, выходя на мировой рынок или рынок стран ЕС, стремятся повысить институциональную близость к клиентам и партнерам; во-вторых, в случае необходимости организации офшорного бизнеса и легализации доходов; в-третьих, как источник доступа к онлайн сервисам, недоступным в своей стране; в-четвертых, как способ обойти национальное законодательство, например, регулирующее рекрутинг персонала; в-пятых, как безопасный механизм организации торговли криптоактивами с функционирующей специализированной инфраструктурой (децентрализованным банком «Change», биржей криптовалют «Mothership»). Для Эстонии «e -Residency», в первую очередь, это способ поддержать свою сервисную экономику за счет расширения рынка потребителей генерируемых в стране услуг, реализуя идею «страна как сервис». Во второй половине 2017 г. национальное правительство анонсировало проект собственной криптовалюты эсткойн, как средство расчета при предоставлении государственных услуг или прямых инвестиций в цифровую экономику страны.

Заключение

Эстонский опыт по перенесению жизни государства в виртуальную среду, несомненно, представляет значительный интерес, поскольку порождает парадокс дуальности, когда процессы в реальном и виртуальном пространстве различаются. Так, население Эстонии ежегодно сокращается: депопуляция с 2004 - 2017 гг. составила более 50 тыс. человек. [Statistics Estonia, 2017]. В это же время численность "виртуальных граждан" электронной Эстонии растет и более высокими темпами, формируя особую цифровую нацию. Трансформация в электронную страну-платформу с электронными гражданами, виртуальными компаниями, электронной валютой, удаленным государственным управлением через интернет и хранилищами баз данных за пределами национальных географических границ создает условия, при которых теряется территориальная значимость ости процессов, а национальная идентичность уступает место общности экономической мотивации. Последнее создает определенную «ловушку» для понимания правительством, какой страной, «реальной» или «виртуальной», оно управляет.

Дальнейшая управляемая трансформация национальной общественной системы Эстонии под влиянием инновационного процесса должна происходить с учетом следующих потенциальных угроз, снижающих ее экономическую (и прежде всего инновационную) безопасность:

— увеличение кибератак на все электронные системы э-Государства, усиление кибертерроризма;

— невосполняемость ежегодно растущей потребности в квалифицированных специалистах в ИТ и смежных сферах;

— существенный рост потребности в финансировании технологий Э-Государства со стороны государства для поддержания их конкурентоспособности на международной арене при скоромном размере ВВП;

— увеличение разрыва между реальным сектором экономики и государственной сферой по степени внедрения ИТ-технологий и инноватизации;

Современная Европа, 2019, №7

— создание низкой добавленной стоимости в промышлености;

— формирования имиджа страны, привлекающей «теневые» бизнесы;

— утечка технологий, разработанных в стране, за рубеж на фоне высокой зависимости от иностранных технологий и специалистов;

— отсутствие устойчивых связей между научным сектором и промышленностью;

— депопуляция населения и миграционный отток образованного населения;

— недостаточное укоренение инновационных процессов.

Список литературы

Берман С.С. (2013) Концепция открытых инноваций: региональный контекст. Вестник Казанского технологического университета. № 7. с. 290-293.

Клавдиенко В.П. (2013) Конвергенция национальных инновационных систем стран Евросоюза. Инновации. № 1 (171). с. 64-67.

Красный А. (2014) Электронное правительство в Эстонии. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ua/Documents/public-sector/e-government/E-government%20in%20Estonia.pdf (дата обращения: 12.11.2017).

Кузнецова Е.И. (2015) Инновационная безопасность и приоритеты реализации инновационной политики в России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 31 (316). с. 10-17.

Мацкевич Д.А. (2011) Влияние национальной инновационной системы на обеспечение экономической безопасности. Научный вестникМГТУГА. № 167. с. 168-172.

Межевич Н.М., Прибытии Т.К. (2012) Инновационная экономика в регионе Балтийского моря. Балтийский регион. № 3 (13). с. 59-72.

Михайлов А.С. (2013) Формирование международных кластеров в Балтийском регионе. Балтийский регион. № 1 (15). с. 53-66.

Михайлова А.А. (2013) Сравнительный анализ научно-технического потенциала России и стран Балтии. Балтийский регион. № 1 (15). с. 128-142.

Михайлова А.А. (2017) Оценка инновационной безопасности регионов России. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 4 (13). с. 711-724.

ОЭСД (2017) Индекс лучшей жизни: Эстония. URL:

http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/estonia-ru/ (дата обращения: 12.11.2017)

Савостина Л.С. (2012) Модернизация экономики в странах Балтии. Мир перемен. № 2. с. 68-84.

Служба спасения Эстонии (2017) Статистика. URL: https://www.rescue.ee/?language_id=1 (дата обращения: 22.11.2017)

References

Berman S.S. (2013) The concept of open innovation: the regional context. Vestnik Kazanskogo tekhnolo-gicheskogo universiteta. № 7. pp. 290-293.

Krasnyy A. (2014) Electronic government in Estonia. URL:

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ua/Documents/public-sector/e-government/E-government%20in%20Estonia.pdf (accessed: 12.11.2017).

Kuznetsova Ye.I. (2015) Innovative Security and Priorities for Implementing Innovation Policy in Russia. National Interests: Priorities and Security. № 31 (316). pp. 10-17.

Matskevich D.A. (2011) The Influence of the National Innovation System on Ensuring Economic Security. Scientific Bulletin of MSTU CA. № 167. pp. 168-172.

Mikhaylov A.S. (2013) Development of international clusters in the Baltic sea region. Baltic Region. № 1 (15). pp. 53-66.

Mikhaylova A.A. (2013) Innovation capacity of Russia and the Baltics: A comparative approach. Baltic Region. № 1(15). pp. 128-142.

Современная Европа, 2019, №7

Mikhaylova A.A. (2017) Evaluation of innovation security of the regions of Russia. National Interests: Priorities and Security. № 4(13). pp. 711-724.

OECD (2017) Better life index: Estonia. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/estonia-ru/ (accessed: 12.11.2017)

Savostina L.S. (2012) Modernization of the economy in the Baltic States. Mirperemen. №2. pp. 68-84.

Estonian Rescue Service (2017) Statistics. URL: https://www.rescue.ee/?language_id=1 (accessed: 22.11.2017)

Atun R.A., Menabde N., Saluvere K., Habicht M.J.J. (2006) Introducing a complex health innovation -Primary health care reforms in Estonia (multimethods evaluation). Health Policy. № 1 (79). pp. 79-91.

E-estonia (2017) Success stories. URL: https://e-estonia.com/solutions (accessed: 22.11.2017)

Eurostat (2017) GDP and main components (output, expenditure and income). URL: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database (accessed: 06.12.2017)

Hogselius P. (2002) «Telecommunications in Estonia: The Making of a Sectoral Innovation System», DRUID Winter Conference, Aalborg, Denmark, 17-19 January 2002. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/d12c/a4a5931f94e8af38dc171307d4028faba2ef.pdf (accessed: 22.11.2017)

Kalvet T. (2012) Innovation: a factor explaining e-government success in Estonia. Electronic Government. № 2 (9). pp. 142-157.

Statistics Estonia (2017) Datadase. URL: https://www.stat.ee (accessed: 16.11.2017)

X-Road (2017) Live statistics. URL: https://www.ria.ee/x-tee/fact/#eng (accessed: 06.12.2017)

The Role of Innovations in Providing Economic Security: the Estonian Case

Author. Mikhaylova A., Candidate of Sciences, Research Fellow, Center for High-Precision Construction Equipment of the Institute of Environmental Management, Urban Development and Spatial Planning of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Address: 14, A. Nevskogo street, Kaliningrad, Kaliningrad region, Russia. E-mail: tikhonova.1989@mail.ru

Abstract. Innovation process management has become a core component of the national and regional policies of many countries, international competitiveness and long-term balanced development. Estonia is a good example of a purposeful transformation of the public system resulting from implementation of the geo-transformation function of the innovation process by the national government. The article considers the main stages of the country's progress toward building the information society and the state starting from the 1990s until the present day. The most important political and economic reasons that determined the need for these transformational changes in the Estonian national social system after leaving the USSR are discussed here. The study determines the significant role of information and communication technologies in the economic, political and social development of the country. Estonia's experience of an e-government based on the platforms, security, and customer-orientation is analyzed. The study reveals the gap between digital economy technologies and the digital government of Estonia at the current stage and the need for deeper integration of the two systems in order to strengthen economic security. It is concluded that potential threats to Estonia's national security are caused by the innovation and virtualization of the most important socio-economic and political processes in the context of the transition to an information state. The main negative consequences for Estonia that are likely to occur are: the growing need for financial and human resources to support the effective functioning of the state's electronic systems against the background of their growing vulnerability to cyber-terrorism; the imbalance of international technological exchange; the gap between the spheres of public administration and entrepreneurship in terms of digitalization; the stagnation of the real economy sector; and the image of a grey economy state.

Keywords: innovation, digital government, innovative security, geotransformation function, territorial innovation system, innovation policy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: http://dx. doi.org/10.15211 /soveurope72019136147

Современная Европа, 2019, №7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.