Научная статья на тему '2020. 01. 004. Майерс А. , фиг Д. , тугендхафт А. , Майерс Дж. А. , Хофман К. Дж. История южноафриканской сахарной промышленности освещает глубоко укоренившиеся препятствия для мер по борьбе с ожирением и потреблением сахара. The history of the South African sugar industry illuminates deeply rooted obstacles for sugar reduction anti-obesity interventions / Myers A. , Fig D. , tugendhaft A. , Myers J. A. , Hofman R. J. // African studies. - London, 2017. - vol. 76, n 4. - p. 475-490'

2020. 01. 004. Майерс А. , фиг Д. , тугендхафт А. , Майерс Дж. А. , Хофман К. Дж. История южноафриканской сахарной промышленности освещает глубоко укоренившиеся препятствия для мер по борьбе с ожирением и потреблением сахара. The history of the South African sugar industry illuminates deeply rooted obstacles for sugar reduction anti-obesity interventions / Myers A. , Fig D. , tugendhaft A. , Myers J. A. , Hofman R. J. // African studies. - London, 2017. - vol. 76, n 4. - p. 475-490 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / САХАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОТРЕБЛЕНИЕ САХАРА / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 01. 004. Майерс А. , фиг Д. , тугендхафт А. , Майерс Дж. А. , Хофман К. Дж. История южноафриканской сахарной промышленности освещает глубоко укоренившиеся препятствия для мер по борьбе с ожирением и потреблением сахара. The history of the South African sugar industry illuminates deeply rooted obstacles for sugar reduction anti-obesity interventions / Myers A. , Fig D. , tugendhaft A. , Myers J. A. , Hofman R. J. // African studies. - London, 2017. - vol. 76, n 4. - p. 475-490»

Сравнение случаев Сьерра-Леоне и Нигерии показывает, что причины неудовлетворительных действий правительства и медицинских служб в Сьерра-Леоне при эпидемии были следствием двух факторов - полной зависимости этой страны от зарубежных доноров (чего не было в Нигерии) и ее восприятия западным сообществом как неуправляемой территории, которая априори представляет опасность для всего цивилизованного мира. В результате, для борьбы с эпидемией Эболы в Западной Африке западные страны посылали туда не столько медицинских специалистов, сколько войска (США направили в соседнюю Либерию 3 тыс. военнослужащих, и это решение было поддержано Великобританией), тогда как предоставление медицинской помощи было ограниченным. Тем не менее решительные действия Кубы, которая направила в Сьерре-Леоне 165 врачей, показывает, что военизированный ответ Запада на эпидемию Эболы, вовсе не является неизбежным.

В заключение своего исследования авторы приходят к выводу о том, что и после завершения эпидемии Эболы в своем восприятии Сьерра-Леоне и ее проблем Запад продолжает использовать дискурс развития и безопасности. Эта западноафриканская страна с богатейшими запасами природных ресурсов продолжает оставаться зависимой от международных кредиторов, выплачивая искусственно навязанный ей внешний долг. В результате этого средств на нужды здравоохранения и решения других социальных проблем по-прежнему не хватает, а типичным ответом для их решения продолжают оставаться жесткие карантинные меры и использование вооруженных сил. И хотя милитаризация таких кризисов не является неизбежной, а противодействующие социальные силы могут бросить ей вызов, но массовой передачи ресурсов, необходимых для того, чтобы вывести народ из состояния лишений и «голой жизни» (термин Джорджо Агамбена), пока не ожидается.

Д.В. Михель

ЭКОНОМИКА

2020.01.004. МАЙЕРС А., ФИГ Д., ТУГЕНДХАФТ А., МАЙ-ЕРС Дж.А., ХОФМАН К.Дж. ИСТОРИЯ ЮЖНОАФРИКАНСКОЙ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОСВЕЩАЕТ ГЛУБОКО

УКОРЕНИВШИЕСЯ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С ОЖИРЕНИЕМ И ПОТРЕБЛЕНИЕМ САХАРА. The history of the South African sugar industry illuminates deeply rooted obstacles for sugar reduction anti-obesity interventions / MYERS A., FIG D., TUGENDHAFT A., MYERS JA., HOFMAN R.J. // African Studies. - London, 2017. - Vol. 76, N 4. - P. 475-490.

Ключевые слова: ЮАР; сахарная промышленность; потребление сахара; общественное здоровье.

Группа южноафриканских специалистов по проблемам общественного здоровья, представляющих университеты Витватер-сранда и Кейптауна, рассматривает вопрос об изменениях в состоянии здоровья населения ЮАР в эпоху постапартеида в контексте принимаемых мер по борьбе с ожирением и потреблением сахара.

По данным статистики, ЮАР - один из крупнейших в мире потребителей сахара, и страна занимает третье место в Африке по количеству людей, страдающих ожирением. Чрезмерное потребление сахара является фактором распространения неинфекционных заболеваний (НИЗ), которые в Южной Африке уносят жизни 40% от общего числа всех умерших. Кроме того, НИЗ становятся причинами инсультов, слепоты, почечной недостаточности, ампутаций и тем самым влияют на серьезное ухудшение качества жизни большого числа людей, семьи и работодатели которых вынуждены нести большую финансовую нагрузку, связанную с их содержанием. В Южной Африке умеренное ожирение связано с увеличением расходов на здравоохранение на 11%, а серьезное ожирение - с увеличением расходов на 23%. Тучные работники обходятся своим работодателям на 50% дороже, чем их здоровые коллеги по работе. По некоторым оценкам, потери только от инсульта и ишемической болезни сердца к 2020 г. обойдутся стране в 6,8% от ВВП.

Национальный департамент здравоохранения ЮАР в своем плане профилактики НИЗ, принятом на период 2013-2017 гг., ввел целый ряд мер по борьбе с ожирением и потреблением сахара, в том числе высокий налог на продукты с высоким содержанием сахара. Эта мера вызвала сильное сопротивление со стороны хозяев южноафриканской сахарной промышленности, подобно тому как другие «налоги на грех» (алкоголь и табак) - в еще более ранний

период - вызвали сопротивление со стороны производителей алкоголя и табака. История развития сахарной индустрии в ЮАР позволяет лучше понять, почему возникают барьеры на пути государственных служб здравоохранения, пытающихся регулировать потребление сахара населением.

История производства сахара в Южной Африке берет начало в колониальный период, когда на нынешней территории ЮАР существовали две британские (Наталь и Кейп) и бурские (Трансвааль и Оранжевое Свободное государство) колонии. Впервые сахарный тростник был посажен в Натале в 1847 г., куда он был завезен с Маврикия. В 1850-е годы было начато производство «колониального сахара», а площади под посадку тростника стали постоянно увеличиваться. Культивирование сахарного тростника требовало рабочих рук, поэтому в Наталь стали завозить дешевую рабочую силу из Индии, заключая с так называемыми «кули» пятилетний контракт, по истечении которого выходцам из Индии могла быть предоставлена земля. После того, как индийцев Южной Африки, с точки зрения белых колонизаторов, стало много, в 1891 г. был принят новый Акт, лишающий их права на получение земли. В 1910 г. Наталь вошел в состав Южноафриканского Союза, и тогда же мелкое сахарное производство стало превращаться в крупную сахарную промышленность, во главе которой встали несколько мелкобуржуазных семей - так называемая «сахарократия», связанных финансовыми интересами с переработчиками сахара в Великобритании.

К 1911 г. в Южную Африку было завезено около 150 тыс. наемных рабочих из Индии, а кроме того на сахарных плантаторов были вынуждены трудиться также и африканцы зулу, после того, как в 1904 г. Зулуленд был присоединен к Наталю. Масштабы производства сахара в Южной Африке росли на протяжении всей первой трети ХХ в., но мировые цены на сахар долгое время были даже выше, чем цены на местный сахар. В 1936 г. парламент принял закон, позволяющий регулировать цены на сахар, но от принятия закона местные сахарозаводчики нисколько не пострадали. В это десятилетие почти половина производимого сахара экспортировалось.

В годы Второй мировой войны и после нее объем экспорта сахара из Южной Африки продолжал увеличиваться, а местная промышленность начала осваивать новые сферы применения для

сахара. В период между 1959 и 1984 гг. более трети производимого сахара использовалось для производства сладких напитков и чуть менее четверти - для производства сладостей. Санкции, которые вводились против Южной Африки в связи с политикой апартеида, уменьшили объем экспорта сахара лишь частично. Продолжающийся же рост сахарного производства заставил хозяев сахарной индустрии задуматься о возможности переработки излишков сахара в этанол и более тесном сотрудничестве с производителями топлива.

В настоящее время южноафриканская сахарная промышленность продолжает производить сахар в огромных объемах и лоббирует правительство, чтобы сохранять высокую цену на местный сахар и защищать рынок от более дешевого импортного сахара из Индии и Бразилии. Количество людей, работающих в индустрии, продолжает расти, и составляет около 10% от всех занятых в сельском хозяйстве. Существование почти 1 млн человек в ЮАР зависит от производства и продажи сахара. Почти вся отрасль находится в руках трех крупных компаний - Tongaat-Hulett, Illovo и Transvaal Sugar Limited, тогда как количество мелких производителей сахарного тростника постоянно сокращается, поскольку мелким фермерам становится все труднее выживать в условиях сложившейся олигополистической системы.

Поскольку в последние годы сахарная отрасль в ЮАР переживает проблемы - на мировом рынке сахара господствуют Индия и Бразилия, а доступ южноафриканского сахара в Европу ограничен, - южноафриканское правительство вынуждено прибегать к протекционистским мерам. Их цель не только защитить интересы крупных южноафриканских производителей, но и поддержать простых работников отрасли, большинство из которых составляют чернокожие граждане страны. Чтобы создавать новые рабочие места, под посадку сахарного тростника отводятся участки на «свободных» коммунальных землях. Однако осуществление такой стратегии не приносит выгоды в настоящем времени; как правительство, так и промышленники надеются получить их в будущем.

Хозяева сахарной промышленности в ЮАР прибегают к различным стратегиям для сохранения своих прибылей. Так, с 1 октября 2015 г. сахарократия продавила через правительство закон, требующий от производителей топлива смешивать бензин и дизельное топливо с этанолом. Еще одна мера связана с проникнове-

нием на рынки соседних стран - Замбии и Мозамбика, где крупным южноафриканским компаниям легче уходить от налогов. Кроме того, некоторые производители все более охотно переключаются на другие отрасли, в особенности строительство. Между тем благодаря связям с правящей партией Африканский национальный конгресс хозяевам сахарного бизнеса по-прежнему удается сохранять свои позиции на местном политическом ландшафте и успешно парировать вызовы со стороны простых работников отрасли, требующих повышения зарплаты и иных форм социальной поддержки.

Рост производства сахара в Южной Африке тесно связан с ростом его потребления. С 1950-х годов как городские, так и сельские жители увеличили потребление сахара в разы. Одно из исследований, проведенных в 1975 г., показало, что белые южноафриканские подростки в возрасте 16-17 лет потребляли около 49 кг сахара в год. Данные начала XXI в. свидетельствуют, что южноафриканское население еще больше увеличило потребление чистого сахара и сахаросодержащих продуктов - 99 г или 23,5 чайные ложки сахара в день. Вместе с тем все последние годы официальная медицина настаивает на сокращение масштабов потребления сахара. В рекомендациях ВОЗ за 2015 год установлено, что суточная норма не должна превышать 25 г (6 чайных ложек). Между тем, согласно всем прогнозам, к концу второго десятилетия XXI в. количество потребляемых сахаросодержащих напитков в ЮАР продолжит расти.

История сахарной промышленности в Южной Африке имеет много сходств с историей производства табака, которое началось в регионе еще в XVIII в. Многие из хозяев табачной индустрии за прошедшие два столетия сколотили себе сказочные состояния - как правило, за счет безжалостной эксплуатации своих работников и умению организовать поставки на внешние рынки. Существует много сходств и с историей производства алкоголя, которое началось еще в XVII в. Продавая дешевый и некачественный алкоголь местному населению, торговцы вином и пивом смогли не только нажиться на чернокожих африканцах, но и установить через торговлю алкоголем социальный контроль над ними. Попытки государства регулировать алкогольную отрасль на протяжении длительного времени заканчивались провалом. Ввести жесткие ограничения государству удалось лишь после отмены апартеида

(закон 2003 г.). Снижению бесконтрольного производства и распространения спиртного способствовало также появление крупных производителей и супермаркетов.

Как показывает история, развитие табачной, алкогольной и сахарной промышленности имеет много общего: неслыханно обогащаются немногие семьи, руководящие этими отраслями; безжалостно эксплуатируются простые работники отрасли; серьезно подрывается здоровье огромного числа простых людей, являющихся потребителями продуктов, которые производятся этими отраслями. Насколько выгодны для национальной экономики те доходы, которые они приносят? Согласно одному из исследований, которое было проведено в 2014 г., общий доход от продажи алкогольной продукции составил 48 млрд южноафриканских рэндов, тогда как вред, причиненный обществу потреблением алкоголя в тот же период, оценивается в сумму от 200 до 240 млрд рэндов.

Сегодня в ЮАР представители сахарной промышленности отрицают, что производимый ими сахар причиняет вред общественному здоровью. Сахарные компании участвуют в рекламе здорового образа жизни и настаивают на том, что правильная диета и физические упражнения способствуют уничтожению лишних килокалорий, которые накапливаются благодаря потреблению сахара. Однако научные данные говорят обратное. Говорит обратное и опыт развития табачной и алкогольной промышленности в других странах, в частности в США, где после многих лет обмана общественности хозяева табачного, а затем и алкогольного бизнеса признали, что их продукция несет вред здоровью граждан.

Авторы прогнозируют, что меры по установлению контроля над сахарной промышленностью в ЮАР в будущем столкнутся с серьезным сопротивлением со стороны хозяев индустрии, как это уже было с табачной и алкогольной промышленностью. Торговцы сахаром, несомненно, будут наставить на том, что их отрасль важна для национальной экономики и приносит ощутимую пользу. Между тем если не взять под контроль производство сахара в Южной Африке, то это принесет еще больший вред общественному здоровью, который ощутим уже и сегодня. Рост потребления сахара будет способствовать еще большему распространению эпидемии ожирения и других НИЗ, подрыву здоровья общества и снижению уровня ВВП. Необходимы самые решительные меры для решения

2020.01.005-009

уже назревших проблем, как в краткосрочной перспективе - введение высоких налогов на сахаросодержащую продукцию, - так и в длительной - реструктуризация промышленности с переориентацией на производство более безвредных и более питательных культур.

Д.В. Михель

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2020.01.005-009. КБ. ДЕМИДОВ. ИРАНСКОЕ ДОСЬЕ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ. (Обзор).

2020.01.005. BARNAVI E. Israel-Iran, vielle idylle, acrimonieux divorce // Revue des deux mondes. - Paris, 2018. - Septembre. - P. 41-47.

2020.01.006. HALEVI R. La guerre ouverte // Revue des deux mondes. -Paris, 2018. - Septembre. - P. 47-52.

2020.01.007. RAZOUX P. Le dilemme des relations franco-iraniennes après 1978 // Revue des deux mondes. - Paris, 2018.- Septembre. -P. 22-39.

2020.01.008. MICHEL S. Petit guide pour naviguer dans la societe iranienne // Revue des deux mondes. - Paris, 2018. - Septembre. -P. 53-58.

2020.01.009. RAVAI N. L'Iran est la seule religion de l'Iran // Revue des deux mondes. - Paris, 2018. - Septembre. - P. 59-60.

Ключевые слова: Иран; Франция; Израиль; «Евродиф»; дипломатические отношения.

«Иранское досье» приобретает особую важность в контексте тех подвижек, которые в настоящее время переживает весь Ближний Восток - неясность очертаний будущего обусловливает усиленные, подчас довольно хаотические, попытки прощупать почву, заключить стратегические союзы, сделать - пока это возможно -ставки в игре.

Необходимость маневрировать обусловливает новое идеологическое оформление: в ответ на американские проекты, подобные «Greater Middle East», страны региона вынуждены уточнять / менять позиции, искать новых союзников, производить ревизию, казалось бы, незыблемых политических догм - ведь данные проекты предполагали радикальное переформатирование региона, перекраивание границ, возникновение новых квазигосударственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.