его аспекты; так, начиная с 60 лет автор, в случае отказа в предоставлении гранта на исследование или эмпирический проект, обычно, по его словам, переживал двойственные чувства, сходные с переживаниями афроамериканки, которая не может решить, унижают ли ее потому, что у нее темный цвет кожи, или же по той причине, что Бог не создал ее мужчиной. В случаях подобных отказов, замечает Палмор, он всегда в первую очередь думал о своем возрасте и лишь затем - о целесообразности и актуальности самого проекта.
Эмпирические исследования и опросы, в том числе и те, которые проводились по инициативе автора статьи, убедительно доказывают устойчивость и травматический характер социальных предрассудков, касающихся пожилых людей. При этом речь идет не столько о явном нарушении прав пожилых, сколько об оскорблении их чувства собственного достоинства (шутки относительно возраста, комплименты по поводу хорошего внешнего вида, удивление при озвучивании фактического возраста собеседника, навязчивые расспросы о здоровье, пафосные поздравления в дни юбилеев и т.п.). Выстраивая свою личную линию обороны против эйджизма, Палмор использует следующие стратегии: афоризмы, рисующие старость в позитивном свете («старость всегда лучше, чем ее альтернатива»; «возраст - это дар природы, старость - это произведение искусства»); акцент на ряде преимуществ пожилого возраста (возможность распоряжаться своим временем, свобода от материальных нужд и забот о финансовом благополучии семьи) и, самое главное, пропаганда идеи о том, что люди, достигшие преклонного возраста, не должны стесняться старости; напротив, им следует гордиться тем, что они прошли свой жизненный путь так, как они это сделали, сохранив интерес к жизни в почтенном возрасте.
Е.В. Якимова
2020.01.003. «СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА ВАЖНА ТАК ЖЕ, КАК И ФИЗИЧЕСКАЯ»: ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ МУЖЧИН / СИМС-ГУЛД Дж., АН Р., ЛИ Н., ОТГОНИ К.Э., МАККИ Д.С., МАККЕЙ Х.Э.
«The social side is as important as the physical side»: Older men's experiences of physical activity / Sims-Gould J., Ahn R., Li N., Ot-toni C.A., Mackey D.C., Mckay H.A. // American j. of men's health. -Thousand Oaks (CA), 2018. - Vol. 12, N 6. - P. 2173-2182.
Ключевые слова: гегемонная маскулинность; пожилые мужчины; старение; здоровье; физическая активность; мобильность.
Джоани Симс-Гулд, Рэй Ан, Невилл Ли, Каллиста Энн Отгони, Доун С. Макки и Хизер Энн Маккей из Университета Британской Колумбии (г. Ванкувер, Канада) рассматривают, как представления о маскулинности соотносятся с опытом физической активности у пожилых мужчин.
Авторы отмечают, что в основе североамериканской геге-монной маскулинности лежат физическая сила, автономия, независимость и способность преодолевать трудности1. И если раса, этническая принадлежность, класс и сексуальная ориентация считаются общепризнанными факторами, влияющими на мужскую идентичность, то возраст часто упускается из виду. Стоит учитывать, что возрастные изменения приводят к потере силы, умственных способностей, независимости и автономии, а это противоречит гегемонной маскулинности. Поэтому важно понимать, как идеалы маскулинности влияют на жизнь пожилых мужчин. Гендер опера-ционализируется авторами статьи как динамический, т.е. восприятие гендера может трансформироваться с течением времени из-за того, что физические и умственные способности меняются в зависимости от возраста и географических условий [с. 2173-2174].
Согласно статистике, в 2017 г. в Канаде людей в возрасте старше 65 лет было больше, чем детей в возрасте до 15 лет, и ожидается, что число пожилых людей будет неуклонно расти. Авторы ссылаются на данные исследований, показывающих, что физическая активность является залогом «здорового старения»2. Однако при этом в Канаде менее одной трети пожилых мужчин соблюдают рекомендации по поддержанию необходимого уровня физической активности. Одно из гендерно обусловленных различий связано с тем, что мужчины более склонны основываться на «нездоровых»
1 Connell R.W. Gender and power: Society, the person and sexual politics. -Cambridge: Polity press, 1987.
2 Powell K.E., Paluch A.E., Blair S.N. Physical activity for health: What kind? How much? How intense? On top of what? // Annual rev. of public health. - Palo Alto (CA), 2011. - Vol. 32, N 1. - P. 349-365; Gabriel Z., Bowling A. Quality of life from the perspectives of older people // Ageing a. society. - Oxford, 2004. - Vol. 24, N 5. -P. 675-691; Rowe J.W., Kahn R.L. Successful aging // The Gerontologist. - Wash., 1997. - Vol. 37, N 4. - P. 433-440.
убеждениях для демонстрации своей маскулинности (например, они пренебрегают поддержкой сообщества, считая, что способны справиться со своими проблемами самостоятельно) [с. 2174].
Для того чтобы детальнее рассмотреть опыт физической активности пожилых мужчин, авторы использовали метод Photovoice (метод фотовыражения). Так они хотели понять, являются ли уверенность в собственных силах и маскулинность основой мобильности и физической активности мужчин. В качестве теоретической рамки авторы использовали символический интеракционизм, в котором поведение людей понимается с точки зрения самих людей, поскольку они создают собственные реальности [там же].
Photovoice - это качественная исследовательская стратегия, «с помощью которой люди делают фотографии и обсуждают их как инструмент стимулирования личностных изменений»1. Этот метод применяется, когда людям сложно вербально выразить свои взгляды на ту или иную проблему. Участникам исследования при использовании этого метода выдают фотокамеры и просят фотографировать, рефлексировать, запечатлевать и передавать свой жизненный опыт через изображение. В исследовании Дж. Симс-Гулд и ее коллег фотографии являлись визуальным отображением восприятия пожилыми мужчинами своей физической активности и мобильности. «Демократичность» этого метода состоит в том, что первоначальный сбор данных определяется самими участниками, а не исследователями. Кроме того, сами участники, а не только исследователи, вынуждены рефлексировать над вопросами проекта.
Мужчины, участвующие в исследовании, были выбраны из проекта «Мужчины в движении», который реализовывался в Ванкувере в сентябре 2015 - мае 2016 гг.). В рамках этого проекта в течение 12 недель испытуемые были задействованы в программе повышения уровня физической активности и мобильности. Им были бесплатно выданы транспортные карты, предоставляющие доступ к местному общественному транспорту (метро и автобусы). Критериями подбора участников для нового исследования были: возраст 65 лет и старше; идентификация себя как мужчины; владение английским языком; готовность к физической активности.
1 Photovoice as a participatory health promotion strategy / Wang C.C., Yi W.K., Tao Z.W., Carovano K. // Health promotion international. - Oxford, 1998. - Vol. 13, N 1. - P. 75.
Из 58 участников проекта «Мужчины в движении» для исследования методом Рко(оуо1св были отобраны 14 человек. Средний возраст участников составил 75 лет. Исследование началось в феврале 2016 г., в апреле 2016 г. были сделаны фотографии, а в апреле-мае того же года были проведены интервью. Участники прошли специальный инструктаж по созданию фотографий. В течение недели им было предложено сделать любое количество фотоизображений, которые отвечали бы на следующие вопросы. (1) Что заставляет вас стремиться быть физически активным? (2) Что мешает вам быть физически активным? (3) Как программа «Мужчины в движении» изменила ваше отношение к физической активности? [с. 2175].
14 участников исследования сделали 870 фотографий (в среднем 62 фотографии от каждого участника), отражающих их восприятие мобильности и физической активности. В дополнение к фотографиям нужно было заполнять журнал, внося туда описание смысла каждой фотографии. Через неделю после начала фотографирования участникам было предложено выбрать три наиболее подходящих для целей исследования изображения. С информантами были проведены интервью, в ходе которых их попросили подписать фотографии и объяснить, почему они посчитали, что с их помощью лучше всего можно ответить на вопросы исследования.
Анализ фотографий и интервью показал, что с помощью получившихся изображений участники стремились выразить свое стремление двигаться и быть более активными. Пожилые мужчины демонстрировали это двумя основными способами: через ежедневные связи с окружающими их людьми и через движение, наблюдаемое в сообществах (например, фото бегущих детей) [с. 2176].
Участники исследования делали фотографии своих прогулок, в которых их сопровождали родственники или друзья. Как рассказал в интервью один из информантов, если бы у него не было друзей, с которыми он мог бы играть в гольф, он бы, скорее всего, не выходил из дома так часто, потому что «социальная сторона важна так же, как и физическая». Таким образом, отмечается, что социальные связи стимулируют регулярную физическую активность и делают ее более приятной [там же].
Для других участников стимул к движению возникал из наблюдений за окружающими людьми. Они характеризовали движе-
ние других как побуждающее, поскольку оно вызывало желание больше двигаться самим. Пожилые мужчины могли быть не вовлечены в движение непосредственно, но возникающее чувство связанности от нахождения рядом с другими активными людьми заставляло их ощущать, что они не одни. Некоторые участники при этом подчеркнули важность одиночества в своей повседневной жизни и физической активности; для них одиночество может быть расслабляющим и приятным, и это не означает, что у них нет социальных связей [с. 2177]. Стремление к одиночеству, по мнению авторов, можно объяснить через желание соответствовать идеалу сильного и независимого мужчины, которому не нужна помощь других.
Авторы считают, что взаимодействию с сообществом также способствовали городская и естественная окружающая среда. Так, участники сделали более 350 фотографий природы (деревья в парках, цветы, закаты на пляже и т.п.). Прогулки на природе, по словам одного из информантов, имели для него заметный терапевтический эффект. Городская среда включала в себя изображения памятников и эстетических сооружений. Близость и доступность необходимых объектов инфраструктуры (больниц, банков, магазинов) в представлении информантов позволяла им больше передвигаться пешком и не пользоваться автомобилем. Для одного из информантов переезд из пешеходного района в район с оживленным дорожным движением, наоборот, стал причиной того, что он стал меньше гулять и больше ездить на автомобиле.
Проект «Мужчины в движении» для многих участников стал стимулом к тому, чтобы начать пользоваться общественным транспортом. До этого многие из них отдавали предпочтение личному автомобилю, что авторы также связывают со стремлением соответствовать нормам маскулинности. Пользование общественным транспортом позволило пожилым мужчинам посетить места, в которых они раньше не бывали, минимизировав при этом опасности, связанные с вождением автомобиля, и уменьшив вероятность попадания в пробку [с. 2177].
Через некоторые фотографии пожилые мужчины репрезентировали свой опыт старения и принятия нового этапа жизни (например, через фотографии цветов, которые в интервью описывались как то, что цветет, но рано или поздно увядает). Они также
пытались увидеть и описать через изображения свое текущее положение, связанное с утратой некоторых физических способностей, и возможности для будущих изменений. Выбор физической активности для них был способом отвергнуть стереотипы, ассоциирующиеся со старением.
В фотографиях пожилых мужчин были различимы гендерные стереотипы. Участники часто делали фотографии «мужских» вещей и занятий (строительные площадки, инструменты, хоккейные коньки), но были и примеры «женских» изображений (цветы, сады). Последние описывались как что-то «красивое», «спокойное», имеющее целительный эффект.
В целом, заключают Дж. Симс-Гулд с коллегами, при создании программ поддержания здоровья пожилых мужчин нужно учитывать, что решающее значение имеет стимулирование их обращения к местным сообществам и в качестве их активных членов, и в качестве тех, кому может потребоваться помощь. Но в то же время нужно иметь в виду, что использование мужчинами социальных связей для поддержки противоречит сконструированным нормам «гегемонной маскулинности» [с. 2180]. Например, отмечают авторы статьи, учитывая значимость социальных взаимодействий, с одной стороны, и необходимость одиночества - с другой, программы стимулирования физической активности должны быть не только групповыми, но и индивидуальными.
А.Ю. Долгов
2020.01.004. ИЛЕННЕ В. РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СТАРЕНИЯ В СМИ. YLÀNNE V. Representations of ageing in the media // Routledge handbook of cultural gerontology / Ed. by J. Twigg, W. Martin. - L.: Rout-ledge, 2015. - P. 1-15. - Mode of access: http://orca.cf.ac.uk/ 72132/1/YLANNEfinalMarch2014.pdf (Accessed: 17.11.2019.)
Ключевые слова: старение; СМИ: телевидение; печатные СМИ; реклама; социальные представления о старении; стереотипы старости; активное старение; успешное старение; образ жизни; юмор.
В своей работе старший преподаватель Кардиффского университета (Великобритания) Вирпи Иленне, опираясь на концепцию успешного старения, анализирует дискурсы старения и пред-