Научная статья на тему '2020. 01. 002. Палмор Э. Б. Автогеронтология: из личного опыта старения. Palmore E. B. Auto-gerontology: a personal Odyssey // J. of applied gerontology. - L. ; Thousand Oaks (Ca), 2017. - Vol. 13, n 11. - p. 1295-1305'

2020. 01. 002. Палмор Э. Б. Автогеронтология: из личного опыта старения. Palmore E. B. Auto-gerontology: a personal Odyssey // J. of applied gerontology. - L. ; Thousand Oaks (Ca), 2017. - Vol. 13, n 11. - p. 1295-1305 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ / ТЕОРИИ ОПТИМАЛЬНОГО СТАРЕНИЯ / ЭЙДЖИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Якимова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2020. 01. 002. Палмор Э. Б. Автогеронтология: из личного опыта старения. Palmore E. B. Auto-gerontology: a personal Odyssey // J. of applied gerontology. - L. ; Thousand Oaks (Ca), 2017. - Vol. 13, n 11. - p. 1295-1305»

Список литературы

Bobbio N. De senectute e altri scritti autobiografici. - Torino: Einaudi, 1996. -

200 p.

Cumming E., Henry W.E. Growing old: The process of disengagement. - N.Y.: Basic books, 1961. - XVI, 293 p.

Havighurst R.J. Successful aging // The Gerontologist. - Oxford, 1961. - Vol. 1, N 1. - P. 8-13.

Katz S., Calasanti T. Critical perspectives on successful aging: Does it «appeal more than it illuminates»? // The Gerontologist. - Oxford, 2015. - Vol. 55, N 1. - P. 2633.

Liang J., Luo B. Toward a discourse shift in social gerontology: From successful aging to harmonious aging // J. of aging studies. - Oxford, 2012. - Vol. 6, N 3. -P. 327-334.

McCarthy V.L., Bockweg A.E. The role of transcendence in a holistic view of successful aging: A concept analysis and model of transcendence in maturation and aging // J. of holistic nursing. - Thousand Oaks (CA), 2013. - Vol. 31, N 2. - P. 84-92.

Moody H.R. From successful aging to conscious aging // Successful aging through the life span: Intergenerational issues in health / ed. by M. Wykle, P. Whitehouse, D. Morris. - N.Y.: Springer, 2005. - P. 55-68.

Personal adjustment in old age / Cavan R. Sh., Burgess E.W., Havighurst R.J., Goldhamer H. - Chicago (IL): Science research associates, 1949. - XIII, 204 p.

Rowe J.W., Kahn R.L. Human aging: Usual and successful // Science. - Wash., 1987. - Vol. 237, N 4811. - P. 143-149.

Timonen V. Beyond successful and active ageing: A theory of model ageing. -Bristol: Policy press, 2016. - 132 p.

Tornstam L. Late-life transcendence: A new developmental perspective on aging // Religion, belief and spirituality in late life / ed. by L.E. Thomas, S.A. Eisenhandler. -N.Y.: Springer, 1999. - P. 178-202.

2020.01.002. ПАЛМОР Э.Б. АВТОГЕРОНТОЛОГИЯ: ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА СТАРЕНИЯ.

PALMORE E.B. Auto-gerontology: A personal Odyssey // J. of applied gerontology. - L.; Thousand Oaks (CA), 2017. - Vol. 13, N 11. -P. 1295-1305.

Ключевые слова: социальная геронтология; теории оптимального старения; эйджизм; социальные предрассудки.

Эрдман Палмор (почетный профессор медицинской социологии, Университет Дюка, г. Дарем, США) рассматривает свой опыт жизни и деятельности в старшем возрасте в контексте современного геронтологического знания и сопоставляет «личную одиссею»

пожилого человека с популярными в социальных науках моделями оптимального старения, а также с результатами теоретических и эмпирических исследований пожилого возраста и социальных предрассудков, в которых он сам принимал участие на протяжении своей долгой карьеры профессионального геронтолога. В свои годы Палмор (род. в 1930 г.), автор 20 работ по геронтологии и социальным аспектам старения, инициатор и руководитель нескольких лонгитюдных проектов в этой области знания, продолжает состоять в Американском геронтологическом обществе, до недавнего времени возглавляя его Южное отделение; он редактирует периодическое издание Центра по изучению старения при Университете Дюка, занимается волонтерской деятельностью, поддерживает хорошую физическую форму и связи с родственниками, коллегами и друзьями.

Настоящая статья, которая представляет собой автобиографические зарисовки из жизни пожилого человека, посвятившего свою жизнь изучению феномена старости и процессов старения в современном обществе, появилась как попытка дать исчерпывающие ответы на вопросы коллег по цеху о том, в какой мере личный (индивидуальный) опыт старения сообразуется / расходится с теоретическими идеями и практическими рекомендациями современной западной науки о старости и насколько знания в области геронтологии влияют на выработку жизненных стратегий в старшем возрасте. Иными словами, цель статьи - сопоставление теории и практики старения на примере человека, являющегося пожилым геронтологом.

Отправным пунктом размышлений автора выступают четыре наиболее влиятельные концепции оптимального старения, в контексте которых Палмор рассматривает свой личный опыт переживания и восприятия пожилого возраста. Это теория активного старения, модель старения как непрерывного (продолжающегося) жизненного цикла, концепция успешного старения и трактовка старения как селективной оптимизации и адаптации. Перечисленные концепции, при всех их различиях, объединяет установка на оптимизацию процесса старения в соответствии с лозунгом: «Используй или потеряешь!» («Use it or lose it!»). По мнению Палмора, модели старения, о которых идет речь, в полной мере отвечают главной цели геронтологии как науки - научиться понимать старе-

ние и старость, с тем чтобы сделать как можно более комфортным переживание этой практики для человека и общества [с. 1296].

Автор кратко останавливается на ключевых идеях каждой из теорий оптимального старения, которые хорошо известны не только геронтологам, но и самой широкой научной и околонаучной общественности. Согласно модели активного старения (противостоявшей теории старения как «высвобождения», разобщения, освобождения пожилого человека от его прежних социальных функций, ролей, отношений, связей и обязанностей), стареть оптимально -значит сохранять и поддерживать в пожилом возрасте привычные формы жизненной и общественной активности в физической, ментальной и социальной сферах. Как свидетельствуют результаты лонгитюдных исследований, стремление к «активному» старению действительно помогает пожилым не только жить дольше, но и сохранять удовлетворенность жизнью (ее качеством и содержанием) в преклонные годы. Этот аргумент стал решающим в споре сторонников активного старения и защитников практики старения как «высвобождения», которые делали акцент на гуманистических аспектах свободного старения, не обремененного обязанностями перед обществом и позволяющего безболезненно передать жизненную эстафету следующему поколению, а также подготовить себя к неизбежному физическому и ментальному угасанию.

Модель старения как продолжения жизненного цикла постулирует необходимость посильного исполнения в пожилом возрасте своих прежних социальных и профессиональных ролей - путем их постепенного сохранения и видоизменения (адаптации) по мере старения человека. Основная мысль данной теории сводится к тому, что в старости изменения (в том числе и в образе жизни) неизбежны, но они не должны быть кардинальными и травмирующими; следует согласовывать свой новый жизненный опыт в преклонном возрасте с профессиональными и социальными «наработками» жизненного цикла в целом.

В ответ на критические замечания в адрес перечисленных теорий, практически не принимающих в расчет реальный социальный контекст старения и жизни в старости, а также разную степень физических и интеллектуальных возможностей пожилых людей, которым предписано «стареть оптимально», была разработана еще одна модель, получившая название концепции успешного старе-

ния. В рамках этой модели были обозначены некоторые необходимые предпосылки для того, чтобы процесс старения действительно протекал в оптимальной форме. Это низкий риск развития серьезных недугов и физической немощи; сохранение интеллектуального потенциала; встроенность в социальную жизнь. Теория селективной оптимизации и адаптации предписывает пожилым людям выбрать из своего жизненного багажа профессиональные и жизненные навыки, которые доставляют им радость своей прежней доступностью, и отказаться от тех, которые уже не по силам. В частности, сам автор статьи, являясь пианистом-любителем, сохранил в своем репертуаре только одну пьесу, зато исполняет ее ежедневно. Он по-прежнему ездит на велосипеде, но в некоторых случаях прибегает к помощи моторчика и не связывает количество пройденных миль во время пеших прогулок с числом прожитых лет, как он это практиковал в 60-летнем возрасте.

В целом Палмору нравится совет оставлять за собой те функции и виды деятельности, которые приносят удовлетворение в старшем возрасте, без сожаления оставив в прошлом все остальное. Старейший американский геронтолог больше не читает лекций студентам, но дважды в неделю посещает университет и находится в курсе событий. Он продолжает свою деятельность в качестве волонтера (вывозит мусор на «своем» участке хайвея, развозит еду), посещает церковь и собрания местного отделения Демократической партии, радует себя игрой в боулинг и семейными пикниками, ходит пешком и ездит на велосипеде. Он регулярно встречается с друзьями, устраивает семейные ужины и обязательно отмечает очередной день рождения, причем именно так, как ему этого хочется.

Во второй части своего эссе автор отвечает на вопросы коллег о своем видении старости. Палмор обращает внимание на то, что ему повезло жить и работать в академической среде, среди людей с высоким образовательным уровнем, широким кругозором и определенными навыками поведения. Его личный опыт старения и старости, по счастью, не омрачен материальными заботами, финансовой нестабильностью или диктатом предрассудков. Тем не менее он убежден, что самая серьезная проблема, с которой сталкивается пожилой человек в современном западном обществе, - это явная или скрытая дискриминация по признаку возраста, или эйджизм. К объективным проявлениям эйджизма добавляются субъективные

его аспекты; так, начиная с 60 лет автор, в случае отказа в предоставлении гранта на исследование или эмпирический проект, обычно, по его словам, переживал двойственные чувства, сходные с переживаниями афроамериканки, которая не может решить, унижают ли ее потому, что у нее темный цвет кожи, или же по той причине, что Бог не создал ее мужчиной. В случаях подобных отказов, замечает Палмор, он всегда в первую очередь думал о своем возрасте и лишь затем - о целесообразности и актуальности самого проекта.

Эмпирические исследования и опросы, в том числе и те, которые проводились по инициативе автора статьи, убедительно доказывают устойчивость и травматический характер социальных предрассудков, касающихся пожилых людей. При этом речь идет не столько о явном нарушении прав пожилых, сколько об оскорблении их чувства собственного достоинства (шутки относительно возраста, комплименты по поводу хорошего внешнего вида, удивление при озвучивании фактического возраста собеседника, навязчивые расспросы о здоровье, пафосные поздравления в дни юбилеев и т.п.). Выстраивая свою личную линию обороны против эйджизма, Палмор использует следующие стратегии: афоризмы, рисующие старость в позитивном свете («старость всегда лучше, чем ее альтернатива»; «возраст - это дар природы, старость - это произведение искусства»); акцент на ряде преимуществ пожилого возраста (возможность распоряжаться своим временем, свобода от материальных нужд и забот о финансовом благополучии семьи) и, самое главное, пропаганда идеи о том, что люди, достигшие преклонного возраста, не должны стесняться старости; напротив, им следует гордиться тем, что они прошли свой жизненный путь так, как они это сделали, сохранив интерес к жизни в почтенном возрасте.

Е.В. Якимова

2020.01.003. «СОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА ВАЖНА ТАК ЖЕ, КАК И ФИЗИЧЕСКАЯ»: ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОЖИЛЫХ МУЖЧИН / СИМС-ГУЛД Дж., АН Р., ЛИ Н., ОТГОНИ К.Э., МАККИ Д.С., МАККЕЙ Х.Э.

«The social side is as important as the physical side»: Older men's experiences of physical activity / Sims-Gould J., Ahn R., Li N., Ot-toni C.A., Mackey D.C., Mckay H.A. // American j. of men's health. -Thousand Oaks (CA), 2018. - Vol. 12, N 6. - P. 2173-2182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.