Научная статья на тему '2019. 04. 014. Рэндалл Т. Образовало ли ад падение Сатаны? Об устойчивом неверном прочтении xxxiv песни "ада". Rendall T. Did Satan’s fall form hell? a persistent misreading in Inferno xxxiv // Forum Italicum: a journal of Italian studies. - Tallhassee, 2019. - Vol. 53, n 1. - p. 3-13'

2019. 04. 014. Рэндалл Т. Образовало ли ад падение Сатаны? Об устойчивом неверном прочтении xxxiv песни "ада". Rendall T. Did Satan’s fall form hell? a persistent misreading in Inferno xxxiv // Forum Italicum: a journal of Italian studies. - Tallhassee, 2019. - Vol. 53, n 1. - p. 3-13 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ / "КОМЕДИЯ" / ПАДЕНИЕ САТАНЫ / АД / ЧИСТИЛИЩЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 014. Рэндалл Т. Образовало ли ад падение Сатаны? Об устойчивом неверном прочтении xxxiv песни "ада". Rendall T. Did Satan’s fall form hell? a persistent misreading in Inferno xxxiv // Forum Italicum: a journal of Italian studies. - Tallhassee, 2019. - Vol. 53, n 1. - p. 3-13»

ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

2019.04.014. РЭНДАЛЛ Т. ОБРАЗОВАЛО ЛИ АД ПАДЕНИЕ САТАНЫ? ОБ УСТОЙЧИВОМ НЕВЕРНОМ ПРОЧТЕНИИ XXXIV ПЕСНИ «АДА».

RENDALL T. Did Satan's fall form hell? A persistent misreading in Inferno XXXIV // Forum Italicum: A journal of Italian Studies. -Tallhassee, 2019. - Vol. 53, N 1. - P. 3-13.

Ключевые слова: Данте Алигьери; «Комедия»; падение Сатаны; ад; чистилище.

В XXXIV песни «Комедии» Вергилий описывает падение Люцифера, и его речь создает один из наиболее изобразительных и ярких эпизодов поэмы. Падение Сатаны привело к тому, что земля из Южного полушария устремилась на север, а материя центра земли, как бы отвергая источник всего зла, была выброшена в Южное полушарие и образовала гору чистилища. Однако это описание заставило многих выдающихся комментаторов и исследователей «Комедии» сделать вывод, что каверна, в которой расположен ад, сформировалась в тот же самый момент.

Такое толкование было дано этому отрывку уже в «Наилучшем комментарии», созданном спустя пару десятилетий после смерти поэта. Авторитет Боккаччо придал этой интерпретации основательность. Хотя, вследствие болезни и ранней смерти, Бок-каччо не успел дойти до XXXIV песни как таковой, но его комментарий к 4-6 стихам III песни свидетельствует о том, что он придерживался именно этой точки зрения. В XX в. ее поддержали такие выдающиеся дантологи, как Р. Чезарини, Л. Пертиле, Т. Баролини, М.Г. Моррисон, Р. Лансинг, Дж. Маццота и др. Она нашла отражение в истории итальянской литературы под редакци-

ей Н. Сапеньо, знаменитой «Дантовской энциклопедии», «Энциклопедии средневековой литературы» под редакцией Рууда. Вместе с тем отвергали эту идею не менее известные ученые: Г. А. Скар-таццини, Г. Ванделли, Ч. Синглтон, Д. Матталия, М. Муза, А. Мандельбаум. Более того, в комментариях и комментированных изданиях «Комедии» XX-XXI вв. вторая позиция преобладает в соотношении примерно 10 к 1. Однако никем из представителей обоих лагерей не были рассмотрены аргументы ни за, ни против данного толкования. Единственное исключение представляет собой статья К. Форти1, в которой исследовательница изучает вопрос преимущественно в теологической перспективе. Т. Рэндалл поставил задачу суммировать аргументы против идеи, что падение Сатаны привело к формированию ада.

Прежде всего ее невозможно найти ни в раннехристианских, ни в средневековых источниках, более того, она противоречит словам как Ветхого, так и Нового Завета. В Книге пророка Исайи (14:9) говорится: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем», что предполагает существование ада на момент падения Сатаны. В Евангелии от Матфея упоминается, что грешников ждет «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (25:41). Glossa Ordinaria комментирует слова «paratus est» (уготованный), утверждая, что ад «был преду-строен от основания мира» («preordinatus a constitutione mundi»). Во Втором Послании Петра говорится: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2:4). Падшие ангелы были пассиво совлечены в ад («detractos in tartarum»), уже существующий к этому времени.

Разумеется, воображение Данте не всегда соответствовало учению Церкви (помещение праведных язычников в Лимб и еще живых грешников в ад - характерные примеры), тем не менее нельзя обойти вниманием эксплицитное указание поэта, которое дает надпись над вратами ада. «Giustizia mosse il mio alto fattore: / fecemi la divina podestate, / la somma sapienza e 'l primo amore. /

1 Forti C. Nascitá dell'Inferno o nascitá del Purgatorio: Nota sulla caduta del Lucífero dantesco // Rivista di letteratura italiana. - Pisa; Roma, 1986. - N 4. - P. 241260.

Dinanzi a me non fuor cose create / se non etterne, e io etterno duro»1 (Ад, 3: 1-9). Хотя в первой терцине и последнем стихе надписи референтом являются врата как таковые, данная ее часть, по мнению большинства толкователей, относится к аду в целом: все, что является вечным, было создано Богом. Л. Пертиле высказывал предположение, что эти слова относятся именно к вратам, которые были созданы в момент падения Люцифера и образования кратера для ада, однако слова Вергилия в первой песни «Ада» (ст. 114), где говорится, что ад - вечен (loco etterno), прямо противоречат этой гипотезе.

Сотворение, по Данте, включало как первотворение из ничего, которое может совершаться лишь Богом, так и творение силами природы и действием ангельских интеллектов. Можно ли рассматривать падение Сатаны как инструмент сотворения ада, а действие Бога свести к предвидению того, что Сатана послужит своего рода материальным агентом? Такой вариант предлагают те толкователи поэмы, которые хотели бы сохранить идею создания Ада в результате падения. Однако Данте вместе с большинством теологов позднего Средневековья придерживался традиционной доктрины, согласно которой вечными могут быть только вещи, созданные непосредственно Богом в акте первотворения (Рай, 7:70-72). Падение Сатаны стало инструментом при возникновении важной части мироздания - горы Чистилища, но, не будучи продуктом непосредственного Божественного действия, Чистилище не является вечным. П. Бойд, в целом надежный источник сведений о дантовских философских и теологических взглядах, признает, что Данте имел в виду сотворение ада «sanze mezzo», т.е. непосредственно Богом. Правда, он высказывает мысль, что во время низвержения Сатаны и его ангелов ад приобрел окончательную форму.

Этот аргумент теряет значение при внимательном анализе собственно XXXIV песни. Вергилий описывает падение Люцифера так:

1 «Я увожу к отверженным селеньям, / я увожу сквозь вековечный стон, / я увожу к погибшим поколеньям. / Был правдою мой зодчий вдохновлен: / я высшей силой, полнотой всезнанья / и первою любовью сотворен. / Древней меня лишь вечные созданья, / и с вечностью пребуду наравне. / Входящие, оставьте упованья» (Здесь и далее пер. М. Л. Лозинского).

Da questa parte cadde giu' dal cielo; e la terra, che pria di qua si sporse, per paura di lui fe' del mar velo, e venne a l'emisperio nostro; e forse per fuggir lui lascio' qui loco voto quella ch'appar di qua, e su' ricorse1.

Затруднения в его истолковании связаны с тем, к какому референту относится слово «qui» («здесь пустое место»). Путники к моменту произнесения этих слов уже покинули ад (хотя Данте-персонаж поначалу ошибочно считает, что они пока остаются в нем), и поэт дает не менее трех указаний на этот факт. Данте подчеркивает свою ошибку, отмечая собственное недоумение, когда они минуют центр гравитации около чресл Сатаны. Ад - это то, куда они, по его догадке, возвращаются, а то место, в которое они направляются сейчас, - совершенно другое. И Данте его детально описывает: «Non era camminata di palagio / là 'v' eravam, ma natural burella / ch'avea mal suolo e di lume disagio» (Ад, 34: 97-99)2. И дальше Вергилий проясняет, что именно это за новое место, устраняя любые сомнения Данте, которые тот мог еще сохранять, в уточняющих словах: хотя Данте и предполагает, что находится еще с той стороны от центра, где Вергилий ухватился за шерсть Сатаны, на самом деле они уже достигли подземной части полушария, противоположного покрытому землей (т.е. южного), сейчас они стоят на маленькой сфере (piccola spera), образующей другой «фасад» Джудекки (низшей части ада).

Все это совершенно несовместимо с предположением, что «loco voto» может означать ад в целом. Данте не высказал бы предположения, что они с Вергилием возвращаются в ад, если бы они все еще находились в его пределах. Локусы, обозначаемые словами «là 'v' eravam» в речи нарратора и «qui» в речи Вергилия, не могут быть различными, поскольку фиксируют одну и ту же точку на пути пилигримов и между их появлением в тексте герои не движутся. Вергилий четко указывает, что они находятся с дру-

1 «Сюда с небес вонзился он когда-то; / Земля, что раньше наверху цвела, / Застлалась морем, ужасом объята, / И в наше полушарье перешла; / И здесь, быть может, вверх горой скакнула, / И он остался в пустоте дупла».

2 «Мы были с ним не посреди чертога; / То был, верней, естественный подвал, / С неровным дном, и свет мерцал убого».

гой стороны от ада. И наконец, слово «burella», по мнению большинства комментаторов, означает «погреб», небольшое углубление в земле. Стало быть, оно не может относиться к аду в целом, один из кругов которого имеет длину окружности в 22 мили (Ад, 29:9).

Привлекательность мнения, что Данте представил создание ада результатом падения Сатаны, определяется идеей, что есть взаимосвязь между его восстанием и карой за него: плодом зла становится благо. Отказаться от этой парадоксальной мысли сложно. Однако эта судьбоносная ирония находит выражение в иной дантовской концепции - его теории о происхождения чистилища.

Е.В. Лозинская

2019.04.015. ТУЧЧИНИ Дж. ПЕВЕЦ ЛЮБВИ: ПАМЯТЬ И АНТИЧНОСТЬ У ПЕТРАРКИ.

TUCCINI G. The bard of love: Memory and antiquity in Petrarch // Forum Italicum: A journal of Italian studies. - Tallhassee, 2019. -Vol. 53, N 1. - P. 14-26.

Ключевые слова: древность и современность; классика; гуманизм; Петрарка.

«Если какую-либо книгу можно назвать бессмертным образцом поэтической самоидентификации для западной поэзии, то это, несомненно, "Канцоньере" Франческо Петрарки. Новый коммуникативный код, найденный Петраркой, делает его не только "вспоминающим", работающим в пределах литературы прошлого, поэтом, но и "вспоминаемым", оживающим в памяти других -Леопарди, испытавшего влияние петрарковского planctus, Монта-ле, возродившего твердые метрические схемы в своих "Occasione", Дзандзотто, в его поисках истины в "Conglomerati"», - считает Джиона Туччини (Кейптаунский университет). Успех литературных текстов бывает разным - повсеместным и быстрым, удовлетворяющим какую-либо коллективную интеллектуальную жажду, или же укорененным во времени и пространстве, когда автор способен вызывать в новых поколениях читателей различные реакции -нравиться им по разным причинам, приводить к идентификации со своим лирическим «я» на различных основаниях. Когда автор име-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.