Научная статья на тему '2019. 04. 012. Кавтарани В. Османский танзимат и Конституция. Kawtharani W. The Ottoman Tanzimat and the Constitution // AlMuntaqa. Arab Center for research and policy studies. - Doha, 2018. - vol. 1, n 1. - p. 51-65'

2019. 04. 012. Кавтарани В. Османский танзимат и Конституция. Kawtharani W. The Ottoman Tanzimat and the Constitution // AlMuntaqa. Arab Center for research and policy studies. - Doha, 2018. - vol. 1, n 1. - p. 51-65 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ИСТОРИЯ / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ТАНЗИМАТ / КОНСТИТУЦИЯ 1876 Г
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 04. 012. Кавтарани В. Османский танзимат и Конституция. Kawtharani W. The Ottoman Tanzimat and the Constitution // AlMuntaqa. Arab Center for research and policy studies. - Doha, 2018. - vol. 1, n 1. - p. 51-65»

2019.04.012. КАВТАРАНИ В. ОСМАНСКИЙ ТАНЗИМАТ И КОНСТИТУЦИЯ.

KAWTHARANI W. The Ottoman Tanzimat and the Constitution // AlMuntaqa. Arab center for research and policy studies. - Doha, 2018. -Vol. 1, N 1. - P. 51-65.

Ключевые слова: Турция; история; Османская империя; Тан-зимат; Конституция 1876 г.

Ваджих Кавтарани, профессор Арабского центра политических исследований изучает различные обстоятельства, при которых были осуществлены реформы Танзимата1. По его мнению, предпосылками этих реформ являлись: развитие капитализма, осведомленность местных элит о важности реформ, а также разнообразие этнического состава империи как причина внутренней напряженности.

Идеологическим основанием Танзимата было убеждение османских элит в необходимости реформ для спасения государства от европейской угрозы, они понимали модернизацию как адаптацию европейских новшеств к османской институциональной системе. Первоочередные реформы коснулись военной сферы, так как традиционные войска (сипахи и янычары) становились все менее способными противостоять европейским армиям. Также реформы коснулись административного аппарата, где главным было устранение традиционного вида землевладения (ильтизам2), обеспечение равенства между общественными группами и выборности административных советов. Суды были разделены на исламские, светские и общинные. Были приняты законы, регулирующие торговлю, финансовые сделки, регистрацию земли и местное самоуправление, были учреждены генеральный совет и муниципальные советы в крупных городах и окружных центрах. Генеральный совет имел две палаты: верхняя состояла из знати (министры, губернаторы, командиры и т.п.), ее члены назначались султаном на всю жизнь; в нижней палате заседали делегаты, выбиравшиеся голосо-

1 Танзимат (осман. ^Ц^ш - «упорядочения») - реформы в Османской империи с 1839 до 1876 г. - Прим. реф.

2 Ильтизам (араб. ^ - «обязательство, откуп») - откупная система взимания феодального натурального налога в Османской империи. - Прим. реф.

ванием населения, причем этнические турки всегда составляли подавляющее большинство.

В 1876 г. была принята Конституция Османской империи. Она была заимствована из законодательных актов Бельгии, Франции и Великобритании. В ней имелись статьи о свободе и равенстве граждан, свободе печати и доступности образования и даже о правах и обязанностях рабочих. Также было описано положение султана - он провозглашался священной фигурой и имел право назначать и снимать чиновников, выпускать деньги, утверждать бюджет, объявлять войну, созывать и распускать генеральное собрание, выносить приговоры и др.

Представителями европейского капитала эти реформы расценивались как упрощение выхода на османский рынок, местными элитами - как способ избавиться от оснований для европейской интервенции, а этно- религиозными меньшинствами - как возможность участвовать в политической жизни страны. Были предприняты попытки превратить османских «подданных» в «граждан», которые имеют «османскую принадлежность», а не принадлежность к своей общине.

Описание теоретической базы реформ Танзимата можно найти в литературе движений «Новые Османы» и «Молодые Османы» - предшественников младотурок. Ее центром является концепция османизма - единая османская принадлежность для всех граждан страны, независимо от веры и этноса. Эти идеи нашли свое юридическое отражение в законе об «османском гражданстве». Превалирующее в то время понятие «подданство» распространялось через механизмы общинной лояльности (асабийа) и принудительной принадлежности. Вышеупомянутые движения использовали понятие «османский гражданин» для продвижения требований свободы, равенства и гражданских прав.

Несмотря на оптимистичное отношение интеллектуальной элиты к реформам, не было единства в видении реформ турками и арабами - в большей степени расходились их взгляды на права национальных меньшинств и сообществ и их представительство в структурах власти. В послереформенное время вопреки ожиданиям принципы асабийи все так же крепко сидели в умах как приближенных к власти, так и простого народа, первостепенными для приближенных были интересы родственников, клана, общины.

Европейские идеи того времени активно изучались и перенимались просвещенной турецкой и арабской молодежью. На раннем этапе развития идей конституционализма они активно разрабатывались в двух направлениях: первое - создание конституционного правительства, которое бы стремилось к всеобщему участию граждан в управлении страной и ограничению власти султана, а второе было сфокусировано на конституционных правах гражданина, равенстве прав и обязанностей, понятии «гражданин» как части общественного договора.

У арабской элиты термин «гражданин» ассоциировался с такими понятиями, как «патриот» и «сын родины»1, в их видении гражданин являлся представителем именно нации, национального сообщества. Сторонники первого направления, указанного выше, турок Рашид Рида и перс Хусейн ан-Наини в своих работах вместо акцентирования «свобод гражданина» фокусировались на «свободе нации» и считали, что таковая является отправной точкой конституционализма. Рида никоим образом не связывал свои революционные идеи с исламом и даже подчеркивал, что они являются «европейской стимуляцией», в то время как ан-Наини считал, что его «демократический призыв» является следствием «природных законов», которым соответствуют «законы исламские» и искал истоки понятия «свобода» в Коране и Сунне. В его видении западная демократическая система берет свое начало в исламе и в прин-2 "

ципе совещательности , о ней он писал «это наш товар, и он должен быть возвращен нам». Оба автора используют принцип шуры как основу исламского правления.

Реформы Танзимата являлись краеугольным камнем в построении конституционализма в ближневосточном регионе. Несмотря на свой трудный путь, эти реформы смогли зародить гражданское общество, привели к принятию конституции и в итоге - к серьезной модернизации государства, которая сократила разрыв между Османской империей и европейскими странами. В турецкой и арабской политической культуре появились новые понятия: «на-

1 В арабском языке слова «гражданин», «патриот» и «родина» являются однокоренными и происходят от корня, имеющего значение «родина». - Прим. реф.

2 Шура (араб. ^^ - «совет») - орган, представляющий интересы общины мусульман. - Прим. реф.

циональное государство», «гражданин», «гражданские права», «представительство», «выборы» и другие, которые укоренятся в местной политической мысли после распада Османской империи. Танзимат заложил основу для создания конституционных республик и монархий на бывших османских территориях - предпосылку современной конституционной демократии.

И.В. Рабинович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.