очень опасны. Не стоит забывать о той роли, которую застой, возможно, сыграл в разрушении СССР. Кроме того, отставание от глобального прогресса в конечном счете ставит под угрозу безопасность и суверенитет страны. Незначительность действий по стимулированию экономического роста в последние годы ставит под сомнение способность России изменить направленность экономической политики. Автор считает, что компенсировать экономическую слабость страны будут преимущественно за счет продолжения конфронтационной внешней политики по отношению к Западу.
М.А. Положихина
2019.03.043. ИЛЬИН В.А., МОРЕВ М.В., ПОВАРОВА А.И. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. - Вологда: ВолНЦ РАН, 2018. - 229 с.
Ключевые слова: социальное государство; Россия; крупный бизнес; металлургия; качество жизни; государственное управление; Вологодская область.
В книге представлены результаты исследования поведения трех основных субъектов, определяющих, по мнению авторов, настоящее и будущее России, - власти, крупного бизнеса и «рядовых» граждан.
Авторы работы подчеркивают, что тема «социальное государство» широко разработана в науке и практике. Но она остается актуальной по ряду причин. Во-первых, в XXI в. все более очевидными становится несоответствие существующей капиталистической системы тем вызовам, которые предъявляет миру настоящее и будущее. И, соответственно, все актуальнее становится поиск ответов на эти вызовы в рамках альтернативной модели - социальной. Во-вторых, в историческом дискурсе социальное государство имеет особое значение для России - как в теоретическом плане, так и в прикладном.
В первой главе монографии рассматриваются концептуальные основы социального государства: основные идеи, критерии, исторический опыт и вызовы будущего. Авторы обращаются как к классикам научной мысли, стоявшим у истоков самого термина «социальное государство», так и к современным практикам его
построения в различных странах мира, в том числе к российскому опыту. Во второй главе освещаются условия ведения крупного бизнеса и вопросы эффективности его управления со стороны государства в России. Для этого на основе открытых данных статистической отчетности крупнейших металлургических компаний страны проводится анализ динамики их финансовых средств в сопоставлении с тенденциями в бюджетной сфере. В третьей главе авторы исследуют состояние современного российского социума: динамику уровня и качества жизни, уровень социального неравенства, ценностные установки. Изучается то, как общество воспринимает существующие в стране властные институты, как оно оценивает их деятельность, как эта оценка отражается на динамике гражданской и в социальной активности людей.
Собственные исследования, результаты массовых опросов, проводимых авторитетными российскими и международными организациями, а также экспертные оценки позволили авторам сформулировать следующие выводы.
1. Любое государство, являясь регулятором общественных отношений, выполняет социальную функцию. Однако назвать его социальным можно только тогда, когда эта функция начинает занимать доминирующее положение, о чем свидетельствуют приоритеты государственной политики. Критериями социального государства являются:
- степень преодоления социального неравенства;
- постоянное и устойчивое повышение уровня и качества жизни широких слоев населения;
- ценностная ориентация правящих элит на приоритетную реализацию и защиту национальных интересов.
При анализе степени соответствия государства вышеперечисленным критериям необходимо учитывать не только данные официальной статистики, но и оценки общественного мнения. Следует также учитывать, что социальное государство - это динамичный феномен, который следует анализировать с учетом конкретных общественно-политических, социально-экономических и культурных особенностей, сложившихся на том или ином историческом этапе развития.
2. В системе государственного управления, сформировавшейся в России после распада СССР, значительная часть правя-
щих элит на федеральном, региональном и муниципальном уровнях непосредственно связана с представителями крупного, среднего и малого бизнеса и, соответственно, защищает их интересы в ущерб интересам широких слоев населения. При этом разгосударствление, например, металлургического комплекса страны не сопровождалось повышением эффективности его деятельности и качества корпоративного управления (с. 73-76).
3. Основным бенефициаром государственной политики в России в настоящее время выступают представители крупного бизнеса и иностранного капитала, что противоречит ключевым принципам социального государства.
В результате приватизационных процессов и последовавшей за ними оффшоризации российской экономики иностранному капиталу принадлежит 65% крупной собственности России, в том числе в цветной металлургии - 76,6%, черной металлургии -67,7% (с. 123). При этом огромные убытки головных предприятий металлургических корпораций в 2013-2014 гг. обусловлены не столько колебанием курсов иностранных валют, сколько расходами на содержание и ликвидацию обанкротившихся зарубежных подразделений, которые были скуплены в период активной транснационализации бизнеса, но так и не встроились в схемы внутрипроизводственной кооперации. В период 2007-2016 гг. на эти цели ежегодно тратилось 0,8 трлн руб., что в пять раз превысило расходы на модернизацию отечественного производства. В свою очередь доходы, полученные в виде дивидендов от участия в капитале других организаций, в соответствии с Налоговым кодексом РФ не облагались налогами на прибыль, что сокращает налоговую базу в среднем на 9,5 млрд руб. в год (с. 125).
В 2012-2016 гг. особенностью деятельности базовых отечественных предприятий металлургии явилось существенное снижение их роли в наполнении бюджетов регионов присутствия. Причины создавшегося положения не только экономические. Основным фактором стали многочисленные изменения в налоговом законодательстве, позволившие корпорациям использовать различные способы оптимизации налогообложения.
Выведенная в 2011-2016 гг. из-под российского налогообложения (через офшорные трейдинговые компании) экспортная выручка предприятий металлургии и не исчисленный с нее налог
на прибыль оцениваются соответственно в 56 и 11 млрд. руб. Кроме того, под видом возмещения НДС металлургическим корпорациям, являющимся крупнейшими экспортерами, ежегодно компенсировалось из бюджета 40 млрд руб. (с. 124, 125). Еще одним мощным каналом вывода финансовых ресурсов с базовых предприятий служат дивидендные выплаты акционерам. Для минимизации налога на прибыль искусственно раздувались издержки в виде коммерческих, управленческих, процентных расходов. Выплаты вознаграждений топ-менеджерам корпораций превышали в десятки (ММК и НЛМК1) и сотни (Северсталь и Норникель2) раз среднюю заработную плату остальных работников - 51-74 тыс. руб. в месяц против 1,4-4 и 12-14 млн. руб. в месяц соответственно (с. 90). Рост управленческих издержек позволял ежегодно уменьшать прибыль для целей налогообложения на 3-30 млрд руб. За 2012-2016 гг. при падении и стагнации темпов роста реальных денежных доходов населения и налоговых платежей личные состояния собственников корпораций черной металлургии увеличились в два - три раза. Размер состояния владельцев ПАО «Северсталь» и ПАО «НЛМК» был эквивалентен пятнадцати годовым бюджетам Вологодской и Липецкой областей, владельца ПАО «ММК» - трем годовым бюджетам Челябинской области (с. 125, 126).
Закономерными итогами деятельности корпораций по оптимизации налогов стали несбалансированность и дотационность бюджетов регионов, бывших ранее самодостаточными (с. 126).
В целях восстановления нормальной системы воспроизводства в регионах и повышения сбалансированности региональных бюджетов авторы предлагают ряд конкретных мер по совершенствованию налогового регулирования крупного бизнеса со стороны федерального центра (с. 127-128). По их мнению, без достижения разумного баланса частных и общественных интересов невозмож-
1 ММК - Магнитогорский металлургический комбинат (Челябинская область); НЛМК - Новолипецкий металлургический комбинет (Липецкая область). -
Прим. реф.
2
В данном случае Череповецкий металлургический комбинат Публичного акционерного общества (ПАО) «Северсталь» (Вологодская область) и Заполярный филиал (Норникель) ПАО «Норильский никель» (Красноярский край). -Прим. реф.
но рационально использовать имеющиеся ресурсы и обеспечить опережающий экономический рост.
4. На протяжении всего постсоветского периода в России продолжал увеличиваться уровень социального неравенства. К 2015 г. по состоянию данной проблемы страна опустилась до уровня 1905 г. (с. 139). Социальная справедливость и преодоление социального неравенства (прежде всего в финансовой сфере) являются главной потребностью общества. Однако на данном этапе исторического развития реализация ключевых принципов социального государства пока не стала приоритетной целью государственной политики.
5. Общество вынужденно приспосабливается к тем условиям, которые созданы существующей системой государственного управления. Динамика психологического состояния и социальной активности россиян позволяет говорить о том, что политика «капитализма для избранных» не проходит для них бесследно. Конкретными негативными проявлениями стали:
- отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а также снижение жизненных планов на будущее;
- низкий уровень межличностного доверия и, как следствие, социального капитала;
- низкий уровень доверия основным государственным и общественным институтам (за исключением Президента), что в конечном итоге приводит к пассивному характеру общественно-политической и в целом социальной активности.
Авторы считают, что именно государственное управление, качество властвующих элит является той движущей силой, которая определяет вектор и степень достижимости ключевых принципов социального государства. Совершенно очевидно, что будущее социального государства в России останется под вопросом до тех пор, пока не произойдет качественной трансформации морально-ценностных основ управленческих элит и не будут сделаны реальные шаги по преодолению системы «олигархического капитализма».
М.А. Положихина