Научная статья на тему '2019. 02. 027. Моэ Д. От тринитарной теологии религии к тринитарной теологии религий: наводя мосты между "первой теологией" и "второй теологией". Moe D. from a Trinitarian theology of religion to a Trinitarian theology of religions: bridging "first theology" and "second theology" // the expository times. - L. , 2018. - p. 1-20'

2019. 02. 027. Моэ Д. От тринитарной теологии религии к тринитарной теологии религий: наводя мосты между "первой теологией" и "второй теологией". Moe D. from a Trinitarian theology of religion to a Trinitarian theology of religions: bridging "first theology" and "second theology" // the expository times. - L. , 2018. - p. 1-20 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСТВО / ТРОИЦА / ИСТИНА / ТРИНИТАРНОЕ БОГОСЛОВИЕ / ТЕОЛОГИЯ / ТЕОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ / ЦЕРКОВЬ / МИССИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 02. 027. Моэ Д. От тринитарной теологии религии к тринитарной теологии религий: наводя мосты между "первой теологией" и "второй теологией". Moe D. from a Trinitarian theology of religion to a Trinitarian theology of religions: bridging "first theology" and "second theology" // the expository times. - L. , 2018. - p. 1-20»

только мужчины. Также А. Карам указывает на риск «чрезмерного морализма», когда пропагандируемые религиозными лидерами нравственные установки могут, например, не соответствовать в полной мере или по-иному интерпретировать фундаментальный принцип универсальных прав человека. Также важно понимать, что повышение значения религиозных лидеров в международных отношениях или более широкое присутствие «религиозной риторики» в публичном пространстве не приводят автоматически к включению верующих людей в желаемые процессы развития и обеспечения справедливости. Еще одной проблемой является стремление ООН и иных светских институтов с одной стороны, и религиозных организаций - с другой, не концентрироваться на совместной работе, а «изменить друг друга» в соответствии со своими представлениями и ценностями (с. 373-376).

А. Карам заключает, что проблематика взаимодействия ООН с религиозными общинами в рамках реализации целей устойчивого развития является очень сложной, многоаспектной и постоянно меняющейся. Для успешной работы от всех участников требуется непрерывное обучение, корректировка форм деятельности, умение быть самокритичными (с. 376-377).

С.В. Мельник

2019.02.027. МОЭ Д. ОТ ТРИНИТАРНОЙ ТЕОЛОГИИ РЕЛИГИИ К ТРИНИТАРНОЙ ТЕОЛОГИИ РЕЛИГИЙ: НАВОДЯ МОСТЫ МЕЖДУ «ПЕРВОЙ ТЕОЛОГИЕЙ» И «ВТОРОЙ ТЕОЛОГИЕЙ». MOE D. From a Trinitarian theology of religion to a Trinitarian theology of religions: Bridging «first theology» and «second theology» // The expository times. - L., 2018. - P. 1-20.

Ключевые слова: христианство; Троица; истина; трини-тарное богословие; теология; теология религий; межрелигиозный диалог; Церковь; миссия.

В статье осмысливаются проблемы выработки позиции христианства к другим религий в контексте тринитарного богословия, т.е. учения о Боге-Троице («первая теология»), и вытекающих из этого представления понимания отношения Бога к миру, домостроительства спасения и миссии Церкви («вторая теология»). Учение о троичности Бога (Отце, Сыне и Святом Духе) имеет

фундаментальное значение для всего христианского богословия. Автор подробно анализирует взгляды К. Барта, который уделял особое внимание осмыслению тринитарного догмата и считал, что он определяет принципиальные отличия христианства от всех других религий (с. 1-4).

Некоторые современные западные богословы, называющие себя христианами, отказались от догмата о Троице, что повлияло на разрабатываемые ими концепции теологии религий, т. е. на представления о соотношении разных религий в контексте категорий истинности и спасительности. Так, Дж. Хик считал, что все религии представляют собой разные пути, направленные к познанию одной и той же невыразимой Высшей Реальности, и Иисус Христос является лишь одним из посредников, наряду с Кришной, Буддой и другими великими религиозными фигурами. Эту позицию развил П. Книттер, который видел уникальность Христа не в его особом онтологическом статусе как Единородного Сына Божьего, а как учителя этики. При этом миссия христианства, как и других религий, по мнению П. Книттера, заключается в распространении моральных ценностей, стремлении к всеобщему благу и построению на Земле Царства справедливости (с. 4-7).

Настаивая на необходимости для христианина веры в Бога-Троицу, автор предлагает свой подход к теологии религий на основании тринитарного богословия. По его мнению, методологически, одной из главных здесь должна стать богословская категория «перихорезис», указывающая на взаимопроникновение, «взаимное пребывание, взаимный танец, взаимную ротацию (mutual rotation) и взаимных охват» Лицами Троицы друг друга (с. 8-9). Триадоло-гический принцип перихорезиса позволяет рассматривать всех людей как равных по сущности, при этом считается, что каждый человек имеет непреходящую ценность как образ Божий. Единство людей по их человеческой природе («первая идентичность») сочетается с различиями в ипостасях - национальными, культурными, религиозными отличиями («вторая идентичность»). В рамках этого подхода различия воспринимаются не как проблема, которую требуется преодолеть, а как божественный дар. Событие Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на людей, которые при этом говорили на разных языках, свидетельствует об уникальности и разнообразии культур как о реализации творческого плана Бога,

который имеет основания в Его Тринитарной сущности. Ссылаясь на богословскую концепцию личности и общения современного православного богослова Иоанна Зизиуласа, автор указывает на особенность христианского понимания монотеизма не как индивидуализма, а как персонализма Троицы (с. 9-12).

Миссия Церкви, отношение христиан к последователям других религий, по мнению автора, должны определяться принципами «кенозиса» (греч. «опустошение»), т.е. самоумаления, самоотречения, отдачи себя другому, и гостеприимства (hospitality). Христиане должны с кенотической любовью пригласить других людей в мир своей веры, в котором они должны быть гостеприимными хозяевами (с. 12-14).

Исходя из изложенных тринитарных принципов, Д. Моэ на примере христианско-буддийских отношений выделяет и рассматривает три цели межрелигиозного диалога. Первая из них - это перевод евангельской вести на язык других культур, т.е. использование для изложения христианского учения терминов и символов других религий. Вторая цель заключается в готовности христиан учиться у последователей других религий для более полного и глубоко понимания своей собственной веры. Третьей целью является сотрудничество верующих разных религий для достижения культурных и социальных изменений во имя общего блага, избавления людей от различных форм страданий и угнетения (с. 14-18).

С.В. Мельник

2019.02.028. БЕТЮЛЬ А. КОМПАРАТИВНАЯ ТЕОЛОГИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД ПИСАНИЯМИ: МУСУЛЬМАНСКИЙ ПОДХОД К МЕЖРЕЛИГИОЗНОМУ ОБУЧЕНИЮ. BETUL A. Comparative theology and scriptural reasoning: A Muslim's approach to interreligious learning // Religions. - Basel, 2018. -Vol. 9, N 10. - P. 1-14.

Ключевые слова: межрелигиозный диалог; компаративная теология; Размышления над писаниями; обучение; христианство; ислам; иудаизм; сравнительное религиоведение; Библия; Коран.

Турецкий специалист А. Бетюль отмечает, что компаративная теология и Размышления над писаниями, рассмотрению которых посвящена данная статья, являются двумя «современными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.