Научная статья на тему '2019.02.016. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИ- АЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕУЛЕ. Social and solidarity economy for the sustainable development goals: Spotlight on the social economy in Seoul / UNRISD. – Geneva: UNRISD, 2018. – 141 p. – Mode of access: http://www.unrisd.org/802 56B3C005BCCF9/search/C271CADE934020E0C1258315004C7DDF? OpenDocument'

2019.02.016. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИ- АЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕУЛЕ. Social and solidarity economy for the sustainable development goals: Spotlight on the social economy in Seoul / UNRISD. – Geneva: UNRISD, 2018. – 141 p. – Mode of access: http://www.unrisd.org/802 56B3C005BCCF9/search/C271CADE934020E0C1258315004C7DDF? OpenDocument Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная и солидарная экономика / Южная Корея / Сеул / цели устойчивого развития
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.016. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИ- АЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕУЛЕ. Social and solidarity economy for the sustainable development goals: Spotlight on the social economy in Seoul / UNRISD. – Geneva: UNRISD, 2018. – 141 p. – Mode of access: http://www.unrisd.org/802 56B3C005BCCF9/search/C271CADE934020E0C1258315004C7DDF? OpenDocument»

https://www.tresor.economie.gouv.fr/Articles/2018/10/04/situation-economique-de-dubai

12. Situation économique et financière des Emirats arabes unis / Trésor. Service economique régional de Dubaï, Service economique d'Abu Dhabi. - Abu Dhabi, 2019. - 3 p. - Mode of access: https://www.tresor.economie.gouv.fr/PagesInternatio nales/Pages/7ec3f7a5-21bf-441a-b155-51b426655971/files/1e028064-0363-4f2b-aad4-b11d414da4cc

13. Tetart F. Émirats arabes unis. Dubaï, l'espace mondialisé par excellence? // Diploweb. - 2018. - 27.05. - Mode of access: https://www.diploweb.com/Emirats-arabes-unis-Dubai-l-espace-mondialise-par-excellence.html

2019.02.016. СОЦИАЛЬНАЯ И СОЛИДАРНАЯ ЭКОНОМИКА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СЕУЛЕ.

Social and solidarity economy for the sustainable development goals: Spotlight on the social economy in Seoul / UNRISD. - Geneva: UNRISD, 2018. - 141 p. - Mode of access: http://www.unrisd.org/802 56B3C005BCCF9/search/C271CADE934020E0C1258315004C7DDF? OpenDocument

Ключевые слова: социальная и солидарная экономика; Южная Корея; Сеул; цели устойчивого развития.

В докладе анализируется вклад организаций и предприятий солидарной и социальной экономики (ОПССЭ) в достижение целей устойчивого развития (ЦУР) на примере столицы Южной Кореи -Сеула.

Часть ОПССЭ возникли на основе социальной активности населения и низовых инициатив гражданского общества, в основном связанных с продвижением антиколониальных и антиавторитарных политических идеалов и практик. Колониальные, а затем корейские власти реагировали на возникающие ОПССЭ по-разному: к одним применяли репрессивные меры, другие поддерживали, чтобы контролировать их деятельность. В результате ОПССЭ превратились в «фальсифицированные» формы кооперативных организаций, в которых отсутствовало демократическое самоуправление.

В конце 1950-х годов статус корейских ОПССЭ был закреплен законодательно. Правительство получило право надзора и регулирования деятельности кооперативов, осуществляющих коммерческую деятельность, что позволило властям установить достаточно высо-

кий уровень необходимого для регистрации предприятия капитала. В отношении предприятий, целью которых является поддержка своих участников (self-reliance enterprises, SRE, - потребительские кооперативы, социальные предприятия, в том числе коммерческие, имеющие социальную миссию, социальные кооперативы), с конца 1990-х годов проводится политика поддержки, в том числе финансовой, а также продвижения их практик. В 2016 г. вклад ОПССЭ в корейский ВВП составил 3,6%, при этом в них работали 0,82% от всех занятых.

После азиатского финансового кризиса ОПССЭ в Корее стали значимым инструментом реализации мер по предотвращению бедности и безработицы. Сектор социальной и солидарной экономики (ССЭ) продолжил расти, в частности в Сеуле, где его развитию способствуют децентрализированное регулирование, благоприятные фискальные условия, поддержка мэра, а также корейского правительства и местных органов власти. Меры государственной политики в сфере ССЭ включают поддержку, в том числе финансовую, в создании каналов сбыта и разработки систем управления ОПССЭ для их продвижения на уровне городских районов. В результате с 2011 по 2016 г. в Сеуле количество социальных предприятий увеличилось со 142 до 286, а их оборот вырос на 51,7% (до 947 млн долл. в год); число кооперативов - с 16 до 2701, их оборот вырос на 22,3% (до 409 млн долл. в год).

В 2017 г. мэр Сеула, будучи сторонником «зеленого» развития города, сформулировал локальные цели устойчивого развития для города (ЦУР-С) на основе ЦУР ООН1. Целевые показатели в рамках проекта ЦУР-С нашли свое отражение в программах, реализуемых правительством Сеула, которые в первую очередь касаются проблемы неравенства, создания новых рабочих мест, бедности, защиты окружающей среды.

В результате анализа деятельности 249 ОПССЭ в Сеуле эксперты Научно-исследовательского института социального развития ООН (UNRISD) пришли к выводу, что эти организации имеют значительный потенциал и могут внести заметный вклад в достижение таких ЦУР-С, как сокращение неравенства, бедности, развитие

1 Seoul city announces its plan to achieve the 2030 sustainable development goals. - Mode of access: http://localizingthesdgs.org/story/view/199

инклюзии, устойчивое развитие города, устойчивое экономическое развитие, достойная работа, качественное образование и образование на протяжении всей жизни, устойчивое (ответственное) потребление и производство, улучшение здоровья и благосостояния граждан, развитие инфраструктуры и производства.

Социальный вклад ССЭ в Сеуле наиболее ярко проявляется в деятельности 8КЕ, число и значение которых в экономике города растет. Члены являются главным образом выходцами из бедных слоев населения и наиболее уязвимых социальных групп. Эти предприятия вносят вклад в создание рабочих мест для женщин, давая им возможность вовлечения в оплачиваемую занятость. Доля женщин -участниц составляет 65% от занятых на таких предприятиях.

Предприятия ССЭ, особенно кооперативы, активно поддерживают и участвуют в инициативах городского правительства в сфере охраны окружающей среды, в первую очередь касающихся использования альтернативных источников энергии, соответствующих ЦУР. Деятельность ряда кооперативов Сеула связана с оснащением домохозяйств города солнечными батареями, и, по оценкам экспертов, они могут обеспечить такими батареями 12% домохозяйств города, планирующих использовать возобновляемые источники энергии.

Анализируя политическую сферу, специалисты ЦКИКБ отмечают рост роли организаций ССЭ в расширении пространства политического диалога, организации семинаров, форумов, конференций, посвященных политической специфике. Исследование показало, что ССЭ Сеула способствует развитию партисипативных демократических практик, а также созданию более равноправной и инклюзивной среды непосредственно на рабочем месте. Кроме того, отмечается положительное влияние ССЭ на рост солидарности в обществе, в частности ССЭ способствует более толерантному восприятию обществом многонациональных семей, иностранных рабочих.

История развития ОПССЭ в Корее, в частности в Сеуле, демонстрирует возможности синергии между ССЭ и государством в сфере реализации социальной политики. Такие факторы, как приверженность ОПССЭ принципам демократии и экономической инклюзии, способствуют тому, что корейские организации ССЭ стали ключевыми партнерами властей в сфере социального развития.

О.Н. Пряжникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.