Научная статья на тему '2019.02.013. СТОРРИ Т. ГРАЖДАНСТВО И РЕЛИГИЯ: БРИТАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. STORRIE T. CITOYENNETé ET RELIGION: UNE PERSPECTIVE BRITANNIQUE // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - VOL. 47, N 1. - P. 89-104'

2019.02.013. СТОРРИ Т. ГРАЖДАНСТВО И РЕЛИГИЯ: БРИТАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. STORRIE T. CITOYENNETé ET RELIGION: UNE PERSPECTIVE BRITANNIQUE // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - VOL. 47, N 1. - P. 89-104 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / РЕЛИГИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ушкова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.013. СТОРРИ Т. ГРАЖДАНСТВО И РЕЛИГИЯ: БРИТАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. STORRIE T. CITOYENNETé ET RELIGION: UNE PERSPECTIVE BRITANNIQUE // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - VOL. 47, N 1. - P. 89-104»

знания об обществе, тогда как задача эксперта - давать экспертизу, т.е. оценку. Тема экспертизы, «... поднимает вопрос об общественной полезности социальных наук. До какой степени надо соглашаться быть "полезным", отвечать потребностям общества, которое нуждается в понимании и в практических советах», размышляет автор статьи [с. 86]. Вопрос об общественной полезности социологии, по словам Мишона, один из самых непростых для этой дисциплины. Э. Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда»1 писал о том, что социальные исследования не должны носить умозрительный характер, и разделение социологических проблем на теоретические и практические призвано лишь облегчить решение последних. Деятельность представителей Чикагской школы также была направлена на трансформацию общества. Среди исследователей, высказывавшихся в подобном ключе, автор называет Дж.Г. Мида, Б.К. Малиновского, Э.Э. Эванса-Притчарда, французских социологов В. де Голежака, Ф. Дюбе, П. Бурдьё. Однако, по мнению автора, современный академический мир опасается влияния общества на науку, а нынешняя французская университетская наука не горит желанием активно участвовать в жизни общества. Согласиться стать экспертом означает выйти на общественную арену, покинув «башню из слоновой кости», т.е. оставить «зону комфорта» ради гражданского долга.

Сегодня социологическое исследование религий является одним из табу для французского общества, с сожалением констатирует Б. Мишон. Однако, продолжает он, «игнорирование религиозного фактора не позволит понять причин, по которым молодые французы предпочитают ехать в Сирию и убивать других людей» [с. 87].

Е.Л. Ушкова

2019.02.013. СТОРРИ Т. ГРАЖДАНСТВО И РЕЛИГИЯ: БРИТАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

STORRIE T. Citoyenneté et religion: Une perspective britannique // Pensée plurielle. - Bruxelles, 2018. - Vol. 47, N 1. - P. 89-104.

1 Durkheim É. De la division du travail social: Étude sur l'organisation des sociétés supérieures. - P.: Alcan, 1893.

Ключевые слова: гражданство; религия; гражданское общество; гражданские права.

Стремясь охватить грани взаимодействия гражданства и религии, их эволюцию в Великобритании, Том Сторри (доцент Университета Аль-Наджах, г. Наблус, Палестина) опирается на собственный опыт, а также отталкивается от этапных исторических и культурных событий с 30-х годов ХХ в.

Он выделяет две фазы. Вначале - прогрессивное движение от традиционного иерархического общества, следующего религиозным правилам, к появлению гражданских прав и формированию современного общественного сознания; затем в результате миграционных процессов подъем радикальных религиозных проявлений и угроз со стороны ислама.

Автор описывает, как распространение идей социализма, трудовых прав, равенства мужчин и женщин нашли выражение в социальных движениях и привели к зарождению гражданских прав в Великобритании. Параллельно в обществе, особенно после Второй мировой войны, ослабевала религиозная гегемония христианства. Толчок развитию гражданского общества в Великобритании дало принятие ООН Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. Одновременно с крушением британской колониальной системы начался массовый приток мигрантов в страну, что вызвало усиление националистических настроений. Последнее подтолкнуло общество к принятию ряда законодательных актов, уравнивающих ущемленные в правах группы населения: в 1965 г. - первого антирасистского закона (Race Relations Act), в 1976 г. - второго закона, восстанавливающего в правах этнические меньшинства, в 1975 г. -Закона о половой дискриминации (Sex Discrimination Act), утверждающего равенство прав женщин, в 1995 г. - Закона о дискриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2006 г. Equality Act объединил три комиссии, осуществлявшие надзор за действием вышеуказанных законов, в одну - Комиссию по вопросам равенства и прав человека (The Equality and Human Rights Commission), отвечающую за отсутствие дискриминации по признакам расы, пола, инвалидности, религии и веры, сексуальной ориентации и возраста. Эти декреты внесли значительный вклад в восстановление ущемленных прав тех или иных групп населения. В сегодняшнем британском обществе, подчеркивает Сторри, про-

изошли существенные прогрессивные изменения в поведении людей и социальных институтов, что послужило препятствием для дискриминационных действий в гендерной, этнической областях и в отношении инвалидов.

Важным фактором трансформации современного гражданского сознания автор статьи считает ослабление позиции модели национального государства под действием двух сил: укрепление прав индивида и усиления надгосударственных структур, в частности ЕС. Передача части функций национального государства ЕС показала, что национальная идентичность не является более эксклюзивной и приоритетной, а будущее за мультикультурной идентичностью. Таким образом, по мере отступления от доминировавших ранее идеалов гомогенности нации новое мультиэтническое общество призвано формироваться не по принципу принадлежности к той или иной нации, а строить отношения на принципах до-говороспособности и мирного сосуществования.

Мультикультурное разнообразие - отличительная черта сегодняшней Европы. Новое европейское сознание становится все более восприимчивым к этому разнообразию, расценивая его как преимущество, считает британский социолог. Но как грамотно использовать это разнообразие? В качестве примера эффективного выстраивания межкультурных отношений автор называет Франко-германское бюро по делам молодежи (Office franco-allemand pour la jeunesse - OFAj) - организацию, действующую с 1963 г. и призванную способствовать взаимопониманию между молодежью двух стран.

Массовый отход от христианства становится заметным в Великобритании после Второй мировой войны и продолжается, как показывает статистика, до настоящего времени. Так, по данным переписей населения, с 2001 по 2011 г. доля населения страны, исповедующая христианство, сократилась с 72 до 59%, при этом количество тех, кто не связывает себя ни с каким религиозным культом, возросло с 15 до 25% населения [с. 96]. Тенденция к секуляризации, по мнению автора, не несет угрозы для церкви и верующих. Однако для урегулирования сложных моментов в отношениях между людьми, особенно в современном мире, напоминающем «глобальную деревню», наиболее адекватными ему видятся не христианские ценности, а золотое правило нравственности.

Начало второму этапу в развитии взаимоотношений гражданского общества и религии положило дело Салмана Рушди, которое автор статьи считает символом столкновения современного общества и теократии. За публикацией романа Рушди «Сатанинские стихи» в 1989 г. последовало провозглашение аятоллой Хо-мейни фетвы (религиозного эдикта), призывающей уничтожить автора. Традиционно действие фетвы распространяется лишь на мусульманские страны, в данном же случае сфера ее юрисдикцик-ции охватила весь мир, изменив тем самым географию ислама. Это событие поставило вопрос о природе ислама, его отношениях с западным обществом, возможностях мультикультурализма, границах толерантности в либеральном обществе. По мнению К. Малика, «дело Рушди вызвало к жизни новый тип социального конфликта: ярость мусульман была вызвана не фактами преследования или дискриминации, а тем, что слова Рушди стали оскорблением и покушением на самые глубокие чувства верующих»1 [цит. по: с. 100]. От фетвы аятоллы Хомейни произошел переход к джихаду против Запада, что нашло отражение в многочисленных терактах. По сути, по мнению автора статьи, мы наблюдаем борьбу за доминирование в мире между демократией и ультратрадиционным халифатом.

Что значит быть гражданином в современном мире и какими нормами, теократическими или светскими, должны регулироваться личные и социальные отношения, задается вопросом исследователь. Ратуя за светский вариант, Сторри призывает избегать антагонизма между религиозной и нерелигиозной перспективами. По его мнению, светские законы основываются на умении договариваться и должны быть нейтральными по отношению к любой из религий, тогда как теократия отдает предпочтение какому-то одному вероучению, что противоречит духу равенства.

Поскольку действующая власть всегда имеет тенденцию к самоукреплению, гражданам надлежит противодействовать стремлению государства контролировать все сферы жизни, полагает автор. «Умное» гражданское сопротивление должно заключаться в открытых обсуждениях острых социальных проблем, диалогах с властью, а в случае необходимости - манифестациях. Подобное

1 Malik K. From fatwa to jihad: The Rushdie affair and its legacy. - L.: Atlantic books, 2009.

поведение жителей страны составляет основу гражданского общества, и наилучшим образом оно может осуществляться в рамках ассоциаций, т.е. на уровне промежуточных институций между государственными инстанциями и сферой частной жизни. Автор убежден, что «государство нуждается в своем гражданском обществе, являющемся местом демократического обновления» [с. 101]. И в этом плане «деятельность ассоциаций может стать "народными университетами" в деле обучения гражданству» [там же]. Главным навыком, приобретенным таким образом, становится умение сотрудничать, несмотря на столкновение интересов.

Т. Сторри сомневается в результативности тактики избегания чувствительных тем, в том числе религиозных. Гражданская мудрость, на его взгляд, состоит не в замалчивании больных вопросов, а наоборот, в преодолении всеобщего «заговора молчания» относительно таких тем.

Е.Л. Ушкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.