Научная статья на тему '2019.02.011. МИШОН Б. СВЕТСКОСТЬ И ДЕМОКРАТИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ СОВЕСТИ И ЭМАНСИПАЦИЕЙ. MICHON B. LAïCITé (S) ET DéMOCRATIE: ENTRE LIBERTé DE CONSCIENCE ET éMANCIPATION // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - N 1. - P. 105-125'

2019.02.011. МИШОН Б. СВЕТСКОСТЬ И ДЕМОКРАТИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ СОВЕСТИ И ЭМАНСИПАЦИЕЙ. MICHON B. LAïCITé (S) ET DéMOCRATIE: ENTRE LIBERTé DE CONSCIENCE ET éMANCIPATION // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - N 1. - P. 105-125 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / СВОБОДА СОВЕСТИ / ПОДРОСТКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.011. МИШОН Б. СВЕТСКОСТЬ И ДЕМОКРАТИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ СОВЕСТИ И ЭМАНСИПАЦИЕЙ. MICHON B. LAïCITé (S) ET DéMOCRATIE: ENTRE LIBERTé DE CONSCIENCE ET éMANCIPATION // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - N 1. - P. 105-125»

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

2019.02.011. МИШОН Б. СВЕТСКОСТЬ И ДЕМОКРАТИЯ: МЕЖДУ СВОБОДОЙ СОВЕСТИ И ЭМАНСИПАЦИЕЙ. MICHON B. Laïcité (s) et démocratie: Entre liberté de conscience et émancipation // Pensée plurielle. - Bruxelles, 2018. - N 1. - P. 105125.

Ключевые слова: светскость; демократия; религия; ислам; свобода совести; подростки.

Брюно Мишон (д-р социологии, научный сотрудник Высшей школы воспитательной и социальной работы, г. Страсбург, Франция) рассматривает понятие «светскость» как в исторической перспективе, так и с точки зрения его возможных конфигураций в различных национальных контекстах. Автор приходит к выводу о неготовности современного светского общества адекватно реагировать на распространение ислама в европейских странах. Помимо этого он анализирует представления о светскости французских и немецких подростков.

Задаваясь вопросом о светскости в сегодняшних странах Запада, автор пытается оценить способность современной демократии воспринимать инаковость. Актуальность данной темы связана с постоянным ростом некоренного населения европейских стран (в частности, в результате миграционного кризиса), трудностями, вызванными проблемами интеграции мигрантов и их потомков и сосуществованием социальных групп с различными политическими и культурными традициями. К тому же, начиная с 2015 г., в странах ЕС участились случаи терактов и увеличились потоки беженцев-мусульман, что спровоцировало «моральную панику» в обществе. Таким образом, отмечает автор, «ислам делает проблематичным хрупкое демократическое равновесие, найденное религиями и европейскими государствами в современную эпоху» [с. 108].

Для подрастающего поколения европейцев, в отличие от старших поколений, религиозное разнообразие составляет повседневную обыденность. В связи с этим автор задается вопросом, ведет ли это к гомогенизации представлений подростков о том, какими должны быть отношения государства с религиями, в частности с исламом.

Мишон прослеживает ключевые этапы зарождения и утверждения во Франции такого социального явления, как светскость. По его словам, светскость воспринимается как уникальная особенность французского национального духа. Жан Боберо, специалист по социологии религии и основоположник социологии светскости, выделял три этапа в истории французской светскости1.

На первом этапе (1789-1806) - в результате Французской революции - сферы права, медицины, образования приобретают автономию, в том числе по отношению к религии, возникают нерелигиозные социальные нормы поведения; после заключения Конкордата (1801) Наполеона с папой Пием VII провозглашены главенство католицизма и свобода вероисповедания для приверженцев протестантизма и иудаизма. На втором этапе (1879-1905) государственное школьное образование становится светским; «война двух Франций», католической и республиканской, завершается принятием закона об отделении церкви от государства (1905), государство тем самым берет на себя защиту свободы совести граждан. Третий этап (1968-1989) характеризует мирное сосуществование религий и государства. Однако третий этап завершился с первым делом «о мусульманском платке» (1989), и, как считает автор статьи, французская модель светскости, в том виде, как она сложилась во Франции, не выдержала столкновения с исламом. Сегодня большинство французских политиков едины в своем желании запретить проявления ислама в общественном пространстве. Подобная трансформация французской светскости заставляет, по мнению автора, задуматься о наличии демократии в стране.

Как и политическая история государства, замечает Мишон, светскость во Франции эволюционировала от республиканского «полюса» к демократическому. Если во время революции она зародилась в русле республиканских принципов, когда нация представ-

1 Baubérot J. Laïcité, 1905-2005, entre passion et raison. - P.: Seuil, 2004.

лялась чем-то единым и неделимым, то в недавней истории страны проявилась потребность в признании обществом разного рода меньшинств (религиозных, культурных, сексуальных и пр.), т.е. произошел поворот «к демократии».

Автор обращает внимание, что «классическая французская модель интеграции основывается на универсальных политических ценностях и национальной культуре. Республика воспринимается как "мать-защитница", в лоне которой растворяется любое отличие» [с. 111]. И эта модель с ее главенством общего над частными различиями сегодня потерпела поражение. Например, от французских мусульман требуют, чтобы формы проявления их культуры соответствовали «нормальной» (прежде всего - католической) практике.

Автор статьи подчеркивает важность четкого различения понятий светскости (laïcité) и секуляризации (secularisation). Светскость он определяет как «политический процесс отделения государства от религиозных институтов, а секуляризацию - как социокультурный процесс освобождения гражданского общества от этих институтов» [с. 112]. Мишон выделяет две цели светскости в качестве политического феномена: 1) обеспечивать равенство граждан независимо от их убеждений; 2) обеспечивать реализацию их свободы совести. Он предлагает различать следующие средства, необходимые для достижения этих целей: отделение религиозных институтов от государства и нейтралитет государства по отношению к этим институтам. Соответственно, эти четыре элемента при комбинировании создают возможность различных конфигураций и позволяют применить концепт светскости к анализу ситуации в любом государстве. Исследователи Ж. Боберо и М. Мило определяют политику Германии в этой области как «светскость, нацеленную на сотрудничество», а Франции - как «светскость, основанную на отделении»1 [цит. по: с. 112]. Обе страны совпадают в целях светскости, но значительно различаются по методам. С точки зрения вышеуказанных полюсов, республиканский полюс категорически требует свободы граждан от любой идеологии, в том числе религиозной. Для демократического полюса главным является отсутствие дискриминации граждан.

1 Baubérot J., Milot M. Laïcités sans frontières. - P. : Seuil, 2011.

Мишон анализирует, как различные национальные подходы к определению светскости влияют на представления подростков о демократии. Проведенное им исследование выполнялось в традициях качественной методологии с применением проективных методик. В 2008-2009 гг. во Франции и Германии участниками исследования стали 207 учащихся коллежей 14-15 лет, проживающих в городской и сельской местности и представляющих различные социальные страты. Информанты принимали участие в фокус-группах, состоящих из шести человек. В данной статье автор опирается в основном на результаты, полученные с помощью «метода сценариев», первоначально разработанного Жаном Пиаже для клинической психологии и впоследствии адаптированного к социологическому интервью1. Игровая природа этого метода позволяет активировать заданные социологом сценарии в облегченном формате: участникам предлагается действовать «как если бы...». Предложение подросткам поставить себя в воображаемую ситуацию активизирует их способность размышлять и действовать, снимая при этом страх за возможную неудачу.

Ученикам были предложены следующие сценарии.

1. «Представь себя главным редактором газеты, которому художник принес для публикации карикатуру на Мухаммеда. Согласишься ли ты? Почему?»

2 а. (Для Франции.) «Девочка из твоего класса пришла в школу в мусульманском платке, и за это ее отстранили от занятий в школе. Как ты к этому отнесешься? Как поступишь?»

2 б. (Для Германии.) «Одна из твоих учительниц-мусульманок носит мусульманский платок в классе, ее отстраняют от работы. Как ты к этому отнесешься? Как поступишь?»

Выбор исламской тематики для интервью французский социолог объясняет тем, что отношение к религиозным меньшинствам, и особенно к исламу, является значимым индикатором функционирования демократии в стране. Мусульманский платок как злободневная тема общественной полемики дает доступ к представлениям подростка о демократии и светскости.

1 См.: Barter Renold E. The use of vignettes in qualitative research // Social research update. - Guildford, 1999. - N 25. - P. 1-7.

Автор статьи задается следующими вопросами. В какой степени национальные традиции светскости влияют на подрастающее поколение? Делает ли религиозный плюрализм, характерный для европейских стран, схожими представления о светскости во Франции и Германии? Что такое светскость в глазах юных мусульман? [с. 114].

Автор статьи напоминает, что во Франции с момента первого случая появления в государственной школе девушек-мусульманок в головном уборе до 2004 г. этот вопрос был оставлен на усмотрение директора учебного заведения. Затем был принят закон о запрете в государственных средних учебных заведениях ношения учениками знаков или одежды, явно указывающих на религиозную принадлежность. По словам Мишона, французское общественное мнение воспринимает платок прежде всего как символ угнетения женщины, тогда как задача системы народного образования -«просвещать» подрастающее поколение. В такой позиции автор усматривает яркое проявление республиканского подхода.

В Германии «вопрос хиджаба» затронул не учеников, а учителей. В 1997 г. руководство отстранило от преподавания школьную учительницу родом из Афганистана, приходившую на работу в этом предмете одежды. Это было аргументировано тем, что в ее случае платок является выражением «культурной демаркации» [с. 115]. С тех пор девять федеральных земель Германии запретили ношение платка школьным преподавателям. В ходе общественной и юридической дискуссии предпринимались попытки прояснить, является ли мусульманский платок религиозным и / или политическим символом. Во Франции политические элиты и общественное мнение были единодушны по вопросу ношения хиджаба, тогда как в Германии они оказались расколоты: политический класс выступал преимущественно за запрет, а значительная часть гражданского общества - против.

Эти различия нашли отражение и в представлениях французских и немецких подростков. Так, большинство французских подростков-немусульман не приветствуют ношения платка в школе. В то же время их немецким сверстникам это не кажется проблемой. Автор статьи предположил, что немецкие ученики либо лукавят, либо находятся под влиянием национальной традиции светскости. Французские подростки убеждены: государство обязано ограждать

граждан от навязываемой национальными меньшинствами идентичности. Среди немецких подростков скорее преобладает противоположная позиция: по их мнению, государство должно обеспечить гражданину свободу самовыражения, если только это не вредит другим. Звучало и третье, немногочисленное, мнение -«культурная» версия светскости. В соответствии с ним, во Франции и Германии христианство приоритетнее ислама в силу сложившихся культурных и религиозных традиций данных регионов. В этом случае светскости отводится функция «инструмента защиты культурной гомогенности Франции и Германии» [с. 119].

Что касается высказываний о светскости мусульманских подростков, то автор статьи отмечает, что существенная часть информантов, разделяя принципы свободы совести и вероисповедания, демонстрируют критическое отношение к государственной политике светскости, которую они воспринимают как антимусульманскую. Беспокоит их и то, что в школе «вопрос хиджаба» игнорируется. Такой подход, по их мнению, показывает «расизм» государственной системы образования.

В целом, делает вывод автор, проведенный анализ высказываний не показывает фундаментальных различий в позициях мусульманских и немусульманских подростков Франции и Германии. Незначительное число юных мусульман придерживается так называемой теологической точки зрения. Применительно к ситуации с ношением хиджаба она звучит следующим образом: допустимо носить его добровольно, а не по принуждению; в свою очередь, государство должно уважать нормы различных религиозных конфессий, не ущемляя ничьих прав.

Таким образом, автором статьи были выделены четыре типа представлений о светскости среди подростков Франции и Германии.

1. Ориентация на свободу совести. Убежденность в том, что государство должно гарантировать всем свободу вероисповедания. Преобладает в Германии и среди мусульман.

2. Установка на эмансипацию. Представление о необходимости обеспечить всем возможность свободного развития без религиозных, этнических, региональных помех, в русле универсалистского понимания гражданства. Распространена среди французских подростков.

3. Культурный подход, согласно которому важно защитить традиционную национальную идентичность от того, что воспринимается как чуждое ей. Свойствен, как правило, христианам, проживающим в сельской местности, мало сталкивающимся с представителями других конфессий.

4. Теологический подход, который определяет правила светскости, исходя из религиозного долга и обязательств. Популярен у мусульманских подростков [с. 122].

Е.Л. Ушкова

2019.02.012. МИШОН Б. ФРАНЦИЯ И РЕЛИГИЯ: КАК МОЖНО БЫТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ?

MICHON B. La France et la religion: Comment peut-on être musulman? // Pensée plurielle. - Bruxelles, 2018. - Vol. 47, N 1. - P. 77-88.

Ключевые слова: религия; светскость; ислам; гражданство.

Отталкиваясь от своего личного и профессионального опыта, доктор социологии, научный сотрудник Высшей школы воспитательной и социальной работы Брюно Мишон (г. Страсбург, Франция) размышляет об отношении к исламу во Франции, а также о роли социолога и эксперта в современном обществе. Он задается вопросом, почему мусульмане во Франции, известной своими демократическими традициями, продолжают восприниматься как нечто неорганичное, обращающее на себя внимание? Особенно, если учесть, что ислам предположительно является на сегодня второй по числу приверженцев религией в стране1.

Личный опыт (католическое воспитание в преимущественно светском обществе) заставил Мишона задуматься о месте религиозной инаковости в современном французском обществе. Его озаботила тема утраты подрастающим поколением французов религиозной культуры, что, в терминологии Р. Дебре, является проявлением

1 Официальная французская статистика не предоставляет точных данных о религиозной и этнической принадлежности граждан, так как вопросы об этом не включаются в анкеты. Однако то, что это вторая религия в стране и что французское мусульманское население в 2010 г. составляло 7%, подтверждают данные исследования Pew Research Center (2015). См.: The future of world religions: Population growth projections, 2010-2050. - Wash., 2015. - Apr. 2. - Mode of access: http:// www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ [Accessed: 14.03.2019.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.