Научная статья на тему '2019.02.012. МИШОН Б. ФРАНЦИЯ И РЕЛИГИЯ: КАК МОЖНО БЫТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ? MICHON B. LA FRANCE ET LA RELIGION: COMMENT PEUT-ON êTRE MUSULMAN? // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - VOL. 47, N 1. - P. 77-88'

2019.02.012. МИШОН Б. ФРАНЦИЯ И РЕЛИГИЯ: КАК МОЖНО БЫТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ? MICHON B. LA FRANCE ET LA RELIGION: COMMENT PEUT-ON êTRE MUSULMAN? // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - VOL. 47, N 1. - P. 77-88 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / СВЕТСКОСТЬ / ИСЛАМ / ГРАЖДАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.02.012. МИШОН Б. ФРАНЦИЯ И РЕЛИГИЯ: КАК МОЖНО БЫТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ? MICHON B. LA FRANCE ET LA RELIGION: COMMENT PEUT-ON êTRE MUSULMAN? // PENSéE PLURIELLE. - BRUXELLES, 2018. - VOL. 47, N 1. - P. 77-88»

3. Культурный подход, согласно которому важно защитить традиционную национальную идентичность от того, что воспринимается как чуждое ей. Свойствен, как правило, христианам, проживающим в сельской местности, мало сталкивающимся с представителями других конфессий.

4. Теологический подход, который определяет правила светскости, исходя из религиозного долга и обязательств. Популярен у мусульманских подростков [с. 122].

Е.Л. Ушкова

2019.02.012. МИШОН Б. ФРАНЦИЯ И РЕЛИГИЯ: КАК МОЖНО БЫТЬ МУСУЛЬМАНИНОМ?

MICHON B. La France et la religion: Comment peut-on être musulman? // Pensée plurielle. - Bruxelles, 2018. - Vol. 47, N 1. - P. 77-88.

Ключевые слова: религия; светскость; ислам; гражданство.

Отталкиваясь от своего личного и профессионального опыта, доктор социологии, научный сотрудник Высшей школы воспитательной и социальной работы Брюно Мишон (г. Страсбург, Франция) размышляет об отношении к исламу во Франции, а также о роли социолога и эксперта в современном обществе. Он задается вопросом, почему мусульмане во Франции, известной своими демократическими традициями, продолжают восприниматься как нечто неорганичное, обращающее на себя внимание? Особенно, если учесть, что ислам предположительно является на сегодня второй по числу приверженцев религией в стране1.

Личный опыт (католическое воспитание в преимущественно светском обществе) заставил Мишона задуматься о месте религиозной инаковости в современном французском обществе. Его озаботила тема утраты подрастающим поколением французов религиозной культуры, что, в терминологии Р. Дебре, является проявлением

1 Официальная французская статистика не предоставляет точных данных о религиозной и этнической принадлежности граждан, так как вопросы об этом не включаются в анкеты. Однако то, что это вторая религия в стране и что французское мусульманское население в 2010 г. составляло 7%, подтверждают данные исследования Pew Research Center (2015). См.: The future of world religions: Population growth projections, 2010-2050. - Wash., 2015. - Apr. 2. - Mode of access: http:// www.pewforum.org/2015/04/02/religious-projections-2010-2050/ [Accessed: 14.03.2019.]

«некомпетентной светскости» (laïcité d'incompétence)1. Вопросы, задаваемые им французским и немецким школьникам, подтвердили наличие лакун в их представлениях об основных религиях. Это подтолкнуло автора статьи на разработку учебной программы для подростков по социологии религии, основанную на нескольких принципах: изучение истории любой религии не должно быть оторвано от современных реалий; преподавание истории религий должно допускать критический подход, в рамках которого используются источники, относящиеся не только к этой религии; изучение должно включать знакомство с контекстуальным фоном, сложившимся вокруг того или иного религиозного учения. Программа должна включать три этапа: ознакомление с основными понятиями социологии религии; посещение трех мест отправления культа; обсуждение и анализ полученного опыта. До массовых терактов автор полагал, что таким образом в рамках французской системы светскости возможно изменить отношение к исламу.

Результатом этого проекта стало создание в 2011 г. (просуществовала до 2015 г.) ассоциации Educ-Rel (Ознакомление с религией), выступающей «за понимающую светскость» (laïcité d'intelligence) и «против некомпетентной светскости». Действуя в мультикультурном и полирелигиозном обществе, Educ-Rel ставила своей целью способствовать развитию лучшего понимания религиозной инаковости и уважительному сосуществованию различных верований, что может помочь сделать общество более толерантным [с. 82]. Лекторы Ассоциации при общении с юными французами использовали игровой подход, отталкиваясь от антропологического понимания «религиозного» (как стремления увидеть религию другого его глазами), избегая конфессионализации (солипсизма верующего по принципу «Я верую, значит, я прав») и патримониали-зации (восприятия религии как исторического памятника и игнорирования живого опыта адептов). Конечная цель - научить подростков приятию религиозного многообразия в мультикультур-ном социуме.

Автор статьи выделяет три подхода к понятию «светскость», характерные для массового сознания французов.

1 Debray R. L'enseignement du fait religieux dans l'école laïque: Rapport au ministre de l'Éducation nationale. - P.: Odile Jacob, 2002.

1. «Католическая светскость» (сМко-ШсШ)1 - сциентистский подход с непоколебимой верой в «троицу»: Разум-Наука-Прогресс. Его сторонники видят в католицизме своего традиционного противника и воспринимают ислам как нечто, находящееся за рамками нормы.

2. «Некомпетентная светскость» - позиция, характеризующаяся нежеланием принимать во внимание религиозный фактор. Разделяющие этот подход считают, что сегодня традиционная религия (католицизм) в незначительной степени участвует в формировании национальной французской идентичности. Они вслед за позитивистами убеждены, что религия как социальный феномен обречена на исчезновение и поэтому не заслуживает серьезного отношения со стороны ключевых акторов системы национального образования (преподавателей, воспитателей, работников социально-культурных центров).

3. «Светский феминизм» делает акцент на сугубо «женских» вопросах, типа ношения хиджаба. Впрочем, если для старших поколений французов («поколения 1968 г.») покрытие головы воспринимается как один из способов закабаления женщин, то молодежь, как правило, относится к этой теме спокойнее и не видит прямой связи между ношением платка и отсутствием стремления мусульманских женщин к свободе.

Эти три понимания светскости, существующие в современной Франции, Мишон считает препятствием на пути к нормальной, мирной интеграции ислама в образовательный процесс французского общества.

Трагедия в редакции журнала «Шарли Эбдо» в 2015 г. и последовавшие за ней теракты лишили интеллектуалов возможности сохранять нейтралитет, оставаясь «обычными» социологами религии или преподавателями истории религий: со стороны СМИ, власти, общества появилась потребность в экспертизе проблемы радикализации ислама. Отныне от ученых стали ожидать прогнозирования рисков, связанных с исламом.

В этот момент перед Мишоном встал вопрос: совместимы ли профессии социолога и эксперта? Задача социолога - создавать

1 Термин введен Эдгаром Мореном: Morin E. Le trou noir de la laïcité // Le Débat. - P., 1990. - Vol. 58, N 1. - P. 35-38.

знания об обществе, тогда как задача эксперта - давать экспертизу, т.е. оценку. Тема экспертизы, «... поднимает вопрос об общественной полезности социальных наук. До какой степени надо соглашаться быть "полезным", отвечать потребностям общества, которое нуждается в понимании и в практических советах», размышляет автор статьи [с. 86]. Вопрос об общественной полезности социологии, по словам Мишона, один из самых непростых для этой дисциплины. Э. Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда»1 писал о том, что социальные исследования не должны носить умозрительный характер, и разделение социологических проблем на теоретические и практические призвано лишь облегчить решение последних. Деятельность представителей Чикагской школы также была направлена на трансформацию общества. Среди исследователей, высказывавшихся в подобном ключе, автор называет Дж.Г. Мида, Б.К. Малиновского, Э.Э. Эванса-Притчарда, французских социологов В. де Голежака, Ф. Дюбе, П. Бурдьё. Однако, по мнению автора, современный академический мир опасается влияния общества на науку, а нынешняя французская университетская наука не горит желанием активно участвовать в жизни общества. Согласиться стать экспертом означает выйти на общественную арену, покинув «башню из слоновой кости», т.е. оставить «зону комфорта» ради гражданского долга.

Сегодня социологическое исследование религий является одним из табу для французского общества, с сожалением констатирует Б. Мишон. Однако, продолжает он, «игнорирование религиозного фактора не позволит понять причин, по которым молодые французы предпочитают ехать в Сирию и убивать других людей» [с. 87].

Е.Л. Ушкова

2019.02.013. СТОРРИ Т. ГРАЖДАНСТВО И РЕЛИГИЯ: БРИТАНСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

STORRIE T. Citoyenneté et religion: Une perspective britannique // Pensée plurielle. - Bruxelles, 2018. - Vol. 47, N 1. - P. 89-104.

1 Durkheim É. De la division du travail social: Étude sur l'organisation des sociétés supérieures. - P.: Alcan, 1893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.