Научная статья на тему '2019. 01. 030. Швайсфурт Т. Г. , рааш К. Освоение знаний и инновационность занятых. Schweisfurth T. G. , Raasch C. absorptive capacity for need knowledge: antecedents and effects for employee innovativeness // research policy. - Guildford, 2018. - vol. 47, n 4. - p. page147-699. - Mode of access: https://ac. Els-cdn. Com/s0048733318300246/1-s2. 0-s0048733318300246-main. Pdf?_tid=b1e6c84f-a9ae-4a4f-a993-e95bed 79cfef&acdnat=1522241097_835674defd295c20bc0df3c55c9137e1'

2019. 01. 030. Швайсфурт Т. Г. , рааш К. Освоение знаний и инновационность занятых. Schweisfurth T. G. , Raasch C. absorptive capacity for need knowledge: antecedents and effects for employee innovativeness // research policy. - Guildford, 2018. - vol. 47, n 4. - p. page147-699. - Mode of access: https://ac. Els-cdn. Com/s0048733318300246/1-s2. 0-s0048733318300246-main. Pdf?_tid=b1e6c84f-a9ae-4a4f-a993-e95bed 79cfef&acdnat=1522241097_835674defd295c20bc0df3c55c9137e1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / АБСОРБЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАПРОСЫ / ИННОВАЦИОННОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минервин И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 030. Швайсфурт Т. Г. , рааш К. Освоение знаний и инновационность занятых. Schweisfurth T. G. , Raasch C. absorptive capacity for need knowledge: antecedents and effects for employee innovativeness // research policy. - Guildford, 2018. - vol. 47, n 4. - p. page147-699. - Mode of access: https://ac. Els-cdn. Com/s0048733318300246/1-s2. 0-s0048733318300246-main. Pdf?_tid=b1e6c84f-a9ae-4a4f-a993-e95bed 79cfef&acdnat=1522241097_835674defd295c20bc0df3c55c9137e1»

группы объясняются, таким образом, взаимодействием между их деятельностью в различных сферах жизни и их личностными характеристиками.

Эти взаимодействия имеют троякие последствия. Во-первых, они порождают новые возможности и положительные эффекты, например по критериям высвобождения времени и его использования для обучения, роста личностного потенциала, создания новых видов деятельности в режиме онлайн, информационного обеспечения и других выгод с точки зрения благосостояния. Во-вторых, они сопряжены с новыми рисками и негативными последствиями в виде быстрого устаревания профессий и квалификаций, неудовлетворенности трудом, дифференциации доходов и социального положения, нежелательного доступа к персональной информации и т.п. В-третьих, имеют место косвенные воздействия, когда личностные характеристики выступают в роли опосредующих факторов и определяют соотношение между положительными и отрицательными эффектами. Таким образом, в целом использование Интернета расширяет совокупность индивидуальных возможностей, при этом масштабы их влияния на благосостояние в значительной мере зависят от личностных характеристик каждого индивида.

В заключение авторы отмечают, что предложенная типология факторов воздействия ИКТ на благосостояние позволяет свести их к управляемому набору показателей и создает возможность проводить их анализ по единой методике.

И.Г. Минервин

2019.01.030. ШВАЙСФУРТ Т.Г., РААШ К. ОСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И ИННОВАЦИОННОСТЬ ЗАНЯТЫХ.

SCHWEISFURTH T.G., RAASCH C. Absorptive capacity for need knowledge: Antecedents and effects for employee innovativeness // Research policy. - Guildford, 2018. - Vol. 47, N 4. - P. 147-699. -Mode of access: https://ac.els-cdn.com/S0048733318300246/1-s2.0-S0048733318300246-main.pdf?_tid=b1e6c84f-a9ae-4a4f-a993-e95bed 79cfef&acdnat=1522241097 835674defd295c20bc0df3c55c9137e1

Ключевые слова: знание; абсорбционная способность; потребительские запросы; инновационность.

Немецкие специалисты (Технический университет в Мюнхене и Институт мировой экономики в Киле) применяют концепцию поглощающей (абсорбционной) способности (absorptive capacity) (способность человека или организации находить, усваивать и использовать новую информацию) к исследованию инновационной активности фирм и их персонала.

Инновация возникает, когда знание о неудовлетворенных потребительских запросах пересекается со знанием о соответствующих технологических решениях, отмечают авторы. Оба типа знаний часто локализуются вне фирмы и, таким образом, должны быть поглощены и освоены ею. Согласно имеющемуся в научной литературе определению, абсорбционная способность есть механизм, позволяющий использовать внешние знания, способность распознавать ценность новой внешней информации, осваивать ее и применять в целях достижения коммерческой выгоды.

Для инновации необходимы как знания о потребностях, так и технологические знания, их доступность для организации и согласованное сочетание. Таким образом, абсорбционная способность (АС), т.е. способность к выявлению, освоению и применению внешних знаний человеком или организацией, является необходимым условием для инновации. Вместе с тем два типа внешних знаний имеют различные характеристики и механизмы передачи. Знания о потребностях менее структурированы, более неопределенны, латентны, труднее определяемы и передаваемы по сравнению со знаниями о технологических решениях.

Сфера технологических решений и их генерирования уже стала объектом интенсивных исследований, в то же время исследованиям относительно абсорбционной способности вновь возникающих потребностей уделялось недостаточно внимания. Авторы ставят задачу восполнить этот пробел. Опираясь на отмеченные теоретические положения, авторы провели обследование работников крупной компании по производству бытовой техники с привлечением независимых рейтингов индивидуальной инновацион-ности и пришли к выводу, что, несмотря на теоретические и практические отличия двух видов абсорбционной способности,

они в равной мере положительно влияют на инновационную активность работников.

Интересна, по мнению авторов, обнаруженная ими асимметрия, состоящая в том, что предшествующие технологические знания положительно коррелируют со способностью абсорбировать потребительские запросы, тогда как накопленные знания относительно этих запросов показывают отрицательную связь со способностью абсорбировать технологические знания. Технологические знания обладают некоторой универсальной структурой, способствующей абсорбции знаний, и поэтому усиливают АС относительно обоих видов внешнего знания. Накопление потребительских знаний усиливает способность работников к дальнейшему освоению знаний и в то же время ослабляет практическую способность к абсорбции технологических знаний, поскольку не содержит необходимых для этого когнитивных структур. Вместе с тем, поскольку когнитивные ресурсы ограничены, чрезмерное внимание к АС потребительских знаний сдерживает абсорбцию технологических знаний.

Авторы подчеркивают, что АС в отношении знаний потребительских запросов представляет естественное и необходимое дополнение к АС технологических знаний, вместе с тем еще недостаточно изученное. Более того, как отмечали многие исследователи, значительная доля инноваций возникла за пределами фирм-производителей, т.е. в потребительской сфере, инновационность которой связана с потребительским опытом, глубоким знанием потребностей и запросов. Многие фирмы борются за использование идей, возникающих в этой сфере коммерческого использования знаний. Исследование показало, что развитие АС потребительских знаний способствует внедрению в производство инноваций, возникающих в сфере потребления.

Инновационная деятельность требует нахождения, анализа и освоения внешних знаний о новых технологиях и возникающих потребностях. Согласно результатам исследования, люди, владеющие обширными технологическими знаниями, вполне готовы получать новую внешнюю информацию о потребностях и применять ее в целях генерирования инноваций. Этот вывод открывает дополнительную перспективу перед НИР, задачи которых, таким образом, во многих отраслях выходят за рамки разработки техно-

логических решений и с необходимостью включают продвижение инноваций, основанных на изучении потребностей.

И.Г. Минервин

2019.01.031. БУДУЩЕЕ ТРУДА И ЛИДЕРСТВО США В XXI в. The work ahead: Machines, skills, and U.S. Leadership in the twenty-first century / Engler J., Pritzker P., Alden E., Taylor-Kale L. - N.Y., 2018. - 149 p. - Mode of access: https://cfrd8-files.cfr.org/sites/ default/files/The_Work_Ahead_CFR_Task_Force_Report.pdf

Ключевые слова: технологический прогресс; характер труда; занятость; государственная политика; США.

Новые технологии, отмечается в докладе специальной рабочей группы при Совете по международным отношениям (независимая неправительственная организация, базирующаяся в Нью-Йорке), вызывают глубокие изменения в характере труда. Темпы этих изменений будут увеличиваться, а связанные с ними противоречия - усиливаться. В США эти проблемы проявляются особенно остро даже в условиях роста занятости: растут социально-экономическое и региональное неравенство, общественное недовольство и политические разногласия.

В течение десятилетия, прошедшего со времени рецессии 2008 г., экономика США восстанавливалась слишком медленно, занятость существенно сократилась, многие вновь созданные рабочие места отличаются низкой оплатой, частичной занятостью и отсутствием социальных гарантий. Связь между трудом и его результатом ослабла, и основными причинами этого являются быстрые темпы технологических изменений, усиливающаяся глобальная конкуренция и растущие барьеры на пути к реализации возможностей. При высоких темпах автоматизации к 2030 г. до трети американских рабочих могут стать перед необходимостью изменения профессиональной занятости и приобретения новых квалификаций. Государственная политика не справляется с вызовами меняющейся экономики и не помогает людям решать возникающие проблемы.

Сегодняшняя задача, стоящая перед правительствами, бизнесом, сферой образования и другими институтами, состоит в воссоздании связей между трудом, социальным положением и эконо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.