Федеральное управление финансового надзора Германии и Европейский суд аудиторов отмечали возникшую проблему еще в 2016 г. Согласно докладу, составленному национальными аудиторскими судами, проблема усугубляется тем, что новые ограничительные правила также затрудняют национальным аудиторским органам мониторинг небольших банков, в отношении которых они по-прежнему имеют надзорный мандат. Фактически ЕЦБ устанавливает параметры надзора за небольшими банками, разрабатывая стандарты, которых должны придерживаться национальные надзорные органы. В докладе также говорится, что строгие правила конфиденциальности ЕЦБ препятствуют доступу национальных аудиторов к соответствующим документам. Авторы доклада предупреждают, что пробелы в надзорных правилах приведут к тому, что ЕЦБ будет разрабатывать все больше руководящих принципов и методологий в ближайшие годы, что скажется на качестве надзора за небольшими банками. Это положение, считают авторы, должно измениться.
Комиссия ЕС предложила ЕЦБ и Европейскому суду аудиторов договориться об обмене информацией, но этого недостаточно для удовлетворения потребностей национальных аудиторов. Они требуют более точного определения мандата Европейского суда аудиторов по контролю над надзором за крупными банками в зоне евро. Возможно, что даже возникнет необходимость закрепить это определение в европейском праве.
Е.А. Пехтерева
2019.01.018. ВИЛЛЕРУА де ГАЛО Ф. К ВОПРОСУ О СБАЛАНСИРОВАННОМ РАЗВИТИИ НЕБАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ЕВРОПЕ.
VILLEROY de GALHAU F. Entre «finance de l’ombre» et vision angelique du marche: Pour un developpement equilibre du financement non bancaire // Rev. de la stabilite financiere. - Р., 2018. - N 22. -P. 7-10.
Ключевые слова: зона евро; небанковское кредитование; параллельный банковский сектор; регулирование финансовой системы.
по финансовой стабильности, в 2016 г. объем такого финансирования составил 160 трлн долл., что эквивалентно 48% от общей суммы банковских активов. В рамках этого сегмента выделяется сектор посредников в сфере небанковского кредитования, который часто обозначается терминами «теневой банкинг» (shadow banking), «рыночное финансирование» (market-based finance) или «параллельный банковский сектор». Ученым пока не удалось достичь консенсуса относительно того, какой из вариантов больше всего подходит. Точно очертить границы параллельного банковского сектора достаточно трудно. Существуют два определения: согласно широкому - к этому сектору относят организации, которые не входят в круг основных банковских институтов, таких как центральные банки, традиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды, государственные финансовые учреждения и др.; узкое определение предполагает, что к этому сектору относятся только те организации, деятельность которых несет угрозу финансовой стабильности. Объем финансирования параллельного банковского сектора в широком смысле в 2016 г. оценивался в 99 трлн долл., а в узком - в 45 трлн долл. (с. 7).
Банковская система занимает центральное место в финансировании экономики зоны евро: в 2017 г. на банковские кредиты приходилось чуть более 80% задолженности нефинансовых компаний. Оставшиеся 20% относились к рыночному финансированию. В США соотношение между этими двумя источниками финансирования - прямо противоположное: здесь доля банковского сектора составляет всего 30%, а основной объем финансирования обеспечивает параллельный банковский сектор. Автор не согласен с мнением ряда европейских специалистов, что следует перенять американский опыт. Он полагает, что речь может идти лишь о расширении перечня источников заемных средств для предприятий. При этом фундаментальная проблема финансирования европейских предприятий заключается в другом. Автор считает, что они должны в большей степени финансироваться за счет собственных средств, а не за счет заемных. Ключевым фактором роста являются инновации предприятий, и они должны опираться на долгосрочное финансирование из их собственных средств. В этой области зона евро очень отстает от США: в 2017 г. собственные
средства европейских предприятий составляли только 73% ВВП против 123% в США (с. 8).
Диверсификация источников финансирования должна происходить путем развития «здоровой секьюритизации», что позволит улучшить банковские балансы и будет способствовать эмиссии новых долговых бумаг. Расширение рыночного финансирования в Европе не должно наносить ущерба финансовой стабильности.
Регулирование параллельного банковского сектора еще далеко от совершенства и должно быть расширено. При этом, считает автор, не следует игнорировать роль параллельного банковского сектора для обеспечения экономического роста и инноваций. Европа очень нуждается в диверсификации источников финансирования для укрепления конкурентоспособности европейских компаний. Однако, привлекая капитал из параллельного банковского сектора, важно понимать, что этот сектора способен генерировать системные риски. В связи с этим регуляторы в своей политике должны выделить следующие приоритеты:
1) повышение уровня осведомленности об участниках параллельного сектора и их деятельности, сбор детальных статистических данных о развитии этого сектора;
2) проведение мониторинга взаимосвязей между акторами параллельного и банковского секторов, гармонизация методов стресс-тестирования с целью предупреждения распространения системных рисков;
3) разработка нормативно-правовой базы, основанной на принципах пропорциональности1 и согласованности. Параллельный банковский сектор должен иметь микро- и макропруденциальные регулятивные нормативы, учитывающие специфику его работы и имеющиеся риски.
Г. В. Семеко
2019.01.019. ПОЧЕМУ БУНДЕСБАНК ПРОТИВ РАЗДЕЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЗОНЕ ЕВРО.
Why the Bundesbank shuns liability-sharing in Europe / S. Afhuppe, J. Mallien, F. Wiebe, J. Gray // Handelsblatt. - 2018. - 21.09. - Mode