3. Возможности: изучение новых возможностей, способствующих развитию будущей ориентации организации и системы в целом (с. 316).
С.М. Пястолов
2019.01.018. ШЮТТЕ Г. КАКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НУЖНА БИОЭКОНОМИКЕ?
SCHÜTTE G. What kind of innovation policy does the bioeconomy need? // New biotechnology. - 2018. - N 40. - Р. 82-86. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j.nbt.2017.04.003
Ключевые слова: Германия; биоэкономика; инновационная политика; политика научных исследований; устойчивое развитие; преобразование на основе биотехнологий.
Автор статьи, государственный секретарь Федерального министерства образования и исследований Германии (BMBF), сообщает о практике и результатах реализации Национальной стратегии научных исследований в области биоэкономии (National Research Strategy BioEconomy 2030 - NFSB 2030; принята в 2012 г.; законодательные рамки - с 2013 г.).
Федеральное правительство Германии впервые в мире включило вопрос о развитии биоэкономики в политическую повестку дня в 2010 г. На раннем этапе было решено придать политический вес биоэкономике и установить предпосылки для ее реализации. Были определены пять тематических областей: 1) глобальная продовольственная безопасность; 2) устойчивое сельскохозяйственное производство; 3) здоровые и безопасные продукты; 4) промышленное применение возобновляемых ресурсов; 5) более широкое использование энергии на основе биомассы. Были также включены такие вопросы, как международное сотрудничество, поддержка малых и средних предприятий (МСП) и биоэкономики как части всесторонней социальной трансформации.
Ориентируясь на Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals - SDG), на период в шесть лет на исследования и разработки (ИР) был выделен бюджет в размере 2,4 млрд евро только для биоэкономики, а также были сделаны целевые инвестиции (с. 83). В 2012 г. под руководством Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства была разработана
Национальная стратегия в области биоэкономики (National Bioeconomy Policy Strategy).
Эти мероприятия на федеральном уровне активно поддержали правительства отдельных земель, которые разработали собственные исследовательские программы в области биоэкономики и выделили на них финансирование. Такие земли, как Северный Рейн-Вестфалия и Баден-Вюртемберг, запустили свои собственные биоэкономические исследовательские программы. Другие земли также оказывают целенаправленную поддержку инициативам в этой области.
По результатам проведенной недавно оценки NFSB 2030 и анализа приблизительно 1800 проектов ИР, финансируемых BMBF, эксперты делают вывод о том, что стратегия обеспечила стимулы для развития компетентности специалистов и персонала в науке и промышленности. При дополнительной поддержке земель создана «превосходная инфраструктура исследований» с несколькими исследовательскими центрами, специализирующимися в области биоэкономики: Научный центр биоэкономики (BioSC) в Северном Рейне-Вестфалии; Научный университетский кампус с производственной площадкой биоэкономики в Халле, в Гоген-геймском университете; большая Мюнхенская площадка с участием Технического университета Мюнхена и Университета прикладных наук Вайнштефан-Трисдорф; Центр синтетической микробиологии (SYNMIKRO) в Университете Марбурга; Технологический институт Карлсруэ (К1Т); университеты в Штутгарте, Билефельде и Дармштадте; Центр прикладной биоэкономики (САВ) в Оснаб-рюке. Кроме того, такие крупные исследовательские организации, как Общество Фраунгофера, Институт Макса Планка, Объединение им. Гельмгольца, Ассоциация Лейбница, взаимодействуют со множеством различных исследовательских организаций во всех землях.
Обобщение на уровне стратегий сводится к тому, что «одномерные подходы» не соответствуют сегодняшним реалиям: администраторы нуждаются в целостном видении системных перспектив. Это особенно важно в анализе потенциала биоэкономики для целей строительства «жизнеспособного будущего». Национальная стратегия исследований биоэкономики далее разрабатывается с учетом принципов целостности. Как и программы устойчи-
вого развития, биоэкономика не ограничена отдельными промышленными секторами.
Биологизация, руководящий принцип биоэкономики, подразумевает максимально полное использование биологических ресурсов в целях промышленного производства - от растений, животных до ферментов и биологических молекул. С одной стороны, биоэкономика обеспечивает создание качественно новых продуктов, производимых с помощью новых знаниеинтенсивных технологий, и с другой - она приспосабливает существующие процессы и продукты к требованиям устойчивого развития экономики. Она прокладывает путь к строительству «Индустрии 5.0» таким же образом, как цифровизация организовала «Индустрию 4.0». Биологизация и цифровизация имеют огромный взаимообусловленный потенциал (с. 84).
Федеральное правительство Германии стоит перед долгосрочной проблемой улучшения вышеупомянутых взаимодействий, и в этом контексте исследования в области биоэкономики будут играть важнейшую роль. Однако до сих пор не проводятся системные межотраслевые исследования экономического значения биоэкономики, которые «крайне необходимы». Результаты таких исследований - отправная точка для разработки новых мер, касающихся финансирования, например таких, как «Новые форматы коммуникации и участия в биоэкономике». При этом важным является участие общества в формировании биоэкономики и развитии новых инструментов и методов для ведения совместного диалога.
В целях укрепления диалога с обществом и активного вовлечения различных лиц, заинтересованных в развитии биоэкономики, в 2009 г. в Германии был основан Немецкий совет по биоэкономике (German Bioeconomy Council) (с. 85). Он стал хорошим партнером федерального правительства в продвижении по пути к устойчивому будущему, и это партнерство играет особую роль в международном сетевом взаимодействии. Правительства уже более чем 40 государств поместили биоэкономику в свою политическую повестку дня; политики и предприниматели всего мира сосредоточиваются на «зеленом росте», эффективном использовании ресурсов и устойчивой биоэкономике. В то же время рекомендации Совета по биоэкономике и различные эксперты подчеркивают,
что нужно еще пройти долгий путь, чтобы в полной мере использовать большой потенциал биоэкономики, особенно в отношении развития диалога между всеми заинтересованными сторонами, участвующими как на национальном, так и на международном уровнях.
Европейский союз активно поддерживает данное направление в своем стратегическом документе «Инновации для устойчивого роста: Биоэкономика для Европы» (Innovating for Sustainable Growth: A Bioeconomy for Europe, 2012) и в соответствующем плане действий. Комиссия ЕС и многочисленные представители европейских фирм участвуют в общественно-частном партнерстве «Производства на биологической основе» (Biobased Industries -BBI), организованном в 2013 г. На научно-исследовательские работы и продвижение новых знаний в этой области на период в семь лет (2013-2020) было выделено в общей сложности 3,7 млрд евро, 1 млрд из которых обеспечил EC. Партнерство включает приблизительно 140 участников со всей Европы, а также крупные концерны, малые и средние предприятия, кластеры и торговые ассоциации Германии (с. 85). Цель этого партнерства - формирование цепочек создания ценности в нетрадиционных областях, например новые методы применения древесины, злаков и органических отходов, а также использование биомассы для получения биоэнергии и биосоединений. Особое внимание в ЕС уделяется поддержанию конкурентоспособности и укреплению внутреннего европейского технологического потенциала, принимая во внимание растущее конкурентное давление со стороны таких стран, как США и Китай.
Первая международная встреча на высшем уровне по вопросам биоэкономики состоялась по инициативе Совета по биоэкономике и при поддержке BMBF в Берлине осенью 2015 г. В ней приняли участие более 700 представителей приблизительно из 80 стран - ведущие международные организации, такие как Международное энергетическое агентство, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейская комиссия и Международный совет ботанических садов по охране растений (Botanic Gardens Conservation International - BGCI). Немецкий совет по биоэкономике сыграл важную роль в составлении стратегического документа, опубликованного международными экспертами в журнале «Nature» в 2016 г.
В ближайшие годы федеральное правительство продолжит свою работу над формированием соответствующих рамочных условий, чтобы экология, экономика и общество воспринимались как единое целое, а не как конкуренты. Это единственный способ, с помощью которого можно построить базу для трансформации биобезопасной, устойчивой экономики, в которой биологизация является руководящим принципом.
С.М. Пястолов
2019.01.019. КАРБОНИ О.А. ЭФФЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ И ИР: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПО БАЗЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ.
CARBONI О.А. The effect of public support on investment and R&D: An empirical evaluation on European manufacturing firms // Technological forecasting & social change. - 2017. - Vol. 117. - Р. 282-295. -Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.11.017
Ключевые слова: непараметрическая оценка; государственные субсидии; ИР; инвестиции.
В своей статье автор из Италии проводит сравнительный анализ мер государственной поддержки инвестиций в ИР в про-мышленно развитых странах Европы. Он отталкивается от тезиса об общественном консенсусе по поводу полезности таких мер ввиду неэффективности рынка в данном аспекте. Однако глобальный финансовый кризис 2007-2009 гг. существенно обострил положение. Уровень инвестиций корпораций секторов нематериального производства уменьшился более чем на 12% в Испании и на 3,1 и 2,6 п.п. соответственно в Италии и Великобритании (с. 283). В этой ситуации анализ влияния государственной поддержки имеет особую ценность.
Согласно данным Eurostat (2009), доли государственных инвестиций в ИР с середины 1990-х до середины 2000-х годов составляли приблизительно 35% в ЕС 27, 30 - в США и 18,5% - в Японии (с. 283).
Основные схемы поддержки инвестиций в ИР. Европейские, национальные и региональные источники стимулов для поддержки инвестиций в технологии: гранты на капиталовложения;