Научная статья на тему '2019.01.017. ХЕГМАН К., ШПИСБЕРГЕР М., КЁННЁЛЭ Т. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРСАЙТ В ПРОГРАММАХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. HAEGEMAN К., SPIESBERGER М., KöNNöLä Т. EVALUATING FORESIGHT IN TRANSNATIONAL RESEARCH PROGRAMMING // TECHNOLOGICAL FORECASTING & SOCIAL CHANGE. - 2017. - N 115. - Р. 313-326. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.1016/J.TECHFORE.2016.07.017'

2019.01.017. ХЕГМАН К., ШПИСБЕРГЕР М., КЁННЁЛЭ Т. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРСАЙТ В ПРОГРАММАХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. HAEGEMAN К., SPIESBERGER М., KöNNöLä Т. EVALUATING FORESIGHT IN TRANSNATIONAL RESEARCH PROGRAMMING // TECHNOLOGICAL FORECASTING & SOCIAL CHANGE. - 2017. - N 115. - Р. 313-326. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.1016/J.TECHFORE.2016.07.017 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / МЕТОДИКА ФОРСАЙТ / ПОЛИТИКА КООРДИНАЦИИ ИННОВАЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019.01.017. ХЕГМАН К., ШПИСБЕРГЕР М., КЁННЁЛЭ Т. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРСАЙТ В ПРОГРАММАХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. HAEGEMAN К., SPIESBERGER М., KöNNöLä Т. EVALUATING FORESIGHT IN TRANSNATIONAL RESEARCH PROGRAMMING // TECHNOLOGICAL FORECASTING & SOCIAL CHANGE. - 2017. - N 115. - Р. 313-326. - MODE OF ACCESS: HTTP://DX.DOI.ORG/10.1016/J.TECHFORE.2016.07.017»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2019.01.017. ХЕГМАН К., ШПИСБЕРГЕР М., КЁННЁЛЭ Т. ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРСАЙТ В ПРОГРАММАХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. HAEGEMAN К., SPIESBERGER М., KONNOLÀ Т. Evaluating foresight in transnational research programming // Technological forecasting & social change. - 2017. - N 115. - Р. 313-326. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2016.07.017

Ключевые слова: программы транснациональных исследований; методика форсайт; политика координации инноваций.

Коллектив авторов, экспертов из европейских институтов, обсуждает проблемы использования методики форсайт в оценке программ транснациональных исследований (Transnational Research Programming - TRP).

В контексте последних лет, когда научные исследования все чаще используются как способ решения глобальных социальных проблем, все острее на повестке дня стоит вопрос о транснациональном сотрудничестве в научно-исследовательских программах. В программных документах ЕС предполагается, что исследования и инновации (ИИ) (Research & Innovation - R&I) должны способствовать экономическому росту, повышению конкурентоспособности, созданию рабочих мест и решению социальных проблем в целом. Однако на европейском пространстве, пишут авторы, ресурсы для ИИ разбросаны среди многих государственных и частных субъектов (государства-члены, Европейская комиссия, регионы, университеты, государственные исследовательские центры, частные компании и частные исследовательские центры и т.д.), в связи с чем резко возрастает роль транснационального сотрудничества.

Такое транснациональное сотрудничество имеет четкую стоимость в форме необходимости преодоления широкого набора барьеров. Измеряемая величина в этом случае рассчитывается как сумма затрат на координацию взаимодействий между участниками в пяти измерениях: системном, горизонтальном, вертикальном, временном и многостороннем. Важным инструментом в преодолении барьеров является методика форсайт, которая упрощает исполнение и других функций TRP. Еще одним аргументом в пользу этой методики является долгосрочная природа социальных проблем, с которыми сталкиваются участники TRP.

Анализ практики сетей Европейского исследовательского пространства (European Research Area Networks - ERA-NET), организуемых в соответствии с задачами, изложенными в рамочных программах научных исследований в ЕС (FP6-2002-2006; FP7-2007-2013; «Горизонт 2020» - 2014-2020), показывает, что сети, существующие в течение длительного периода времени (например, Woodwisdom, сформировавшаяся как продолжение программ ERA-NET FP6, FP7), чаще обращались к методике форсайт, чем сети, существующие обычно в течение трех лет и не имеющие продолжения (с. 314).

Это заметно отличается от европейских Объединенных программных инициатив (Joint programming initiative - JPI), в большинстве которых применяется форсайт. Факт его применения может расцениваться как одно из условий для обоснования старта JPI. Авторы отмечают, что в начале реализации проектов JPI в 2008 г. форсайт обычно служил способом идентификации социальных проблем (например, в Постоянном комитете по сельскохозяйственным исследованиям (Standing Committee on Agricultural Research - SCAR) форсайт позволил обнаружить несколько актуальных тем для JPI).

По данным Netwatch, 2013, были определены следующие роли и формы методики форсайт в программах JPI (табл.).

ЕС активно развивает проекты форсайт с другими регионами мира, в частности с азиатскими странами: New INDIGO - программа научного сотрудничества между Индией и Европой; KORANET - разработка рекомендаций в интерактивном процессе форсайт для развития европейско-корейского сотрудничества в сфере ИР с участием министерств и агентств из более 15 стран;

8ЕЛ-ЕИ-КЕТ - семинар в Индонезии с участием высших чиновников, посвященный сотрудничеству в области науки и техники между Юго-Восточной Азией и Европой в перспективе до 2020 г.; 8ТЛЯ-ГОЛ2 - уникальный пример глобального сотрудничества в программах 1Р1.

Таблица (с. 315)

Использование методики форсайт в программах ЛРТ

Программа Роль форсайт Форма форсайт

1 2 3

Изменение климата Привлечение международных экспертов форсайт к участию в Трансдисциплинарном консультативном совете Эксперты = заинтересованные лица

Улучшение качества жизни; увеличение продолжительности жизни Картография соответствующих исследований по регионам; выявление потенциала для объединенных действий Анализ существующих отчетов форсайт

Океаны Обсуждение стратегической ориентации будущих исследований; поиск проектных решений и совместные действия Обмен идеями

Нейродегенеративные заболевания Особенной роли не обнаружено

Сельское хозяйство, пищевая безопасность, изменение климата Картография соответствующих исследований по регионам Анализ существующих отчетов форсайт

Здоровая диета для здоровой жизни Выявление будущих проблем и исследование возможностей улучшения их изучения Анализ существующих отчетов форсайт, обмен идеями

Культурное наследие Анализ тенденций и факторов развития; оценка ожидаемых изменений окружающей среды исследований КН; разработка сценариев подъема культурной грамотности Использование существующих отчетов форсайт

1 2 3

Городская Европа Определение потребностей исследований,составление дорожных карт на кратко- и долгосрочный периоды; определение и поддержка прорывных инноваций в городах в период 20202050 Продолжающийся долгосрочный форсайт

Водные ресурсы Анализ тенденций и факторов развития инноваций и науки Анализ существующих отчетов форсайт

Развитие методов санитарии Выявление и характеристика научных проблем, их потенциального воздействия на общество Анализ существующих отчетов форсайт

Международный совет по науке (The International Council for Science - ICSU; объединяет 30 научных союзов) проводит глобальные исследования будущего международной науки, в частности ключевые факторы развития в ближайшие 20 лет. В связи с этим, по мнению авторов статьи, весьма полезен опыт формирования специальных подразделений форсайт (Foresight and Programming Unit - FPU) для европейских проектов, которые теперь могут функционировать как FPU глобальных проектов.

Авторы статьи выделяют три основные цели использования методики форсайт в совместных международных программах: 1) более глубокое понимание систем; 2) укрепление сетей; 3) стимулирование инновационной деятельности.

На основе этого можно вывести три общих аспекта вклада, который вносит форсайт в исследования.

1. Знание: производство новых знаний и понимание возможных будущих событий и последствий нынешних действий, которые помогают заинтересованным сторонам позиционировать себя в инновационной системе.

2. Отношения: создание новых связей между различными заинтересованными сторонами и между секторами, а также реструктурирование и расширение существующих сетей.

3. Возможности: изучение новых возможностей, способствующих развитию будущей ориентации организации и системы в целом (с. 316).

С.М. Пястолов

2019.01.018. ШЮТТЕ Г. КАКАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НУЖНА БИОЭКОНОМИКЕ?

SCHÜTTE G. What kind of innovation policy does the bioeconomy need? // New biotechnology. - 2018. - N 40. - Р. 82-86. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j.nbt.2017.04.003

Ключевые слова: Германия; биоэкономика; инновационная политика; политика научных исследований; устойчивое развитие; преобразование на основе биотехнологий.

Автор статьи, государственный секретарь Федерального министерства образования и исследований Германии (BMBF), сообщает о практике и результатах реализации Национальной стратегии научных исследований в области биоэкономии (National Research Strategy BioEconomy 2030 - NFSB 2030; принята в 2012 г.; законодательные рамки - с 2013 г.).

Федеральное правительство Германии впервые в мире включило вопрос о развитии биоэкономики в политическую повестку дня в 2010 г. На раннем этапе было решено придать политический вес биоэкономике и установить предпосылки для ее реализации. Были определены пять тематических областей: 1) глобальная продовольственная безопасность; 2) устойчивое сельскохозяйственное производство; 3) здоровые и безопасные продукты; 4) промышленное применение возобновляемых ресурсов; 5) более широкое использование энергии на основе биомассы. Были также включены такие вопросы, как международное сотрудничество, поддержка малых и средних предприятий (МСП) и биоэкономики как части всесторонней социальной трансформации.

Ориентируясь на Цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals - SDG), на период в шесть лет на исследования и разработки (ИР) был выделен бюджет в размере 2,4 млрд евро только для биоэкономики, а также были сделаны целевые инвестиции (с. 83). В 2012 г. под руководством Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства была разработана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.