Научная статья на тему '2019. 01. 011. Фрайб К. Метафизика законов природы и онтология времени. Friebe С. Metaphysics of laws and ontology of time // Theoria: An international journal for theory, history and foundations of science. - San sebastián, 2018. - Vol. 33, n 2. - p. 77-89'

2019. 01. 011. Фрайб К. Метафизика законов природы и онтология времени. Friebe С. Metaphysics of laws and ontology of time // Theoria: An international journal for theory, history and foundations of science. - San sebastián, 2018. - Vol. 33, n 2. - p. 77-89 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ДИСПОЗИЦИОНАЛИЗМ / ЭТЕРНАЛИЗМ / ПРЕЗЕНТИЗМ / РАСТУЩИЙ БЛОК / ИНДЕТЕРМИНИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гранин Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 011. Фрайб К. Метафизика законов природы и онтология времени. Friebe С. Metaphysics of laws and ontology of time // Theoria: An international journal for theory, history and foundations of science. - San sebastián, 2018. - Vol. 33, n 2. - p. 77-89»

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

2019.01.011. ФРАЙБ К. МЕТАФИЗИКА ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ И ОНТОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ.

FRIEBE С. Metaphysics of laws and ontology of time // Theoria: An international journal for theory, history and foundations of science. -San Sebastián, 2018. - Vol. 33, N 2. - P. 77-89.

Ключевые слова: гуманизм; диспозиционализм; этернализм; презентизм; растущий блок; индетерминизм.

Автор статьи Корд Фрайб пишет, что, на первый взгляд, любая метафизика законов природы (юманизм1, примитивизм, метафизика власти) может быть объединена с любой онтологией времени (этернализм, растущий блок, презентизм2), тогда как она показывает в своей статье, что юманизм требует этернализма и что метафизика силы должна предполагать экзистенциально динамический взгляд на временное существование, т.е. взгляд растущего блока или презентизм. Автор доказывает, что представленные аргументы оказываются полностью независимы от того, являются ли законы природы детерминированными или вероятностными, является ли мир статичным или динамичным, является ли будущее «открытым» или нет (с. 77).

Фрайб пишет, что связь между метафизикой законов природы и онтологией времени является недостаточно изученной темой.

1 Или хьюманизм (Иитеа^т) - от имени Дэвид Юм.

2 Растущий блок (или растущий блок Вселенной) - направление в философии времени, согласно которому прошлое и настоящее существуют в действительности, а будущее пока не существует и лишь возможно. Теория растущего блока является альтернативой для двух других направлений в философии времени - этернализма (согласно которому в действительности существуют как прошлое и настоящее, так и будущее) и презентизма (согласно которому в действительности существует только настоящее).

Законы в основном рассматриваются независимо от представлений о времени, т.е. каждая метафизика совместима с любой онтологией времени. По мнению многих авторов, проблема философии времени заключается в вопросе, является ли будущее «открытым» или нет. Открытость будущего отождествляется с индетерминизмом, который может быть законным (определяться законами природы) или нет. Поскольку законы природы являются либо детерминированными, либо вероятностными, независимо от их метафизики, то получается, что не имеет значения, какова базовая онтология времени. Напротив, автору кажется правдоподобным, что пассивное понимание законов природы требует статичного времени, т.е. этернализма, тогда как для активного понимания законов природы требуется динамическое время, т.е. концепция растущего блока или презентизм, причем оба понимания оказываются независимыми от детерминизма или индетерминизма. Целью статьи Фрайб ставит дать убедительные аргументы в поддержку этого тезиса. Она пишет, что если законы природы считаются пассивными, они описывают «заданное» распределение объектов, событий или свойств. Эта точка зрения отождествляться с юманизмом. Законы природы считаются активными в том случае, если они (частично) «генерируют» такое распределение на основе начальных условий. Данная точка зрения идентифицируется с метафизикой силы (метафизическая интерпретация физических силовых взаимодействий). Автор утверждает, что юманизм требует этернализма, а метафизика силы - идеи растущего блока. Причем не важно, является ли мир пассивно-статическим или активно-динамическим, будущее является «открытым».

Относительно метафизики силы автор оговаривается, что следует исключить вариант, согласно которому основные физические свойства, такие как масса и заряд, считаются диспозициями, т.е. «генерируют» закономерности без какой-либо помощи законов, которые как бы сами собой «проистекают» из физических явлений (с. 78). В этом случае законы будут действительно «пассивными», а «активными» - только свойства, но при этом метафизика силы все равно требует динамического времени. Автор фактически исключает (возможный) вариант, согласно которому взаимодействие между диспозицией и ее проявлением является просто

модальным отношением - ёе те1. В этом случае может сложиться впечатление, что это «уже существующие» отношения, между которыми имеет место, например, отношение необходимости. Такой подход был бы совместим с этернализмом, пишет Фрайб, если бы не возражение Льиса2 об отношении необходимости Армстронга3, гласящего, что «метафизическая необходимость - это просто ярлык, не обладающий продуктивным смыслом» (с. 78). Таким образом, «силовая метафизика» ограничивается представлением о том, что свойства диспозиции вызывают их проявления, т.е. проявления зависят от сущностей. Это этерналистская идея. Юманизм, пишет автор, сравнительно прост, в нем основные физические признаки, такие как масса и заряд, считаются категориальными (безусловными), независимыми от их фактической роли. Законы природы определяют «совокупность» условно распределенных категориальных образований. Однако они на самом деле тоже являются диспозиционными в нейтральном смысле этого слова. Таким образом, юманизм допускает причинную зависимость между категориальными свойствами, но исключает отношения продуктивной причинно-следственной зависимости (с. 79).

В заключение автор пишет, что концепция растущего блока объединяет в себе метафизику законов природы, этернализм и детерминизм. Независимо от того, принимается ли реалистический

1 «De dicto» - «о том, что сказано», «de re» - «о вещи». Термины используются для обозначения различия в интенсиональных утверждениях, связанных с интенсиональными операторами. Модальность пропозиций называется модальностью de dicto («dictum» означает «пропозиция» или что-то достаточно близкое). Если бы по своему объему модальность - как и считали многие - совпадала с модальностью de dicto, то по крайней мере можно было бы отстаивать позицию, что тема модальности относится скорее к логике, чем к метафизике. Но кажется, что модальность точно будет метафизической темой при допущении существования модальности de re - модальности вещей. Наверняка - модальности субстанций и, возможно, модальности вещей из других онтологических категорий.

2 Дэвид Льюис (1941-2001) - американский философ, один из наиболее авторитетных представителей аналитической философии последних десятилетий XX в. Автор гипотезы «модальный реализм», предполагающей все возможные миры такими же реальными, как наш собственный.

3 Дэвид Армстронг (1926-2014) - австралийский философ, представитель аналитической философии. Автор трудов «A Materialist Theory of Mind» (1968), «Universals and Scientific Realism» (1978), «What is a Law of Nature?» (1983).

или редукционистский взгляд на законы природы, нет причин, по которым статичный мир мог бы содержать индетерминистические законы. Возможно, этернализм согласуется с индетерминизмом, независимо от того, принимает ли он примитивизм законов («реалистический» взгляд) или юманизм. Статичный мир не может содержать индетерминистические законы силы. Такой «реалистический» взгляд на законы природы несовместим со статичным миром, но требует концепции растущего блока или презентизма. Причем для данной точки зрения неважно, являются ли законы природы вероятностными или детерминированными. Продуктивность метафизики силы возникает не из своих собственных законов (не говоря уже о недетерминированных законах), а из динамического существования диспозиций и их проявлений (с. 88).

Р. С. Гранин

2019.01.012. ВАЙНБЕРГ С. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ И НЕУСТРАНИМОСТЬ.

VINEBERG S. Mathematical explanation and indispensability // Theoria: An international journal for theory, history and foundations of science. - San Sebastián, 2018. - Vol. 33, N 2. - P. 233-247.

Ключевые слова: неустранимость; объяснение; реализм; структурализм.

В статье обсуждается Бейкеровский1 вариант расширенного аргумента о неустранимости (Baker's Enhanced Indispensability Argument) в рамках математического реализма роли математики в научных объяснениях физических фактов. Сьюзан Винеберг утверждает, что существует аналог каузального объяснения математики, который из нескольких основных типов объяснений наиболее перспективен для использования в аргументе Бейкера. Она считает правдоподобным такое положение, что математика играет объясняющую роль, но утверждает, что это не означает реализма математических объектов.

Автор пишет, что так называемый аргумент Куайна - Пат-нема о неустранимости математики полвека служил основным

1 Алан Бейкер (1939-2018) - английский математик. Известен своей работой по эффективным методам в теории чисел. Среди его научных интересов были теория чисел, диофантов анализ, диофантова геометрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.