Научная статья на тему '2018.05.023. ЖИВОТИЧ А. ЮГОСЛАВСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 1939-1941. ЖИВОТИЋ А. ЈУГОСЛОВЕНСКО-СОВJЕТСКИ ОДНОСИ 1939-1941. - БЕОГРАД: ФИЛИП ВИШњИћ, 2016. - 470 С'

2018.05.023. ЖИВОТИЧ А. ЮГОСЛАВСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 1939-1941. ЖИВОТИЋ А. ЈУГОСЛОВЕНСКО-СОВJЕТСКИ ОДНОСИ 1939-1941. - БЕОГРАД: ФИЛИП ВИШњИћ, 2016. - 470 С Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГОСЛАВИЯ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ / ЮГОСЛАВСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эман И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.05.023. ЖИВОТИЧ А. ЮГОСЛАВСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 1939-1941. ЖИВОТИЋ А. ЈУГОСЛОВЕНСКО-СОВJЕТСКИ ОДНОСИ 1939-1941. - БЕОГРАД: ФИЛИП ВИШњИћ, 2016. - 470 С»

2018.05.023. ЖИВОТИЧ А. ЮГОСЛАВСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: 1939-1941.

ЖИВОТИЪ А. Jугословенско-совjетски односи 1939-1941. - Бео-град: Филип ВишаиЙ, 2016. - 470 с.

Ключевые слова: Югославия накануне Второй мировой войны; югославско-советские отношения.

Книга д-ра ист. наук Александра Животича (Белградский университет, Сербия) написана на основе документов из сербских (и югославских), российских и британских архивов, содержит предисловие, введение, три главы, заключение, список источников и литературы. Свое исследование внешнеполитической ориентации Югославии, в котором центральное место занимают события 1939-1941 гг. и советско-югославские отношения, автор начинает с анализа политики Советской России и СССР в отношении Балкан с 1918 г.

Захват Германией Чехии в марте 1939 г. и оккупация Италией Албании в апреле 1939 г. создали непосредственную угрозу Югославии. Начало Второй мировой войны послужило для Югославского королевства сигналом о необходимости пересмотреть свои внешнеполитические предпочтения. Автор отмечает, что зависимость Югославии от традиционных союзников - Франции и Великобритании, исчезновение Малой Антанты, конфликт интересов соседних балканских стран, а также сближение Югославии с Италией и Германией в создавшихся условиях не могли гарантировать ее безопасность. Сложившаяся ситуация, усугублявшаяся глубоким внутриполитическим кризисом, вынуждала политические круги Югославии пойти по пути восстановления дипломатических отношений с Советским Союзом, которые были прерваны в результате большевистской революции в России. Используя документы, автор показывает, как с осени 1939 г. югославское правительство предпринимало усилия по восстановлению дипломатических отношений. Однако опасения возможной англо-французской и итало-германской реакции на сближение с Москвой, а также начавшаяся война СССР с Финляндией в ноябре 1939 г. заставили югославское правительство приостановить усилия на этом направлении.

Капитуляция Франции в июне 1940 г., а также аннексия Италией Албании небезосновательно вызывали в Югославии опасения

относительно вторжения итальянской армии в Югославию, что стимулировало югославское правительство на активизацию усилий по сближению с Советским Союзом. Переговоры о нормализации отношений начались в феврале 1940 г. и завершились подписанием соглашения о торговле и мореплавании от 11 мая 1940 г. Во время переговоров, отмечает автор, югославская сторона подняла вопрос о поставках вооружения и военной техники из СССР. Советское руководство не отвергало в принципе такой возможности, однако отложило принятие решения до следующего раунда переговоров.

Югославская сторона, констатирует автор, была заинтересована в том, чтобы прояснить позицию СССР в случае нападения Германии и Италии на Югославию. Советская сторона настояла, чтобы переговоры по этому вопросу могли быть начаты только после установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Югославией. Официально дипломатические отношения были установлены 24 июня 1940 г. Великобритания оказала поддержку данному шагу югославской дипломатии. Италия открыто выразила свое недовольство. Германия стремилась усилить свое экономическое влияние в Югославии с целью максимально препятствовать возможному дальнейшему сближению Югославии с Советским Союзом.

После капитуляции Франции, отмечает автор, императив советской политики выражается в укреплении собственной позиции на Балканах. Прибытие немецких войск в Румынию (октябрь 1940 г.) и Болгарию (март 1941 г.), а также «старая британская попытка» зажечь огонь на Балканах столкнулись с позицией советской дипломатии сохранить мир в регионе.

Усиление немецкого влияния на Балканах поставило Югославию в сложное политическое положение. Югославская дипломатия, по мнению автора, рассчитывала на нейтральную позицию Советов в случае вторжения Германии в Югославию. Советская сторона в принципе была согласна удовлетворить просьбу Югославии о поставках вооружения и военной техники на чисто коммерческой основе. Столкнувшись с давлением Германии, югославское правительство, особенно военное руководство страны, стремилось также обеспечить, как полагает автор, военную поддержку со стороны СССР. Советский Союз отложил переговоры, дабы избежать конфликтной ситуации с Германией.

Германское давление на Югославию значительно усилилось весной 1941 г. в связи с приближением нападения Германии на Грецию. Поэтому в марте 1941 г. югославское правительство приняло решение об обращении к СССР с предложением о создании военного союза между двумя странами, что, как отмечает автор, могло создать Югославии пространство для маневра.

В марте итальянские войска начали контрнаступление в Греции, предполагая опередить намеченное германское вмешательство. В марте Болгария присоединилась к Тройственному пакту (ранее, в ноябре 1940 г. к нему присоединились Венгрия и Румыния). После того, как в Румынию и Болгарию были введены немецкие войска, Германия предложила югославскому правительству присоединиться к Тройственному пакту. Соглашение было подписано 25 марта 1941 г. в Вене югославским премьер-министром Д. Цвет-ковичем.

В ночь на 27 марта в Белграде произошел военный переворот. Регентский совет был распущен, а 17-летний король Петр II был объявлен совершеннолетним. Новое правительство возглавил генерал Д. Симович. Столкнувшись с неизбежной военной угрозой, новое югославское правительство 28 марта 1941 г. обратилось к советскому правительству с просьбой предоставления вооружений. Посланник Югославии в СССР М. Гаврилович заявил, что югославская армия нуждается в советских поставках для защиты от возможного германского вторжения. Официальная делегация прибыла в Москву 31 марта. Советско-югославские переговоры начались 3 апреля. Усилия Югославии, направленные на сохранение своей национальной независимости, полностью соответствовали интересам СССР, отмечает автор, однако политика СССР не являлась гарантией от нападения держав Оси. Вместе с тем, по мнению наблюдателей, советская поддержка имела бы огромное значение для Югославии и одновременно усилила бы позиции СССР на Балканах.

4 апреля советское правительство представило свой проект договора о ненападении и о военных поставках. В тот же день оно в соответствии с имеющимся соглашением информировало Германию о том, что югославское правительство предложило заключить договор о ненападении, и что Москва согласилась с этим предложением. Советские дипломаты выразили надежду на то, что Гер-

мания будет делать все, что в ее силах, для сохранения мира с Югославией. Посол в Москве Ф. Шуленбург после уведомления о намерении СССР подписать договор с Югославией официально заявил, что для него югославская позиция не совсем ясна, и что поведение югославского правительства и югославской общественности в отношении Германии носят вызывающий характер.

Советские дипломаты пытались смягчить позицию Германии, подчеркивая, что Югославия присоединилась к Тройственному пакту, и что новое югославское правительство не намерено разрывать существующий договор, о чем Москва получила заверения с югославской стороны. Автор отмечает, что СССР открыто поддержал усилия Югославии по достижению соглашений с англичанами, полагая, что подобный шаг вполне необходим в сложившейся ситуации. Очевидно, пишет автор, цель СССР состояла в поддержке организации совместного югославско-греческого фронта на Балканах.

В ночь с 5 на 6 апреля 1941 г. в Кремле был подписан договор о дружбе и ненападении между Югославией и Советским Союзом. Практически в это же время началось германское вторжение на территорию Югославии. Когда в Кремле началась церемония подписания договора, Сталин уже получил информацию о назначенном на 6 апреля нападении Германии на Югославию. Советский Союз выразил сожаление по поводу начала новых военных действий на Балканах, лишь осудив венгерское участие в агрессии против Югославии. В начале мая 1941 г. СССР прервал дипломатические отношения с Югославией, которая капитулировала 17 апреля. Они были восстановлены после нападения Германии на Советский Союз.

И.Е. Эман

201B.05.024. ТАВАНИ С. «ВТОРОЙ ЯЛТЫ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ». «ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА» ИТАЛИИ В 1960-е ГОДЫ И ПОИСКИ НОВОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПОРЯДКА. TAVANI S. Non dovra' essere un'altra Yalta. L'Ostpolitik italiana degli anni Sessanta e la ricerca di un nuovo ordine europeo. - Milano: Wolters Kluwer: [Padova]: CEDAM, 2017. - XVIII, 16B p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.