преимущества лежат в сферах НИОКР, дизайна и налаженных сбытовых сетей [с. 54].
П.М. Мозиас
2018.04.031. ЧЖАН ИН, ФУ ДАХАЙ, ЧЖОУ ШИЦЗЭ. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ЭКСПОРТА НАУКОЕМКИХ УСЛУГ ИЗ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ И ВЛИЯЮЩИХ НА НЕГО ФАКТОРОВ. ЧЖАН ИН, ФУ ДАХАЙ, ЧЖОУ ШИЦЗЭ. Чжунго шэнцзи чжиши-син фуу маои чукоу цяньли цзи инсян иньсу фэньси // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2016. - № 8. - С. 85-96. - Кит. яз.
Ключевые слова: Китай; экспорт наукоемких услуг.
Чжан Ин (Институт экономики Академии общественных наук Китая), Фу Дахай и Чжоу Шицзэ (факультет международной экономики и торговли Центрального финансово-экономического университета, Пекин) отмечают, что при присоединении к ВТО в 2001 г. Китай взял на себя обязательства по либерализации 10 из 12 отраслевых секторов, на которые распространяется действие Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС). К 2010 г. из 160 отраслей сферы услуг, выделяемых ВТО, КНР произвела либерализацию в 102 отраслях [с. 85]. Благодаря мерам либерализации китайский экспорт услуг набирает обороты - на фоне замедления роста производства в обрабатывающей промышленности, «перегрева» рынка недвижимости и нехватки внешнего спроса для традиционного товарного экспорта.
В 2002-2008 гг. среднегодовой прирост экспорта услуг из КНР составлял 24%. В 2009 г. под воздействием мирового финансового кризиса экспорт услуг сократился, но с 2010 г. рост возобновился, с 2013 г. он стал превышать 10% в год [с. 86].
Но баланс торговли услугами сводится при этом с дефицитом, величина которого из года в год увеличивается. В 2013 г. совокупный оборот торговли услугами достигал 539,6 млрд долл., но дефицит увеличился с 89,7 млрд долл. в 2012 г. до 118,5 млрд долл. в 2013 г. [с. 85].
Ведущие направления китайского экспорта услуг - это туризм, транспортные услуги и «прочие коммерческие услуги». Но соотношение между ними меняется. Если в 1997 г. доля туризма в совокупном экспорте услуг достигала 50%, то к 2013 г. она сни-
зилась до 25%, а доля «прочих коммерческих услуг» за это время уменьшилась с 30 до 15%. Доля транспортных услуг увеличилась с 14,5% в 2002 г. до 26,5% в 2008 г., а затем она опустилась до примерно 20%.
В современных международных классификациях к высокотехнологичным услугам относят: телекоммуникационные услуги, строительство, страхование, финансовые услуги, передачу и обработку информации, роялти и лицензионные платежи (т.е. плату за услуги по передаче технологий), культурные и развлекательные услуги [с. 90-91]. Удельный вес высокотехнологичных услуг в совокупном экспорте услуг из КНР в 2000 г. был близок к нулю, а в 2013 г. он составил уже около 36% [с. 86].
Устойчивый дефицит Китая в торговле услугами нельзя объяснить медленным развитием экспорта высокотехнологичных услуг. На самом деле наибольший вклад в формирование дефицита вносят отрасли туристических и транспортных услуг: в 2013 г. на них в совокупности пришлось 83,4% общенационального дефицита в торговле услугами [с. 87]. Отрицательное сальдо в торговле транспортными услугами объясняется тем, что лишь незначительная часть перевозок китайских экспортных и импортных грузов осуществляется национальными операторами. А дефицит в торговле туристическими услугами - это следствие того, что с ростом доходов населения и повышением валютного курса юаня активизируется спрос на туристические поездки за рубеж.
Оставшаяся часть дефицита в торговле услугами была обеспечена в 2013 г. отраслью страхования и лицензионными платежами за рубеж. А вот в таких высокотехнологичных отраслях, как телекоммуникационные, информационные, консалтинговые услуги, баланс внешней торговли сводился с небольшим положительным сальдо.
Территориально китайский экспорт услуг сконцентрирован в приморских провинциях: в 2012 г. 61% его общего объема приходился на города центрального подчинения Пекин и Шанхай и провинцию Гуандун. Доля этих административных единиц в экспорте высокотехнологичных услуг достигала 83%.
У Пекина не только большие объемы торговли услугами, но и самая диверсифицированная ее структура: на Пекин приходится 82% общенационального экспорта телекоммуникационных услуг,
60% экспорта услуг страхования, 55% поступлений от лицензионных платежей из-за рубежа.
Шанхай уступает Пекину по показателям экспорта строительных, телекоммуникационных и страховых услуг, но опережает Пекин в экспорте транспортных и консалтинговых услуг, благодаря этому абсолютные размеры совокупного экспорта услуг у Шанхая больше, чем у Пекина.
В Гуандуне абсолютные показатели экспорта услуг почти такие же, как у Пекина, но структура экспорта другая: более половины гуандунского экспорта услуг приходится на сферы транспорта и туризма. Ведущие высокотехнологичные отрасли сферы услуг в Гуандуне - это консалтинг и программное обеспечение, они дают 85,5% экспорта высокотехнологичных услуг из этой провинции.
Остальные провинции КНР по показателям объемов и структуры экспорта услуг можно разбить на несколько групп. Среди приморских провинций есть такие, у которых экспорт высокотехнологичных услуг весьма незначителен, там в экспорте услуг преобладают традиционные отрасли: на Хайнане на транспортные и туристические услуги приходится 94% совокупного экспорта услуг, а в Фуцзяни соответствующий показатель составляет 82%.
Но в других приморских провинциях (Шаньдун, Хэбэй, Чжэцзян) помимо транспорта и туризма велика также доля в экспорте «прочих коммерческих услуг» - в совокупности доля этих трех отраслей в экспорте услуг достигает в этих провинциях 80%, а еще около 15% приходятся на развиваемые в рамках аутсорсинга информационные и консалтинговые услуги.
Во внутриматериковых провинциях доля транспортных услуг в экспорте в целом ниже, и лидером отраслевой структуры экспорта услуг обычно является туризм. Так, в Гуанси-Чжуанском автономном районе, Аньхуэе, Внутренней Монголии, Цзилини, Шань-си, Чунцине, Тибете его доля в экспорте услуг превышает 70%. В Юньнани, Гуйчжоу, Цзянси, Хунани, Шэньси две лидирующие отрасли экспорта услуг - это туризм и «прочие коммерческие услуги», на них приходится около 90% экспорта.
В Хэнани, Хэйлунцзяне и Синьцзян-Уйгурском автономном районе лидирующими отраслями являются туризм и строительные услуги. Это связано с наличием там значительных трудовых ресурсов, с одной стороны, и относительной неразвитостью торговой
инфраструктуры - с другой. Поэтому эти провинции специализируются на выполнении строительных подрядов за рубежом, а в развитии «прочих коммерческих услуг» внутри самих этих провинций местная рабочая сила задействуется недостаточно.
В Цинхае, Ганьсу и Нинся-Хуэйском автономном районе, где транспортные условия плохие, а ресурсы для развития туризма ограничены, нет и условий для культивирования высокотехнологичных услуг. Поэтому в этих провинциях в экспорте услуг преобладают «прочие коммерческие услуги», их доля составляет там 70-80%.
Особняком стоит Сычуань, где доля современных, высокотехнологичных услуг в экспорте превышает 50%, велика и доля туризма (более 20%). Основные отрасли специализации здесь - это информационные, консалтинговые услуги, программное обеспечение. Другим исключением из общего ряда является Хубэй: там лидером экспорта услуг является туризм (на него приходится около 50%), но и доля высокотехнологичных услуг (13,5%) у Хубэя выше, чем у остальных внутренних провинций [с. 87-89].
Возможности дальнейшего увеличения экспорта услуг из отдельных провинций КНР авторы статьи оценивают с помощью эконометрической модели. При ее построении они учитывали то, что на конкретную величину экспорта влияют не только наличный набор факторов производства, но и стохастические шоки, которые отклоняют реальный объем экспорта услуг от потенциально возможного [с. 89-90].
Непосредственно объясняемой переменной в модели является величина экспорта наукоемких услуг из провинции. Авторы сосредоточили внимание именно на экспорте высокотехнологичных услуг, так как возможности для экспорта транспортных услуг во многом определяются местоположением провинции, а для экспорта туристических услуг - наличием или отсутствием в провинции естественных предпосылок для развития туризма.
В качестве объясняющих переменных выступают: величина накопленных инвестиций в активы предприятий сферы услуг в провинции; численность занятых в сфере услуг в провинции; накопленный в секторе услуг провинции человеческий капитал, который оценивается по величине средней заработной платы в соответствующих отраслях.
Еще две группы объясняющих переменных характеризуют ограничения на рост экспорта услуг из провинций. Во-первых, это ограничения, связанные с имеющимся набором ресурсов, в их числе: а) степень развитости сферы услуг в провинции, которая оценивается по доле сервисного сектора в валовом региональном продукте (ВРП) провинции; б) «открытость» экономики провинции, которая исчисляется как доля ее внешнеторгового оборота в ВРП; в) степень урбанизации, измеряемая долей населения городов и поселков в совокупной численности населения провинции (от степени урбанизации, в частности, зависит способность провинции принимать иностранных туристов и предлагать им услуги по проживанию, питанию и т.д.).
Во-вторых, это ограничения, связанные с институциональной средой, в числе которых: а) степень проникновения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику региона (она измеряется совокупным объемом таких инвестиций и характеризует возможности технологических трансфертов в сфере услуг); б) степень маркетизации экономики провинции, которая измеряется долей необщественных укладов хозяйства в добавленной стоимости, производимой в регионе; в) роль господдержки экономики, которая оценивается по доле фискальных расходов в совокупном выпуске соответствующих отраслей [с. 91-92].
В расчетах по модели использованы данные о внешней торговле услугами за период 2007-2012 гг., содержащиеся в базе данных Министерства коммерции КНР. До 2007 г. учет торговли услугами велся только таможенными органами, поэтому данные за более ранние периоды компилировались по другой методике и они несопоставимы со статистикой Министерства коммерции. Авторы статьи использовали данные по 20 административным единицам провинциального уровня, по остальным провинциям или показатели экспорта услуг слишком малы, или данные вызывают сомнения в достоверности [с. 90].
По результатам расчетов было выявлено, что действительно сильное влияние на экспорт высокотехнологичных услуг из всех факторов производства оказывает только человеческий капитал. Незначительное воздействие со стороны накопления физического капитала может объясняться тем, что вложения инвестиций именно в сферу услуг относительно невелики на фоне общей массы инве-
стиций в провинциальные экономики. Фактор же рабочей силы более значим для традиционных отраслей сферы услуг, а не для хай-тека. Об этом свидетельствует и то, что, как выяснилось, чем больше доля сферы услуг в ВРП провинции, тем меньше экспорт из нее высокотехнологичных услуг.
Также выявлено, что чем выше степень «открытости» экономики региона, тем меньше там ограничений для экспорта наукоемких услуг. По-видимому, это связано с тем, что большая «открытость» привлекает в провинцию больше иностранных инвесторов.
Увеличение доли сферы услуг в ВРП провинции, наличие господдержки и высокая степень проникновения ПИИ тоже благоприятны для экспорта наукоемких услуг - очевидно, благодаря действию эффекта масштаба и технологических экстерналий, а также установлению связей между национальными и иностранными предприятиями.
Оказалось, что развитость инфраструктуры и степень урбанизации на экспорт услуг существенно не влияют. А вот повышение уровня маркетизации провинциальной экономики (т.е. удельного веса в ней негосударственных предприятий) негативно коррелирует с объемами экспорта услуг. Вероятно, дело тут в том, что барьеры «входа» на зарубежные рынки наукоемких услуг высоки, и они посильны скорее государственным, чем частным предприятиям [с. 94].
Выяснилось, что Пекин, Шанхай и Гуандун используют свой потенциал экспорта высокотехнологичных услуг почти на 90%, что и обеспечивает этим трем административным единицам лидерство в экспорте услуг из КНР.
В Тяньцзине, Цзянсу и Чжэцзяне потенциал задействуется на 45-60%, причем в Тяньцзине этому способствуют преимущества городской агломерации. В Шаньдуне, Фуцзяни и Ляонине эффективность использования экспортного потенциала меньше, в частности, потому, что экспорт высокотехнологичных услуг осуществляется там только в нескольких крупных городах, таких как Циндао, Сямэнь и Далянь.
В Хэбэе эффективность использования экспортного потенциала меньше 10%, отчасти потому, что здесь 70% экспорта услуг приходится на традиционные отрасли - транспорт и туризм. В Хэбэе нет города - выраженного лидера экспорта высокотехнологич-
ных услуг, возможно, это объясняется территориальной близостью Пекина.
В большинстве внутренних провинций потенциал экспорта наукоемких услуг тоже используется не более чем на 10%. Экспорт услуг там сосредоточен в провинциальных центрах. Важно и то, что у таких провинций невелик и товарный экспорт, а значит, у них ограничены возможности для перетока человеческого капитала в экспортные отрасли сферы услуг.
Исключением опять-таки является Сычуань, где эффективность использования экспортного потенциала сферы услуг достигает 27,6% - прежде всего благодаря наличию научной инфраструктуры в провинциальном центре Чэнду и специальным усилиям местных властей по развитию сектора информационных услуг. В целом, таким образом, возможности реализации потенциала определяются как уровнем развития и географическим положением провинции, так и активностью промышленной политики местных властей.
Итак, развитие экспорта услуг из КНР отличается выраженной региональной неравномерностью. Более половины экспорта услуг приходится на три административные единицы (Пекин, Шанхай и Гуандун), эффективность использования экспортного потенциала у них тоже самая высокая в стране. В остальных провинциях общий экспорт услуг и экспорт наукоемких услуг растут, как правило, синхронно. Но есть и исключения. У Сычуани доля в общенациональном экспорте высокотехнологичных услуг выше, чем ее доля в общем экспорте услуг из КНР. А в Аньхуэе, Гуанси-Чжуанском автономном районе и Чунцине ситуация противоположная: традиционные направления экспорта услуг (транспорт, туризм) развиваются там быстрее, чем экспорт наукоемких услуг.
Чжан Ин, Фу Дахай и Чжоу Шицзэ приходят к выводу, что для более полной реализации экспортного потенциала китайской сферы услуг экономическая политика властей в разных провинциях должна быть различной. На побережье надо укреплять уже имеющуюся в крупных городах базу экспорта высокотехнологичных услуг, а во внутренних провинциях такую базу еще только предстоит создать, реализуя соответствующие меры структурной политики, привлекая туда квалифицированные кадры и ПИИ [с. 96].
П.М. Мозиас