Научная статья на тему '2018. 04. 017. Амиантов А. А. Российский парламентаризм: политико-правовой аспект. - М. : Юрлитинформ, 2018. - 296 с'

2018. 04. 017. Амиантов А. А. Российский парламентаризм: политико-правовой аспект. - М. : Юрлитинформ, 2018. - 296 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ / ТЕОРЕТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПОНЯТИЕ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 017. Амиантов А. А. Российский парламентаризм: политико-правовой аспект. - М. : Юрлитинформ, 2018. - 296 с»

нако, должен настаивать на пояснении конкретных соображений безопасности, исходя из которых были предприняты те или иные действия, убедиться в том, что эти соображения были причиной применения силы, а не использовались как повод. Кроме того, суд должен убедиться в том, что предпринятые меры были пропорциональны.

Уместно ли судьям осуществлять надзор за законностью борьбы с терроризмом? Многие утверждают, что суд не должен в этом участвовать. С одной стороны, потому, что это подрывает безопасность, с другой - потому, что судебный надзор придает легитимность действиям властей. Оба аргумента неприемлемы. Что касается первого, то судебный надзор может усложнить борьбу с террором в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной он действует в интересах народа, так как верховенство права - это центральный элемент национальной безопасности. Что касается легитимности, то, утверждая законность действий властей, суд выполняет свою традиционную роль. Проиграют власти или нет - не важно, в обоих случаях выигрывает верховенство закона и демократия.

Н.В. Кравчук

ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО

2018.04.017. АМИАНТОВ А.А. РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. - М.: Юрлитинформ, 2018. - 296 с.

Ключевые слова: российский парламентаризм; история становления и развития; теоретико-политические основы; понятие российского парламентаризма; принцип разделения властей; порядок формирования палат Федерального Собрания; основные направления деятельности.

В центре внимания автора вопросы становления и развития парламентаризма в России - от парламентских органов Российской империи до современных представительных органов Российской Федерации.

Теоретико-политические основы российского парламентаризма автор анализирует на основе теоретических разработок, сде-

ланных в Западной Европе начиная с XVII в. (работы Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д.-С. Милля, Г. Гегеля и др.), а также работ российских государствоведов (М.М. Сперанского, В.И. Татищева, Н.И. Лазаревского и др.). Понятие современного российского парламентаризма автор связывает с принятием Конституции 1993 г., при этом он отмечает, что, несмотря на многочисленные исследования этой проблематики и сформулированные в них основные постулаты парламентаризма, единообразное понимание его сущности отсутствует. Рассматривая проблемы парламентаризма в контексте теории разделения властей, автор обращает особое внимание на значение ответственности одной ветви власти перед другими и полагает, что «решение должно осуществляться в пользу парламента» [с. 15]. В рамках дискуссии о равенстве всех ветвей власти как признаке российского парламентаризма автор отмечает смещение баланса властей в сторону Президента РФ и исполнительной власти, однако, полагает, что существующие приоритеты в распределении властных полномочий не мешают функционировать законодательному органу на принципах парламентаризма. Автор делает вывод, что парламентаризм присущ современной российской государственности.

Особенностью современного этапа является многопартийность, политические партии рассматриваются в работе как проводники парламентаризма. Оценивая массив законодательных актов о политических партиях, автор отмечает как его достоинства, так и недостатки, предлагая для их преодоления обязать политические партии соблюдать нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные нормативные акты, снять запреты на участие всех видов общественных объединений в управлении государством посредством выдвижения своих кандидатов в депутаты и на другие должности государственного и муниципального уровней, усилить гарантии института самовыдвижения кандидатов в депутаты для его широкого использования на практике.

Большое внимание в работе уделено порядку формирования палат Федерального Собрания РФ основным направлениям их деятельности, а также вопросам повышения уровня профессионализма депутатского корпуса. Предлагается ввести предварительную подготовку для лиц, которые претендуют на выдвижение в качестве кандидатов в депутаты, на специальных курсах ЦИК и ведущих

вузов страны, обучая их основам законодательной деятельности и расследованию противоправных действий, имеющих общественное значение, с последующей сдачей экзамена и представлением его результатов избирателям. Это, по мнению автора, поможет избирателям составить представление о профессиональной пригодности кандидата для работы в законодательном органе. Что же касается дискутируемой проблемы декларирования источников доходов и имущества, то эти сведения не имеют никакого отношения к профессиональной деятельности парламентария и поэтому в монографии предлагается отказаться от их сбора и проверки, a сосредоточиться на повышении уровня правовых и экономических знаний претендентов на депутатские мандаты [с. 68].

25 лет современного российского государства стали периодом становления парламентаризма, результатом которого является функционирование Федерального Собрания РФ и законодательных органов субъектов Федерации, однако потенциал парламентаризма не используется в России в должной мере, поскольку ни Федеральное Собрание РФ, ни представительные органы субъектов Федерации не стали подлинными выразителями интересов народа. Для преодоления сложностей и недостатков современного этапа развития парламентаризма в работе предлагается ряд мер, в том числе: расширить полномочия Федерального Собрания в области самостоятельной кадровой политики и контрольные полномочия в отношении Президента и Правительства; ввести положения, возлагающие на Федеральное Собрание обязательства по обеспечению единства системы органов государственной власти, гаранта Конституции, прав и свобод; создать реальные условия для выражения народом власти посредством проведения регулярных референдумов, свободы выборов депутатов, установления их отчетности перед избирателями и др.

Г.Н. Андреева

2018.04.018. ГАРСИА РОКА Ф.Х. ПАРЛАМЕНСКИЙ КОНТРОЛЬ И КОНВЕРГЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНЦИАЛИЗМА И ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.

GARCÍA ROCA F.J. Control parlamentario y convergencia entre presidencialismo y parlamentarismo // Teoría y realidad constitucional. -Madrid, 2016. - N 38. - P. 61-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.