Научная статья на тему '2018. 04. 013. Хеннингс Я. Россия и учтивая Европа: ритуал и культура дипломатии, 1648-1725. Hennings J. Russia and courtly Europe: ritual and the culture of diplomacy, 1648-1725. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2016. - XII, 297 p'

2018. 04. 013. Хеннингс Я. Россия и учтивая Европа: ритуал и культура дипломатии, 1648-1725. Hennings J. Russia and courtly Europe: ritual and the culture of diplomacy, 1648-1725. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2016. - XII, 297 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕРЖАВЫ / ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / РИТУАЛ И ПРИДВОРНАЯ КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 013. Хеннингс Я. Россия и учтивая Европа: ритуал и культура дипломатии, 1648-1725. Hennings J. Russia and courtly Europe: ritual and the culture of diplomacy, 1648-1725. - Cambridge: Cambridge Univ.. Press, 2016. - XII, 297 p»

2018.04.013. ХЕННИНГС Я. РОССИЯ И УЧТИВАЯ ЕВРОПА: РИТУАЛ И КУЛЬТУРА ДИПЛОМАТИИ, 1648-1725. HENNINGS J. Russia and courtly Europe: Ritual and the culture of diplomacy, 1648-1725. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2016. -XII, 297 p.

Ключевые слова: кросскультурные коммуникации; Россия и европейские державы; дипломатическая практика; ритуал и придворная культура.

Монография доцента Центрально-Европейского университета в Будапеште Яна Хеннингса, получившая в 2017 г. премию Ассоциации ранних славянских исследований (Early Slavic Study Association - ESSA), посвящена взаимоотношениям европейских держав и России после заключения Вестфальского мира до смерти Петра I. Работа написана в русле «новой дипломатической истории», что предполагает смещение фокуса исследовательского интереса, сосредоточенного прежде на межгосударственных отношениях, к изучению кросскультурных коммуникаций. В центре внимания автора - дипломатическая практика, ритуал и придворная культура эпохи раннего Нового времени, когда Россия только входила в семью европейских государств и готовилась стать одной из «великих держав». В этот период идея нации как политического актора еще не родилась, пишет Я. Хеннингс, - так же как и противопоставление России Западу, получившее столь широкое распространение в XIX в. и особенно в эпоху холодной войны (с. 7).

Таким образом, автору удается выйти за пределы традиционной дихотомии «Россия / Запад» и рассматривать место России в системе международных отношений не с точки зрения современных стандартов государственного управления, а в рамках понятий современников, описывавших власть и суверенитет на языке «чести и престижа» (вербальном и невербальном). Характеризуя свой подход к исследованию, автор пишет: «Дипломатическая практика эволюционировала в рамках транскультурного политического пространства общих церемониальных норм, - пространства, в которое на основе постепенно стандартизировавшихся кодов поведения и коммуникации был интегрирован и русский царь, казавшийся далеким и чужим правителем» (с. 247).

Книга основана на широком круге опубликованных и не опубликованных источников из библиотек и архивов Великобритании, Франции, Австрии и России. Источниковая база обеспечивает возможность широкого сравнительного подхода, с прицелом на поиск сходств, различий и вариантов в дипломатических культурах разных стран. Сравнительное изучение практик дипломатического ритуала - придворного персонала, церемониальных процедур, ар-гументационных стратегий, кодификации прецедентов, систем дипломатических рангов и пр., пишет автор, помогает понять, как они эволюционировали в рамках общих для всех «паттернов коммуникации» (с. 11). Он отмечает, что «честь была почитаемым символическим товаром в дипломатии раннего Нового времени», и церемонии являлись публичным выражением и подтверждением престижа и силы суверена. Его представители - дипломаты - прекрасно осознавали это обстоятельство (с. 99).

В первой главе «Варварские церемонии? Место России в дипломатии раннего Нового времени» рассматривается преобладавший в этнографических описаниях, международном праве, дипломатической теории и историографии образ России как «экзотического аутсайдера». Затем анализируются источники, посвященные описанию ритуалов и церемоний, норм прецедентного права и др., в которых образ России предстает несколько иным, поскольку ни один из авторов не ставит под сомнение право ее правителей на подобающее место в европейской системе церемониала.

В последующих главах от анализа дискурса автор переходит к рассмотрению реалий дипломатической практики. Глава вторая посвящена рассмотрению дипломатической процедуры, институтам и персоналу, включая дипломатические ранги, и документированию тех или иных церемоний. Особое внимание уделяется терминам, использовавшимся во Франции, Англии, Германии и России, с тем чтобы выявить российскую специфику.

В третьей главе исследуются отношения России с Англией в сложный для нее период свержения и казни короля Карла I, гражданской войны и последующей Реставрации. Торговые привилегии стали главной темой дипломатических переговоров, отличавшихся острой конфликтностью. Подробно рассматривая рутинную практику приема посольств при дворе Алексея Михайловича, автор ука-

зывает на то обстоятельство, что большая часть столкновений происходила по поводу тех или иных норм и ритуалов, что сильно влияло на ход переговоров.

Глава четвертая посвящена сопоставлению двух дипломатических событий: Великого посольства в Вену (1698) и визита Петра I в Париж в 1717 г. для ведения переговоров о заключении союза России с Пруссией и Францией. Материал, связанный с церемониалом, позволяет проследить эволюцию дипломатического диалога в переходный для России период (от Московии к империи).

В последней главе основное внимание уделяется особенностям ритуала при дворе Петра Великого. Претерпевая процесс трансформации, достаточно сложный и противоречивый, дворцовый ритуал Санкт-Петербурга опирался, однако, на те же самые фундаментальные нормы «престижа и иерархии», что и в предыдущее царствование. Завершается глава описанием провозглашения Петра I императором в 1721 г., что автор называет «апогеем притязаний России на статус» среди европейских держав.

В заключение указывается, что исследуемый период следует рассматривать как целостную «эпоху барокко», отличительной особенностью которой являлся универсализм символического языка, что позволяло народам разных культур успешно взаимодействовать между собой. И несмотря на преобладавший в описаниях путешественников-иностранцев образ России как страны «варварской и экзотической», русские цари (и Россия как христианская держава) были включены в систему рангов и церемоний и являлись ее активными и равноправными участниками. Тем не менее Россия все же занимала особое место в «политической сфере ритуала и церемоний», пишет автор, поскольку она присоединилась к ней позже и прошла путь постепенной стандартизации дипломатических контактов иначе, чем страны Западной Европы (с. 247-249).

О.В. Большакова

2018.04.014. О.В. БАБЕНКО. НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ОБ ЭПОХАХ ПЕТРА I И ЕКАТЕРИНЫ II. (Обзор).

Ключевые слова: Российская империя, XVIII в.; Пётр I; Екатерина II; мифы и реальность; исторические источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.