Научная статья на тему '2018. 03. 044. Безработица среди молодежи: характеристики и политические выводы. Long-term unemployed youth: characteristics and policy responses / mascherini M. , Ledermaier S. , vacas-soriano С. , Jacobs L. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2017. - 94 p. - Mode of access: https://www. Eurofound. EU ropa. Eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1729en. Pdf'

2018. 03. 044. Безработица среди молодежи: характеристики и политические выводы. Long-term unemployed youth: characteristics and policy responses / mascherini M. , Ledermaier S. , vacas-soriano С. , Jacobs L. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2017. - 94 p. - Mode of access: https://www. Eurofound. EU ropa. Eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1729en. Pdf Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 044. Безработица среди молодежи: характеристики и политические выводы. Long-term unemployed youth: characteristics and policy responses / mascherini M. , Ledermaier S. , vacas-soriano С. , Jacobs L. - Luxembourg: European Foundation for the improvement of living and working conditions, 2017. - 94 p. - Mode of access: https://www. Eurofound. EU ropa. Eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1729en. Pdf»

Исторически сложилось, что безработица выше среди женщин, чем среди мужчин. В 2000 г. доля безработных среди женщин в странах ЕС-28 составляла примерно 10%, в то время как среди мужчин - 8%. К концу 2002 г. разрыв между этими показателями сократился на 1,4% и оставался неизменным до середины 2007 г. В первом квартале 2008 г. уровень безработицы среди мужчин и женщин достиг своего минимума - 6,3% и 7,4% соответственно. Затем безработица начала расти, как среди мужчин, так и среди женщин, и к середине 2013 г. она достигла своего максимального уровня - 10,9% у мужчин и 11% у женщин. С конца 2013 г. эта тенденция изменилась: уровень безработицы начал сокращаться, как среди мужчин, так и среди женщин, и к концу 2016 г. упал до 8,1% и 8,4% соответственно.

Б.Г. Ивановский

2018.03.044. БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

Long-term unemployed youth: Characteristics and policy responses / Mascherini M., Ledermaier S., Vacas-Soriano С., Jacobs L. - Luxembourg: European foundation for the improvement of living and working conditions, 2017. - 94 p. - Mode of access: https://www.eurofound.eu ropa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1729en.pdf

Ключевые слова: Евросоюз; рынок труда; безработица среди молодежи.

В результате финансового кризиса безработица среди молодежи в ЕС возросла с 15% в 2008 г. до 24% в 2013 г. Однако в ряде стран ее уровень в этот период превышал средний. Наихудшая ситуация наблюдалась в Греции, Испании, Хорватии, Италии и на Кипре. Однако уже в 2014 г. молодежная безработица стала снижаться во всех странах Евросоюза. В 2016 г. ее уровень в странах ЕС в целом снизился до 18,7%. При этом рост долгосрочной безработицы среди молодежи превышал ее рост среди других групп населения. В 2016 г. доля длительно безработных в общей численности экономически активной молодежи достигла 5,5% против 3,6% в 2008 г. В то же время эта доля среди людей в возрасте 25-64 лет составила 3,9% (с. 3).

Долгосрочная безработица в Европе наиболее высока среди молодых мужчин - 30% (в 2016 г.) против 27,9% среди женщин (с. 17). Наиболее существенным фактором, затрудняющим выход молодежи на рынок рабочей силы, авторы считают низкий уровень образования. Вместе с тем в ряде стран, таких как Болгария, Кипр, Ирландия и Италия, среди молодежи с высоким уровнем образования отмечается высокий уровень долгосрочной безработицы.

Далее авторы определяют основные характеристики индивида, которые обусловливают высокую вероятность остаться безработным, а также некоторые факторы, порождающие межстрановые различия в доле молодежной долгосрочной безработицы. Прежде всего существенную роль играет образование. Причем у наименее образованных молодых людей вероятность стать длительно безработными гораздо выше, чем у лиц старшего возраста с аналогичным образованием. В противоположность этому лица, не имеющие гражданства страны проживания, и женщины с меньшей вероятностью станут долгосрочно безработными. Важную роль играет также сектор экономики, в котором работают или работали молодые люди. Так, если последнее рабочее место молодого человека относилось к сфере строительства или услуг, то у него гораздо выше вероятность оказаться долгосрочно безработным, чем у его конкурента, который работал в обрабатывающей промышленности, финансовом секторе или государственных услугах (образование, здравоохранение, государственная администрация). В такой отрасли, как сельское хозяйство преобладает краткосрочная безработица.

Институциональные, макроэкономические и демографические факторы, по мнению авторов, также должны приниматься в расчет при анализе межстрановых различий в уровне долгосрочной безработицы среди молодежи. Анализ показывает, что увеличение государственных расходов на активную политику на рынке труда (active labour market policies, ALMP), включая затраты на обучение, содействие поиску рабочего места, поддержку безработных и т.п., в сочетании с системой коллективных договоров, значительно снижает уровень безработицы среди молодежи во всех странах ЕС.

Страны - члены ЕС имеют различные уровни долгосрочной безработицы, в том числе молодежной. Анализ показал, что самый высокий уровень таковой наблюдается в Испании и Италии, а самый низкий - в Австрии, Германии и Финляндии. Авторы проана-

лизировали опыт десяти стран (Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Польша, Словакия, Испания, Швеция), которые проводят политику ALMP, направленную на сокращение долгосрочной безработицы среди молодежи. Программы, включающие меры по сокращению долгосрочной молодежной безработицы, осуществляются в рассматриваемой группе стран на различных уровнях государственного управления, в том числе в шести странах (Австрия, Финляндия, Германия, Швеция, Италия, Испания) - на национальном уровне, в трех - на региональном (Ломбардия в Италии, Северный Рейн - Вестфалия в Германии и в трех регионах Швеции). Локальная программа осуществляется в Австрии в г. Вена. При этом долгосрочные программы (20 лет) действуют в Ирландии и Германии.

Некоторые меры специально предназначены для долгосрочно безработных молодых людей (Австрия, Финляндия, Франция и Германия), другие - для всех молодых безработных (Польша, Словакия, Испания и Швеция). В то же время ряд программ предусматривает меры по снижению безработицы независимо от возраста претендентов на получение работы (например, в Ирландии предусмотрена квота на предоставление рабочих мест молодым людям). Все меры по борьбе с молодежной безработицей авторы классифицировали в соответствии с поставленными целями следующим образом:

- превентивные действия: характерны для Финляндии, Швеции и Ирландии, где предусмотрена возможность получения дополнительного образования;

- предоставление рабочего места в основном в некоммерческом секторе (Германия, Польша, Словакия). К этой категории относится и профессиональная подготовка (Польша, Австрия). В Испании действуют обе отмеченные формы трудоустройства;

- структурные реформы. В Италии трудовые соискатели получают ваучер, который они направляют на оплату услуг, например, по профессиональному обучению, как в государственном, так и частном секторах.

Наиболее эффективными мерами по снижению длительной безработицы среди молодежи авторы считают следующие:

- регистрация в государственных органах по трудоустройству (public employment services (PES). Во многих странах ЕС моло-

дые люди реже обращаются в эти организации, чем представители старших возрастных групп, хотя именно здесь можно решить ряд важных проблем, касающихся занятости и социальной помощи (получение пособий по безработице, рабочего места без опыта работы и т.д.);

- углубленная оценка потребностей и ресурсов обеспечения работой. Эта группа мер включает консультирование, наставничество, направление на специализированную профессиональную подготовку, проведение индивидуальных тренингов на рабочем месте, а также поддержку на всех этапах реализации программы обучения и подготовки;

- привлечение к участию стейкхолдеров в государственной политике. Например, торговые палаты могут играть важную роль в посредничестве между молодыми соискателями работы и рынками труда, используя свои обширные взаимосвязи с предприятиями. Начисление бонусов работодателям за участие в программах по трудоустройству молодых соискателей работы также может служить снижению безработицы среди рассматриваемой категории населения.

В 2016 г. Совет ЕС принял рекомендации по интеграции и трудоустройству длительное время безработных молодых людей, которые предусматривают действия по следующим направлениям:

- использование онлайн-инструментов и социальных сетей для включения молодых людей в трудовую деятельность;

- оказание помощи молодым соискателям в осознании необходимости поиска и получения работы. Здесь важную роль играют наставничество и руководство как во время осуществления программы трудоустройства молодых людей, так и после ее завершения;

- предоставление второго шанса - особенно важно для молодых людей, которым присущи многие недостатки. Это предполагает поэтапный подход, который позволяет повысить заинтересованность участников программы трудоустройства в трудовой деятельности и дает им второй шанс найти свое место на рынке труда;

- управление ожиданиями. Программы не должны быть слишком амбициозными, поскольку некоторые молодые люди могут выйти из этих программ по разным причинам - возраст (выход

из категории молодежи), слишком длинный срок поиска работы, решение продолжить обучение и т.п.

Б.Г. Ивановский

2018.03.045. ОСИНГМАНН К. БЕЗРАБОТИЦА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕ.

OESINGMANN K. Youth unemployment in Europe // ifo DICE Report. - 2017. - Vol. 15, N 1. - P. 52-55. - Mode of access: https:// www.cesifo-group.de/DocDL/dice-report-2017-1-oesingmann-march.pdf

Ключевые слова: Евросоюз; молодежь; уровень безработицы; эмиграция.

Исследуя уровень безработицы среди молодежи в странах ЕС, К. Осингманн, сотрудница Института экономических исследований (Institut für Wirtschaftsforschung) (Мюнхен, Германия), отмечает, что критический ее уровень в 2015 г. наблюдался в Греции (49,8%), Испании (48,3), Хорватии (43), Италии (40,3), Португалии (32), Словакии (26,5) и во Франции (24,7%). Наибольший разрыв между общим уровнем безработицы в стране и безработицей среди молодежи (28,4%) был зарегистрирован в Италии. В некоторых странах уровень безработицы среди молодежи был существенно выше, чем в целом по стране, в частности, в Греции (24,9%), Испании (26,2) и Хорватии (26,7%). В странах с самой низкой общей безработицей и безработицей среди молодежи (Германия, Австрия, Дания и Нидерланды) также имелся разрыв между этими двумя показателями. В целом уровень безработицы среди молодежи в странах ЕС существенно различался. С одной стороны, в Греции или Испании почти половина молодых людей были безработными; с другой стороны, в Австрии и Германии соответствующие показатели составляли только 10,6% и 7,2% (соответственно) (с. 52).

Помимо показателя «уровень безработицы среди молодежи» (youth unemployment rate), в Евросоюзе используется дополнительно показатель «NEET rate», по которому можно судить о доле среди всей молодежи тех, кто не работает и не учится (Young people neither in employment nor in education and training, NEET). По мнению автора, этот показатель более адекватно характеризует ситуацию с занятостью молодежи, поскольку при его расчете учитывает-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.