Научная статья на тему '2018.03.013. СЕЗАР Р., ФЕГАР Г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ ФРАНЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПОСТАВКИ. CEZAR R., FÉGAR G. COMMERCE INTERNATIONAL DE SERVICES DE LA FRANCE PAR MODE D’OFFRE // BULLETIN DE LA BANQUE DE FRANCE. - 2018. - JANVIER-FéVRIER, N 215. - Р. 27-41. - MODE OF ACCESS: HTTPS://PUBLICA TIONS.BANQUE-FRANCE.FR/SITES/DEFAULT/FILES/MEDIAS/DOCUMENTS/BULLETIN-DE-LA-BANQUE-DE-FRANCE-215.PDF'

2018.03.013. СЕЗАР Р., ФЕГАР Г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ ФРАНЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПОСТАВКИ. CEZAR R., FÉGAR G. COMMERCE INTERNATIONAL DE SERVICES DE LA FRANCE PAR MODE D’OFFRE // BULLETIN DE LA BANQUE DE FRANCE. - 2018. - JANVIER-FéVRIER, N 215. - Р. 27-41. - MODE OF ACCESS: HTTPS://PUBLICA TIONS.BANQUE-FRANCE.FR/SITES/DEFAULT/FILES/MEDIAS/DOCUMENTS/BULLETIN-DE-LA-BANQUE-DE-FRANCE-215.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / СПОСОБЫ ПОСТАВКИ УСЛУГ / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.03.013. СЕЗАР Р., ФЕГАР Г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ ФРАНЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПОСТАВКИ. CEZAR R., FÉGAR G. COMMERCE INTERNATIONAL DE SERVICES DE LA FRANCE PAR MODE D’OFFRE // BULLETIN DE LA BANQUE DE FRANCE. - 2018. - JANVIER-FéVRIER, N 215. - Р. 27-41. - MODE OF ACCESS: HTTPS://PUBLICA TIONS.BANQUE-FRANCE.FR/SITES/DEFAULT/FILES/MEDIAS/DOCUMENTS/BULLETIN-DE-LA-BANQUE-DE-FRANCE-215.PDF»

4. Сычев В. Китай вошел в пятерку крупнейших военных экспортеров // Lenta.ru. -2013. - 20.03. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2013/03/20/sipri/

5. Bret C. Les exportations d'armes: un levier d'influence géopolitique pour la Russie // Rev. géopolitique [en ligne]. - 2017. - 07.12. - Mode of access: https://www. diploweb.com/Les-exportations-d-armes-un-levier-d-influence-geopolitique-pour-la-Russie.html

6. Coulomb F. Industries de la defense dans le monde. - Grenoble: PUG, 2017. -120 p. - Mode of access: https://www.pug.fr/extract/show/3629

7. Granier Ch. La Chine va s'affirmer sur le marché de l'armement des pays en voie de développement // Monde. - P., 2017. - 08.03. - Mode of access: http://www. lemon de.fr/idees/article/2017/03/08/la-chine-va-s-affirmer-sur-le-marche-de-l-armement-des-pays-en-voie-de-developpement_5091188_3232.html

8. Industrie d'armement mondiale: Nouvelle augmentation des ventes d'armes depuis 2010, selon le SIPRI // Communiqué de presse. - Stockholm: SIPRI, 2017. - 11.11. -3 с. - Mode of access: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017-12/sipri_top_ 1oo_pr_fre.pdf

9. SIPRI Yearbook 2017. Armaments, disarmament and international security. Résumé en français. - Stockholm: SIPRI, 2017. - 28 p. - Mode of access: https://www.sipn. org/sites/default/files/2017-09/yb17-summary_fr.pdf

2018.03.013. СЕЗАР Р., ФЕГАР Г. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ ФРАНЦИИ И СПОСОБЫ ИХ ПОСТАВКИ. CEZAR R., FÉGAR G. Commerce international de services de la France par mode d'offre // Bulletin de la Banque de France. - 2018. -Janvier-février, N 215. - Р. 27-41. - Mode of access: https://publica tions.banque-france.fr/sites/default/files/medias/documents/bulletin-de-la-banque-de-france-215.pdf

Ключевые слова: международная торговля услугами; способы поставки услуг; Генеральное соглашение по торговле услугами; глобальные цепочки создания стоимости.

В исследовании, подготовленном сотрудниками Управления платежного баланса (Direction de la Balance des paiements) Банка Франции, проанализирована внешняя торговля услугами Франции по четырем способам поставки, согласно методике Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС): трансграничная поставка (1); потребление за рубежом (2); коммерческое присутствие (3); перемещение физических лиц (4).

Первый способ означает традиционную поставку услуг через границу на территорию потребителя с территории страны-производителя (в основном, транспортные, финансовые, страховые услу-

ги); второй - перемещение потребителя за границу для потребления услуги; третий - размещение поставщика услуги за границей вблизи от потребителей на постоянной основе (в финансовой и страховой сфере); четвертый - временное перемещение за границу поставщика для предоставления услуги (консалтинг, архитектура, НИР, инжиниринг). Таким образом, именно местоположение поставщика и потребителя представляет собой критерий, отличающий друг от друга способы поставки услуг.

В целом во Франции продажи услуг нерезидентам превышают покупки иностранных услуг на 200 млрд евро, что свидетельствует о конкурентоспособности имеющихся во Франции знаний и технического опыта, а также важности специализации на отраслях, требующих коммерческого присутствия на местном уровне. При этом сальдо баланса торговли услугами (включая 1, 2 и 4-й способы поставки) лишь слабо активно - 6,5 млрд евро за первые девять месяцев 2017 г. Это, подчеркивают авторы, отражает недостаточную для обеспечения равновесия текущих операций «территориальную конкурентоспособность».

3-й способ поставки услуг - коммерческое присутствие - измеряемый статистикой международного обмена услугами по зарубежным дочерним компаниям, лидирует и соответствует французским 58% экспорта и 45% импорта (с. 27). Этот способ преобладает в экспорте транспортных, банковских, страховых, информационно-коммуникационных услуг.

Чтобы полнее представить вовлеченность французских услуг в мировую экономику, авторы оценивают и косвенный экспорт (exportations indirectes) - услуги, включенные в производство экспортируемых товаров. Иерархия основных торговых партнеров Франции зависит от учета всех способов поставки услуг. В этом случае США с 15,9% в суммарном обороте торговли услугами всеми четырьмя способами опережают Великобританию и Германию, становясь основным партнером Франции в их экспорте и импорте.

На протяжении длительного времени возможности расширения международного обмена услугами считались минимальными по сравнению с товарообменом. Поэтому инициативы по либерализации торговли услугами запаздывали по сравнению с обменом товарами. Ряд услуг по своей природе не подлежат международному обмену (например, парикмахерские услуги).

Развитие информационно-коммуникационных технологий, рост международных передвижений людей и постепенная либерализация ряда монополий, в частности железнодорожного транспорта в Евросоюзе, облегчили расширение предложения услуг за пределами национальных границ. Схожие процессы наблюдаются в сфере управления недвижимостью, нотариальных услуг, аудита и т.д. Международная торговля услугами вписывается не только в классическую схему трансграничной торговли, а развивается и в форме размещения за рубежом дочерних компаний. Это обусловило подписание странами - членами ВТО ГАТС, основная цель которого состоит в выработке многосторонних институциональных правил, сравнимых с действующими по обмену товарами.

По данным платежного баланса за 2016 г. Франция экспортировала услуг по 1, 2 и 4-му способам поставки на 213,5 млрд евро, из которых 126,4 млрд пришлись на трансграничную поставку, 60,8 млрд - на потребление за рубежом и 26,3 млрд - на временное перемещение поставщиков услуг. Объем импорта был сопоставим с экспортом - 212,8 млрд евро при аналогичной иерархии долей способов поставки - 1, 2 и 4-й (с. 28). В 2011-2016 гг. авторы отмечают наиболее значительный прирост в экспорте для 4-го и 1-го способов - соответственно на 41% и 33% и минимальный прирост для 2-го способа - на 7%. В импорте рост составил по этим способам поставки соответственно 103%, 45 и 31% (с. 30).

Косвенный экспорт услуг растет в передовых странах в рамках глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) в сочетании с углублением специализации этих стран на производственных задачах, связанных с услугами (проектирование, исследования и разработки, маркетинг). Эти косвенные экспортные операции учитываются в платежном балансе в стоимости экспортируемых товаров, но четко не выделены. При расчете стоимости услуг, содержащихся в экспорте промышленной, агропродовольственной продукции и добывающих отраслей, исследователи опираются на мировую базу данных «затраты - выпуск» (World input-output data, WIOD) (с. 29). Косвенный обмен услугами более интенсивен между европейскими странами в силу международного разделения труда внутри европейских цепочек создания добавленной стоимости (с. 35).

В платежном балансе не полностью отражается 3-й способ (коммерческое присутствие), осуществляемый путем прямых ино-

странных инвестиций (ПИИ). Торговля услугами через компании, расположенные за рубежом, превышает потоки всех остальных способов поставки услуг, отраженных в платежном балансе, что свидетельствует о важности крупных, в том числе транснациональных, компаний во французской экономике. Продажи расположенных за рубежом французских фирм превышают 460 млрд евро, что почти вдвое больше продаж иностранных компаний, размещенных во Франции (около 200 млрд евро) (с. 30). Расширение торговли услугами в рамках третьего способа поставки создает в стране рабочие места, в частности, в логистике, менеджменте, НИР, торговле.

А.А. Сидоров

ПРОБЛЕМЫ СТРАН И РЕГИОНОВ

2018.03.014. ОН. ПРЯЖНИКОВА. ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС -ОДИН ПУТЬ»: ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ, ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Китай; инициатива «Один пояс - один путь»; экономическая интеграция; инвестиции; инфраструктура; юань.

Инициатива «Один пояс - один путь» (ОПОП), выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г., объединяет проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI в.» для создания новых международных торговых маршрутов, экономических связей и бизнес-сетей. Инициатива затронет 69 стран, в которых проживает более 62% мирового населения и производится 40% мирового ВВП. В 2017 г. более 40 стран подписали соглашения о сотрудничестве в рамках ОПОП (4, с. 6). В рамках инициативы планируется создать шесть международных «коридоров»: Китай - Монголия - Россия, Китай - Центральная Азия - Западная Азия, Китай - полуостров Индокитай, Китай - Пакистан, Бангладеш - Китай - Индия - Мьянма.

Интересы Китая как инициатора ОПОП состоят в создании условий для стимулирования экономического роста: строительство инфраструктурных объектов и выход на новые рынки создаст дополнительный спрос на китайскую продукцию и послужит «страховкой» от снижения темпов роста Китая в связи со стагнацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.