Научная статья на тему 'Инициатива "один пояс - один путь": цели, интересы участников, особенности реализации'

Инициатива "один пояс - один путь": цели, интересы участников, особенности реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1649
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ" / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЮАНЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инициатива "один пояс - один путь": цели, интересы участников, особенности реализации»

странных инвестиций (ПИИ). Торговля услугами через компании, расположенные за рубежом, превышает потоки всех остальных способов поставки услуг, отраженных в платежном балансе, что свидетельствует о важности крупных, в том числе транснациональных, компаний во французской экономике. Продажи расположенных за рубежом французских фирм превышают 460 млрд евро, что почти вдвое больше продаж иностранных компаний, размещенных во Франции (около 200 млрд евро) (с. 30). Расширение торговли услугами в рамках третьего способа поставки создает в стране рабочие места, в частности, в логистике, менеджменте, НИР, торговле.

А.А. Сидоров

ПРОБЛЕМЫ СТРАН И РЕГИОНОВ

2018.03.014. ОН. ПРЯЖНИКОВА. ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС -ОДИН ПУТЬ»: ЦЕЛИ, ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ, ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: Китай; инициатива «Один пояс - один путь»; экономическая интеграция; инвестиции; инфраструктура; юань.

Инициатива «Один пояс - один путь» (ОПОП), выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г., объединяет проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI в.» для создания новых международных торговых маршрутов, экономических связей и бизнес-сетей. Инициатива затронет 69 стран, в которых проживает более 62% мирового населения и производится 40% мирового ВВП. В 2017 г. более 40 стран подписали соглашения о сотрудничестве в рамках ОПОП (4, с. 6). В рамках инициативы планируется создать шесть международных «коридоров»: Китай - Монголия - Россия, Китай - Центральная Азия - Западная Азия, Китай - полуостров Индокитай, Китай - Пакистан, Бангладеш - Китай - Индия - Мьянма.

Интересы Китая как инициатора ОПОП состоят в создании условий для стимулирования экономического роста: строительство инфраструктурных объектов и выход на новые рынки создаст дополнительный спрос на китайскую продукцию и послужит «страховкой» от снижения темпов роста Китая в связи со стагнацией

внутреннего спроса и / или потенциального роста протекционизма на глобальных рынках.

Интересы других стран-участниц заключаются в возможности удовлетворить за счет ОПОП резкий рост спроса на новые транспортные и технологические инфраструктуры, обусловленный переживаемым большинством из них этапом активной модернизации и урбанизации. Кроме масштабных инвестиций в инфраструктуру, страны, участвующие в ОПОП, получат широкие коммерческие перспективы благодаря новым торговым коридорам, открытию доступа к более развитым рынкам и более глубокой интеграции в глобальную экономику.

Эксперты выделяют пять основных целей проекта ОПОП (5,

с. 2):

1. Координация политики. Реализация перечисленных проектов будет способствовать достижению странами-участницами в ходе совместной работы и углубления кооперации взаимовыгодных целей.

2. Культурный обмен. Представители разных стран смогут устанавливать новые отношения как на личном уровне, так и на уровне предприятий, что будет содействовать большему пониманию других культур и дальнейшему международному сотрудничеству.

3. Финансовая интеграция. Реализация ОПОП расширяет финансовое сотрудничество, так как предполагает кооперацию в сфере мониторинга финансовых операций, разделения рисков и рост финансовых трансакций.

4. Рост торговли и инвестиций. ОПОП приведет к упрощению и лучшей координации процедур трансграничной торговли и трансграничных инвестиций, что будет способствовать росту товарооборота и инвестиционных потоков, а также углублению экономической интеграции.

5. Связанность инфраструктуры. Перестройка и усовершенствование портов, ремонт дорог и прокладка новых транспортных и иных коммуникаций, в том числе оптоволоконных линий, повысит качество объектов, обеспечивающих поддержание всевозможных связей между странами - участницами ОПОП.

В 2014 г. в Китае было объявлено о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (Asian infrastructure invest-

ment bank, AIIB), который официально был открыт в 2016 г. и является институтом финансирования инфраструктурных проектов в Азии и, главным образом, программ ОПОП. В настоящее время членами - учредителями AIIB стали 67 стран, 22 из которых расположены в регионах, которые не затрагивает ОПОП, еще 20 стран (включая все страны БРИКС) присоединятся к институту в ближайшем будущем1. Китай владеет 26,06% капитала AIIB и имеет право вето при принятии банком решений, а 14 стран ЕС контролируют 19,04% капитала AIIB. В 2017 г. банк инвестировал 1,73 млрд долл. в девять проектов ОПОП (1, с. 1). В 2018 г. AIIB планирует потратить на проекты ОПОП от 2,5 до 3,5 млрд долл. (2, с. 3). В период до конца 2020 г. организация намерена инвестировать в проекты ОПОП 4-5,5 млрд долл. ежегодно, а общая потребность стран - участниц ОПОП в инвестициях в инфраструктуру в период 2015-2030 гг. оценивается в 40 трлн долл. (1, с. 1).

Важно подчеркнуть, что инициативу Китая поддерживают такие крупнейшие международные организации, как ООН, Всемирный банк и МВФ. В мае 2017 г. генеральный секретарь ООН объявил о поддержке ООН инициативы ОПОП, как проекта развития интеграции ее участников в мировую экономику, и заявил о сотрудничестве ООН и ОПОП для реализации целей ООН в области устойчивого развития до 2030 г.2 В 2017 г. президент Всемирного банка объявил о намерении организации инвестировать 86,7 млрд долл. в программы ОПОП, способствующие развитию торговли и повышению связанности инфраструктуры стран-участниц (5, с. 3). Решение МВФ, принятое в 2016 г., о включении юаня, первой валюты страны с формирующимся рынком, наряду с долларом, иеной, евро и фунтом стерлингов, в корзину валют, составляющих специальные права заимствования (special drawing rights, SDR), свидетельствует о признании Китая важным актором мировой экономики. Включение в корзину SDR повышает доверие к юаню и способствует расширению его использования в расчетах между странами - участницами ОПОП.

1 Members and prospective members of the Bank. - Mode of access:

https://www.aiib.org/en/about-aiib/governance/members-of-bank/index.html

2

Повестка дня в области устойчивого развития. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/

Хотя в настоящее время американский доллар остается основной валютой расчетов в рамках ОПОП, ОПОП, очевидно, будет способствовать интернационализации юаня. По прогнозам, торговля Китая со странами - участницами ОПОП в течение ближайших десяти лет будет ежегодно составлять 2,3 трлн долл. При этом Китай будет стремиться к тому, чтобы все сделки осуществлялись в юанях. ОПОП повысит отток юаней через счет движения капитала. Так, в период 2012-2015 гг. объем исходящих из Китая прямых инвестиций в юанях вырос с 0,2 млрд до 20,8 млрд. Очевидно, что в ходе реализации проектов ОПОП будут расти и инвестиции в юанях. Страны - участницы ОПОП будут рассчитываться в юанях, стремясь снизить трансакционные издержки и избежать рисков, связанных с обменными курсами.

ОПОП может также способствовать распространению юаня как средства накопления и сбережения. Уже сейчас растет спрос на юань со стороны стран - участниц ОПОП, которые начинают использовать его как резервный актив: Южная Корея, Малайзия и Камбоджа уже сделали юань своей резервной валютой. Народный банк Китая прогнозирует, что в ближайшем будущем доля юаня в резервах центральных банков стран мира превысит 4%. По оценкам банка «Standard Chartered», совокупный чистый объем закупок китайских облигаций и акций к 2020 г. достигнет соответственно 5,5 и 6,2 трлн юаней (5, с. 18).

Сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Center for strategic and international studies) и руководитель проекта «Связывая Азию» (Reconnecting Asia project) Дж. Хиллман (3) указывает на ряд тенденций, характеризующих процесс реализации ОПОП. Во-первых, Китай, будучи самым крупным инвестором ОПОП, сталкивается с конкуренцией в этой сфере. Так, в нескольких странах Юго-Восточной Азии доля японских инвестиций превосходит китайские. В странах Центральной Азии с китайскими инвестициями конкурируют Азиатский банк развития и многосторонние банки развития (multilateral development bank, MDB). В странах Центральной и Восточной Европы в большинстве стран-участниц в финансировании проекта доминируют европейские инвестиции.

Во-вторых, анализ данных, собранных в рамках проекта «Связывая Азию», показал, что в ходе реализации ОПОП возника-

ют ограничения по открытости проекта для местных и международных участников. Так, среди всех подрядчиков, участвующих в проектах ОПОП, финансируемых Китаем, 89% составляют китайские компании, 7,6% - местные компании (базируются в стране-участнице), и только 3,4% - иностранные компании. Другая картина наблюдается в проектах, финансируемых многосторонними банками развития. Здесь в среднем 29% подрядчиков составляют китайские компании, 40,8 - местные компании и 30,2% - иностранные компании (3, с. 3-4). Из этого следует, что китайские компании выигрывают большинство контрактов на участие в работах в рамках ОПОП, финансируемых китайской стороной. Несмотря на то что проект ОПОП заявлен как открытый для всех заинтересованных сторон, на практике проявляется его китаецентричный характер.

Список литературы

1. 2017 Business plan and budget. Summary / Asian infrastructure investment bank (AIIB). - 2016. - 2 p. - Mode of access: https://www.aiib.org/en/policies-strategies/_download/business-plan-2017/aiib-2017-business-plan-and-budget.pdf

2. 2018 Business plan and budget. Summary / Asian infrastructure investment bank (AIIB). - 2018. - 3 p. - Mode of access: https://www.aiib.org/en/policies-strategies/_download/business-plan-2018/2018-Business-Plan-and-Budget.pdf

3. Hillman J. China's Belt and road initiative: Five years later. Statement before the U.S.-China economic and security review commission. - Wash., 2018. - 12 p.

4. New frontiers: Prospects for real estate along the Belt and road initiative / Ed. by N. Holt; Knight Frank research. - 2018. - 41 p. - Mode of access: http://content.knightfrank.com/research/1438/documents/en/new-frontiers-the-2018-report-2018-5216.pdf

5. The Belt and road initiative / LehmanBrown international accountants. - 2017. -21 p. - Mode of access: https://www.lehmanbrown.com/wp-content/uploads/2017/ 08/The-Belt-and-Road-Initiative.pdf

2018.03.015. А.А. ГЕРАСИМОВ. ПРОБЛЕМЫ ВСТРАИВАНИЯ ИНДИИ В КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЁЛКОВОГО ПУТИ». (Обзор).

Ключевые слова: Китай; Индия; реформа предложения; экономическая политика; «Экономический пояс Шёлкового пути».

В обзоре рассматриваются основные цели и принципы китайского проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.