Научная статья на тему '2018. 03. 001. Ломовицкая В. М. Из истории изучения научных коммуникаций // социология науки и технологий. - 2017. - Т. 8, № 4. - С. 37-44'

2018. 03. 001. Ломовицкая В. М. Из истории изучения научных коммуникаций // социология науки и технологий. - 2017. - Т. 8, № 4. - С. 37-44 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЖУРНАЛ / СТАТЬЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 001. Ломовицкая В. М. Из истории изучения научных коммуникаций // социология науки и технологий. - 2017. - Т. 8, № 4. - С. 37-44»

НАУКА И ОБЩЕСТВО

2018.03.001. ЛОМОВИЦКАЯ В.М. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ // Социология науки и технологий. - 2017. - Т. 8, № 4. - С. 37-44.

Ключевые слова: научные коммуникации; журнал; статья; информационно-коммуникативные технологии; сетевое коммуникативное пространство; сетевое научное сообщество.

Автор, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра социолого-науковедческих исследований Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, рассматривает историю исследования сетевых научных коммуникаций и ставит вопрос о том, способствуют ли информационные компьютерные технологии формированию нового знания?

Важнейшую роль в системе научной коммуникации играют научные журналы. Первый журнал «Le Journal des Scavans» вышел в свет 5 января 1665 г. во Франции, вслед за ним в том же году был опубликован английский научный журнал «Philosophical Transactions». Эти два издания на полторы сотни лет определили способ сообщения о результатах научной работы. С начала XX в. число журналов неуклонно увеличивалось, что привело к состоянию, которое получило название «информационный взрыв».

Анализируя динамику изучения научных коммуникаций, автор обращает внимание на две работы: «Коммуникации в современной науке» (1976) и «Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества» (2013), в которых информационно-компьютерная техника обсуждается в соответствующих исторических контекстах.

В первом сборнике проблематика, анализируемая в статьях, традиционна для того времени - формальные и неформальные коммуникации, социальные группы в науке, «невидимый колледж»

и т.п., а главная проблема, предстающая в этот период перед исследователями, связана с огромным количественным ростом научной и технической литературы. В сборнике «Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества» рассматриваются темы и проблемы, существование которых всего несколько десятилетий назад невозможно было предположить в качестве элементов концепций коммуникативного пространства. Авторы фокусируются на возможностях, которые открыла перед учеными всемирная сеть Интернет: публикации непосредственно в Интернете, практически безграничный обмен информацией и новыми технологиями, взаимодействие вне зависимости от географических и временных барьеров. Исследователи отмечают особенности интернет-сообщества и связывают их с локальной и временной неопределенностью границ; наличием общей цели как основы объединения; «текстуальным характером конструирования "я" и самопрезентации; рекурсивностью и высокой степенью конструируемости социальных практик».

Лонгитюдное исследование Е.З. Мирской информационно-компьютерных технологий в российской академической науке показало, что в середине и конце 1990-х годов использование этих технологий не определяло профессиональную успешность ученых, однако в целом успешнее были те ученые, которые активно применяли новые коммуникационные возможности. Результаты, полученные в последующие, уже в 2000-е годы, продемонстрировали существенное позитивное влияние использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на продуктивность научной деятельности. И если в середине 1990-х - начале 2000-х годов ученые использовали ИКТ для электронной переписки, поиска информации в Интернете, участвовали в удаленных экспериментах (4%, по версии Е.З. Мирской), то всего лишь через несколько лет в научный обиход прочно вошли понятия «сетевое виртуальное сообщество», «научные сети» и обозначаемые ими феномены.

Отмечая быстрый рост социальных сетей в науке, автор указывает на следующий факт: еще в 2014 г. сети Яе8еагсИОа1е и ЫпкеШп были мало известны в России, а в 2017 г. в Омске был опубликован путеводитель по интернет-ресурсам с описанием научных сетей (по состоянию на июнь 2017 г.). Последняя публикация - свидетельство того, что сети не только известны в стране, но и достаточно активно используются российскими учеными. Со-

гласно опросу журнала «Nature» в 2014 г., исследователи используют социальные сети ResearchGate и Academia.edu для того, чтобы поднять свои профили и стать более доступными, а не как инструменты социального взаимодействия.

Центр социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ РАН провел в 2017 г. эмпирическое исследование, посвященное коммуникациям в академических сетях. В ходе исследования выяснилось, что общение ученых в сетевых сообществах является дополнительным относительно традиционных коммуникаций, исследователь обращается к сетевым ресурсам в случае нехватки оперативной информации, традиционно получаемой в других местах производства нового знания - передовых исследовательских центрах.

В заключение автор отмечает, что преимущества интернет-коммуникаций очевидны: возможность «мгновенной» связи с сотрудником-оппонентом-дискутантом, проведение онлайн-дискус-сий, обмена данными и пр. Однако, по мнению автора, очевидны и проблемные точки: например, прежде чем выходить в сетевое пространство с новыми результатами, исследователь должен обеспечить право интеллектуальной собственности; то же имеет место и в ситуации представления еще незапатентованных данных.

Возможности интернет-коммуникаций огромны, их следствия будут умножаться и требовать ответов на возникающие вопросы. Основной вопрос сегодня - как работает коммуникация в сетевом пространстве на приращение знания? Автор оставляет его открытым и ставит еще один вопрос для дальнейших исследований -о роли неформальных каналов коммуникации в научной работе.

Е.Г. Гребенщикова

2018.03.002. АРГАМАКОВА А.А. СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТЕХНОНАУКИ // Эпистемология и философия науки. -М., 2017. - Т. 52, № 2. - С. 120-136.

Ключевые слова: технонаука; технокультура; прикладное социогуманитарное знание; история социальных наук; институ-ционализация социальных наук; социальный заказ в науке; социальные технологии; социальная инженерия.

В статье сотрудницы Института философии РАН критически рассматриваются идеи, характерные для теорий технонауки, в ча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.