гласно опросу журнала «Nature» в 2014 г., исследователи используют социальные сети ResearchGate и Academia.edu для того, чтобы поднять свои профили и стать более доступными, а не как инструменты социального взаимодействия.
Центр социолого-науковедческих исследований СПбФ ИИЕТ РАН провел в 2017 г. эмпирическое исследование, посвященное коммуникациям в академических сетях. В ходе исследования выяснилось, что общение ученых в сетевых сообществах является дополнительным относительно традиционных коммуникаций, исследователь обращается к сетевым ресурсам в случае нехватки оперативной информации, традиционно получаемой в других местах производства нового знания - передовых исследовательских центрах.
В заключение автор отмечает, что преимущества интернет-коммуникаций очевидны: возможность «мгновенной» связи с сотрудником-оппонентом-дискутантом, проведение онлайн-дискус-сий, обмена данными и пр. Однако, по мнению автора, очевидны и проблемные точки: например, прежде чем выходить в сетевое пространство с новыми результатами, исследователь должен обеспечить право интеллектуальной собственности; то же имеет место и в ситуации представления еще незапатентованных данных.
Возможности интернет-коммуникаций огромны, их следствия будут умножаться и требовать ответов на возникающие вопросы. Основной вопрос сегодня - как работает коммуникация в сетевом пространстве на приращение знания? Автор оставляет его открытым и ставит еще один вопрос для дальнейших исследований -о роли неформальных каналов коммуникации в научной работе.
Е.Г. Гребенщикова
2018.03.002. АРГАМАКОВА А.А. СОЦИОГУМАНИТАРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТЕХНОНАУКИ // Эпистемология и философия науки. -М., 2017. - Т. 52, № 2. - С. 120-136.
Ключевые слова: технонаука; технокультура; прикладное социогуманитарное знание; история социальных наук; институ-ционализация социальных наук; социальный заказ в науке; социальные технологии; социальная инженерия.
В статье сотрудницы Института философии РАН критически рассматриваются идеи, характерные для теорий технонауки, в ча-
стности идеи, связывающие технологии исключительно с материальными артефактами и техникой.
Концепция технонауки появляется в 1970-х годах в рамках социальных исследований науки и с тех пор широко применяется для осмысления динамики научного познания и состояния современной культуры. К основным чертам технонаучного этапа, берущего начало с середины XX в., относят существенно возросшее значение практики и технологических научных разработок, размывание дисциплинарных рамок организации научного труда, выход науки за пределы академических институтов, слияние фундаментальных и прикладных исследований, коллективные меж- и трансдисциплинарные проекты, отличающиеся масштабом и возросшим объемом инвестиций, предпринимательский дух и заказной характер науки, проявляющийся в чутком реагировании на социальные и рыночные потребности путем производства наукоемких технологий и социально ориентированных инноваций.
По замечанию Б. Барнса, в социологии науки и STS (Science and Technology Studies) существует тенденция «овеществления» технологий, т.е. представления в качестве материальных объектов -приборов, механизмов, технических устройств, артефактов. При этом упускается из внимания традиция словоупотребления, идущая из античности и подразумевающая более широкое понимание techne как умения, профессиональных навыков, мастерства и искусства выполнения определенных видов деятельности в противоположность обладанию абстрактным знанием о мире -episteme или scientia (с. 122). Значительная часть потока литературы, по словам автора, концентрируется вокруг темы технонауки и НБИК-техно-логий, к которым начинают добавлять социальные технологии, но преимущественно в подходах российских исследователей и в более узком смысле. Тенденция «овеществления» технологий продолжает доминировать в STS, эпистемологии, социологии и философии науки.
Этимология слова «технология» и контексты употребления не указывают на необходимость его связи с техническими артефактами. Специалистам хорошо знакомы понятия социальных технологий, социального проектирования и инженерии как соответственно рецептурного социогуманитарного знания, научно обоснованного
планирования и практики организации деятельности людей для решения общественных проблем.
Профессионалы в области социальной инженерии - социальные механики, инженеры, технологи - разбираются в общественном устройстве, знают все социальные винты и пружины и поэтому способны производить компетентные вмешательства и эффективные изменения. Если воплощением естественно-научных технологий оказывается техника, то социальные технологии материализуются в различных устойчивых формах деятельности, общественных институтах, учреждениях, организациях, сообществах и движениях.
Сегодня в науке меняется способ взаимодействия теоретического и прикладного уровней исследования, происходит их сближение и взаимопроникновение. Аналогичные процессы наблюдаются и во взаимодействии науки и технологий. Первоначально их развитие зачастую шло параллельно друг другу. В дальнейшем взаимозависимость технологий и науки усилилась, а сегодня появляется технонаука с ее симбиозом технологических и теоретических исследований, сосуществующих в рамках единых проектов и пространств-лабораторий, в тесной связи с социально-культурным контекстом и многочисленными потребностями общества, бизнеса и государства, становящихся заказчиками прикладных разработок.
На историю социальных наук запросы практики оказали не меньшее влияние, чем на историю естествознания. Практический интерес к высшему образованию и наукам об управлении обществом, необходимость решения проблем в социальной сфере, обострившихся на фоне процессов урбанизации и индустриализации, наряду с теоретическими поисками сыграли если не главную, то важнейшую роль в формировании социогуманитарных наук. XIX-XX вв. стали временем институционализации и профессионализации социальных наук. Эмпирически и практически ориентированные социальные науки приходят на смену спекулятивной моральной философии прошлого.
Что предложили обществу социальные науки, ставшие профессиональным занятием, и что общество ожидало от них? Обобщая различные суждения на данный счет, можно выделить несколько ключевых функций или задач, так или иначе связанных с практикой.
Профессиональное образование. Институционализация социальных наук означала признание как их научного статуса и познавательной ценности, так и практического значения. Появление отдельных кафедр, факультетов и институтов предоставило возможность вести подготовку специалистов, обученных использовать данные наук в работе и принятии решений. Подготовка специалистов, присуждение научных степеней и квалификаций неизменно составляют ключевую практическую функцию учебных заведений.
Прикладные исследования, социальная критика и идеология. Эмпирический характер и прикладная ориентация формирующихся социальных наук отделили их от спекулятивной философии прошлого, позволили обрести самостоятельность и сформировать новый интеллектуальный и культурный феномен. Каждая социальная наука без исключения имеет прикладной уровень изучения объектов. Стоявшие у истоков новой науки ученые, такие как, например, А. Сен-Симон или О. Конт, видели и практический потенциал социальных дисциплин, и насущную необходимость переориентировать познание на решение актуальных проблем и перестройку общества.
Социальное проектирование и инженерия. Еще одним практическим направлением работы ученых является социальное проектирование и инженерия, когда произведенное социогумани-тарное знание адаптируется под конкретные социальные цели и задачи, связанные с управлением и организацией общества. Одной из разновидностей прикладного знания являются также социальные технологии - наиболее тесно связанные с практикой социогумани-тарные разработки, способствующие не столько пониманию процессов и явлений, сколько управлению ими, изменению и организации.
Под социальным проектированием и инженерией понимают формирование сообществ и социальных практик, развитие социальных связей и активностей, создание организаций и институтов, внедрение в практику социальных технологий и инноваций.
Концепции социальной инженерии и социальных технологий известны с конца XIX в. Идеи и термины разрабатывались технократами и социалистами - Л. Уордом, Т. Вебленом, А. Смоллом, среди близких по духу предшественников А. Сен-Симоном, а в середине XX в. К. Поппером была предложена концепция частичной социальной инженерии. Сегодня представление о социальных тех-
нологиях, социальном проектировании и инженерии вошло в теорию и практику социологии, философии и наук об управлении. В мировой науке используется еще один термин с тем же смыслом «social planning», означающий социальное планирование.
Просвещение и формирование гуманитарной культуры. Просвещение, распространение социогуманитарных знаний и образование общества неизменно сопровождали развитие социальных наук. Ученые, просветители, популяризаторы социальных идей формируют гуманитарную культуру общества, снабжая публичный дискурс не только концептуальными и аналитическими средствами, но и ценностными ориентирами.
Таким образом, заключает автор, социальные науки с момента возникновения тесно связаны с практикой и ее запросом на решение актуальных проблем общества и человека. Социальная наука носила столь же заказной характер, как и естествознание, удовлетворяющее потребность в новых образцах техники, делающих жизнь легче, комфортнее, быстрее. Заказ на развитие социальных наук исходил от государства, представителей бизнеса и финансов, покровителей и просветителей, общественных организаций и объединений, субъектов гражданского общества и часто от самих ученых, осознающих и артикулирующих потребности общества. Социальный заказ мог быть как вполне прямым и конкретным, под решение определенных задач, так и косвенным, углубленным в культуре и текущих нуждах общества, распознаваемых учеными. Социальные науки не меньше, чем естествознание, демонстрируют способность производить прикладное знание и свои особые технологии.
Т. В. Виноградова
2018.03.003. ЧЕРНОЗУБ СП. БЛОКЧЕЙН И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: УТОПИЯ, РЕВОЛЮЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ // Общественные науки и современность. - М., 2018. - № 1. - С. 134-142.
Ключевые слова: четвертая промышленная революция; блок-чейн; инновационные тренды; экономика доверия; социальные сети; технологическая утопия.
Автор, сотрудник Института системного анализа РАН, рассматривает технологические и социальные аспекты четвертой про-