2018.02.024. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МОЛОДЕЖИ В XX СТОЛЕТИИ.
Transnational histories of youth in the twentieth century / Ed. Jobs R., Pomfret D. - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015. - 333 p.
Ключевые слова: транснационализм; глобализация; глобальная коммуникация; массовая культура; культурные практики; культурный интернационализм; идентичность; мобильность; гиб-ридность; миропорядок; наука; марксизм; сефарды.
Данный сборник под редакцией профессора Тихоокеанского университета (США) Ричарда Айвэна Джобса и заведующего кафедрой истории Гонконгского университета (КНР) Дэвида Пом-фрета состоит из 12 материалов. Это издание с широкой географией авторов, тем и объектов исследования. Представленные тематические блоки можно разделить на «Деятельность», «Мобильность» и «Идентичность».
Над текстами работали 14 авторов из восьми стран, посвятив работы исследованию широкого спектра динамичных транснациональных формаций на значительной территории земного шара. Книга фокусируется на молодом поколении как явлении и одновременно общественной формации, которая выступает агентом глобальной коммуникации и даже глобализации как таковой.
В сборнике отражено внимательное отношение авторов к вопросам исторической преемственности, раскрыт тщательный анализ процессов возникновения молодежных движений и той транснациональной взаимосвязи между локальными явлениями, которая проявляется в каждом отдельном случае, будь то Япония, Вьетнам, Великобритания или Мексика.
Редакторы считают современную историю молодежи транснациональной, для которой характерны такие черты, как мобильность, скорость и внутренняя связность. Целью исследования они называют «выявление взаимосвязей молодежи как культурной категории и социального организма с формированием современного миропорядка» (с. 1).
Профессор Помфрет специализируется в междисциплинарной области, исследуя британскую и французскую колониальные культуры сквозь призму детской и молодежной проблематики, а также применяя сравнительный и транснациональный подходы.
Так, в статье «Колониальные циркуляции: Вьетнамская молодежь, путешествия и империя в 1919-1940 гг.» (с. 115-143) ученый отслеживает миграцию вьетнамских студентов между Индокитаем и Францией в период между двумя мировыми войнами, проясняя, каким образом пересечение географических границ коррелировало с представлениями о зрелости, статусе и поле: такое путешествие олицетворяло мужскую зрелость, в то время как оставшийся дома пребывал в статусе ребенка.
В свою очередь, Ричард Джобс изучает социальную, политическую и культурную историю современной Европы и является обладателем ряда престижных академических наград. Так, в работе «Мобильность молодежи и создание Европы в 1945-1960 гг.» (с. 144-166) он отмечает, что «корни культурного интернационализма лежат в периоде между двумя мировыми войнами» (с. 145).
В целом молодежь воспринимается авторами сборника как движущая сила в истории современного мира. Книга раскрывает деятельность молодежи с транснациональной точки зрения, подчеркивая ее роль в развитии глобальной коммуникации и особо выделяя множество тематических исследований, в которых особое внимание уделяется темам и регионам, которые часто остаются неизученными.
В предуведомительной статье (с. 1-19) Джобс и Помфрет отмечают важность «отслеживания глобальной генеалогии культурных практик молодого поколения, посредством которых оно заявляет о себе» (с. 2).
В статье Валерии Манзано (Национальный университет Сан Мартина, Аргентина), посвященной молодому поколению Латинской Америки 1970-х годов (с. 167-187), рассматривается вопрос о том, как культурные практики стали политизироваться и способствовали выражению определенно незападной идентичности.
В книге анализируется не только влияние транснациональных отношений на молодое поколение, но и то, как сама молодежь формировала эти отношения. Предполагается, что активность, мобильность и идентичность молодежи выступают центральными компонентами глобализации.
Само понятие «молодежь» в книге применяется в достаточно широком диапазоне (в меньшей степени - возрастном и в большей степени - социальном), что вычленяет явную параллель между пре-
одолением границ в рамках транснациональных явлений и тем динамизмом, который демонстрирует молодое поколение на различных этапах социализации.
Эндрю Иваска из Университета Конкордиа в Канаде (с. 188210) изучает транснациональную политическую активность молодежи Танзании в 1960-е годы (молодежь определяется здесь в социальном плане: как правило, не состоит в браке, учится в университете и т.д.) и демонстрирует, насколько молодость и транснационализм были неотделимы от политики.
Авторы предлагают свое видение того, как молодые люди по-разному функционировали как символы и агенты современности, реконструкции, национальной идентичности, мобильности и гиб-ридности.
Саяка Чатани, преподаватель Национального университета Сингапура, в работе «Молодежь и японская деревня в 1900-1920 гг.» (с. 23-44) рассматривает молодежные объединения, существовавшие в начале XX столетия в сельских районах Японии. Автор утверждает, что, в отличие от деспотичных государственных инструментов, эти сообщества были восприняты молодыми людьми с энтузиазмом, так как предоставляли возможность выйти за рамки деревенского уклада.
В статье «Бойскауты под солнцем ацтеков: Мексиканская молодежь и межнациональное конструирование индентичности в 1917-1940 гг.» (с. 45-69) Елена Джексон Альбарран из Университета Майами в Огайо (США) выясняет, как именно сверхсовременное и ориентированное на Запад движение бойскаутов становится культурным ретранслятором постреволюционной Мексики.
Подобную географически локализованную тематику продолжает текст Джиалинь Кристины Ву из Католического университета Левена (Бельгия) (с. 92-112), посвященный той роли, которую в межвоенный период играло объединение молодых женщин Малайзии китайского происхождения в общественно-политическом и гендерном смыслах.
Хизер Эллис (Шеффилдский университет, Великобритания) озаглавила свой материал «Это великое время: Марксистский интернационализм, мускулинность и молодые ученые Британии в 1930-1940 гг.» (с. 70-91). Автор исследует роль в британской культуре 20-30-летних ученых (как еще студентов, так и недавних вы-
пускников), полагавших, что между наукой и марксизмом существует совершенно естественная взаимосвязь.
Заключительный блок составляют материалы Адрианы Брод-ски (Колледж Святой Марии в Мэрилэнде, США), Юлианы Фюрст (Университет Бристоля, Великобритания), Фабио Ланза (Аризон-ский университет, США) и Пола Сильверстейн (Колледж Рид, США).
Данная группа материалов сфокусирована на вопросах идентичности в ее национальном и транснациональном смыслах. Так, Адриана Бродски (с. 213-235) изучает роль молодых представителей этноса сефардов в Аргентине в так называемом «сионистском проекте» 1960-х. А Джулиан Фюрст (с. 236-259) рассматривает информационные и культурные тенденции, перекочевавшие с Запада в СССР, указывая на то, как советская молодежь интерпретировала и переосмысливала западную культуру.
Материал Фабио Ланза (с. 260-282) посвящен событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 г. и раскрывает, как развивались события: от протеста местного значения до глобального информационного повода. И, наконец, Пол Сильверстейн (с. 283-305) смотрит на новые музыкальные жанры в Северной Африке и Франции как на явление, игнорирующее национальные и территориальные границы, производящее гибридные идентичности, объединяющее в себе локальное и глобальное.
Д.Г. Шкаев