Научная статья на тему '2018. 02. 020. Путешествие по текстам русской литературной классики. (рецензия)'

2018. 02. 020. Путешествие по текстам русской литературной классики. (рецензия) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ / УСТАНОВКА НА ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ / ПОЭТИКА И СТИЛИСТИКА / КРЫЛАТЫЕ ЦИТАТЫ / ГОВОРЯЩИЕ ИМЕНА / "ТЕМНЫЕ МЕСТА" В ТЕКСТЕ / "МЕЛОЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО БЫТА"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ревякина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 020. Путешествие по текстам русской литературной классики. (рецензия)»

2018.02.020. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕКСТАМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ. (Рецензия).

Ключевые слова: типология вопросов и ответов; установка на проверку знаний абитуриентов и студентов; поэтика и стилистика; крылатые цитаты; говорящие имена; «темные места» в тексте; «мелочи литературного быта».

Двухтомное учебное пособие «Русская литература в вопросах и ответах»1 полезно не только для абитуриентов, студентов гуманитарных колледжей и учащихся соответствующих профильных классов средней школы. Оно представляет интерес и для многих любителей литературы независимо от возраста.

В книге использована испытанная методика: вопросы и ответы. Вопросы привлекают своей продуманной типологией: основные факты биографии писателя, повлиявшие на его творчество; история создания произведений, их художественный мир (в эпосе и драме - время и место действия, система персонажей, развитие сюжета, лейтмотивы и др.), крылатые цитаты, отзывы первых критиков. Проверяется также знание стихотворных размеров, видов пассивной лексики, тропов и синтаксических фигур, приемов звукописи и др. Вопросов много (в двух томах - около тысячи); они различаются по степени трудности. Приведем некоторые из них, рассчитанные на знатоков.

В каких произведениях русской литературы «оживают» персонажи «Горя от ума»? Почему в «Евгении Онегине» автор называет Буянова своим двоюродным братом? За какую цену купил Чичиков «ревизскую душу» у Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина? Где Тургенев писал повесть «Муму» и кому он посвятил роман «Отцы и дети»? До каких чинов дослужились Обломов и Штольц? Из какого стихотворения Фета взято название цикла Блока «За гранью прошлых дней»? Сколько шагов

1 См.: Русская литература в вопросах и ответах: В 2 т.: Учеб. пособие для СПО. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - Т. 1: XIX век / Чернец Л. В, Романова Г.И., Грачёв А.П., Коточигова Е.Р., Арапова Н.С.; под ред. Чернец. Л.В. -242 с.; Т. 2: XX век: Учеб. пособие для СПО / Романова Г.И., Грачев А.П., Арапова Н.С., Исакова И.Н., Шевченко Л.А.; под ред. Романовой Г.И. - 3-е изд., испр. и доп. - 267 с.

Цитаты в тексте рецензии приведены по этому изданию.

проходит Раскольников до квартиры процентщицы? Какой рассказ Чехова Лев Толстой особенно любил и почему?

Возможно, даже дипломированный филолог не на все эти вопросы ответит сразу. Тем полезнее проверить свое знание биографии классика, текстов его произведений, понимание их поэтики и стилистики тем, кто завершает среднее образование и надеется получить высшее, избрав филологию или другую гуманитарную специальность.

Приведем некоторые вопросы из второго тома пособия - по литературе XX в. Какие имена персонажей в пьесе «На дне» можно считать говорящими? За какие стихи был арестован Мандельштам? Кому посвящен сборник стихов Пастернака «Сестра моя - жизнь» и как связано посвящение со структурой книги? В каком контексте упоминаются в романе «Мастер и Маргарита» Пушкин и Лев Толстой? Чем отличается «современная пастораль» В.П. Астафьева от традиционных произведений в жанре пасторали?

На эти и многие другие вопросы даны не односложные, «сухие» ответы, но разъяснения, в той или иной мере углубляющие знания учащихся. Так, в разделе о «Евгении Онегине» есть вопрос: «Что читал Ленский перед дуэлью?» В ответе не только цитируется строка: «при свечке Шиллера открыл», но упоминается о том, что Вертер из гетевского романа в письмах «Страдания молодого Вер-тера» тоже читал книгу перед уходом из жизни (это была пьеса Лессинга «Эмилия Галотти»), а Печорин накануне дуэли углубился в лежавший у него на столе роман В. Скотта «Шотландские пуритане». Любимая книга героя (особенно романтического) для читателя - один из ключей к его характеру и системе ценностей.

Так, в разделе о Л. Толстом на вопрос «Чей портрет носил в медальоне юный Толстой?» в ответе не просто назван Жан Жак Руссо, но и приведен в подтверждение «руссоизма» писателя запоминающийся факт: «...впервые выехав за границу в 1857 г., Толстой направился в Швейцарию, в деревню Кларан, где развертывается действие "Новой Элоизы", прошел по местам, где странствовал Руссо» (т. 1, с. 212).

Приведем еще пример - из раздела о Маяковском (во втором томе). В ответ на вопрос: «Можно ли стихи Маяковского петь?» сказано, что «на музыку положены стихи, написанные не только силлабо-тоническими размерами (например, "Необычайное при-

ключение..." в "Патетической оратории" Г.В. Свиридова), но и характерным для Маяковского акцентным стихом (таковы "Левый марш" и шестнадцатая глава из поэмы "Хорошо!" в той же оратории, а также "Послушайте!" и другие стихотворения в вокальном цикле М. Таривердиева)» (т. 2, с. 116-117).

В каждом разделе есть вопросы лингвостилистического характера, ответы на них проясняют для современного читателя «темные места» в тексте. Например: в строке «но должников не согласил к отсрочке» («Горе от ума») выделенное курсивом слово означает «кредитор, заимодавец»; тот, кто «дал в долг». В современном русском языке значение выделенного слова конверсивное - т.е. речь идет о том, кто, напротив, «взял в долг» (т. 1, с. 30). Разъясняются архаизмы, историзмы и диалектизмы, передающие исторический и местный колорит. Например, в «Тихом Доне»: стремя Дона -это «быстрое течение реки, подходящее обычно к крутому берегу»; цветок лазоревый - «дикорастущий степной тюльпан», жалмерка -«солдатка» (т. 2, с. 217).

В первом томе пособия - 17 разделов, посвященных классикам XIX в.: это И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин (дополнительный раздел посвящен «Евгению Онегину»), М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Большинство разделов завершаются миниатюрами; их общее название - «Мелочи литературного быта». Эти небольшие тексты знакомят с любопытными эпизодами из жизни писателей, литературных обществ, с творческой историей произведений, с журнальной полемикой, пародиями, цензурными строгостями и пр. В совокупности «мелочи» складываются в панораму литературной жизни1.

Второй том пособия, где рассматривается литература XX в., включает 18 разделов: А.А. Блок, А.М. Горький, И.А. Бунин,

A.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, С.А. Есенин,

B.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко,

1 В полном объеме цикл «Мелочи литературного быта», за подписью Л. Несказкина (псевдоним одного из авторов), печатался в журнале «Русская словесность» (начиная с 1993 г.). В данном пособии приведены выдержки из этих очерков, непосредственно связанные с тематикой разделов.

А.П. Платонов, А.Н. Толстой, А.Т. Твардовский, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. Основное внимание уделено программным произведениям. Здесь тоже каждый раздел имеет свою «кайму»: ее образуют фрагменты из критических и публицистических текстов писателей, выдержки из манифестов литературных направлений, докладов на писательских съездах, из нобелевских речей. В конце каждого тома приведены списки рекомендуемой литературы.

Рецензируемая учебная книга хорошо продумана в методическом отношении, она занимательна и в то же время поучительна. Конечно, основной текст (вопросы и ответы), как и дополнения к нему, можно в будущем расширять: наряду с «персоналиями» были бы полезны портреты собирательные (например, поэтов пушкинской поры или Серебряного века); уместно было бы включить викторину по теории литературы, где понятия и термины разъяснялись бы посредством выразительных примеров.

В заключение стоит отметить, что все авторы пособия - выпускники филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

АА. Ревякина

Зарубежная литература

2018.02.021. МАЙЕР-КАЛЬКУС Р. ГЁТЕ КАК ЧТЕЦ, УЧИТЕЛЬ РЕЧИ И ТЕОРЕТИК ПУБЛИЧНОГО ЧТЕНИЯ. MEYER-KALKUS R. Goethe als Vorleser, Sprecherzieher und Theoretiker der Vortragskunst // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. - Stuttgart, 2016. - Jg. 90, H. 4. -S. 529-565.

Ключевые слова: Иоганн Вольфганг Гёте; практическая риторика; декламация; публичное чтение; театр; акусматическая аудиальность.

Райнхарт Майер-Калькус (Университет Потсдама) обращается к малоизвестному и, казалось бы, далеко не самому значительному аспекту творчества Иоганна Вольфганга Гёте - его деятельности в качестве чтеца собственных и чужих художественных произведений, а также теоретика искусства декламации и настав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.