2018.02.020. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕКСТАМ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КЛАССИКИ. (Рецензия).
Ключевые слова: типология вопросов и ответов; установка на проверку знаний абитуриентов и студентов; поэтика и стилистика; крылатые цитаты; говорящие имена; «темные места» в тексте; «мелочи литературного быта».
Двухтомное учебное пособие «Русская литература в вопросах и ответах»1 полезно не только для абитуриентов, студентов гуманитарных колледжей и учащихся соответствующих профильных классов средней школы. Оно представляет интерес и для многих любителей литературы независимо от возраста.
В книге использована испытанная методика: вопросы и ответы. Вопросы привлекают своей продуманной типологией: основные факты биографии писателя, повлиявшие на его творчество; история создания произведений, их художественный мир (в эпосе и драме - время и место действия, система персонажей, развитие сюжета, лейтмотивы и др.), крылатые цитаты, отзывы первых критиков. Проверяется также знание стихотворных размеров, видов пассивной лексики, тропов и синтаксических фигур, приемов звукописи и др. Вопросов много (в двух томах - около тысячи); они различаются по степени трудности. Приведем некоторые из них, рассчитанные на знатоков.
В каких произведениях русской литературы «оживают» персонажи «Горя от ума»? Почему в «Евгении Онегине» автор называет Буянова своим двоюродным братом? За какую цену купил Чичиков «ревизскую душу» у Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина? Где Тургенев писал повесть «Муму» и кому он посвятил роман «Отцы и дети»? До каких чинов дослужились Обломов и Штольц? Из какого стихотворения Фета взято название цикла Блока «За гранью прошлых дней»? Сколько шагов
1 См.: Русская литература в вопросах и ответах: В 2 т.: Учеб. пособие для СПО. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - Т. 1: XIX век / Чернец Л. В, Романова Г.И., Грачёв А.П., Коточигова Е.Р., Арапова Н.С.; под ред. Чернец. Л.В. -242 с.; Т. 2: XX век: Учеб. пособие для СПО / Романова Г.И., Грачев А.П., Арапова Н.С., Исакова И.Н., Шевченко Л.А.; под ред. Романовой Г.И. - 3-е изд., испр. и доп. - 267 с.
Цитаты в тексте рецензии приведены по этому изданию.
проходит Раскольников до квартиры процентщицы? Какой рассказ Чехова Лев Толстой особенно любил и почему?
Возможно, даже дипломированный филолог не на все эти вопросы ответит сразу. Тем полезнее проверить свое знание биографии классика, текстов его произведений, понимание их поэтики и стилистики тем, кто завершает среднее образование и надеется получить высшее, избрав филологию или другую гуманитарную специальность.
Приведем некоторые вопросы из второго тома пособия - по литературе XX в. Какие имена персонажей в пьесе «На дне» можно считать говорящими? За какие стихи был арестован Мандельштам? Кому посвящен сборник стихов Пастернака «Сестра моя - жизнь» и как связано посвящение со структурой книги? В каком контексте упоминаются в романе «Мастер и Маргарита» Пушкин и Лев Толстой? Чем отличается «современная пастораль» В.П. Астафьева от традиционных произведений в жанре пасторали?
На эти и многие другие вопросы даны не односложные, «сухие» ответы, но разъяснения, в той или иной мере углубляющие знания учащихся. Так, в разделе о «Евгении Онегине» есть вопрос: «Что читал Ленский перед дуэлью?» В ответе не только цитируется строка: «при свечке Шиллера открыл», но упоминается о том, что Вертер из гетевского романа в письмах «Страдания молодого Вер-тера» тоже читал книгу перед уходом из жизни (это была пьеса Лессинга «Эмилия Галотти»), а Печорин накануне дуэли углубился в лежавший у него на столе роман В. Скотта «Шотландские пуритане». Любимая книга героя (особенно романтического) для читателя - один из ключей к его характеру и системе ценностей.
Так, в разделе о Л. Толстом на вопрос «Чей портрет носил в медальоне юный Толстой?» в ответе не просто назван Жан Жак Руссо, но и приведен в подтверждение «руссоизма» писателя запоминающийся факт: «...впервые выехав за границу в 1857 г., Толстой направился в Швейцарию, в деревню Кларан, где развертывается действие "Новой Элоизы", прошел по местам, где странствовал Руссо» (т. 1, с. 212).
Приведем еще пример - из раздела о Маяковском (во втором томе). В ответ на вопрос: «Можно ли стихи Маяковского петь?» сказано, что «на музыку положены стихи, написанные не только силлабо-тоническими размерами (например, "Необычайное при-
ключение..." в "Патетической оратории" Г.В. Свиридова), но и характерным для Маяковского акцентным стихом (таковы "Левый марш" и шестнадцатая глава из поэмы "Хорошо!" в той же оратории, а также "Послушайте!" и другие стихотворения в вокальном цикле М. Таривердиева)» (т. 2, с. 116-117).
В каждом разделе есть вопросы лингвостилистического характера, ответы на них проясняют для современного читателя «темные места» в тексте. Например: в строке «но должников не согласил к отсрочке» («Горе от ума») выделенное курсивом слово означает «кредитор, заимодавец»; тот, кто «дал в долг». В современном русском языке значение выделенного слова конверсивное - т.е. речь идет о том, кто, напротив, «взял в долг» (т. 1, с. 30). Разъясняются архаизмы, историзмы и диалектизмы, передающие исторический и местный колорит. Например, в «Тихом Доне»: стремя Дона -это «быстрое течение реки, подходящее обычно к крутому берегу»; цветок лазоревый - «дикорастущий степной тюльпан», жалмерка -«солдатка» (т. 2, с. 217).
В первом томе пособия - 17 разделов, посвященных классикам XIX в.: это И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин (дополнительный раздел посвящен «Евгению Онегину»), М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. Большинство разделов завершаются миниатюрами; их общее название - «Мелочи литературного быта». Эти небольшие тексты знакомят с любопытными эпизодами из жизни писателей, литературных обществ, с творческой историей произведений, с журнальной полемикой, пародиями, цензурными строгостями и пр. В совокупности «мелочи» складываются в панораму литературной жизни1.
Второй том пособия, где рассматривается литература XX в., включает 18 разделов: А.А. Блок, А.М. Горький, И.А. Бунин,
A.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, С.А. Есенин,
B.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко,
1 В полном объеме цикл «Мелочи литературного быта», за подписью Л. Несказкина (псевдоним одного из авторов), печатался в журнале «Русская словесность» (начиная с 1993 г.). В данном пособии приведены выдержки из этих очерков, непосредственно связанные с тематикой разделов.
А.П. Платонов, А.Н. Толстой, А.Т. Твардовский, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. Основное внимание уделено программным произведениям. Здесь тоже каждый раздел имеет свою «кайму»: ее образуют фрагменты из критических и публицистических текстов писателей, выдержки из манифестов литературных направлений, докладов на писательских съездах, из нобелевских речей. В конце каждого тома приведены списки рекомендуемой литературы.
Рецензируемая учебная книга хорошо продумана в методическом отношении, она занимательна и в то же время поучительна. Конечно, основной текст (вопросы и ответы), как и дополнения к нему, можно в будущем расширять: наряду с «персоналиями» были бы полезны портреты собирательные (например, поэтов пушкинской поры или Серебряного века); уместно было бы включить викторину по теории литературы, где понятия и термины разъяснялись бы посредством выразительных примеров.
В заключение стоит отметить, что все авторы пособия - выпускники филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
АА. Ревякина
Зарубежная литература
2018.02.021. МАЙЕР-КАЛЬКУС Р. ГЁТЕ КАК ЧТЕЦ, УЧИТЕЛЬ РЕЧИ И ТЕОРЕТИК ПУБЛИЧНОГО ЧТЕНИЯ. MEYER-KALKUS R. Goethe als Vorleser, Sprecherzieher und Theoretiker der Vortragskunst // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. - Stuttgart, 2016. - Jg. 90, H. 4. -S. 529-565.
Ключевые слова: Иоганн Вольфганг Гёте; практическая риторика; декламация; публичное чтение; театр; акусматическая аудиальность.
Райнхарт Майер-Калькус (Университет Потсдама) обращается к малоизвестному и, казалось бы, далеко не самому значительному аспекту творчества Иоганна Вольфганга Гёте - его деятельности в качестве чтеца собственных и чужих художественных произведений, а также теоретика искусства декламации и настав-