Научная статья на тему '2018. 01. 025. Реформа государственных предприятий в Китае поддержит их. Reform of China’s ailing State-Owned firms is emboldening them // Economist. - L. , 2017. - Jul.. 22. - mode of access: https://www. Economist. Com/news/finance-and-economics/21725293-outperformed-private-firmsthey-are-no-longer-shrinking-share-overall'

2018. 01. 025. Реформа государственных предприятий в Китае поддержит их. Reform of China’s ailing State-Owned firms is emboldening them // Economist. - L. , 2017. - Jul.. 22. - mode of access: https://www. Economist. Com/news/finance-and-economics/21725293-outperformed-private-firmsthey-are-no-longer-shrinking-share-overall Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 01. 025. Реформа государственных предприятий в Китае поддержит их. Reform of China’s ailing State-Owned firms is emboldening them // Economist. - L. , 2017. - Jul.. 22. - mode of access: https://www. Economist. Com/news/finance-and-economics/21725293-outperformed-private-firmsthey-are-no-longer-shrinking-share-overall»

иностранными компаниями выхода на рынки третьих стран. В то же время китайские власти надеются, что заинтересованные государства ослабят ограничения на экспорт в Китай высокотехнологической продукции. Внешнеторговый протекционизм США в данном случае составляет с китайским подходом разительные контраст» (c. 5).

С.В. Минаев

2018.01.025. РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В КИТАЕ ПОДДЕРЖИТ ИХ.

Reform of China's ailing state-owned firms is emboldening them // Economist. - L., 2017. - Jul. 22. - Mode of access: https://www.economist. com/news/finance-md-economics/21725293-outperformed-private-firms-they-are-no-longer-shrinking-share-overall

Ключевые слова: Китай; экономическое развитие; экономическая политика; экономические связи; государственные предприятия.

Лондонский «Экономист» относится к перспективам экономики Китая не столь оптимистично, как китайские авторы (и китайское правительство). Это прежде всего относится к ситуации с китайскими госпредприятиями. В статье «Реформа китайских госпредприятий, испытывающих финансовые трудности, делает их смелее» «Экономист» указывает, что, несмотря на более динамичное развитие частных компаний, доля государственных компаний в Китае перестала сокращаться.

Китайские власти сейчас очень гордятся историей с компанией «Юннань Байяо», производящей традиционные китайские медикаменты. Эта компания, ранее полностью государственная и принадлежавшая правительству провинции Юннань, в 2017 г. продала половину своих акций частному инвестору. Ранее тот же инвестор пытался в 2009 г. приобрести акции компании, но власти запретили сделку. Сейчас сделку разрешили и разрекламировали как начало нового этапа в реформе госпредприятий. Однако для многих эта история доказывает, что реформа застопорилась: половина акций все-таки осталась в руках государства. Кроме того, производитель медикаментов очень отличается от крупных госкомпаний, действующих в сфере энергетики и финансов. Эти сфе-

ры китайские власти считают стратегическими и не спешат открывать их для частного капитала.

Нельзя недооценивать важность правильного проведения реформы госпредприятий. В 1980-е годы, когда Китай начал открывать свою экономику, в ней преобладали предприятия, находящиеся в государственной собственности, - они производили 4/5 всей китайской продукции. Феноменальные темпы роста ВВП Китая с тех пор во многом объясняются тем, что доля госпредприятий в экономике постоянно сокращалась и сейчас она составляет только 1/5.

Однако обращает на себя внимание то обстоятельство, что за последние годы госсектор в Китае перестал сокращаться. Сейчас в стране по-прежнему более 150 тыс. госпредприятий: 2/3 из них принадлежат местным властям, 1/3 - центральному правительству. Частные компании более эффективны, но непропорционально большую долю экономических ресурсов получают компании, принадлежащие государству. Они, например, получают половину всех банковских кредитов в стране, и это является главным фактором значительного роста корпоративной задолженности в Китае.

С 2015 г. доля инвестиций госпредприятий в общем объеме инвестиций в Китае не сокращается. В 2004 г. эта доля составляла 60%, в 2006 - 50%, в 2008 - 40%, в 2014 - 30%, а в 2017 г. - уже снова 40% (4).

Как отмечается в статье, возникает порочный круг. Как только темпы роста китайской экономики замедляются, власти требуют от госпредприятий тратить больше денег на увеличение производства - однако это увеличивает их задолженность, которая ложится бременем на китайскую экономику.

Судьба китайских госпредприятий также имеет значение для экономики глобальной. Они по мировым меркам уже являются очень крупными. Если брать 200 самых больших китайских госпредприятий, то на них приходится 9% мировых доходов в добыче угля, 6% - в автомобилестроении и 5% - в строительстве. Что касается глобальной банковской сферы, то в 2008 г. на китайские госбанки приходилось 4% всех банковских доходов в мире, а в 2015 г. -уже 11%. Таким образом, за довольно короткое время вес китайских банков в мире вырос почти в три раза.

В настоящее время китайские власти начали осуществлять ряд грандиозных проектов по слиянию госпредприятий - это при-

водит к концентрации экономических ресурсов в руках немногих, и эти немногие имеют больше возможностей завоевывать новые мировые рынки. Для иностранных компаний это выглядит нечестной конкуренцией, так как они вынуждены иметь дело не с независимыми китайскими компаниями, а со всем китайским государством. Искушение властей всех стран блокировать инвестиции китайских госкомпаний с течением времени будет только расти, порождая почву для международных споров.

В 2013 г. руководитель Китая Си Цзиньпин дал понять, что положение с госпредприятиями надо менять. Он указал, что рыночные силы должны играть решающую роль в распределении экономических ресурсов, и заявил, что реформа госпредприятий является приоритетом в политике китайских властей. Массовая приватизация в Китае никогда не рассматривалась в качестве варианта реформы, но была надежда, что власти попытаются сделать госпредприятия более конкурентоспособными и лучше управляемыми. Однако в итоге все получилось по-другому. Госпредприятия стали не меньше, а больше, их менеджмент оказался не более современным, а, наоборот, более консервативным, а недостатки госпредприятий начали еще больше вредить китайской экономике в целом.

Впрочем, некоторые идеи, выдвинутые в 2013 г., стали осуществляться. После нескольких лет дискуссий китайские власти разрешили руководству госпредприятий включать в оплату сотрудников возможность приобретать пакеты акций. Госпредприятия пытались применять такие схему в 1980-х и 1990-х годах, но правительство тогда запретило это делать, боясь, что руководители предприятий начнут с помощью таких схем выводить из госпредприятий активы - как это сделали российские олигархи.

Первой госкомпанией, которая стала поощрять владение акциями сотрудниками, стала Шанхайская международная портовая группа, принадлежащая властям города. Эта госкомпания показывает, что местные предприятия, хотя они и меньше центральных, все равно являются очень крупными. Она служит оператором Шанхайского международного порта, самого загруженного в мире. В июне 2015 г. руководство госкомпании распределило среди сотрудников 1,8% ее акций, и в результате из 22 тыс. сотрудников 16 тыс. сейчас являются акционерами.

Шанхай также является примером того, как отдельные части страны могут опережать другие в реформе госпредприятий. Власти города разделили госпредприятия на коммерческие (например, автомобильный завод SAIG Motors) и коммунальные (например, шанхайское метро). Центральное правительство Китая с большой похвалой отозвалось об этом опыте и заявило, что необходимо его применять в масштабах всей страны, с тем чтобы госпредприятия, классифицированные как коммерческие, могли рассчитывать на такое же отношение государства, как обычные частные фирмы. Шанхайские коммерческие госпредприятия имеют возможность приглашать менеджеров из частных компаний и платить им зарплату на рыночном уровне.

Другая потенциально полезная идея - «реформа смешанной собственности». Этот термин означает, что госпредприятия могут продавать пакеты акций частным инвесторам, как в случае с «Юннань Байяо». Мысль здесь в том, что частные акционеры будут предъявлять к предприятиям более жесткие требования, особенно если их инвестиции будут сочетаться с получением мест в советах директоров. На самом деле такая концепция не очень нова - некоторые крупные госпредприятия продают акции на китайском фондовом рынке. Однако многие китайские эксперты считают, что сейчас речь пойдет о более серьезных вещах - слово «приватизация» не употребляется, как слишком сильное, но государство вполне может начать продавать контрольные пакеты акций своих предприятий.

Пока, правда, на общенациональном уровне идея смешанной собственности реализуется очень скромно. Государство в основном продает небольшие пакеты акций, да и то не головных предприятий, а дочерних, впрочем, не всегда в этом можно винить само государство. Как отмечает Хун Лян из юридической фирмы Everbright Law, «прибыльные госпредприятия не будут продавать пакеты акций посторонним, с другой стороны, никто не захочет покупать акции предприятия, испытывающего финансовые трудности».

В чем можно обвинять китайское государство, так это в противоречивых сигналах, которые оно подает китайскому (и мировому) рынку. С одной стороны, Си Цзиньпин в 2013 г. заявил о важности рыночных сил, с другой стороны, - он заявляет о том, что

госпредприятия должны по-прежнему играть главную роль в экономике Китая. Это можно понять так, что китайский руководитель хочет, чтобы госпредприятия лучше управлялись, - отсюда отсылка к рыночным силам. Однако он хочет также, с другой стороны, чтобы лучше управляемые госпредприятия лучше служили интересам коммунистической партии, помогая ей управлять китайской экономикой и осуществлять международную экспансию.

Си Цзиньпин в октябре 2016 г. сформулировал эту идею на встрече, посвященной госпредприятиям, максимально четко. В своем выступлении он говорил не о реформе госпредприятий, а об укреплении партийного руководства. «Партийное руководство госпредприятиями является важным политическим принципом, и на этом принципе мы будем настаивать», - заявил он.

В последние годы люди, которые работают на госпредприятиях или имеют с ними дело, признают, что ощутили явную перемену деловой атмосферы. Как заметил один из крупных китайских банкиров: «Партийные функционеры - это вам не технократы, которые всегда управляли госпредприятиями. Функционеры не хотят рисковать. Ничего не делать - вот что полностью безопасно». Многие квалифицированные работники начали покидать госпредприятия. Между тем политическое образование работников, всегда являвшееся важной частью повседневной жизни госпредприятий, стало считаться как никогда более важным. Один из менеджеров, покинувший крупный госбанк, отметил, что набирает все больший ход кампания по привлечению работников банка к изучению устава КПК.

Правительство одновременно ограничила зарплату руководителей госпредприятий - оно обеспокоено тем, что они могут получать значительной больше, чем правительственные чиновники сопоставимого ранга, вызывая их недовольство. По международным меркам руководители госпредприятий в Китае получают очень мало. Глава крупнейшей китайской нефтяной компании PetroChina в 2016 г. заработал 774 тыс. юаней (112 тыс. долл.), в то время как глава американской нефтяной компании с такой же рыночной капитализацией Chevron получил 24,7 млн долл.

Надо заметить, что власти Китая вполне осознают нынешние проблемы госпредприятий, главной из которых является очень быстрый рост задолженности. На конференции в июле 2017 г. Си

Цзиньпин потребовал сократить эту задолженность. Если в 2007 г. уровень задолженности госпредприятий был равен задолженности частных предприятий (долги составляли 140% акционерного капитала), то с этого времени положение изменилось, и к 2015 г. долги госпредприятий достигли 140% акционерного капитала, а долги частных предприятий упали до 110%. В целом Китай - в основном из-за госпредприятий - отличается очень высоким уровнем задолженности. К концу 2016 г. корпоративные долги здесь достигли 166% ВВП. Если добавить долги частных лиц, то окажется, что общая задолженность в Китае превышает 210% ВВП - необычно много для развивающейся страны.

В любом случае, ставка на госпредприятия вредит Китаю на международном уровне. Они могут оттеснить частные предприятия от амбициозных инфраструктурных проектов за рубежом, которые являются одним из главных приоритетов китайских властей, однако это может вызвать протест местных частных компаний, и тогда Китай столкнется с подъемом протекционизма в этих странах.

КУЛЬТУРА

2018.01.026. ШИН Дж. ЯЗЫКОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СЛУЧАЙ ФИЛИППИНКИ-МУЛЬТИЛИНГВЫ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ.

SHIN J. Language choices and symbolic power in intercultural communication: a case study of a multilingual immigrant Filipino women in South Korea //Applied linguistics review. - Berlin; Boston, 2016. -Vol. 7, N 4. - P. 495-516.

Ключевые слова: Южная Корея; Филиппины; символическое могущество; межкультурная коммуникация.

Автор (Массачусетский университет, Бостон, США) рассматривает историю филиппинской эмигрантки в Корее как пример борьбы за символическое могущество, развернувшейся на всех уровнях - от индивидуального до государственного.

В последнее время все большее внимание уделяется знаковой сфере как структурирующему принципу в развитии социума, поскольку данная сфера оказывает влияние как на индивидуальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.