- доброжелательные отношения: мир, безопасность, спокойствие, справедливость, взаимообогащение, развитие, счастье.
Утверждение роли Ирана и России в современном миропорядке (с точки зрения понятия «мягкой силы»):
- создание совместного аналитического центра Ирана и России;
- наблюдение за общепризнанными ценностями и культурологическими дискурсами в мировом порядке;
- определение совместных ценностей Ирана и России;
- определение способов проведения дискурса, убеждений, достижения консенсуса на основе общих ценностей в регионе и мире;
- планирование и другие необходимые меры для создания региональных коалиций «мягкой силы» и общего дискурса;
- определение общих ценностей относительно Шёлкового пути и его значимости в изменении взглядов, духовности и культуры;
- определение общих ценностей Евразии и ее значимость в изменении идей, духовности культуры стран Востока и Запада;
- определение роли и места Ирана и России в становлении Шёлкового пути в Евразии;
- определение общих ценностей ислама и православия и путей работы в создании дискурса на основе общих религиозных ценностей.
«Сотрудничество России и Ирана в политической, экономической и культурной областях как фактор укрепления мира и безопасности в Евразии: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 19 октября 2016 г. : ФГБОУ ВО МГЛУ», М., 2017 г., с. 138-143.
2018.01.005. Шангараев Р.Н. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ //
Обозреватель-ОЬввгувг, М., 2017, № 11, с. 73-82.
Ключевые слова: «мягкая сила», панисламизм, пантюркизм, кема-лизм, Турция, Россия, СНГ.
Шангараев Р.Н.,
кандидат экономических наук,
научный сотрудник ИАМП
Дипломатической академии МИД России
В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с идеологической составляющей внешней политики Турции, которая в значительной мере определяется ее историей, культурой и географическим положением. После распада СССР страны Центральной Азии и Кавказа вошли в сферу влияния Турции, она первая установила с ними дипломатические отношения.
В отношении народов Кавказа Турция старалась делать упор на схожую этническую и культурную составляющую, но такой подход подействовал не на всех и причиной тому были замороженные конфликты и исторически сложившиеся разногласия (например, в отношениях между Турцией и Арменией).
Турция во внутренней политике достигла определенного социально-политического и экономического баланса, следствием чего стало распространение ее влияния на соседние территории через создание ряда институтов «мягкой силы». Эти неправительственные организации, получив государственную поддержку, стали каналами турецкой публичной дипломатии, стратегической коммуникации и расширения влияния Турции в регионе.
Современная Турция взяла курс на укрепление своего влияния на весь исламский мир, позиционируя себя чуть ли не единственным защитником интересов всей мусульманской уммы. Среди этих институтов автор выделяет следующие организации: Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (Т1КА), Турецкую ассоциацию промышленников и бизнесменов (TUSiAD), Фонд Юнуса Эмре, Международную организацию тюркской культуры (TURKSOY), Совет Турции по научно-техническим исследованиям ТиВ1ТАК.
Анализируя идеологическую составляющую внешней политики Турции автор отмечает, что осознание Турцией «мягкой силы» явилось следствием трансформации, произошедшей в турецкой внешней и внутренней политике.
Именно в сфере идеологии берет начало череда фундаментальных сдвигов в подходе Турции к вопросу ценностей как выражения ее социополитического самосознания, вылившегося в коренной пересмотр вектора ее внутри- и внешнеполитического развития. Ключевыми идеологическими рычагами, которые активно
использовались Турцией в своей внешней политике в ХХ в., являлись идеи пантюркизма, панисламизма, которые должны были отвечать задачам, стоящим перед государством.
Идея панисламизма была сформулирована во второй половине XIX в. и в конечном итоге предполагает возвращение к классическому исламу, в котором приоритет отдается конфессиональной общности над этнической. Данная идея была подхвачена в 90-х годах правительством Н. Эрбакана, который стал первым происламским премьер-министром страны. Главной целью провозглашалось сближение с государствами, большая часть населения которых исповедует ислам.
После краха Османской империи и провозглашения Муста-фой Кемалем Ататюрком республики была определена новая идеология, которая получила название «кемализм» и была ориентирована на переход Турецкой Республики из страны с восточным, исламским характером на западный светский уклад социально-политической жизни. Идеология кемализма долгое время являлась ключевой во внутренней и внешней политике страны. Однако с приходом к власти Партии справедливости и развития (2002) постепенно намечается сдвиг восприятия методов формирования и осуществления внутренней и внешней политики Турецкой Республики. Такого рода ориентация сложилась и упрочилась с момента вступления на пост министра иностранных дел Ахмета Давутоглу. А. Давутоглу, являющийся последователем школы либерализма, не только сформировал внешнеполитическую концепцию, которая включает в сферу влияния Турции достаточно широкий круг вопросов и направлений, но и теоретически обосновал интерес Анкары к ряду регионов - от Европы до Африки и от Китая до Балкан. А. Давутоглу сформулировал идею о том, что геополитические изменения конца XX - начала XXI в., а также процессы глобализации ставят на повестку дня вопрос идентичности, не привлекавший должного внимания в период холодной войны.
По мнению А. Давутоглу, Турция, утвердившаяся в начале ХХ в. как нация-государство, должна вспомнить о своем османском прошлом, которое определяет особую «стратегическую глубину» турецкой внешней политики, накладывающем на страну ряд геополитических обязательств. В рамках идей А. Давутоглу можно было рассмотреть и элементы пантюркизма, который воспринимался в контексте более широкого понятия пантуранизма, заключающегося в создании Великого Турана, прародины тюркских народов, простирающегося от Балкан до Восточной Сибири.
Привлечение в зону своего влияния стран, относящихся к регионам Ближнего и Среднего Востока, Балкан, а также амбициозное внешнеполитическое продвижение в Африку, Азию и Латинскую Америку требуют от Турции осознания невозможности применения к данным регионам классической, например как для американской внешней политики, модели «кнута и пряника». В соответствии с данными соображениями в основе турецкой внешней политики заложены идеи об общности исторической судьбы и взаимном развитии культур.
Все вышеперечисленные проекты, реализуемые при прямом либо косвенном содействии правительства Турецкой Республики, наглядно демонстрируют ту значимость, которую страна придает закреплению своего влияния в регионе и на постсоветском пространстве. Анкара проводит последовательную политику, чтобы войти в ряд самых сильных государств мира. Претендуя на роль модернизатора Евразии, Турция стремится расширить географические границы своего геополитического влияния. Отношение к османскому прошлому как к общему для многих народов пространственно-временному континууму позволяет Турции представлять свой опыт в качестве потенциального общего знаменателя для разрешения кризисов и проблем, создания новой региональной динамики в рамках евразийского континента при включении в этот процесс не только этнически и лингвистически близких, но и отличных по этим признакам народов. Иными словами, внешняя политика Турции, часто именуемая «неоосманизмом», имеет целью распространение своего влияния на целый ряд регионов и народов, используя риторику общего прошлого.
Автор реферата В.Н. Сченснович
Бибикова О.П.,
кандидат исторических наук, ИВ РАН ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В бывших социалистических республиках Восточной Европы образовалось мусульманское сообщество, члены которого являются выходцами из разных стран.
Ключевые слова: атеизм, мусульмане, беженцы, проявление ксенофобии, идентичность.