денежном довольствии машинных кондукторов, жалованьи офицеров российского флота, окладах военнослужащих Красного флота (с февраля 1918 г.) и т.п.
О. В. Бабенко
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
2018.01.004. СВЕШНИКОВ А.В. ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ГРЕВС И ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА МЕДИЕВИСТОВ НАЧАЛА XX в. СУДЬБА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 415 с. - (МБВ1АЕУАЬ1А). - Библиогр.: с. 368-404.
Ключевые слова: российская историография; научная школа как социальное явление; петербургская школа медиевистов; И.М. Гревс (1860-1941).
Монография д-ра ист. наук, профессора А.В. Свешникова состоит из предисловия, введения, четырех глав, небольшого раздела «Вместо заключения», приложения.
А.В. Свешников использует разные источники: опубликованные и неопубликованные работы И.М. Гревса (1860-1941), его учеников и историков изучаемого времени; изданные и архивные письма, дневники, воспоминания; архивные, официальные и делопроизводственные материалы и т.п.
Во введении историк поясняет, что «школу И.М. Гревса» он изучает при помощи историко-антропологического подхода, рассматривая ее как научное и социальное явление, профессиональное сообщество ученых, объединенных общей структурой. Школе присуща своя идеология, а ее членам - коллективная идентичность. В рамках школы существует набор общественных ролей и норм, «ритуальные» (без сакральной составляющей) практики. Как научное явление школа должна быть признана профессиональным сообществом (с. 37-39).
В первой главе «Иван Михайлович Гревс - создатель петербургской школы медиевистов» представлена краткая биография историка, охарактеризованы его основные работы, уделено внимание чертам его характера как основателя школы, педагога и наставника.
Иван Михайлович Гревс родился 4 мая 1860 г. в небольшом поместье своего отца. Получив хорошее домашнее, а затем гимназическое образование, он поступил в Санкт-Петербургский университет. На возникновение и формирование научных интересов студента И.М. Гревса оказал основополагающее влияние В.Г. Василевский (1838-1899), крупнейший специалист по Византии, читавший общий курс истории Средних веков. Окончив университет с золотой медалью, И.М. Гревс был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
Во время зарубежных командировок на молодого ученого неизгладимое впечатление произвели Франция и Италия, особенно система образования и организация научной работы. «Среди всеобщих историков-исследователей в России я - один из немногих -являюсь последователем французской, а не немецкой школы», -вспоминал историк (цит. по: с. 48). На Гревса-историка заметно повлияли труды Н.-Д. Фюстель де Куланжа, подчеркивает А. Свешников.
В 1899 г. И.М. Гревс издает первую книгу, представленную как магистерская диссертация «Очерки из истории римского землевладения (преимущественно во времена империи). Т. 1». После защиты историк продолжает развивать тему, готовясь к докторской диссертации. Но в 1901 г. известный немецкий антиковед О. Гирш-фельд опубликовал статью на тему, которую Гревс собирался развить в докторской диссертации. Это был поворотный момент в профессиональной жизни ученого. Отказавшись от защиты диссертации, историк сосредоточился на преподавательской деятельности. Сфера его профессиональных интересов охватывала средневековую историю романских стран, преимущественно Италии и Франции; историю города и культуры; изучение жизни и творчества «духовных учителей» Аврелия Августина, Франциска Ассизского, Данте Алигьери. В университете и на Высших женских курсах (ВЖК) И.М. Гревс читал лекции и вел семинары по разным разделам истории, источниковедению.
В основе теоретико-исторической концепции И.М. Гревса лежит «генетический принцип», под которым он понимал «рассмотрение исторического процесса в качестве постепенной, последовательной эволюции человеческого общества, осуществляемой за счет работы по сохранению и созданию общечеловеческих куль-
турных ценностей и вырастающих из них, культивируемых на их основе социальных отношений» (с. 59).
Основный смысл и направление исторического процесса ученый видел в развитии, эволюции человеческого сознания. Поэтому главной задачей исторической науки историк считал «воссоздание путей развития человеческого сознания в истории человеческого общества» (цит. по: с. 60). Вторым краеугольным принципом его теории истории является «всемирно-исторический подход», под которым подразумевается «необходимость рассмотрения каждого исторического события с точки зрения общеисторической эволюции человеческого общества» (цит. по: с. 61). А. Свешников подчеркивает, что в исторических и краеведческих работах И.М. Гревса, посвященных даже локальным сюжетам, изучаемое явление вписывается в максимально широкий исторический контекст и в то же время мировоззренчески, жизненно актуализируется. Подобное понимание целей исторического исследования и роли исторической науки сформировалось у Гревса в 1880-1890-е годы, что соответствовало уровню науки, и по сути своей осталось у историка неизменным на протяжении его научной и педагогической карьеры.
Целый ряд факторов, как профессионального, так и личного свойства, привел к тому, что И.М. Гревс реализовывал себя как педагог, профессор, наставник и основатель школы, а не как исследователь, ученый. В университете и на ВЖК Гревс готовил учеников к профессорскому званию. Он стремился установить с ними не только профессиональные, но и личные, эмоциональные отношения. По воспоминаниям людей близко его знавших, он был мягким, нерешительным, ранимым человеком, придававшим большое значение духовной близости, духовному развитию.
В главе «Петербургская школа медиевистов в начале XX века. Вехи истории» А.В. Свешников рассказывает об учениках Грев-са, уделяя внимание жизненному и научному пути не только таких известных ученых, как О.А. Добиаш-Рождественская, Л.П. Карсавин, но и других: П.Б. Шаскольского - специалиста по истории христианской церкви в средневековой Италии; Н.П. Оттокара -изучавшего историю средневековых городов Италии и Франции; К.В. Флоровского - автора нескольких работ по истории итальянской инквизиции и раннего францисканства и др.
1910-е годы - расцвет «школы Гревса», его первые ученики уже переходят к самостоятельной научной и преподавательской работе, им на смену приходит новое поколение: А.А. Тэнтел - занимался в основном вспомогательными историческими дисциплинами (дипломатикой, палеографией и т.п.); Н.С. Цэмш - специалист по раннему западноевропейскому Средневековью, истории торговли; В.Э. Крусман - изучал английское Средневековье и Просвещение; Г.П. Федотов - автор работ, в частности, о бл. Августине, Абеляре и т.п.
В 1920-е годы происходит еще одна смена поколений в петербургской школе медиевистики: часть ученых была вынуждена эмигрировать (Л.П. Карсавин, Г.П. Федотов и др.); некоторые умерли (П.Б. Шаскольский, В.Э. Крусман). Им на смену пришли Р.Н. Блох, М.А. Гуковский, А. Д. и В.С. Люблинские и др. В 1923 г. И. М. Гревс был уволен из университета, главой ленинградской медиевистики становится О.А. Добиаш-Рождественская. Естественно, в новых условиях существенно изменились направления и характер научных исследований, теория и методы.
Несмотря на разницу поколений, направлений исследований, в работах учеников школы И.М. Гревса А. Свешников выделяет несколько объединяющих моментов, позволяющих говорить о «школе», как о сложившейся социальной группе с определенной коллективной идентичностью. Большинство учеников Гревса специализировались по средневековой истории романских стран. «Методологической основой работ большинства представителей школы И.М. Гревса (Л.П. Карсавин - исключение, подтверждающее правило)... является специфический синтез идей позитивизма и романтизма с "вкраплениями" гегельянства» (с. 191-192). Единство петербургских медиевистов, продолжает далее автор, проявлялось в особом внимании к источнику. Даже популярные работы были основаны на интерпретации текста конкретного источника. Непосредственное влияние учителя сказалось на применении учениками «портретного метода»: в качестве объекта изучения выбиралась конкретная историческая личность, «жизнь и взгляды которой рассматриваются в многоплановом контексте как "преломление" тех или иных (от религиозных до экономических) "общих" тенденций эпохи» (с. 192).
В третьей главе А.В. Свешников описывает конкретные практики, которые конструируют школу как сообщество: семинары (семинарии), научные экскурсии, коллективные проекты, переписка учеников с наставником.
В университете и на ВЖК Гревс читал лекции по общему курсу истории Средних веков и по специальным курсам в пределах романского Средневековья. Но любимой и плодотворной работой и сам Гревс и его ученики считали «семинарии». Семинарская работа требовала серьезной интеллектуальной и профессиональной подготовки педагога и учащихся. Семинары были посвящены тщательному, иногда буквальному, по словам разбору исторического источника (группы источников) либо детальному рассмотрению важной научной проблемы. По форме занятия представляли собой чтение и комментирование текста либо чтение и комментирование доклада (сообщения, реферата) студента.
А. Свешников выделяет характерные черты «семинария Гревса». Большое значение имело место и даже «дух места» проведения занятий - специальная университетская аудитория или кабинет - дома у профессора. Таким образом Гревс старался преодолеть формальные отношения учитель - ученик и наладить приватные, может быть, даже дружеские отношения. Близкий, «заслуженный» круг учеников пользовался привилегией особого обращения к профессору «padre», словом со многими коннотациями. Время и продолжительность семинара определялись ходом занятия, а не формально. Существовал определенный критерий отбора учеников, они обязательно должны были владеть латынью и современными иностранными языками. Особую атмосферу создавало и то, что в семинарах участвовали студенты университета и слушательницы курсов. Гревс предпочитал смешанную форму семинара: «медитативное» чтение текста источника, «погружение», «вживание» в него и обсуждение докладов. Такая сложная форма занятий требовала исключительной концентрации учащихся, отмечает А. Свешников, ссылаясь на воспоминания участников.
Еще одной формой обучения были коллективные экскурсии студентов и слушательниц ВЖК в Италию в 1907 и 1912 гг. Гревс считал необходимым, чтобы студенты воочию познакомились с монументальными материальными памятниками прошлого, задействовав органы чувств для постижения исторической атмосферы.
Учащиеся словно переносились в другую атмосферу, продолжая методично знакомиться с реальным воплощением того, о чем они читали в источниках. Предполагалось, что таким образом участники экскурсии смогут интуитивно прочувствовать дух эпохи. Так подчеркивалась основная - обучающая, а не развлекательная - задача экскурсионных поездок.
В четвертой главе подробно, обильно цитируя разные источники, автор излагает причины и ход конфликта между учителем и учеником - И.М. Гревсом и Л.П. Карсавиным. В фокусе внимания Свешникова не столько перипетии личностного конфликта, сколько конфликт как явление развития школы. «В определенной степени конфликт Л.П. Карсавина и И.М. Гревса можно описать как противостояние между молодым, амбициозным, стремящимся к признанию и самореализации ученым, выдвигающим некие "новые" идеи, и его "немолодым" учителем, отстаивающим традиционные теории и связанное с ними видение науки. Будучи внесенным в контекст научной школы, этот конфликт оказывается важным фактором, существенно влияющим на ее трансформацию и последующую судьбу» (с. 332).
Раздел «Научная школа медиевистов И.М. Гревса как дис-курсное пространство. Вместо заключения» представляет собой краткое описание мемуаров учеников Гревса, в которых представлены разные отзывы, воспоминания и мнения об учителе.
Завершается книга приложением, которое включает в себя небольшой материал автора о многочисленных автобиографических и мемуарных текстах Ивана Михайловича Гревса, черновика введения и первой части неопубликованной книги И.М. Гревса «Средневековая история в Петербурге в первую четверть XX века» (создавалась приблизительно в 1924-1926 гг.).
Ю.В. Дунаева
2018.01.005. ТРУБНИКОВА Н.В. ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА «АННАЛОВ». - М.: Квадрига, 2016. - 336 с. -Библиогр.: с. 312-333.
Ключевые слова: историческая школа «Анналов»; интеллектуальная традиция; гуманитарная среда.
Книга д-ра ист. наук Н.В. Трубниковой (Томский политехнический университет) состоит из введения, трех глав, заключения.