Научная статья на тему '2017. 04. 041. Вакас-сориано К. , Фернандес-Масиас Э. Неравенство доходов и модели занятости в Европе до и после Великой рецессии. Vacas-soriano C. , fernández-macías E. income inequalities and employment patterns in Europe before and after the great recess. - Luxembourg, 2017. - 60 p'

2017. 04. 041. Вакас-сориано К. , Фернандес-Масиас Э. Неравенство доходов и модели занятости в Европе до и после Великой рецессии. Vacas-soriano C. , fernández-macías E. income inequalities and employment patterns in Europe before and after the great recess. - Luxembourg, 2017. - 60 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС / РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ / БЕЗРАБОТИЦА / СРЕДНИЙ КЛАСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановский Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 041. Вакас-сориано К. , Фернандес-Масиас Э. Неравенство доходов и модели занятости в Европе до и после Великой рецессии. Vacas-soriano C. , fernández-macías E. income inequalities and employment patterns in Europe before and after the great recess. - Luxembourg, 2017. - 60 p»

тивный валютный курс (real effective exchange rate), рассчитанный на основе удельных затрат труда, снизились на 12 и 19% соответственно (с. 21). Это было связано, главным образом, с номинальным обесценением национальной валюты и торможением роста удельных затрат труда. Те же тенденции в среднесрочном и долгосрочном периодах были характерны и для других стран ЦВЕ. Таким путем власти пытались улучшить модель конкурентоспособности, базирующуюся на низком уровне заработной платы.

Однако сокращение заработной платы, как указано в докладе Еврокомиссии, само по себе не улучшает конкурентоспособность. В подтверждение этого вывода приводятся следующие данные: венгерские экспортные цены, выраженные в евро, были в 2015 г. на 5% ниже, чем в 2000 г. Между тем Чехия и Словакия за тот же период смогли повысить свои экспортные цены (соответственно на 50 и 57%), не используя для этого снижение заработной платы и реального эффективного валютного курса (с. 21). Это еще раз подтверждает отсутствие доказательств связи между уровнем заработной платы и конкурентоспособностью экономики.

Б.Г. Ивановский

2017.04.041. ВАКАС-СОРИАНО К., ФЕРНАНДЕС-МАСИАС Э. НЕРАВЕНСТВО ДОХОДОВ И МОДЕЛИ ЗАНЯТОСТИ В ЕВРОПЕ ДО И ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ РЕЦЕССИИ.

VAC AS-SORIANO C., FERNANDEZ-MAClAS E. Income inequalities and employment patterns in Europe before and after the Great Recess. - Luxembourg, 2017. - 60 p.

Ключевые слова: Евросоюз; глобальный кризис; располагаемый доход домашних хозяйств; безработица; средний класс.

Эксперты Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (European foundation for the improvement of living and working conditions) отмечают, что неравенство доходов в Евросоюзе заметно уменьшилось к 2008 г., что объясняется ярко выраженным процессом конвергенции доходов между странами. Однако после 2008 г. этот процесс был существенно ослаблен, и в результате неравенство доходов в ряде европейских стран существенно возросло. Анализ распределения располагаемых доходов по группам населения и странам (по паритету покупательной способности и в евро) пока-

зывает существенные различия в уровне доходов как между странами ЕС, так и внутри них. Так, например, 4,5% европейцев в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет) имеют среднегодовой располагаемый доход домохозяйств от 10 тыс. евро до 11 тыс. (с. 15).

Таблица

Неравенство в распределении располагаемых доходов домохозяйств в Евросоюзе (индексы Джини и Тейла1)

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Индекс Джини 0,355 0,344 0,343 0,337 0,330 0,333 0,333 0,333 0,334 0,336

Индекс Тей-ла (общий) 0,231 0,213 0,212 0,211 0,196 0,200 0,203 0,198 0,202 0,201

Индекс Тей-ла (меж-страновой) 0,056 0,047 0,047 0,038 0,031 0,033 0,031 0,032 0,032 0,031

Индекс Тей-ла (внури-страновой) 0,175 0,165 0,166 0,174 0,165 0,167 0,173 0,166 0,170 0,171

Авторы выделяют две причины различий в доходах в отдельных странах. Первая связана с различиями в уровне экономического развития стран. Так, страны Восточной Европы и в меньшей степени страны Средиземноморья характеризуются самым низким уровнем доходов. В то же время в странах ЕС-15 большая часть

1 Индекс Тейла представляет собой показатель измерения социального неравенства, предложенный в 1967 г. нидерландским ученым Анри Тейлом. Он основан на понятии информационной энтропии. В отличие от коэффициента Джини индекс Тейла разложим, т.е. если популяция разбита на группы, то индекс Тейла всей популяции можно записать в виде взвешенной суммы индексов Тейла каждой из групп и показателя социального неравенства между группами. Разложимость индекса Тейла позволяет говорить о проценте социального неравенства, объяснимого заданным разбиением популяции на группы, и сравнивать различные разбиения. - Прим. реф.

населения имеет высокий уровень доходов. Вторая причина - существенные различия в национальных принципах распределения доходов. Например, в странах с наиболее высоким уровнем доходов у значительной части населения уровень доходов сравнительно низкий. Отсюда авторы делают вывод, что различия в доходах внутри стран существенно превышают соответствующие различия между странами Евросоюза (с. 17).

Неравенство внутри отдельных стран определяет значительную долю неравенства доходов в Евросоюзе в целом, а эволюция страновых различий в доходах играет ключевую роль в динамике общих показателей неравенства в ЕС в течение исследуемого периода (2004-2013). Динамика неравенства доходов в ЕС, оцененная с помощью индексов Джини и Тейла, представлена в таблице.

Данные, представленные в таблице, показывают, что перед кризисом неравенство доходов в странах ЕС снижалось и в 2008 г. находилось на минимальном уровне, о чем свидетельствуют как индекс Джини, так и индекс Тейла. После 2008 г. эта тенденция существенно изменилась и неравенство доходов в масштабах ЕС незначительно возросло (общий индекс Тейла): процесс сближения уровней доходов между странами прекратился и даже наблюдалась некоторая тенденция к росту неравенства внутри отдельных стран (внутристрановой индекс Тейла).

Методы перераспределения доходов, используемые в европейских странах (социальные пособия, выплаты, налоговые вычеты и т. п.) в значительной степени способствовали смягчению последствий растущего неравенства (с. 38). За счет перераспределения рост неравенства доходов домохозяйств не так сильно отражается на неравенстве располагаемых доходов. Неравенство доходов домашних хозяйств в период 2008-2014 гг. увеличилось на более чем 60% стран - членов ЕС, причем не только в периферийных государствах, наиболее серьезно пострадавших в результате Великой рецессии, но и в ведущих странах, составляющих ядро Евросоюза (например, Германии и Швеции). Напротив, неравенство располагаемых доходов домашних хозяйств сократилось в 1/3 стран Евросоюза (Люксембург, Латвия, Литва, Польша, Великобритания, Франция, Нидерланды и Португалия). В целом Великая рецессия способствовала росту неравенства доходов в большинстве стран Евросоюза, в основном из-за роста безработицы. В связи с этим

авторы приводят данные о размерах заработной платы в трех группах населения: занятые наемные работники, самодеятельное население (занятые и безработные) и всё население в трудоспособном возрасте. Отмечаются существенные различия среднемесячной оплаты труда наемных работников в отдельных странах. Они особенно значительны в англосаксонских странах (Великобритания и Ирландия), а также в некоторых странах Средиземноморья и Балтии. Самый низкий уровень неравенства в оплате труда наемных работников характерен для Скандинавских стран, стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) (кроме Польши) и Бельгии.

Неравенство в трудовых доходах наиболее полно проявляется при включении в анализ трудоспособных безработных и частично занятых. Межстрановые различия в уровнях трудовых доходов определяются, в основном, количеством безработных и незанятых в производстве трудоспособных граждан (с. 48).

Результаты исследования и анализ полученных данных свидетельствуют о том, что растущее неравенство доходов с начала кризиса 2008 г. было обусловлено, главным образом, увеличением уровня безработицы, а не различиями в оплате труда занятого населения. Что касается неравенства доходов всего трудоспособного населения, то его рост пришелся на 2009 г.

Более комплексная картина, характеризующая тенденции в распределении доходов, по мнению авторов, получается при разделении населения стран ЕС на группы по уровню доходов: в первую группу входят 50% домашних хозяйств, имеющих самый низкий уровень располагаемых доходов, во вторую - 40% со средним уровнем и в третью - 10% с самым высоким уровнем располагаемых доходов (с. 51). Полученные данные подтверждают предыдущие тенденции в динамике показателей неравенства. Так, до кризиса уровень располагаемых доходов непрерывно увеличивался, особенно в странах Восточной Европы по всем выделенным группам домохозяйств. В других регионах Европы уровень располагаемых доходов повышался умеренно, но с определенными страновыми особенностями. Относительно более быстрый рост располагаемых доходов наблюдался в самой бедной группе населения в таких странах, как Великобритания, Ирландия, Испания и Финляндия. В остальных странах отмечалась стагнация уровня располагаемых доходов, за исключением наиболее развитых стран котинентальной

Европы (Великобритания, Бельгия, Франция, Германия, Люксембург и Нидерланды). После кризиса произошло замедление роста располагаемых доходов и даже их некоторое снижение, что способствовало увеличению неравенства доходов различных групп населения. Особенно это отразилось на странах европейской периферии (большинство средиземноморских стран и стран ЦВЕ, за исключением Польши и Словакии). Уровень реальных доходов также сократился в странах Балтии, но затем опять возвратился к докризисной отметке.

Иное видение влияния глобального кризиса на уровень доходов в Европе предлагает классовый подход. Он особенно ценен тем, что позволяет определить, в какой степени кризис повлиял на средний класс. Авторы включают в средний класс лиц с располагаемым доходом в диапазоне от 75 до 200% медианного располагаемого дохода в каждой стране. Соответственно, те, у кого доход составляет менее 75%, относятся к категории людей с низкими доходами. Напротив, лица, имеющие располагаемый доход выше 200% медианного дохода страны, относятся к категории людей с высокими доходами.

Доля среднего класса в Европе колебалась в 2014 г. от 50 до 70% населения в отдельных странах. Этот показатель наиболее высок в Скандинавских странах, Чехии, Словении и Словакии; ниже всего он в странах континентальной Европы и Балтии. Значительная дифференциация между странами ЕС отмечается и по численности населения, имеющего как низкие, так и самые высокие доходы.

Численность людей с низкими доходами составляет около 30% населения в странах Средиземноморья, Великобритании, Ирландии и странах Балтии. Более низкие значения этого показателя -25% или менее - отмечаются в Скандинавских странах, некоторых странах ЦВЕ (Чехия, Словакия и Словения), а также в Нидерландах и Австрии. На тех, кто получает сверхдоходы, приходится лишь 5% населения и менее в Скандинавских странах, Бельгии, Словении и Словакии. От 5 до 10% населения составляют люди со сверхдоходами в остальных континентальных странах Европы, странах ЦВЕ, а также в Великобритании и Ирландии; свыше 10% населения составляют самые богатые граждане в странах Средиземноморья (за исключением Италии) и Балтии (с. 52).

Глобальный кризис привел к сокращению среднего класса. Предшествовавший кризису период характеризовался существенным экономическим ростом, что привело к росту среднего класса более чем в 2/3 стран ЕС. Однако этот процесс полностью прекратился с 2009 г.; началось сокращение численности среднего класса, прежде всего в периферийных странах Восточной Европы и Скандинавии, а также в некоторых ведущих государствах ЕС (Австрия, Германия и Швеция).

Б.Г. Ивановский

2017.04.042. ДОДЕРШТАДТ М., КЕЛТЕК К. НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕ: ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНОЕ И АБСОЛЮТНО ТРЕВОЖНОЕ.

DAUDERSTADT M., KELTEK C. Inequality in Europe: Relatively stable, absolutely alarming. - B.: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2017. - 8 p.

Ключевые слова: Евросоюз; неравенство доходов; квинтиль-ный показатель дифференциации доходов.

Изучение неравенства в масштабе 28 стран - членов ЕС представляется М. Додерштадту и К. Келтеку весьма сложным делом, так как необходимо рассматривать распределение благ и его изменение на двух уровнях - внутристрановом и межстрановом. Авторы провели расчеты сразу для двух уровней. Представленный в статье анализ охватывает данные с 2009 до 2015 г. За основу анализа взяты предоставленные Евростатом данные о средних доходах по каждому квинтилю в 28 странах ЕС (т.е. доходах каждого пятого жителя всех 28 стран ЕС). Исходя из этого был выстроен общий квинтиль для ЕС (охватывающий примерно 100 млн человек) и рассчитан квинтильный показатель дифференциации доходов (S80/S20) в целом по ЕС.

Поскольку из-за разницы в уровне цен и обменных курсах покупательная способность доходов в разных странах различается, расчеты проводились в евро по текущему курсу, а также по паритету покупательной способности (PPS). При этом уровень неравенства, рассчитанный в евро по текущему курсу, оказался ниже, чем при расчетах по PPS, поскольку покупательная способность оказалась выше в наиболее бедных странах ЕС. Динамика неравенства в ЕС является результатом изменений в распределении доходов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.