Научная статья на тему '2017. 04. 035. Промышленная стратегия Великобритании. Building our industrial strategy // HM government. Green paper. - L. , 2017. - January. - 132 p. - mode of access: https://www. Gov. uk/govern ment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/586626/building-our-industrial-strategy-green-paper. Pdf'

2017. 04. 035. Промышленная стратегия Великобритании. Building our industrial strategy // HM government. Green paper. - L. , 2017. - January. - 132 p. - mode of access: https://www. Gov. uk/govern ment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/586626/building-our-industrial-strategy-green-paper. Pdf Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 035. Промышленная стратегия Великобритании. Building our industrial strategy // HM government. Green paper. - L. , 2017. - January. - 132 p. - mode of access: https://www. Gov. uk/govern ment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/586626/building-our-industrial-strategy-green-paper. Pdf»

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

2017.04.035. ПРОМЫШЛЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

Building our industrial strategy // HM Government. Green paper. - L., 2017. - January. - 132 p. - Mode of access: https://www.gov.uk/govern ment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/586626/building-our-industrial-strategy-green-paper.pdf

Ключевые слова: промышленная политика; экономический рост; инновационное развитие; экономика Великобритании.

В правительственном докладе («Зеленая книга»), представленном для общественного обсуждения, подчеркивается важность текущего момента, связанного с выходом Великобритании из ЕС, для будущего развития ее экономики. Во вступительной статье Г. Кларк, министр по делам бизнеса, энергетики и промышленной политики, отмечает, что обеспечение конкурентоспособности и экономического роста требует современной промышленной стратегии, являющейся частью «Плана для Британии» (Plan for Britain). Среди основных ее задач: перспективное использование достигнутых конкурентных преимуществ в области ключевых направлений науки и технологии, а также институциональных структур; сокращение разрыва между наиболее передовыми и эффективными отраслями и компаниями, с одной стороны, и отстающими от лидеров -с другой; превращение Великобритании в наиболее благоприятную для развития бизнеса страну.

При достижении этих целей необходимо обеспечить сохранение финансовой стабильности и снижение структурного бюджетного дефицита до уровня ниже 2% ВВП, создать долгосрочную промышленную стратегию, которая послужит основой для уверенного приятия важных инвестиционных решений как в частном, так

и в публичном секторах. Основой для такой программы действий является широкое участие в ее создании новаторов, инвесторов, работодателей, работников и потребителей (с. 7).

Касаясь вопроса о значении промышленной политики, авторы доклада отмечают ее традиционную связь с целевыми государственными интервенциями в экономику в различных формах (налоговые льготы, дерегулирование, госзакупки, целевое финансирование, стимулирование отраслевого и регионального развития и т.д.), успешно примененными в ряде стран. В данном докладе предлагается новый подход, учитывающий положительный опыт и ошибки прошлого. Современная британская промышленная политика видится как инструмент поддержки и развития различных отраслей и регионов страны, заставляющий их «работать на полную мощность». Комплекс задач состоит в том, чтобы определить конкурентные преимущества, изучить возможные способы государственной помощи, создать институты и отношения, обеспечивающие долгосрочный подъем производительности. Такой подход уже применялся в ряде отраслей, например, в аэрокосмической промышленности, теперь нужно выработать согласованную систему промышленной стратегии для других секторов.

Необходимость новой постановки вопроса о промышленной политике вызвана объективными обстоятельствами. Последние годы характеризуются высокими темпами роста экономики Великобритании (более 14% за период с 2010 г.), а также другими относительно благоприятными факторами. Однако сохранение этой динамики в будущем, и прежде всего повышение заработной платы и доходов, зависит от преодоления длительного отставания от других ведущих стран по уровню производительности труда. Показатель почасовой выработки все еще отстает от конкурентов - Франции, Германии и США. Отрицательно сказалась рецессия 2008 г., затронувшая Великобританию больше других развитых стран.

Кроме того, важную роль играют региональные различия в экономических показателях, более значительные, чем в других западноевропейских странах. Здесь 61% населения живет в регионах с доходами на 10% ниже средних по стране. В то же время различия в производительности труда, наблюдаемые внутри регионов, выше, чем между регионами. Изменения возможны и необходимы, поскольку именно в этой сфере заложен еще неиспользуемый по-

тенциал британской экономики (с. 14). Цель современной промышленной стратегии - улучшение условий жизни и ускорение экономического роста за счет повышения производительности в масштабах всей страны.

По мысли авторов доклада, реализация этих задач базируется на основных направлениях («опорах»), каждое из которых содержит новую программу мер. Предлагается десять таких направлений.

1. Инвестирование в науку, исследования и инновации, повышение инновационности экономики и активизация коммерциализации научных достижений. Преимуществом Великобритании является значительная научная база. Однако до сих пор достижения в области фундаментальных исследований превосходили успехи в коммерциализации и применении передовых технологий. Например, развитие роботизации и автоматизации отстает от большинства других стран Западной Европы. В Великобритании частные и государственные инвестиции в НИР составляют 1,7% ВВП, тогда как в среднем по странам ОЭСР этот показатель равен 2,4%, а в таких передовых в этом отношении странах, как Южная Корея, Израиль, Япония, Швеция, Финляндия и Дания, - свыше 3%. К тому же государственное финансирование НИР сосредоточено в «золотом треугольнике» - Оксфорд, Кембридж и Лондон. Отсюда вытекает задача раскрыть научный и инновационный потенциал других частей страны.

К 2020-2021 гг. ассигнования на финансирование НИР будут увеличены на 4,7 млрд ф. ст. Конкретные инвестиционные решения должны быть приняты на основе обсуждения различных вариантов; среди возможных направлений - развитие местного потенциала, расширение поддержки на этапах коммерциализации, подготовка талантливых исследователей по научным, технологическим, инженерным и математическим дисциплинам и т.д. (с. 15). Созданный для финансирования технологических разработок Фонд стратегических промышленных задач (Industrial strategy challenge fund) сможет оказывать финансовую поддержку разработкам в области экологически чистой энергетики, робототехники и искусственного интеллекта, спутниковых и космических технологий, медицины и здравоохранения, производственных процессов и материалов будущего, биотехнологии и синтетической биологии, технологий цифровой трансформации и др.

2. Повышение уровня научных, технологических и инженерных знаний, необходимых для современной экономики, создание новой системы технического образования. Авторы обращают внимание на недостаточность обучения техническим специальностям, особенно по некоторым важным направлениям, и низкую его доступность. В результате Великобритания занимает 16-е место среди 20 стран ОЭСР по доле лиц, имеющих техническое образование, и испытывает в экономике дефицит специалистов, особенно инженеров, математиков и т.п. К этому добавляются различия в уровне подготовки выпускников различных школ в различных регионах страны.

Предлагается совершенствовать систему образования, создать новые технологические институты во всех регионах, облегчить поиск и доступ к образовательным ресурсам по техническим специальностям, усилить преподавание в университетах, увеличить число специализированных математических школ, обеспечить возможность переподготовки и непрерывного обучения, отражающих потребности высоких темпов технологических изменений

3. Совершенствование инфраструктуры. Необходимо модернизировать стандарты функционирования информационной, энергетической, транспортной, водной инфраструктуры, лучше согласовывать централизованные государственные инвестиции в инфраструктуру с задачами местного развития. Сегодня общее состояние инфраструктуры Великобритании воспринимается международным бизнесом как менее качественное по сравнению с конкурентами. Причина видится в отсутствии долгосрочного инфраструктурного планирования и его связи с планированием промышленности и жилищного строительства.

Государственные инвестиции в инфраструктуру с 2016/17 по 2020/21 фин. г. возрастут на 60%. Согласно задачам, поставленным правительством перед новым Национальным фондом производительных инвестиций (National productivity investment fund), за предстоящие пять лет он должен вложить дополнительно 23 млрд ф. ст. в развитие транспорта, широкополосной оптической связи, новых поколений технологии сотовой связи и др. Фонд инфраструктуры жилищного строительства (Housing infrastructure fund) ассигнует 2,3 млрд ф. ст. на ликвидацию острой нехватки жилья в некоторых регионах. С целью совершенствования планирования и перехода к

долгосрочному финансированию создаются новые организации: Национальная инфраструктурная комиссия (National infrastructure commission) и Управление по инфраструктуре и проектам (Infrastructure and projects authority) (с. 17). Будут также приняты меры по стимулированию частных инвестиций.

4. Поддержка создания и развития предприятий. Необходимо обеспечить доступ бизнеса к финансовым ресурсам и управленческим навыкам, создать благоприятные условия для долгосрочных инвестиций компаний. Будучи ведущим в мире финансовым центром, Великобритания испытывает определенный недостаток в удовлетворении долгосрочных финансовых потребностей фирм для их развития и роста, в венчурном капитале и других формах акционерного финансирования, особенно острый в районах вне Лондона и Юго-Востока страны. По данным ОЭСР, страна находится на 3-м месте по числу стартапов, но на 13-м - по числу бизнесов, достигающих успешного роста. Инвестиции в основной капитал по отношению к ВВП в среднем уже длительное время отстают от показателей Франции, Германии, США и многих других стран ОЭСР. Отсюда задача выявления и устранения барьеров, мешающих предпринимательству и превращению компаний в глобальных игроков, и прежде всего обеспечения условий, стимулирующих компании к инвестированию. Планируется соответствующая исследовательская работа для выработки программных предложений.

5. Улучшение системы госзакупок. Необходимо улучшить стратегическое использование системы госзакупок для стимулирования инноваций и развития сетей снабжения в стране. Расходы государственного сектора составляют примерно 268 млрд ф. ст. в год, или 14% ВВП. В стратегическом отношении система госзакупок может быть использована как механизм стимулирования инноваций, конкуренции, инвестиций в подготовку персонала, о чем свидетельствует опыт ряда правительственных ведомств США, таких как Управление перспективных исследовательских программ в области обороны (DARPA) и др. Правительством инициировано независимое исследование в этой области.

6. Стимулирование торговли и привлечение иностранных инвестиций. Государственная политика, направленная на рост производительности, включает задачи по развитию конкуренции и освоению новых технологий. Меры в области расширения

внешнеторговых и инвестиционных связей могут оказать решающее воздействие на долгосрочный экономический рост, поскольку привносят не только деньги и инвестиции, но и новые идеи и концепции. Отмечается неудовлетворительное состояние экспорта и торговли в целом, показатели роста которой в последние десятилетия отстают от стран «семерки» (07). Создание нового министерства международной торговли открывает возможности для коренной модернизации политики поддержки инвесторов и экспортеров, в том числе через компанию экспортного финансирования, а также с помощью регулярного проведения международных торговых ярмарок. Будет рассмотрена возможность усиления стратегического подхода к целенаправленному привлечению иностранных инвестиций.

7. Обеспечение экономически доступной энергетики и экологической безопасности. Нужно снижать соответствующие производственные затраты и обеспечивать выгодность перехода к низкоуглеродной экономике. С помощью развития технологий следующего поколения необходимо добиться снижения энергетических затрат предприятий, изменений в энергетической инфраструктуре, перехода к экономике с низким использованием углерода и высокой эффективностью использования ресурсов. Специальное исследование будет предпринято с целью определения путей снижения расходов, связанных с задачами декарбонизации в энергетике и промышленности. Проводится работа по внедрению новых энергосистем в различных регионах страны, связанная с подготовкой к переходу на электрические виды транспорта. Финансовая поддержка энергетических инноваций будет увеличена в 2 раза.

8. Развитие отраслей, занимающих передовые позиции в мире. Необходимо использовать конкурентные преимущества и содействовать успехам новых направлений, в том числе бросающих вызов существующим организациям и участникам. Отраслевая политика базируется на лидирующих позициях бизнеса и принципах «открытых дверей» для его инициатив по укреплению лидерства и повышению производительности. Круг проблем может включать деятельность органов госрегулирования, стимулирование конкуренции и инноваций, совместные действия по развитию экспорта и коммерциализации результатов НИР в области наук о жизни, цифровых технологий, ядерной промышленности и т.д.

9. Содействие развитию всех регионов страны. Такие меры включают инвестиции в ключевые инфраструктурные проекты, организацию обучения и повышения квалификации, поддержку местных инноваций. Дисбалансы в региональном развитии сдерживают общий рост и ограничивают благосостояние. Необходимо использовать конкретные преимущества регионов и устранить факторы, мешающие их росту. Опыт показывает, что рациональное децентрализованное управление содействует совершенствованию принятия экономических решений, активизации инновационных процессов и росту производительности.

Инфраструктурные инвестиции в жилищное, дорожное строительство, общественный транспорт и т.д. с помощью новых инструментов финансирования, а также дополнительные вложения в НИР будут лучше согласовываться с локальным экономическим планированием и использоваться для поддержки регионального роста и восстановления сбалансированности экономики. Меры по ликвидации отставания в квалификационном уровне включают совершенствование образования на местах и привлечение выпускников учебных заведений, поддержку университетов и малого бизнеса.

10. Создание и укрепление эффективных институтов сотрудничества отраслевых и территориальных структур. Сюда относятся местные общественные организации, учебные учреждения, торговые ассоциации и финансовые сети. Одно из направлений - помощь на местах в развитии промышленных кластеров, использующих местные знания и экономические преимущества, с участием образовательных и исследовательских организаций, деловых и финансовых сетей, торговых ассоциаций, локальных фондов. Другое направление - поддержка роста цепей снабжения. Секретариат кабинета министров рассмотрит местоположение правительственных ведомств и возможности их перемещения в тех случаях, если это поможет укреплению местных кластеров и росту частного сектора. Будет оказана поддержка новым учреждениям образования, культуры и спорта.

Предлагаемые направления промышленной политики базируются на том факте, что именно они определяют высокие темпы роста. Сферы экономики, отличающиеся интенсивными инвестициями в НИР, подготовкой высококвалифицированного персонала, совершенствованием инфраструктуры, а также обеспеченностью

энергоресурсами, имеют более высокие показатели роста и производительности. Политика, реализуемая централизованно через действия правительства, а также путем укрепления местных институтов, использует эти направления как рычаги для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, охватывающей всю страну. Применение каждого из указанных направлений к конкретным областям и сферам экономики будет варьировать и меняться с течением времени. В одних случаях приоритетным направлением станут целевые государственные инвестиции, в других - создание новых отраслей, исследовательских институтов или финансовых организаций, если их отсутствие сдерживает рост.

Все предлагаемые направления промышленной политики связаны и взаимно усиливают друг друга. Инновационные старта-пы потребуют более квалифицированной рабочей силы, больших объемов венчурного капитала, более совершенной информационной инфраструктуры. Внешние инвестиции способствуют ускорению роста, но их привлечение зависит от внутренней конкурентоспособности по энергетическим и инфраструктурным затратам, а также от наличия сильной научной базы и высококвалифицированного персонала. Эта стратегия будет подкрепляться дополнительными мерами в области рынка труда.

И.Г. Минервин

2017.04.036. ПОРТНОФФ А.-И. КАКИМ ПРОИЗВОДСТВО БУДЕТ ЗАВТРА?

PORTNOFF A.-Y. Comment produirons-nous demain? // Problèmes ècon. - P., 2016. - N 3337. - P. 5-16.

Ключевые слова: технологический прогресс; организация производства; цифровые технологии; производственные инновации; завод будущего.

Член редколлегии французского журнала «Futuribles» анализирует причины изменений в структуре и организации производства и особенности будущей промышленности, обусловленные техническим прогрессом, экологическими ограничениями, изменениями условий международной конкуренции и запросами потребителей.

Значение промышленности Европы и Северной Америки, отмечает автор, за последние 25 лет сильно снизилось. При практи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.