Научная статья на тему '2017. 04. 020. Промышленная стратегия: проект Совета по науке и технологиям при премьер-министре. Industrial strategy: views from the pm’s council for science and technology // industrial strategy: CST paper / Сst reports on science and technology. - 2017. - 13 March. - p. 1-20. - Mode of access: https:// www. Gov. uk/government/publications/industrial-strategy-important-questions-to-address'

2017. 04. 020. Промышленная стратегия: проект Совета по науке и технологиям при премьер-министре. Industrial strategy: views from the pm’s council for science and technology // industrial strategy: CST paper / Сst reports on science and technology. - 2017. - 13 March. - p. 1-20. - Mode of access: https:// www. Gov. uk/government/publications/industrial-strategy-important-questions-to-address Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СОВЕТ ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ СТРАТЕГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 020. Промышленная стратегия: проект Совета по науке и технологиям при премьер-министре. Industrial strategy: views from the pm’s council for science and technology // industrial strategy: CST paper / Сst reports on science and technology. - 2017. - 13 March. - p. 1-20. - Mode of access: https:// www. Gov. uk/government/publications/industrial-strategy-important-questions-to-address»

2017.04.020. ПРОМЫШЛЕННАЯ СТРАТЕГИЯ: ПРОЕКТ СОВЕТА ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ ПРИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРЕ. Industrial strategy: Views from the PM's council for science and technology // Industrial strategy: CST paper / CST reports on science and technology. - 2017. - 13 March. - P. 1-20. - Mode of access: https:// www.gov.uk/government/publications/industrial-strategy-important-questions-to-address

Ключевые слова: Великобритания; Совет по науке и технологиям при премьер-министре; промышленная стратегия.

В число задач реферируемого документа входит выявление движущих сил и источников научно-технического потенциала в Великобритании. Совет по науке и технологиям (Council for science and technology - CST) поддерживает стремление правительства к достижению амбициозных целей. Всегда заманчиво, считают авторы проекта, собрать портфель небольших инициатив, которые могут быть рациональными по отдельности, но не соответствовать масштабу проблем, стоящих перед страной.

Авторы доклада предъявляют следующие требования к стратегии. Она должна быть гибкой. Ясность в понимании целей - залог успеха. Цель - стимулировать рост продукции, производительность, динамизм и творческий потенциал, способствовать экономической безопасности и вовлечению в процесс всех акторов. Новое видение задач и способов их решения должно быть в основе новой стратегии. «Центрированность таланта и навыков» должна обеспечить лидерство науки и инновационной системы Великобритании, посылать сигналы миру для привлечения глобальных инвесторов и высококвалифицированных специалистов.

Представления совета о способах реализации промышленной стратегии рассматриваются с четырех позиций: 1) основание - усиление экосистемы инноваций по всей Великобритании; 2) обращение к социальным проблемам; 3) использование сравнительного технологического преимущества Великобритании; 4) адресное применение рычагов государственного регулирования.

Актуальность предлагаемых мер обусловлена, в частности, тем, что, как пишется в документе: «Мы отстаем от многих экономических систем, которые мы могли бы считать намного менее продвинутыми, чем наша» (с. 2). Общий объем национальных ин-

вестиций в ИР составляет 1,7% от ВВП (государственные инвестиции - 0,5% от ВВП; частные - 1,2% от ВВП) (с. 2). В то же время факт наличия достаточно высоких показателей научных публикаций и цитирования свидетельствует о высоком потенциале инновационной сферы Великобритании и о конкурентном соотношении цены и качества.

Значительная доля текущих правительственных расходов на ИР предоставляется посредством налоговых льгот. Есть достоверные свидетельства о полезности таких мер, однако всеобъемлющая стратегия предлагает более комплексную их структуру. Учитывая, что в британской экономике доминирует сектор услуг, инновации в этом секторе могут обладать существенными преимуществами в аспекте производительности и конкурентоспособности. Авторы рекомендуют распространить на этот сектор практику применения налоговых льгот на инновационную деятельность.

Следующее предложение авторов доклада - увеличить долю предложений грантов на исследования «высшего качества» по примеру США. «Государственные инвестиции в исследования -доказанный драйвер роста. Если мы серьезно относимся к тому, какое место займут наука и техника в будущей британской экономике, то это для нас имеет главное значение. Мы должны напитать корни, если мы хотим, чтобы выросли ветви» (с. 2). «Важным шагом вперед» к обеспечению эффективности инвестиций в научные исследования авторы считают объединение усилий научных советов и госпрограммы «Инновационная Великобритания» (Innovate UK). Необходимым условием является также «усиление архитектуры инноваций». Основными элементами существующей архитектуры являются университеты, программа «Innovate UK», организации, занимающиеся трансфером технологий, и «Катапульты»1.

Новые решения нужны и на рынках капитала. Великобритания, как родина ведущего в мире финансового центра, может предложить модели, соответствующие современным требованиям (например, «зеленые» инвестиционные банки, инвестиционные банки для инноваций). Они призваны обеспечить британских инвесторов

1 Catapults - сеть центров, созданных для поддержки инновационных способностей Великобритании в семи специфических областях. - Mode of access: http s://catapult. org. uk/about-us/

необходимой аналитической экспертизой в тех областях, где страна имеет сравнительные преимущества в науке и технике.

Инновационные процессы должны быть поддержаны посредством адаптивного регулирования, четко настроенного на потребности общества. Отклик администраторов может не только укрепить веру инвесторов и компаний в будущее своих проектов, но и обеспечить уверенность граждан в том, что их интересы защищены. Наличие пространств для экспериментов («песочницы для финте-ха» - sandbox for fintech) также имеет большое значение. Правительственная программа поддержки венчурного бизнеса (Government's Challenger Business Programme) призвана сделать Великобританию самой благоприятной страной для инновационной деятельности. Отдельным пунктом в стратегии обозначено расширение набора инструментов архитектуры (демонстраторы, испытательные стенды и проч.). Как видно на примерах «умных городов», «интернета вещей», автомобилей без водителя, это хорошие возможности для регионального лидерства, а также для глобальных мобильных венчурных инвестиций.

Инновации - важный фактор формирования новой модели экономики под грифом «Услуги 2.0». Статистика говорит о том, что в 2015 г. сфера услуг была областью деятельности 74% фирм, обеспечивала 79% занятости и 71% товарооборота в Великобритании (с. 3). Подобная ситуация встречается и в других развитых экономиках и в развивающихся экономических системах.

Важным аспектом инновационной политики является география. В основном британская экономика сконцентрирована на юго-востоке Великобритании, что создает определенную неустойчивость. Исправить такое положение могла бы поддержка многочисленных групп исследователей и региональных инновационных кластеров, действующих по всей Великобритании. В этом контексте британские университеты рассматриваются в ряду самых ценных активов.

Инновации стали экономической необходимостью, но в определенной степени они не менее важны и в решении неотложных социальных проблем. В связи с этим совет выделяет три приоритетные области: 1) здоровье как качество жизни; 2) города и транспортные структуры; 3) экологически чистая энергия.

1. Расходы на здравоохранение, как процент от ВВП, постоянно увеличиваются. Государство планирует повысить эти расходы с 7,3 до 8,3% от ВВП и увеличить расходы на долгосрочное медицинское обслуживание с 1,1 до 2,2% от ВВП к середине 2060-х годов (с. 5). Как и в других странах, в Великобритании существует проблема стареющего населения, поэтому проводятся соответствующие расчеты. Их результаты показывают, что прибавление одного года к трудовому стажу позволит увеличивать ВВП на 1% в год после пятилетнего периода, а добавление еще трех лет позволило бы к началу 2030-х годов увеличивать ВВП на 3,25% ежегодно. Кроме того, в результате инновационных разработок появятся возможности экспорта новых фармпрепаратов, оборудования и медицинских услуг (с. 5).

2. Предполагается, что к 2030 г. в мире будет 41 город-гигант с населением более чем 10 млн человек (сегодня таких городов 28). Потенциал глобальной инфраструктуры, по расчетам экспертов, по крайней мере, удвоится за следующие 15-20 лет. Великобритания планирует приложить большие усилия к разработкам «умных», связанных друг с другом городов, схем финансирования, законодательных систем, к проектированию и строительству инфраструктуры. Транспортные системы меняются радикально, уже появляются беспилотные автомобили и самолеты. В Хельсинки уже испытываются элементы многомодульной транспортной системы, действующей по принципу «дверь в дверь». Заказать такую «транспортную услугу» можно через соответствующее приложение смартфона.

3. Передовые технологии также играют важную роль в реализации проекта «Экологически чистая энергия». Это, например, развитие «умных» электрических сетей. Другой британский пример - внутренний обогрев: технология, в значительной степени основанная на перекачивании по сетям труб природного газа (метана) (там же).

В целях выбора приоритетных технологий, которые смогут обеспечить сравнительные преимущества Великобритании, предлагаются следующие критерии: 1) мощная собственная база исследований для создания технологий; 2) наличие или возможность появления основы для коммерциализации технологий в Великобритании; 3) большой потенциал национального и мирового рынков для про-

дуктов, которые являются результатом внедрения новых технологий; 4) потенциал цепочек создания ценности от связанных с технологиями услуг, приносящих экономическую выгоду; 5) возможности широкого применения технологии; 6) заключительный критерий - «божественная искра» - элемент выдающегося творческого потенциала или новизна, присущая определенным идеям или инновациям (с. 6).

Первоначальный перечень технологических областей, которые, по мнению авторов стратегии, соответствуют этим критериям и заслуживают дальнейшего рассмотрения правительством: 1) робототехника и искусственный интеллект (включая беспилотные автомобили и самолеты); 2) науки о жизни, включая медицинские и сельскохозяйственные технологии; 3) технологии производства экологически чистой энергии; 4) материалы с заданными свойствами; 5) цифровая инфраструктура, включая Интернет пятого поколения; 6) спутники; 7) квантовые технологии.

В рамках четвертого направления реализации промышленной стратегии, в соответствии с рекомендациями Департамента науки (Government Office for Science), представленными в документе «Будущее технологических инноваций», рекомендуется, чтобы «рычаги» правительственного вмешательства были определены «согласно обстоятельствам» в зависимости от точного описания характера идентифицированных провалов рынка. Совет по науке и технологиям при премьер-министре продолжает настаивать на том, что государственные средства должны предоставляться только самым выдающимся ученым и научным коллективам. Это -сущность принципа Холдена1, который помог Великобритании больше 100 лет быть - мировым лидером в сфере научных исследований, разработок и технологий.

С.М. Пястолов

1 В соответствии с данным принципом решения о размере финансирования научных исследований принимает правительство, но вопросы распределения финансирования внутри исследовательского сообщества должно решать само это сообщество. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.