Научная статья на тему '2017. 04. 007. Пейни Л. Визуализация в исследовании: диаграммный анализ по методологии акторно-сетевой теории. Payne L. visualization in analysis: developing ant analysis diagrams (AADs) // qualitative research. - 2017. - vol. 17, n 1. - p. 118-133. - doi:10. 1177/1468794116661229'

2017. 04. 007. Пейни Л. Визуализация в исследовании: диаграммный анализ по методологии акторно-сетевой теории. Payne L. visualization in analysis: developing ant analysis diagrams (AADs) // qualitative research. - 2017. - vol. 17, n 1. - p. 118-133. - doi:10. 1177/1468794116661229 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ / ДИАГРАММНЫЙ АНАЛИЗ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ ДАННЫХ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ-ДИАГРАММЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 007. Пейни Л. Визуализация в исследовании: диаграммный анализ по методологии акторно-сетевой теории. Payne L. visualization in analysis: developing ant analysis diagrams (AADs) // qualitative research. - 2017. - vol. 17, n 1. - p. 118-133. - doi:10. 1177/1468794116661229»

ний, а методология, призванная исследовать новый социум по-новому, социум радикальной самоорганизации, где могут существовать самые разные самоорганизованные группы, в том числе исповедующие расизм, сексизм, гомофобию, фашизм. Главное -нужно понять, что это реально существующее глобальное гражданское общество уже не может повернуть вспять - к временам доминирования социальной организации над социальной самоорганизацией» (с. 14-15).

А.А. Али-заде

2017.04.007. ПЕЙНИ Л. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ: ДИАГРАММНЫЙ АНАЛИЗ ПО МЕТОДОЛОГИИ АКТОРНО-СЕТЕВОЙ ТЕОРИИ.

PAYNE L. Visualization in analysis: Developing ANT analysis diagrams (AADs) // Qualitative research. - 2017. - Vol. 17, N 1. - P. 118133. - D0I:10.1177/1468794116661229.

Ключевые слова: акторно-сетевая теория; диаграммный анализ; визуализация исследования; анализ данных; зрительные образы-диаграммы.

По словам автора из Великобритании, она предлагает новый метод исследования социальных процессов - «метод визуализации данных качественного исследования в области общественных наук -подход, позволяющий увязывать в единую систему все сущности социального процесса в их контексте» (с. 118).

Предлагаемый новый метод анализа качественных данных, пишет автор, основан на акторно-сетевой теории (АСТ) (actor-network theory), часто используемой как теоретическое обеспечение исследования хода развития того или иного социального контекста. АСТ также хорошо работает в качестве теоретического обеспечения методологии визуализации / построения диаграмм исследования - подхода, называемого в АСТ диаграммным анализом (ANT analysis diagrams) (АСТДА) (там же). АСТ - теория социально-технической системы, в которой (системе) социальная сторона представляет людей, а техническая сторона - материальную (неодушевленную) часть. Поэтому в качестве исследовательской методологии АСТ определяют как «социально-материальный подход» (socio-material approach), который возник из исследований науки и техно-

логий (ИНТ) 1980-х годов и у истоков которого стоял Б. Латур (B. Latour). Подход этот сильно эволюционировал до такой степени, что в его эволюции принято отмечать период «после АСТ».

Согласно АСТ, все сущности - живые (люди) и неодушевленные (материальная часть / техника), - составляющие социальный контекст, одинаково важны для понимания этого контекста. Все они в этом смысле равные «объекты»: люди не имеют преимущества перед неодушевленными объектами. И это, казалось бы, философия «нонмодернизма», поскольку в модернистской философии сущности группируются, попадают в разные категории, возвышаются одни над другими - люди над неодушевленными объектами, социум над природой. Однако АСТ не настолько «нонмодернистская» теория, чтобы быть легкой добычей критиков, которые с готовностью оспорят «нонмодернистский» тезис о равенстве людей любым другим объектам. Ситуацию вполне прояснил Б. Латур: «АСТ, разумеется, не устанавливает абсурд банальной "симметрии между людьми и не-людьми", но речь идет просто о том, что не существует тотальной асимметрии между целепола-гающей деятельностью человека и материальным миром каузальных отношений» (цит. по: с. 121).

Связи между объектами в какой-либо области собирают эти объекты в сеть, которая становится сетью взаимодействия объектов, а объекты часто именуются акторами. Поскольку объекты -это акторы, они действуют, точнее, взаимодействуют, и их взаимодействие образует деятельную сеть. Такая сеть влияет на более широкий контекст и на этом уровне может рассматриваться как самостоятельный составной актор. В свою очередь, сеть-актор уже на уровне своих акторов представляет пространство взаимодействия субакторов. То есть сети - это акторы, а акторы - сети, или, по словам Б. Латура, «актор и сеть - два облика одного и того же феномена» (там же). Из этого следует и название «акторно-сетевая теория».

В качестве теории тезис о единстве акторов-сетей широко критикуется в исследовательском сообществе. Суть, однако, в том, что это не теория в обычном смысле употребления слова «теория». Скорее АСТ - это рамка / методология исследования данной области / данного контекста. По этой методологии исследуется весьма динамичная, с непредсказуемой динамикой область взаимовлияния

акторов внутри их сети. Эти акторы, влияя друг на друга, способны друг друга изменять, и изменять непредсказуемо, поэтому невозможно прогнозировать будущие состояния сети - достигнет ли сеть стабильности или подвергнется дезинтеграции. Рассматриваемые АСТ объекты-акторы-сети подпадают под категорию «изменчивых постоянства (immutable mobile), и лучшие для них образы -«жидкость» или «огонь». Исследования показывают, что объекты-акторы-сети действительно представляют «изменчивые постоянства». Они могут сильно меняться в зависимости от контекста, например в такой области, как медицина, демонстрирующая в разных своих контекстах подлинное онтологическое многообразие.

АСТ не ассоциируется с какой-либо специальной формой визуального моделирования, поскольку само название взывает к визуальной метафоре. На то, какая именно будет «визуальная картинка», указывает сама природа сетевых взаимосвязей: акторы собираются вместе попарно или группами, поэтому сетевые взаимосвязи представляются в форме диаграмм. Собственно, автор и выбрала эту форму визуального моделирования, определив ее аббревиатурой АСТДА. Вообще говоря, отмечает автор, в научных исследованиях, включая качественный анализ, существует множество разных и иногда весьма креативных подходов к визуальной презентации эмпирических данных или самого исследования. Так, софтверный качественный анализ данных предлагает ряд форматов визуализации (ATLAS.ti, MAXQDA и т.д.). Некоторые исследователи, работающие по методологии АСТ, активно используют диаграммную визуалицию. Например, Б. Латур с группой других исследователей с помощью диаграмм наглядно продемонстрировал взаимосвязи между авторами, ключевыми словами и ссылками, что позволило идентифицировать группы соответствующих проблем и соответствующие алгоритмы. Разумеется, подобная визуализация исследовательских данных, производимая на основе самых передовых софтверных технологий, может привести исследователя к новым идеям, но она не способна развивать базовые принципы АСТ. Существует также практика построения диаграмм на основе АСТ, которая называется «АСТ-графический синтаксис» (ANT-graphical syntax) (АСТ-гс). АСТ-гс делает визуальный перевод развития сетей объектов, их изменений и взаимовлияний. Есть и такая практика визуализации исследовательских данных, как сочетание АСТ с

анализом структуры событий (event structure analysis), сосредоточенная на визуальной презентации (построении с помощью софтверных технологий соответствующих диаграмм) сетевых событий с акцентом на их каузальный анализ. Однако общий недостаток этих практик состоит в том, что они мало внимания уделяют самому феномену акторов-сетей и не прослеживают их проблемы и взаимосвязи в каждый данный момент времени.

Указанный недостаток, полагает автор, и призвана устранить методология АСТДА. Само понятие «актор-сеть» сразу ассоциируется с понятием «вещь-отношение» и отсылает к соответствующей визуальной презентации - диаграммам вещей-отношений (entity-relationship diagrams) (ДВО), представляющим стандартную компьютерную технологию организации базы данных. Собственно методология АСТДА и была разработана (автором) как вариация технологии ДВО для исследований в рамках АСТ. Использование методологии АСТДА предполагает, что исследователь стоит перед выбором, что включить в диаграммы и как их представить. Понятно, что не все связи или свойства могут быть представлены в диаграммах, и потому важно иметь в виду те из них, о которых исследователь умалчивает в своей селективной визуальной картине. Не существует отдельной «законной» методологии АСТДА, поскольку каждый исследователь волен варьировать ее по-своему, и в этом заключается контраст АСТДА с технологией ДВО, которая не допускает селективности в построении базы данных, требуя от исследователя полного и точного отражения данных в их визуальной картине.

АСТДА, в отличие от ДВО, не имеет фиксированной эвристики, что может быть признано как слабость этого исследовательского инструментария. Действительно, такая гибкость АСТДА не позволяет индикацию важных индивидуальных элементов, но это и есть отражение принципов АСТ. Исследователь уже в конкретном контексте будет решать, какие элементы важны, а какие не важны. Ключевое достоинство АСТДА состоит именно в гибкости этой методологии, в возможности разрабатывать графически любые идеи, которые возникнут у аналитика в ходе исследования. При этом, разумеется, исследователь не станет исключать элементы, которые высветили для него свою важность. То есть АСТДА при всей своей гибкости и селективности в отношении визуализации

исследовательских данных - это методология, делающая исследование более определенным, чем некоторые другие схожие подходы.

Понятие «визуализация» относится к когнитивной активности - ментальному моделированию. Сам акт визуализации посредством АСТДА, собственно, и творит содержание в виде зрительного образа, дает ему реальность и жизнь. Но в этом заключается известная опасность - риск воспринимать выставленные зрительные образы-диаграммы как если бы они были одной-единственной истиной, отрицающей любой иной выбор. В отношении методологии АСТДА, считает автор, нужно следовать рекомендации К. Кнорр-Цетины, которая заключается в том, что «образы обеспечивают бесконечные возможности для визуальных толкований, поэтому дискуссии здесь всегда открыты» (цит. по: с. 129).

А.А. Али-заде

2017.04.008. ХОХВИ Я. ГИПОТЕЗА ПРЕДСКАЗЫВАЮЩЕЙ ОБРАБОТКИ И ПОЗНАНИЕ 4 E.

HOHWY J. The predictive processing hypothesis and 4 e cognition: Draft. - September, 2015 // Final version to appear: Oxford handbook of cognition: Embodied, enactive, extended / Newen A., De Bruin L., Gallagher S. (eds.) (under contact / in progress). - Oxford: Oxford univ. press, 2015. - September. - Mode of access: https://www.dropbox.com/ s/phigjdgsxegcd8a/Hohwy%20Web%20Draft%20The%20predictive% 20processing%20hypothesis%20and%204E.pdf?dl=0

Ключевые слова: предсказывающая обработка; репрезентация; вывод; действие; ситуативное познание; расширенное познание.

Заместитель декана факультета искусств Университета Мо-наша (Австралия), специалист в области философии когнитивной науки Якоб Хохви обсуждает актуальный для современной когнитивной науки вопрос отношения двух ведущих программ исследования восприятия, разума и познания.

Первая программа, к лагерю активных сторонников которой принадлежит сам автор, рассматривает процессы восприятия и познания сквозь призму понятийного аппарата байесовской теории вероятности, а также новых подходов в теоретической нейронауке и исследованиях искусственного интеллекта. Данная идея восходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.