присваивала республиканское прошлое, чтобы легитимизировать свое существование. Современники, по-видимому, замечали фальшивый консерватизм режима и осознавали, что мир Августа является радикально новым. При этом, пишет автор, есть все основания полагать, что Август пользовался искренней поддержкой народа; плебс и солдаты вряд ли могли сожалеть об утраченной Республике. После десятилетий насилия и жестокости имперский режим, обеспечивший длительный период процветания, был воплощением мира и порядка.
А.Е. Медовичев
СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
2017.04.007. МЕРФИ Н. ПЛЕНЕНИЕ ИОАННА II, 1356-1360: ОБРАЗ КОРОЛЯ В ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ.
MURPHY N. The сарйу^у of John II, 1356-60: The royal image in later medieval England and France. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. - 132 p.
Ключевые слова: Столетняя война; Иоанн II Добрый; королевский статус; королевский двор.
Монография Н. Мерфи, старшего преподавателя Нортум-брийского университета (Великобритания), издана в выпускаемой издательством «Палгрейв - Макмиллан» серии «Новое Средневековье», публикаторы которой ставят своей целью отойти от традиционного «политико-социального» нарратива в изложении истории Средневековья, и посмотреть на известные исторические события в иной - мультидисциплинарной - перспективе. В центре внимания автора реферируемой монографии находится «хрестоматийный» эпизод из истории Столетней войны - пленение французского короля Иоанна II Доброго англичанами во время битвы при Пуатье 19 сентября 1356 г., в результате чего Иоанн три года, с весны 1357 г. по июнь 1360 г., прожил в Англии. В октябре 1360 г., после заключения договора в Бретиньи Иоанн вернулся к своим подданным, но в январе 1364 г., после того как его сын Людовик Анжуйский, оставленный в качестве заложника, бежал, нарушив условия договора, Иоанн добровольно вернулся в Англию, где и умер в апреле то-
го же года. Книга состоит из пяти глав и содержит обширную библиографию.
В историографии, как указывает исследователь, этот период обычно представляют как один из самых скорбных в истории французской монархии. После пленения Иоанна II случился целый ряд разрушительных событий: за освобождением из заточения Карла Наваррского последовали бунты, крестьянское восстание («жакерия») и «парижская революция» Этьена Марселя. При этом поведение и действия пленного короля историки, как правило, рисуют темными красками: в то время как королевством фактически правил дофин, будущий Карл V, Иоанн расходовал без толку деньги своих подданных, живя в свое удовольствие при дворе Планта-генетов.
Н. Мерфи подходит к анализу рассматриваемого периода с других позиций. Его основной тезис состоит в том, что ни сам Иоанн, ни его окружение, ни его противники Плантагенеты не забывали о его королевском статусе. Лишенный возможности отстаивать свои права силой оружия, Иоанн прибегал к другим средствам, чтобы утвердить свое высокое достоинство в своеобразной «битве статусов», происходившей между ним и его «стражем», сыном и наследником Эдуарда III, Эдуардом Черным Принцем.
По мнению автора, именно усилия Иоанна Доброго по созданию и поддержанию собственного имиджа в период плена наметили пути для развития французского двора, ставшего при последующих монархах династии Валуа самым блистательным в Европе и служившего примером для других королевских родов.
В первой главе («Введение») Н. Мерфи разъясняет свой подход, дает характеристику источников, которыми он пользовался, проводя исследование, а также приводит короткую историческую справку, задающую хронологию пребывания Иоанна Доброго в английском плену. Как указывает автор, важнейшим материалом для исследования послужили приходно-расходные книги королевского двора. Они сохранились не за весь период плена, однако за время с 25 декабря 1359 г. по 8 июля 1360 г. имеются практически ежедневные записи. Книги, которые вел королевский секретарь Дени де Коло, были поделены на три раздела: в первом фиксировались денежные поступления, во втором - повседневные расходы главных дворцовых служб (траты на еду, напитки, свечи и т.п.), в
третьем - экстраординарные расходы. Именно записи из третьего раздела стали основой для проведенного Н. Мерфи анализа. Помимо этого основного источника автор привлекал для исследования современные событиям хроники, документы английских властей, письма Иоанна к своим подданным, папские письма, содержащие, в частности, сведения об организации придворной жизни и структуре двора и пр.
В главе второй («Иоанн II и демонстрация власти Плантаге-нетов, 1356-1358») рассмотрена ситуация в первые два года пленения французского короля. Первые восемь месяцев плена Иоанн находился в Бордо, затем его привезли в Англию, и до апреля 1358 г. он жил в Лондоне в Савойском дворце. В течение всего этого времени, отмечает Н. Мерфи, Эдуард Черный Принц, сопровождавший короля, и Иоанн участвовали в разнообразных пышных церемониях и увеселениях - торжественных въездах в города и замки, турнирах, пирах. Подспудной целью всех этих торжеств и праздников было представить всему христианскому миру французского короля в качестве уважаемого, но все-таки пленника английского монарха и тем самым подчеркнуть могущество династии Планта-генетов. В отличие от Филиппа Августа или Эдуарда I, подчеркивает автор, которые не упускали возможности представить на всеобщее обозрение своих венценосных пленников в цепях, Эдуард III и Черный Принц обращались с Иоанном с величайшим почтением, всячески показывая свою рыцарскую природу; однако, задавая пиры в его честь, не упускали случая показать, что он находится в их власти.
В следующей, третьей главе («Конструирование королевского образа») Н. Мерфи рассматривает, каким образом Иоанн пытался противостоять попыткам Эдуарда III сделать его инструментом для утверждения своего статуса и могущества. Как отмечает автор, перед глазами Иоанна, вероятно, был пример Людовика Святого, чье достойное поведение в египетском плену, в больше мере чем военные успехи, способствовало укреплению его репутации. Французский король использовал любые возможности подчеркнуть свой высокий статус. Его важнейшей задачей в данных обстоятельствах было продолжать жить по-королевски, что подразумевало появление на публике для участия в традиционных развлечениях знати, исполнение традиционных королевских обязанностей - раздача
даров, пожалования, соответствующие одежды и обстановку жилища. Вопреки мнению историков, расценивающих подобное поведение Иоанна в плену как пустое и ненужное удовлетворение личных прихотей, Н. Мерфи утверждает, что действия французского короля давали ему возможность достойно встретить вызов, брошенный Плантагенетами, и даже обрести сторонников среди англичан, в том числе - служивших при его дворе.
Охота позволяла Иоанну продемонстрировать свои мужество и силу представителям английской знати, в частности, тем, кто сражался против него в битве при Пуатье. Дарения (как, например, чаша святого Людовика, которую Иоанн преподнес в дар своему противнику и «тюремщику» Эдуарду III) показывали его щедрость и рыцарственное великодушие, безвозмездные пожалования церковным общинам, не предполагавшие даже обычного в таких случаях поминовения дарителя или его родичей, свидетельствовали о благочестии французского монарха. Одежда и дорогие украшения должны были придавать Иоанну королевскую величественность. Он также изменил обстановку Савойского дворца, в который его поселили, окружив себя вещами, символизировавшими в XIV в. королевское достоинство, такими как шелковый балдахин над ложем и возвышение для трона. Иоанн также стремился представить себя англичанам как человека культурного и утонченного, окружив себя дорогими изящными вещами и произведениями искусства. О том, что эти усилия не пропали даром, говорит, по мнению Н. Мерфи, не только тот факт, что среди придворных Иоанна со временем появилось довольно много англичан, но и то, что именно в этот период в Англии распространяется французская мода.
Глава четвертая («Двор пленного французского короля») посвящена обсуждению принципов формирования и функционирования двора Иоанна II в период жизни в Англии. Поскольку присутствие полноценной свиты - один из знаков королевского достоинства, подчеркивает исследователь, все придворные Иоанна - от камердинера до художника - играли свою роль в демонстрации его высокого статуса. Рассматривая средства, с помощью которых Иоанн привлекал людей к себе на службу, автор отмечает, что одним из важнейших стимулов были богатые личные дары, которые пленный французский монарх преподносил своим приближенным в награду за верную службу. Во второй части главы Н. Мерфи анали-
зирует финансово-экономическую деятельность двора. У Иоанна в Англии, подчеркивает он, не было личных поставщиков, однако имелись тесные связи с многочисленными лондонскими торговцами, что также способствовало укреплению его положения и повышению статуса. В качестве интересной детали исследователь отмечает тот факт, что среди источников денежных поступлений на нужды двора значатся, помимо прочего, доходы от торговых операций; в частности при посредничестве придворных Иоанна осуществлялся импорт из Франции вина специально для продажи в Англии.
В пятой главе, озаглавленной «Выводы», автор подводит итоги своего исследования, кратко повторяя основной тезис и главные положения, сформулированные в главах.
З.Ю. Метлицкая
2017.04.008. РИГИ Л. ПРОИЗВОДСТВО ШЕЛКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР (МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ И МОШЕННИЧЕСТВОМ) НА ПРИМЕРЕ БОЛОНЬИ Х1У-ХУ1 вв. RIGHI L. Produzione di seta e trasferimenti tecnologici tra legislazione e frodi: il caso di Bologna dal XIV al XVI secolo // Archivio storico italiano. - Firenze, 2016. - Disp. 4. - P. 639-667.
Ключевые слова: Болонья, XIV-XVI вв.; итальянская экономика; производство шелка; итальянские коммуны; коммунальные Статуты.
Итальянский историк Лаура Риги отмечает, что исторические исследования о производстве шелка в период между поздним Средневековьем и началом Нового времени, проведенные в последние годы, не раскрывают ключевую роль, которую играл этот сектор экономики в итальянских коммунах. Историки проанализировали структуру дисперсного производства, характеристикой которого является наличие большого числа точек производства и активность производств, различающихся социально-экономическими показателями. Весь процесс, от поставок сырья до реализации готовой продукции, контролировали «шелководы», т.е. торговцы-предприниматели, входящие в ремесленные сообщества. Такая производственная структура имела общие черты в больших городских центрах, и, полагает автор, подобную схему, с учетом не-