Научная статья на тему '2017. 03. 051. Гали Дж. , Моначелли Т. Выгоды от гибкости заработной платы: взаимосвязь с валютным курсом. Gali J. , monacelli T. understanding the gains from wage flexibility: the exchange rate connection // American Econ. Rev. - 2016. - vol. 106, n 12. - p. 3829-3868'

2017. 03. 051. Гали Дж. , Моначелли Т. Выгоды от гибкости заработной платы: взаимосвязь с валютным курсом. Gali J. , monacelli T. understanding the gains from wage flexibility: the exchange rate connection // American Econ. Rev. - 2016. - vol. 106, n 12. - p. 3829-3868 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ПОЛИТИКА ОБМЕННОГО КУРСА / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 051. Гали Дж. , Моначелли Т. Выгоды от гибкости заработной платы: взаимосвязь с валютным курсом. Gali J. , monacelli T. understanding the gains from wage flexibility: the exchange rate connection // American Econ. Rev. - 2016. - vol. 106, n 12. - p. 3829-3868»

(Чешская Республика, Словения и Словакия). Существенно меньше представителей среднего класса в континентальных странах и еще меньше - в средиземноморских странах и государствах Балтии. Разрыв между странами по размерам среднего класса сопровождается значительной дифференциацией по численности групп населения с уровнем доходов ниже (менее 75% медианного располагаемого дохода) и выше (более 200%), чем у представителей среднего класса. Так, численность населения с низким располагаемым доходом составляет примерно 30% всего населения в средиземноморских странах. В англо-саксонских, балтийских и Скандинавских странах, а также в некоторых странах ЦВЕ (Чехия, Словакия и Словения) их доля составляет 20-25%. Что касается населения с высоким располагаемым доходом, то в Скандинавии, Бельгии, Словении и Словакии на них приходится примерно 5% общей численности населения, в остальных континентальных странах, странах ЦВЕ и англо-саксонских странах - 5-10%. В средиземноморских (за исключением Италии) и балтийских странах этот показатель превышает 10% (с. 52).

Авторы делают вывод, что кризис оказал существенное влияние на сокращение среднего класса не только в средиземноморских и восточноевропейских странах, но и в наиболее развитых странах Европы (Великобритания, Германия и Швеция).

Б.Г. Ивановский

2017.03.051. ГАЛИ Дж., МОНАЧЕЛЛИ Т. ВЫГОДЫ ОТ ГИБКОСТИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВАЛЮТНЫМ КУРСОМ.

GALI J., MONACELLI T. Understanding the gains from wage flexibility: The exchange rate connection // American econ. rev. - 2016. -Vol. 106, N 12. - P. 3829-3868.

Ключевые слова: заработная плата; валютный союз; политика обменного курса; процентная ставка; монетарная политика.

Проанализировав проблемы увеличения гибкости заработной платы, Дж. Гали и Т. Моначелли пришли к двум выводам: во-первых, в валютном союзе эффективность снижения заработной платы как механизма повышения занятости невелика; во-вторых, увеличение гибкости заработной платы зачастую ухудшает социальное

положение работника. Таким образом, эти выводы ставят под сомнение распространенное мнение о позитивном влиянии гибкости заработной платы.

Международные организации зачастую выступают за сокращение заработной платы в странах с высокой безработицей. Великая рецессия и кризис евро лишь укрепили эту точку зрения. Гибкость заработной платы воспринимается как условие макроэкономической стабильности. Роль зарплаты как своеобразной «подушки безопасности» особо важна в странах, входящих в валютные союзы, где регулирование экономики с помощью процентной ставки весьма затруднено. Согласно экономической теории, в случае экономического шока требуется понижение реальной процентной ставки и уровня заработной платы. Ригидность заработной платы, ее неспособность изменяться в сторону понижения, как считается, замедляет приспособление экономики к новым условиям и ведет к более высокой безработице в долгосрочном периоде. Гибкость заработной платы рассматривается как определенный субститут гибкости процентной ставки, что особенно характерно для стран -членов валютных союзов. В частности, снижение уровня заработной платы внутри страны приводит к изменению соотношения цен на экспорт и импорт, что в итоге позволяет стабилизировать совокупный спрос, выпуск и занятость. Данный механизм называют «каналом конкурентоспособности» (competitivness channel). Однако это общепринятое представление игнорирует тот факт, что в экономике с номинальными ригидностями (например, с ригидной заработной платой) влияние изменений в уровне заработной платы на уровень занятости осуществляется через изменения в монетарной политике, которая становится то жестче, то мягче в зависимости от инфляционного давления. Этот механизм называют «эндогенный канал политики» (endogenous policy channel).

Предметом особого внимания авторов является маленькая открытая экономика - член валютного союза. В ходе исследования были получены два основных вывода. Во-первых, воздействие сокращения стоимости рабочей силы на занятость в такой экономике существенно более слабое, чем в стране, обладающей суверенитетом в выработке монетарной политики. Во-вторых, повышение гибкости заработной платы ведет к ухудшению благосостояния работников, что особенно характерно для стран - членов валютных

союзов и для стран, придающих особое значение стабильности процентной ставки. Однако если повышение гибкости заработной платы сопровождается усилением гибкости цен, то эффект снижения благосостояния может быть меньшим.

С.С. Костяев

2017.03.052. БЛАНПА Н. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ СОХРАНИТСЯ.

BLANPAIN N. Les inégalités sociales face à la mort perdurent // Problèmes écon. - P., 2016. - N 3132. - P. 51-56.

Ключевые слова: Франция; смертность; социальное неравенство.

С конца 1970-х годов ожидаемая продолжительность жизни в возрасте 35 лет возросла: у мужчин на 7 лет, а у женщин - на 5,5 лет, отмечает Н. Бланпа. Этот прогресс затрагивает все социальные слои населения, но все же разрыв между категориями дипломированных специалистов (cadres) и рабочих остался прежним. Дипломированные специалисты живут на 6 лет дольше, чем рабочие.

Независимо от категории ожидаемая продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин. В соответствие с демографическим прогнозом женщины в возрасте 35 лет проживут еще в среднем 50,5 лет, а мужчины того же возраста - 44,5 года (с. 51).

Ожидаемая продолжительность жизни зависит не только от пола, но и от социальной среды. В 2009-2013 гг. разрыв между ожидаемой продолжительностью жизни лиц, относящихся к категориям «дипломированные специалисты» и «рабочие», составляла 6,4 года для мужчин и 3,2 года для женщин, соответственно. В любом возрасте вероятность преждевременной смерти у рабочих выше, чем у дипломированных специалистов, как мужчин, так и женщин. По данным за 2009-2913 гг., для 35-летних мужчин-рабочих риск смертности до 65 лет составляет 18% против 7% для мужчин - дипломированных специалистов (для женщин соответствующие показатели - 8 и 5%) (с. 51).

Отчасти этот разрыв объясняется особенностями профессиональной деятельности. Действительно, дипломированные специалисты в меньшей степени подвержены профессиональным рискам (аварии, болезни, воздействие токсических веществ), чем рабочие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.