Научная статья на тему '2017. 02. 030. Плеханова И. И. Русская поэзия рубежа XX-XXI веков: учеб. Пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 163 с'

2017. 02. 030. Плеханова И. И. Русская поэзия рубежа XX-XXI веков: учеб. Пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 163 с Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
302
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / ПОЭТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА / РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИРИКА / О. СЕДАКОВА / Е. ШВАРЦ / С. КЕКОВА / ПОЭТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ПОЭТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 030. Плеханова И. И. Русская поэзия рубежа XX-XXI веков: учеб. Пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. - 163 с»

цензура не устраивает. Видеть в русском ХХ в. один ад или одну утопию - занятие пошлое. Когда тебя спросят, что ты сделал, -ссылок на время не примут» (с. 11). Самые откровенные строки Вознесенского, по мнению И.Н. Вирабова, всегда отмечены пафосом гражданственности, а его гражданственная по содержанию лирика наполнена глубоко интимными интонациями: «Россия, я -твой капиллярный сосудик, / мне больно, когда - тебе больно, Россия».

В 2010 г. жизнь поэта «закольцуется» Гойей. По воспоминаниям его жены, Зои Богуславской, умиравший у нее на руках Вознесенский на вопрос «Что с тобой?» ответил: «... не отчаивайся. Я - Гойя». Он умер, «прожив красивую и грешную жизнь поэта», но, «прежде чем уйти из жизни земной, сын инженера мостов и гидроэлектростанций, сам себе Архитекстор, честно предупредит: все дело не в обыденной смерти. Просто придет "пора возвращаться в Текст" - и он в него вернется» (с. 14).

Завершают книгу разделы «Основные даты жизни и творчества А.А. Вознесенского» и «Библиография», состоящая из двух частей: «Основные издания книг и произведений А.А. Вознесенского», «Использованная литература».

Т.М. Миллионщикова

2017.02.030. ПЛЕХАНОВА ИИ. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ РУБЕЖА ХХ-ХХ1 веков: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. -163 с.

Ключевые слова: русская поэзия; поэтическая метафизика; религиозная лирика; О. Седакова; Е. Шварц; С. Кекова; поэтические стратегии; поэтический процесс.

В книге д-ра филол. наук И.И. Плехановой (проф. ИГУ) рассматриваются эстетические установки сложившихся направлений русской поэзии 90-х годов XX - начала XXI в. и индивидуальные художественные системы. Работа состоит из двух частей: «Поэзия перестройки и начала 90-х годов» и «Поэзия второй половины 90-х -начала XXI века». Первый период «отмечен разработкой эстетических программ и поиском философских идей, второй - исчерпанностью "направленческого" художественного поиска, сменой поколений, появлением ярких индивидуальностей» (с. 5). Эволюция

поэзии за 30 лет, по мнению исследователя, демонстрирует поворот от интеллектуальной революции форм к разработке нового образа личного, прямого и эмоционального высказывания.

Первая часть книги включает в себя такие направления (под-главки), как минимализм, где рассматривается творчество Всеволода Некрасова (1934-2009); концептуализм, на примере творчества Льва Рубинштейна (1947 г. р.) и Д. А. Пригова (1940-2007); смехо-вая полистилистика - ассоциативная лирика вне стилевых, логических, моральных и прочих рамок, здесь приводятся стихи Нины Искренко (1951-1995) и Тимура Кибирова (1955 г. р.); поэзия игровая: метареализм и ирония, где особое место отводится поэзии Александра Ерёменко (1950 г. р.) и Алексея Парщикова (19542009); метафизика авангардная - игра со знаком, словом, ритмом, пространством приобретала форму мистического действа, включающего в восприятие текста переживание времени, а разнообразие мировоззренческих и творческих решений демонстрировало старшее поколение: Геннадий Айги (1934-2006), Генрих Сапгир (1928-1999); метафизика агностика дается на примере поэзии Иосифа Бродского (1940-1996); религиозная лирика и метафизика -Вениамин Блаженный (1921-1999), Борис Чичибабин (1923-1994), Ольга Седакова (1949 г. р.), Елена Шварц (1948-2010), Светлана Кекова (1951 г. р.).

Важнейшими критериями содержательности высказываний на религиозные темы, пишет И.И. Плеханова, остаются «глубина отрефлексированности классической проблематики (любовь, жертва, грех, искупление, благодать, бессмертие и др.), проработанность сакральных идей и образов, создание художественной системы, адекватной священным смыслам» (с. 26). Суть такой лирики -духовный диалог с Всевышним, соотнесение себя с Ним. Так, религиозная поэтическая метафизика остается преданной вере, но для нее важна не только этика, но само представление встречи с Богом -картина епифании (созерцание божественного) или теофании (явления самого Бога). Религиозный метафизик «может быть визионером и мистиком, но остается поэтом-мыслителем - им отрефлекси-рована не только тема, но и адекватная ей форма стихотворчества» (с. 29). Поэтика религиозной метафизики, полагает исследовательница, отличается имперсональностью, яркой ассоциативностью, экспрессией «косноязычия» чувств, когда впечатления выговари-

ваются с пропуском логических звеньев и в произвольной игре ритма, - так в тексте реализуется иррациональный опыт переживаний.

Стихи О. Седаковой - отнюдь не лирика умиленной благодати. Поэт, как и человек вообще, видится «блудным сыном» из евангельской притчи, истолкование которой дано в стихотворении-молитве «Побег блудного сына». Метафизический язык стихов сакрален, как язык евангельских притч, иносказание допускает разнообразие ассоциаций. Встреча с Богом представлена в стихотворении «Дикий шиповник» как узнавание божества в живой природе, но это не умозрительное прочтение символа розы, а пережитое душой откровение. Сюжет стихотворения открывает, что «сердце -шиповник - сад - мирозданье» являет собой одно целое: божество мира и состраданья раскрывается в сердце, как распускается цветок. Вера определяет назначение творчества: «Рука поэзии, воды нежнее / и терпеливей - как рука святых - / всем язвы умывает».

Метафизика религиозная, по мысли И. И. Плехановой, отличается от религиозной лирики разнообразием источников духовного опыта. У О. Седаковой христианская надежда на спасение мира связывается с верой в человека. Цикл «Китайское путешествие» -это возвращение к мудрости Дао и детскому ощущению чуда. Родина поэта-метафизика - духовное пространство знамений.

Стихи, поэмы, эссе Е. Шварц представляют «поэтическое знание» - неканоническую антропологию и соответствующий ей образ веры. Диалог с Богом - это противостояние собственной духовной воли высшей силе. Вызов Всевышнему - давняя традиция романтического индивидуализма, у Е. Шварц он «мотивирован тем, что поэт представляет в споре с бессмертным началом Жизнь - тоже Чудо, поэтому стороны и равноправны, и даже равносильны» (стихотворение «Моисей и куст, в котором явился Бог») (с. 33).

С. Кекова - поэт и филолог из Саратова, ее стихи публиковались в «самиздате» в 80-е годы, но она не принадлежала ко «второй» (или «запрещенной») культуре и не стала ее олицетворением, как О. Седакова для Москвы и Е. Шварц для Ленинграда. Религиозная тема была и остается главной в жизни и творчестве С. Кеко-вой, «метаморфозы христианского кода» - предмет не только научных исследований, но и тема лирического высказывания о присутствии Бога в мире, образе Христа в современном сознании. Личное лирическое чувство поэт позволяет себе при высказывании

глубины отчаяния и чувства вины за неадекватность поэзии Истине христианского миропонимания (сборник «Песочные часы»). Поэт представлен как «изгнанник», забывший о распятье, скорби о смерти Спасителя: созерцая красоту бабочки - таинство ее мгновенного бытия, он отвлекается на недостоверное время, «прикрыв неживые глаза» (с. 37). Следствием такого метафизического греха становится богооставленность не только поэта, но и всего мира - «навеки покинутый гроб». Заключающее композицию стихотворение («Возвращение блудного сына») декларирует неистощимость благодати.

Литературный процесс открыл в период перестройки чрезвычайное разнообразие поэтических стратегий. Типологически это определяется как явление постмодерна или неомодернизма, может рассматриваться феноменологически - как богатство творческих индивидуальностей. В разнообразии поисков открываются типологические приемы работы с языком, что в общем виде может быть названо «метаязыковой рефлексией», т.е. отстраненной работой со словом, игрой со знаком, ироническим и отрешенным наблюдением за функционированием языка. «Обращенность к вечным темам и актуальное их истолкование, внутрилитературная полемика свидетельствуют о том, что в общем сдвиге в сторону интеллектуальной образности и уходе от "простодушия" непосредственного лиризма поэзия не изменила своему назначению - раскрывать духовный поиск человека, в том числе в рефлексии способа высказывания» (с. 39).

Тенденции, сформированные в доперестроечные годы, доминировали в поэтическом пространстве новой социальной реальности, определяя степень свободы, содержательность высказывания, новизну форм, способы культурной рефлексии, полагает исследовательница. «Поэты следующего поколения не смогли предъявить собственные художественные идеи и ограничились развитием иронического игрового модуса лиризма, погружением в игру интертекста - доминировал интеллектуальный тип поэтической рефлексии» (с. 40). Описанные тенденции сохраняли свою актуальность до конца 90-х годов.

Структура второй части книги «Поэзия второй половины 90-х - начала XXI века» включает в себя: общую характеристику поэтического контекста; отрешенное трагическое сознание (Олег Чухонцев); жизнь как поэзия или поэзия как жизнь (Ирина Ерма-

кова); животворный голос плоти (Вера Павлова); русский «проклятый» поэт 90-х (Борис Рыжий); рэп-лирика и трагизм маргинального существования (Андрей Родионов); обзор тенденций поэзии начала XXI в.

Поэтический процесс двух последних десятилетий И. И. Плеханова определяет как время возвращения классического типа художественности - в модусе неомодернизма. Деконструкция самого образа поэтического мышления, произведенная концептуализмом, не получила продолжения, вопреки установкам культурологов. Авангард завершил цикл плодотворного развития и не оказывал действенного влияния на новые поколения, пришедшие в литературу. «Всплеск формотворчества, предпочтение остраненного высказывания - как очередная фаза волнового развития поэтического процесса - сменились периодом внутренней рефлексии над природой поэзии: от тематики до способа выражения чувства и мысли» (с. 43-44). Одна из особенностей, демонстрирующая устойчивость тенденции, - параллельный поиск представителей разных поколений: признанных мастеров и поэтов новой генерации. Поколения объединены не столько возрастом, сколько временем дебюта - 90-е годы или 2000-е, поскольку новая поэзия искала ответы на вызовы этих лет. Открытием середины 90-х годов стала лирика, представившая глубокую интеллектуальную рефлексию в острой непосредственности высказывания, - поэзия Веры Павловой (1963 г. р.) и Бориса Рыжего (1974-2001).

Духовное пространство поэзии начальных десятилетий XXI в. «отмечено противоречием активной формы продвижения текстов и неудовлетворенным ожиданием нового слова» (с. 132). Продвижение максимально свободно в Интернете, на разных фестивалях, чтениях-слэмах в кафе и на широких площадках.

Спор с классической формой стиха - постоянный импульс поиска новых форм, которые начинаются с радикальной критики авторитетных поэтов. Пример - резкий выпад Сергея Круглова (1966 г. р.) в 1994 г. против поэтики Бродского. В 1999 г. С. Круг-лов принял сан православного священника и вернулся в поэзию в 2002 г. В новых стихах в нетрадиционной форме проповедуется откровение поиска как движение к непостижимой, но Истине. Акцентный, нерегулярный стих подчеркивает самобытность каждого слова.

В начале «нулевых» о себе заявило движение за «новый эпос». Авторы термина - Ф. Сваровский (1971 г. р.) и А. Рогин-ский. Художественное выражение тенденции - книга Ф. Сваров-ского «Все хотят быть роботами» (2007) о странных героях, андроидах и участниках межгалактических войн, сюрреалистические баллады А. Родионова, фантасмагорические сюжеты которых навеяны образами кинофантастики, персонажей можно рассматривать как условные образы, но никак не претензию на новую антропологию, предвкушение результатов биоинженерии. «Игра в сюжетную поэзию, в повествовательность стала выходом поэтов-интеллектуалов из релятивистской иронии постмодернизма, возвращением поэзии к жизни, способом рассказать об исконных страстях и основах человеческих отношений, поиском непосредственного, неолитературенного слова» (с. 138). Наиболее ярким выражением тенденции стали книги Марии Степановой (1972 г. р.) «Песни северных южан» (1999), «Другие» (2003), «Проза Ивана Сидорова» (2006), «Вторая проза» (2006-2008).

Одна из значимых тенденций поэзии нового века - разработка поэтики наива. Это не эксплуатация образа невинного «простодушия», а «обращение к высокому примитиву, когда художник транслирует бытийные смыслы в предельно ясной форме, со сме-ховым акцентом» (с. 140). Так, Тимур Кибиров (1955 г.р.) культивирует модель рефлексивного простодушия, выдвигая идеал простоты против зияющей пустоты постмодернизма.

Открытие начала «нулевых» - Всеволод Емелин (1959 г.р.), поэт с репутацией маргинала, издевающегося над всеми постулатами глобальной цивилизации: вненациональностью, толерантностью, политкорректностью, либерализмом. Тема Емелина - «судьбы людские», жизнь «простого» человека, вытягивающего на себе трагедии российской истории. Песенная форма лиризма воспроизводит наив массового сознания как национальный код - образ миропонимания и судьбы («Безнадежная песня», 2007).

Поэзия включилась в гражданскую и информационную войну внутри российского сообщества летом 2014 г. Украино-россий-ский конфликт спровоцировал обсуждение проблемы русскости в ее духовном содержании. Источник вдохновения гражданских мотивов поэзии Орлуши (Андрей Орлов), Вс. Емелина, С. Кековой,

Н. Матвеевой, М. Кудимовой, В. Степанцова - любовь и боль от вопиющей несправедливости.

Тенденцией последнего времени становятся публичные выступления поэтов. Они принимают формы артистических чтений, чем отличаются от общения с аудиторией в период «оттепели», когда коммуникация была более непосредственная и доверчивая. Стихи Влада Маленко (1971 г. р.) «отличает энергия скандирующего ритма и акцентированная мысль, явленная в ярком образе» (с. 149). Это романтическая лирика, императивная по состоянию души (стихотворение «Небо», 2013).

Самым ярким явлением артистической поэзии И.И. Плеханова называет Веру Полозкову (1986 г. р.). Витальность ее лирики -не программа, а данность, подтвержденная ошеломительным публичным успехом, ранним признанием в Интернете и на сцене. Выступления Полозковой подаются как спектакль, в сопровождении спокойно-содержательной современной музыки и динамичного видеоряда, внимание зрителей / слушателей в течение полутора часов не ослабевает.

Новейшая поэзия, заключает исследовательница, разнолика стилистически и динамична в поисках живого современного слова. Общий вектор - стремление к слиянию с жизнью, разработка форм, сближающих искусство слова с органикой существования. Отсутствие всеми признанной авторитетной фигуры и доминирующего направления также отражает содержание жизни.

Т.Г. Петрова

Русское зарубежье

2017.02.031. РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: Сб. ст. / РАН. ИНИОН. Центр комплексных исслед. рос. эмиграции; Ред. колл.: Мухачёв Ю.В. (гл. ред.) и др. - М., 2015. -Вып. 4 / Ред.-сост. вып. Мухачёв Ю.В., Петрова Т.Г. - 249 с.

Ключевые слова: русское зарубежье; драматургия; интертекстуальность; А.М. Ренников; И.А. Бунин; Г. Газданов; В.В. Набоков; П.Н. Краснов; литература Ди-Пи; И.-В. Гёте.

В издании представлены статьи по проблемам культуры, литературы, истории российской эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.