Научная статья на тему '2017.02.027. ШИДЕР В. БЕНИТО МУССОЛИНИ. SCHIEDER W. BENITO MUSSOLINI. - MüNCHEN: C.H. BECK, 2014. - 128 S'

2017.02.027. ШИДЕР В. БЕНИТО МУССОЛИНИ. SCHIEDER W. BENITO MUSSOLINI. - MüNCHEN: C.H. BECK, 2014. - 128 S Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
876
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ / Б. МУССОЛИНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.02.027. ШИДЕР В. БЕНИТО МУССОЛИНИ. SCHIEDER W. BENITO MUSSOLINI. - MüNCHEN: C.H. BECK, 2014. - 128 S»

вов1. В современном гражданстве ЕС, по мнению автора, вообще не хватает настоящего постнационализма (с. 14).

В четвертой части статьи представлены основные выводы А. Малинаускаса. Автор приходит к выводу о том, что проанализированные им исследования о гражданстве позволяют понять процессы, происходящие в глобализированном мире. Подробное изучение проблемы европейского гражданства показывает конкретные ограничения постнационального гражданства как возможной в будущем политики. ЕС не стал федеральной системой, а «продолжает быть платформой, которая подходит для представления интересов 28 государств-членов» (с. 15). Когда национальные интересы лучше всего выражаются на наднациональном уровне, члены ЕС активно поддерживают работу Союза. Если же данные интересы нельзя успешно провести в рамках ЕС, государства Евросоюза предпочитают действовать самостоятельно. А кризис европейской идентичности «не позволяет большей части европейцев ассоциировать себя с Европой и активно участвовать в политике на европейском уровне» (с. 15).

О. В. Бабенко

2017.02.027. ШИДЕР В. БЕНИТО МУССОЛИНИ.

SCHIEDER W. Benito Mussolini. - München: C.H. Beck, 2014. -

128 S.

Ключевые слова: Италия; итальянский фашизм; Б. Муссолини.

В небольшой монографии известного немецкого историка, бывшего профессора Кёльнского университета, специалиста по Новой и Новейшей истории Италии Вольфганга Шидера представлена биография Б. Муссолини, изображенная на фоне событий национальной и международной истории конца XIX - середины XX в. Автор дает свою критически переосмысленную интерпретацию деятельности фашистского диктатора. Он рассматривает попутно работы других авторов и суммирует в конце книги собственные подходы и выводы.

1 См.: Yeong L. Citizenship and identity beyond national borders // EU Centre in Singapore. Background Brief N 10. - October 2013. - P. 9.

Итальянский диктатор Бенито Муссолини несомненно относится к наиболее «портретируемым» политикам ХХ столетия, пишет автор (с. 7). То, что его деятельность у многих, даже за пределами Италии, вызывает такой большой интерес, нелегко объяснить. Продолжавшаяся 23 года, его диктатура стала для Италии «свинцовым временем». Ему вряд ли можно приписать «историческое величие», и если это ему и приписывать, то только в негативном ключе. Как создатель фашизма он оставил после себя некие результаты последовательной, но весьма темной деятельности.

Интерес к Муссолини объясняется еще и тем, что его биография не укладывается в обычную политическую схему. Он соединил в себе на удивление противоречивые черты. Как политик он прошел вначале путь от крайне левого до крайне правого фланга, затем прославился как основатель и непререкаемый вождь «право-революционного движения фашизма» (с. 7).

Ему удалось получить в Италии поддержку политического истеблишмента и на этой шаткой и спорной основе выстроить систему личной диктатуры. Эта противоречивая диктатура привлекала внимание всей Европы. В «эпоху идеологий» Муссолини придерживался убеждения, что политику можно изменить с помощью волюнтаризма и добиться объединения левых и правых сил в стране. Он не придерживался какой-либо разработанной программы. Его политическим стилем стал акционизм, при котором перформанс его выступлений играл большую роль, чем их содержание (с. 7).

В отличие от множества биографий Муссолини в центре внимания автора - выяснение того, почему все эти резкие «зигзаги» в жизни Муссолини составили все же определенную последовательность в его биографии, которая помогает понять его политический путь.

Особый интерес представляют собой внешнеполитические перемены, когда Муссолини в середине 30-х годов примкнул к национал-социалистской Германии. Этот поворот произошел после того, как Муссолини сначала ревностно боролся за вступление Италии в войну против Центральных держав, а потом во время Веймарской республики находился в остром противоборстве с немцами по поводу принадлежности Южного Тироля (присоединенного по окончании Первой мировой войны к Италии. - Реф.).

Альянс с Гитлером стоит признать не только как политическую ошибку дуче, но больше как решение, неизбежно вытекавшее из хрупкой конструкции фашистской диктатуры (с. 8). Однако, разумеется, это не значит, что вся политическая биография Муссолини должна интерпретироваться только исходя из его отношений с Германией. Но следует исходить из того, что феномен наибольшей популярности Муссолини среди итальянского населения в 1930-е годы, «годы консенсуса», как назвал их самый известный биограф Муссолини - Ренцо Де Феличе, - нельзя понять без учета его политического союза с Гитлером.

В дальнейших главах автор подробно рассматривает личностные черты Муссолини. Отражаются такие этапы его биографии, как поворот от социализма к фашизму, взятие фашистами власти в 1922 г., государственный переворот 3 января 1925 г., дальнейшие главные события жизненного пути дуче. Главы книги соответственно названы: «Профиль диктатора», «Социалист - революционер, 1909-1914», «Изобретение фашизма, 1914-1919», «Взятие власти: "поход на Рим" 28.10.1922», «Переход к фашистской диктатуре: государственный переворот 3.01.1925», «Империалистическая политика войны, 1935-1939», «Ось Берлин-Рим 1.11.1936», «Радикализация фашистского режима, 1935-1938», «Между "не вступлением в войну" и "параллельной войной", 19391943», «Вассал Гитлера, 1943-1945», «Муссолини в итальянской культуре памяти после 1945 г.». К монографии прилагаются хронологическая таблица, список литературы, именной указатель.

По своему происхождению Бенито Муссолини в тогдашней Италии не было предназначено стать политиком, отмечает автор. Он не был выходцем из узкого круга высшего слоя общества, который представлял перед Первой мировой войной либеральную Италию, и не имел региональных, клиентелистских связей, которые гарантировали в Италии политическую карьеру. Свою политическую карьеру Муссолини выстроил сам, он сумел в нужное время находить правильных и необходимых политических спонсоров. Чтобы понять необычный политический путь Муссолини, необходимо сначала обратиться к его личности, замечает Шидер.

Он родился 29.7.1883 г. в Предаппио близ Форли в Романье и происходил из семьи ремесленника. Его отец, Алессандро Муссолини, оставил свою профессию кузнеца и открыл кафе, которое

стало традиционным местом встречи революционно настроенных социалистов и анархистов. Отец дал сыну совершенно необычное в Италии имя Бенито в честь мексиканского борца за свободу Бенито Хуареса. Поэтому «сыном кузнеца», как рассказывают авторы его биографий, Муссолини не был, подчеркивает Шидер. Его отец был политически ангажирован, он научил сына отвергать все авторитеты. У Муссолини были трудности в школах, где он учился. Карьера учителя ему так же не удалась, так как недовольные им ученики и их родители потребовали его увольнения.

То, что у молодого Муссолини было в характере, потом постоянно проявлялось в его дальнейшей жизни. Он был склонным к насилию и с трудом сдерживал свой темперамент. Французский историк Пьер Мильца приписывает ему «врожденную бруталь-ность». Он затевал многочисленные дуэли, из которых сам выходил невредимым, зато наносил тяжелые ранения своим соперникам.

Далее автор более подробно останавливается на этапах жизненного пути Муссолини. Во время пребывания в Швейцарии в начале ХХ в. его наставницей в том, что касается знакомства с учением марксизма, была русская эмигрантка А. Балабанова, подчеркивает Шидер. Но какого-либо стройного мировоззрения у Муссолини не было, его взгляды отличались эклектизмом, набором самых противоречивых идей. На его идеологические подходы повлияла ницшеанская концепция «человека действия». В Швейцарии он выбрал для себя профессию журналиста, ставшую для него трамплином к карьере политика. Вернувшись в Италию из эмиграции, он не раз попадал на краткое время в тюрьму за высказывания в прессе и на митингах радикальных антиправительственных взглядов. Став в 1911 г. главным редактором социалистической газеты «Аванти» и одним из лидеров левого революционного крыла ИСП, после начала мировой войны в октябре 1914 г. Муссолини порвал с социалистами, а позднее ИСП исключила его из своих рядов. Осенью 1914 г. он примкнул к движению интервентистов и после того, как в мае 1915 г. Италия вступила в войну на стороне Антанты, отправился воевать, получил ранение и был списан из армии. Этот факт своей биографии он впоследствии использовал для героизации участия Италии в войне и ее победы над австро-германским блоком.

В 1919 г. было создано фашистское движение, лидером которого с первого часа стал сам Муссолини, окруженный рядом соратников, многие из них были участниками мировой войны. Фашисты пришли к власти в ходе так называемого «похода на Рим» 30 октября 1922 г., после которого было сформировано первое правительство Муссолини, ключевые посты в нем заняли представители фашистской партии - Партито национале фашиста. После ряда покушений на него Муссолини в январе 1925 г. выступил с резкой речью в парламенте. Высказанные в ней положения и последовавшие за ней действия дуче (т.е. вождя итальянской нации, как стали его называть) привели к установлению в Италии фашистской диктатуры, продлившейся до 1943 г.

Под руководством дуче в стране была создана фашистская система, в которой даже дети должно были воспитываться на идеях фашизма. В ней доминировали национализм, идеи превосходства итальянской нации, ведущей свою родословную от Древнего Рима, славу и величие которого Италии ХХ в. было необходимо восстановить и продолжить. Автор останавливается на так называемых годах консенсуса, это была середина 1930-х годов, когда Муссолини и установленный им и его соратниками фашистский режим, после завоевания Италией Эфиопии в ходе агрессивных военных действий, достиг апогея поддержки среди населения. По намерению дуче Итальянское королевство стало с середины 1930-х годов на короткое время империей.

Автор подробно останавливается на причинах заключения союза фашистской Италии с нацистской Германией, создания так называемой оси Берлин-Рим и Антикоминтерновского пакта. Муссолини связывал судьбу своей диктатуры с военными победами, которые он сможет одержать при поддержке Гитлера. В историографии принято считать, что именно отношения с нацистской Германией стояли в основе внешнеполитического курса Муссолини, начиная с 1936 г.

Не следует забывать, подчеркивает автор, что уже с установления власти нацизма Муссолини проводил последовательную политику, направленную на заключение союза с национал-социалистской Германией. До тех пор, пока Гитлер не был у власти, Муссолини серьезно не воспринимал фюрера национал-социализма. Под влиянием своего агента в Германии Ренцетти, дуче по-

началу связывал свои надежды с организацией «Стальной шлем», в которой он видел потенциального политического партнера фашистской Италии. Только ошеломляющий успех НСДАП на выборах в рейхстаг в сентябре 1930 г. заставил дуче обратить внимание на национал-социалистов. 24 апреля 1931 г. Муссолини впервые принял одного из ведущих нацистских главарей Германа Геринга. Он отвез Гитлеру фотографию Муссолини с его подписью, как первое проявление симпатии дуче к фюреру. Гитлер оказывал нажим на Ренцетти, чтобы Муссолини пригласил его с официальным визитом, это ему было нужно для укрепления своей репутации. Но согласованный на 11.12.1931 визит так и не состоялся. Муссолини отказался в последнюю минуту перед приездом фюрера его принять, так как до него дошла информация о планах национал-социалистов устроить путч в Германии.

После захвата власти нацистами 30.1.1933 г. Муссолини выказывал симпатии к своему «талантливому немецкому ученику», считая, что «победа Гитлера это наша победа», но не проявлял их открыто. Первый шаг к дружбе с Гитлером и выстраиванию «оси» был предпринят лишь с приглашением Гитлеру приехать в Венецию 14-15.06.1934 г. На этой встрече кратко обсуждался и вопрос о Южном Тироле, и фюрер успокоил дуче, что в случае аншлюса Австрии этот регион останется итальянским. Для публики Муссолини превратил эту встречу в Венеции в «массовую фашистскую инсценировку» с участием 70 тыс. чернорубашечников (с. 73).

Такими же инсценировками с массовым участием сторонников двух режимов стали потом и последующие встречи обоих диктаторов, например посещение Муссолини Германии в сентябре 1937 г., или посещение Гитлером Италии в мае 1938 г. Они служили не столько для обсуждения двусторонних проблем, сколько для демонстрации транснационального фашистского «товарищества» (с. 73).

В. Шидер показывает далее, что следствием этого поворота в сторону дружбы с нацистами стала зависимая вассальная внешняя политика Италии и дальнейшее вступление во Вторую мировую войну на стороне Германии. Долго оттягивавший вступление в войну дуче, увидев, как войска вермахта в мае 1940 г. громят Францию, заявил маршалу Бадольо, что Италия, чтобы «сесть за стол мирных переговоров нуждается в тысяче убитых». 10 июня 1940 г.

Муссолини объявил с балкона своей резиденции - Палаццо Венеция в Риме, что Италия вступает в войну «против плутократических и реакционных западных демократий». Итальянские войска предприняли наступление на юго-востоке Франции, но они были недостаточно подготовлены, и поэтому при слабом сопротивлении французов смогли взять только маленький город Ментону и ряд приальпийских деревень. Учитывая еще и большое число понесенных при этом жертв итальянской армии, Муссолини не смог, вопреки своему желанию, выглядеть победителем, и по сравнению с успехом, достигнутым немецкими войсками, он и его армия выглядели скорее как потерпевшие поражение (с. 96).

Жестокие поражения Италии в дальнейшие годы войны, в том числе в Африке, и, главным образом, крах итальянского похода в СССР, когда под Сталинградом войска вермахта и вместе с ними плохо подготовленный к сражениям в зимних условиях в России итальянский корпус численностью 220 тыс. солдат, были разгромлены (с. 99), привели к серьезному кризису внутри страны и падению фашистской диктатуры в июле 1943 г. Важным моментом, приведшим к свержению Муссолини, стала удачная высадка англоамериканских войск на Сицилии 10 июля 1943 г. (с. 101). Попытки Муссолини спасти остатки режима в виде просуществовавшей с 1943 по 1945 г., при поддержке германской армии, фашистской Итальянской социальной республики (ИСР, другое название - Республика Сало) на севере Италии, окончились крахом.

Охватившее север и центр Италии партизанское движение в апреле 1945 г. нанесло окончательное поражение фашистам. Пытавшийся пробраться в Швейцарию Муссолини вместе с последними оставшимися преданными ему соратниками был схвачен партизанами и расстрелян (с. 114). Труп Муссолини вместе с трупом его любовницы, актрисы Клары Петаччи, а также трупами некоторых фашистских функционеров был выставлен на обозрение жителей Милана. Их подвесили за ноги у бензоколонки на площади Ло-рето. Это был акт мести, символический ответ на то, что годом раньше там же для устрашения жителей каратели из ИСР повесили 15 партизан. Толпы людей приходили в те дни на эту площадь. «С мертвым Муссолини в этой оргии коллективного насилия расплатились постфактум за все его государственные преступления, которые он совершил за годы своей 23-летней диктатуры» (с. 115).

Затем, как описал все это в своей книге «Тело дуче» Серджо Луццато, труп Муссолини подобрали и тщательно скрывали его почитатели, тайно перемещая и захоранивая его на протяжении многих десятилетий в разных местах. Когда же, наконец, тогдашний левый мэр г. Предаппио, друг семьи Муссолини, не разрешил захоронить его в родных местах, похороны были проведены тайно под покровом ночи и тумана. Трудно было предположить, что так были созданы предпосылки для проявления культа «героического почитания» дуче неофашистами со всего мира, приезжающими в Предаппио почтить память своего кумира (с. 115).

В заключение автор останавливается на том, как воспринимается и интерпретируется фашизм в современной Италии. Шидер приходит к выводу, что, несмотря на усилия некоторых симпатизирующих фашизму политиков, в итальянской культуре и в национальной памяти культ Муссолини не занимает значительного места, хотя антифашисты и бьют тревогу по поводу наметившегося возобновления прославления дуче и фашизма в итальянских масс-медиа (с. 115-118).

В.П. Любин

АРХЕОЛОГИЯ

2017.02.028. АБХАЗИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. ПАМЯТИ ВЛАДИСЛАВА ГРИГОРЬЕВИЧА АРДЗИНБЫ. К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ / Материалы одноим. международной научной конференции (Сухум, 1417 мая 2015 г.). - Сухум; Москва: АбИГИ: ИВ РАН, 2016. - 736 с.

Ключевые слова: археология Абхазии XXIв.; 11-1 тыс. до н.э.; железный век на Кавказе; Западный Кавказ и меотский мир; археологические памятники эпохи Средневековья.

В мае 2015 года в г. Сухуми прошла международная конференция, организованная Абхазским институтом гуманитарных исследований АН Абхазии и Институтом востоковедения РАН, посвященная памяти В. Г. Ардзинбы. Он был не только политиком, но и ученым-востоковедом, исследовавшим культуру хеттов и круг вопросов, связанных с предшествующим им населением Малой Азии - хаттами и их вероятным родством с предками абхазо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.