Научная статья на тему '2017. 02. 025. Богомазов В. М. Ватикан - Латинская Америка. Век ХХI. - М. : Аванглион-принт, 2016. - 320 с'

2017. 02. 025. Богомазов В. М. Ватикан - Латинская Америка. Век ХХI. - М. : Аванглион-принт, 2016. - 320 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАТИКАН / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / "ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 025. Богомазов В. М. Ватикан - Латинская Америка. Век ХХI. - М. : Аванглион-принт, 2016. - 320 с»

2017.02.025. БОГОМАЗОВ В.М. ВАТИКАН - ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. ВЕК ХХ1. - М.: Аванглион-Принт, 2016. - 320 с.

Ключевые слова: Ватикан; католическая Церковь; Латинская Америка; «теология освобождения».

Автор книги - профессиональный дипломат, в качестве посла России работал в Перу (1997-2001) и Эквадоре (2004-2008), канд ист. наук. В работе, состоящей из введения, четырех глав, заключения, а также списка использованной литературы, проводится анализ истории и современного состояния отношений между Ватиканом и Латинской Америкой. Одним из основных элементов исследования является социально-политический и философско-религиоведческий анализ «"теологии освобождения", которая возникла из взаимодействия двух факторов: специфической исторической ситуации в Латинской Америке, сложившейся к концу 60-х годов ХХ в., и глубинного поворота в мышлении, вызванного идеями Второго Ватиканского собора» (1962-1965) (с. 24). Ее основатель - перуанский теолог Густаво Гутьеррес Мерино. «На замену классической догматической науке о Боге теология определяется им как изучение человеческой жизни с целью достижения справедливого миропорядка в соответствии с Божьими заповедями и провозглашается учением, указывающим человечеству путь освобождения от угнетения, насилия, несправедливости» (с. 28).

«Теология освобождения, - пишет автор в первой главе, - тяготеет к общефилософским размышлениям о свободе, но особенно -к социально-философским идеям труда, освобождения от эксплуатации, социальной справедливости, к темам отчуждения и гуманизма» (с. 30). Латиноамериканские священники - сторонники «теологии освобождения» буквально «пошли в народ» - они живут среди бедняков (с. 29). Пастыри «теологии освобождения» никогда не призывали к насилию, к вооруженной борьбе, всегда проповедовали ненасильственные действия, подчеркивает автор. Однако иногда они вставали на сторону восставших, как в случае с Камило Торресом в Колумбии и ряда священников в Никарагуа.

«Теология освобождения» явилась прямым вызовом традиционной католической Церкви, однако, отмечает В.М. Богомазов, популярность «теологии» побуждала католических иерархов не осуждать ее открыто, а «брать эти группы под свою власть и опе-

ку» (с. 30). Многие идеи и лозунги «теологии освобождения» вошли в официальный язык католической церкви.

Во второй главе рассмотрена проблема модернизации социальной доктрины католической Церкви в период понтификатов Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска - архиепископа Буэнос-Айреса, кардинала Хорхе Марио Бергольо, первого латиноамериканца, ставшего главой Ватикана. Отмечается, что не только в отечественной академической среде, но и в мире в целом превалирует мнение, что критику и борьбу против «теологии освобождения» инициировал Иоанн Павел II при опоре на главу ватиканской конгрегации доктрины веры кардинала Й. Ратцингера (впоследствии папы Бенедикта XVI). Автор подчеркивает, что начало соответствующей кампании положил папа Павел VI. В книге анализируется апостольское обращение Павла VI «О евангелизации в современном мире» 1975 г., где «звучит твердое и категоричное осуждение и отклонение насилия как средства освобождения» (с. 138). Павел VI выразил свое несогласие с основными тезисами «теологии освобождения» и, в частности, с намерением ее поборников ориентироваться на бедных, способных самостоятельно толковать слово Божие, подчеркнул особую роль понтифика и епископов в управлении Церковью.

Начиная свой понтификат, Иоанн Павел II сделал достоянием гласности отрицательное отношение верхов католической Церкви к «теологии освобождения». «Декларация первосвященника о том, что "...восприятие Христа в качестве политической фигуры, революционера не является совместимым с учением Церкви" стала своего рода девизом развернутой кампании как в Латинской Америке, так и в мире в целом» (с. 146). Усилившаяся оппозиция верхов Церкви к «теологии освобождения» проявилась отчетливо на конференции латиноамериканских епископов в Пуэбле (январь 1979 г., Мексика), которую открыл Иоанн Павел II и где сторонники «теологии освобождения» сформулировали концепцию преференциального выбора стороны бедных. Внутри латиноамериканского епископата крепли настроения взять сторону народа в освободительной борьбе. Церковь выказала намерение отдалить от иерархии тех ключевых деятелей этого учения, которые стали чрезвычайно популярными во всей Латинской Америке. Так, например, бразильский ученый, теолог и публицист Леонарду Боффа был подвергнут

серии церковных разбирательств и процессов, а затем его вынудили покинуть орден францисканцев.

Автор подробно рассмотрел анализ «теологии освобождения», данный кардиналом Й. Ратцингером в интервью религиоведу В. Массари, и показал (на основе официальных документов Ватикана: инструкции «ЬШе11;а118 пипйш» 1984 г. и «Инструкции о христианской свободе и освобождении» 1986 г.), что существуют буквальные совпадения между личными суждениями теолога Й. Ратцингера, высказанными им до завершения подготовки инструкций, и официальной позицией Святого Престола. В интервью кардинал обвинил «теологию освобождения» в «... размывании христианской идентичности в марксистском мировоззрении, в радикальном отходе от теологической традиции и поиске абсолютно новых ориентиров, характерных для соборного антидуха, что вылилось в разрыве с христианством как таковым» (цит. по: с. 152). В инструкциях, показывает автор, Ватикан, провозглашая близость католической Церкви к бедным, острие критики направляет на то что «"теология освобождения" приняла постулаты и установки марксизма и других политических идеологий, что, как отмечается, несовместимо с социальной доктриной Церкви» (с. 167).

В третьей главе рассмотрен духовно-вероучительный аспект как политико-идеологический ресурс «теологии освобождения» в латиноамериканском регионе и мире в целом, как то: «черная теология» Африки, поставившая под вопрос правомерность завоевания и колонизацию африканских народов европейским христианством, «теология народных масс» и «крестьянская теология» в Азии, имеющая много общих черт с «теологией освобождения» (это учение, свидетельствует автор, наиболее проявило себя в Индии, Шри-Ланке, Республике Корея, на Филиппинах и Тайване), «черная теология» в США, борющаяся за гражданские права негритянского населения. Отмечается, что к учению об «освобождении» примкнули также феминистские, экологические, пацифистские и антиядерные движения христианского направления.

Что касается Латинской Америки, автор приводит данные религиоведа П. Никольса относительно того, что с 1968 по 1979 г. в Латинской Америке были убиты, арестованы и сосланы порядка 1500 священников и католических активистов (с. 172). Католическая церковь тщательно отслеживала обстановку в Латинской Америке в силу того, что в указанный период там проживала уже при-

мерно половина всех верующих католиков в мире (с. 173). Если в 1900 г. европейцы составляли 63% всех католиков, а латиноамериканцы - 22%, то в 2000 г. у европейцев было лишь 22% мировой католической общины, у латиноамериканцев - 45,5%, африканцев -13% (против 8,8% в 1900 г.) (с. 222). С 70-х годов Ватикан переходит от критики «теологии освобождения» к преследованию ее активных разработчиков и распространителей. Автор приводит многочисленные примеры преследований: лишение своего поста бразильского епископа Эльдера Пессоа Камары, отлучение сине-гальского священника Тисса Баласурии, дело мексиканского епископа Самуэля Руис Гарсии и многих других.

Автор отмечает, что «теология освобождения» стала идейным вдохновителем набирающего силу в регионе левого движения как реакции на неолиберальную модель развития, институционального закрепления «левого поворота» в связи с приходом к власти в странах континента президентов и правительств, стоящих на левоцентристских и леворадикальных позициях (с. 208). Автор заключает, что «латиноамериканская действительность начала ХХ1 в. убедительно показала, что "теология освобождения" трансформировала догмат об Иисусе Христе и Христос-революционер не только метафора, это - целое учение, оно онтологично и способно изменить общественное сознание, а значит - общественный строй» (с. 219).

В четвертой главе подведены итоги встрече в Гаване (в феврале 2016 г.) Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска.

И.Е. Эман

2017.02.026. МАЛИНАУСКАС АР. ОГРАНИЧЕНИЯ ПОСТНАЦИОНАЛЬНОГО ГРАЖДАНСТВА. ПРИМЕР ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

MALINAUSKAS A.R. The limitations of post-national citizenship. The case of European Union // Russian j. of political studies. - Сочи, 2016. -Vol. 3, N 1. - P. 5-17.

Ключевые слова: Евросоюз; постнациональное гражданство; космополитическое гражданство.

Исследователь из Университета Витаутаса Магнуса (Витовта Великого), специалист по политической истории Европы Андрейс Малинаускас (г. Каунас, Литва) исследует историографический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.